Прекрасный и безумный мир Кусамы

Документальный фильм «Кусама. Бесконечные миры» американского режиссера Хезер Ленц можно было увидеть на экранах кинотеатров в 10 российских городах, включая Санкт-Петербург. Картина познакомила российских зрителей с творчеством и жизнью самой продаваемой в мире художницы, ставшей настоящей легендой при своей долгой и непростой жизни, — японки Яеи Кусама. Она — универсал, создающий живописные и скульптурные работы, коллажи, перфомансы, инсталляции, а также поэтесса, писатель и дизайнер одежды. Сама себя она когда-то назвала «навязчивым художником»...

Кусама,

Искусствоведение относит этот уникальный персонаж и к поп-арту, в котором она, будучи женщиной и азиаткой, словно бросила вызов таким западным мастерам, как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, и к специфическому течению арт-брют.

Кусама

Этот термин — от французского Art Brut, то есть — «грубое, необработанное, неограненное искусство» — обозначает творчество непрофессиональных мастеров, относящихся в той или иной степени к маргинальным слоям общества и работающих вне культурных и академических правил, подчиняющихся только своим внутренним установкам и порывам.

Кусама

Яеи Кусама является именно таким художником — ее образование ограничивается годом обучения в Школе искусств и ремесел в Киото, где она изучала классическую японскую живопись «нихонга» — жанр, возникший во времена Мейдзи (1868-1912 годы) и подчиненный старинным традициям японского изобразительного искусства.

Кусама

А дальнейшим продвижением своего творчества она обязана не только своему таланту, но и условиям своего времени, когда принадлежность к женскому полу, восточное происхождение и психическое расстройство могло сделать человека либо изгоем либо баловнем судьбы.

Кусама

Об этом повествует фильм — о судьбе человека, который, проведя сорок лет в психиатрической лечебнице, все эти годы продолжает заниматься искусством.

Кусама

Более того — Кусама является одним из лидеров революционного авангарда, автором самой дорогой работы, проданной ныне живущим художником-женщиной (работа из серии «Сети бесконечности» была продана в 2008 году на аукционе Christie’s за $5,1 млн) и лауреатом Императорской премии в 2006 году.

Кусама

Это — высокая награда, которую в Японии вручают деятелям искусства за достижения, способствующие обогащению и обновлению международных связей и мировой культуры.

Кусама

Документально кино о Кусаме основано на мыслях и воспоминаниях самой художницы, поделившейся ощущениями от творчества и депрессии, ее современников и ценителей, биографических фактах и кадрах хроники.

Кусама

Яеи Кусама родилась в 1929 году в городе Мацумото. Уже в детстве у нее начались галлюцинации и суицидальные мысли, что усугублялось авторитарным воспитанием ее матери.

Кусама

Она начала заниматься рисованием по рекомендации психиатра, чтобы успокоить расстроившиеся нервы, но затем обнаружила в этом свое призвание.

Кусама

Позже юной художнице повезло встретить людей, которые помогли ей в развитии, среди них — художник-абстракционист Джорджия О’Кифф, арт-дилер Эдит Хальперт, скульптор и режиссер Джозеф Корнелл.

Кусама

С 1957 года Кусама жила и работала в США, где чутко улавливала настроения общества и их отражение в культуре — антивоенные протесты, сексуальная революция, женская эмансипация, сближение стран и народов.

Кусама

Экран выразительно отображает сумасбродную панораму эпохи. Акции в Центральном парке и на Бруклинском мосту, перфомансы в Музее современного искусства в Нью-Йорке, агрессивный дизайн лестниц, обуви и мебели, фирменный экстравагантный узор на обнаженных телах участников акций, участие в экспозиции международной групповой выставки Nul (Zero) в музее Стеделик в Амстердаме, где Кусама была единственной женщиной…

Кусама

Все это сделало художницу популярной, но не приносило в то время коммерческого успеха. И в 1973 году, когда ее болезнь стала прогрессировать, она вернулась на родину, и до конца 1980-х годов на Западе о ней практически не вспоминали.

Кусама

Второе дыхание Кусамы открылось после участия в международных ретроспективах в начале 1990-х годов и в Венецианской биеннале 1993 года, где она представляла Японию.

Кусама

Работы художницы соседствовали в совместных экспозициях с произведениями таких классиков поп-арта, как Энди Уорхол, Клас Олденбург, Джаспер Джонс.

Кусама

При этом Яеи Кусама с 1970-х годов и по сей день продолжает жить в психиатрической больнице и работает в студии, которая расположена неподалеку.

Кусама

Фирменные черты творчества Кусамы — рисунок в горошек, угловатые выступы, сетчатая структура, — напрямую связаны с ее восприятием мира и несомненно создают угрожающую атмосферу, которая подчас обостряется благодаря ярким краскам.

Кусама

Их художница также очень любит, в том числе — в собственных костюмах и париках. В ее работах преобладают агрессивные сочетания цветов и формы: красный и белый в ее легендарном узоре выглядят как расплескавшаяся кровь, и даже в инсталляциях, призванных быть жизнерадостными, вроде комнаты, оклеенной разноцветными кружочками, проглядывает что-то тревожное и жуткое.

Кусама

Словно за изначальной белизной мебели, стен и предметов, по которой Кусама разливает свое видение мира, прячется само ее спутанное сознание, превратившееся в маркетинговую изюминку, но не переставшее быть тяжелой болезнью.

Кусама

Но помимо акций протестов и эпатажного абстракционизма, Кусама также нередко обращается к таким образам, как флора и фауна — тыквы, грибы, странные растения, плавающие рыбки, море, предметы женской одежды и аксессуары, изящные элементы обихода.

Кусама

Примечательно, что фильм приводит слова художницы о том, что ей хотелось бы с помощью искусства сделать мир спокойнее, хотя вся ее деятельность основана на тревогах и метаниях как внутри себя, так и в окружающем мире.

Кусама

«Кусама: бесконечные миры» — это не первая картина о японской художнице. В 1968 году вышел короткометражный фильм Джуда Йелкута Kusama’s Self-Obliteration («Самоуничтожение Кусамы»), в котором художница снялась в роли самой себя.

Кусама

Местом действия стал Вудсток, колония хиппи недалеко от Нью-Йорке, где также проходил одноименный рок-фестиваль. Картину тепло приняли на международных кинофестивалях.

Кусама

Современный фильм является участником конкурсной программы фестиваля независимого кино Sundance в Парк-сити (штат Юта, США), имеет высокие оценки от National Post, Pov Magazine, The New York Times и других авторитетных изданий.

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

1 октября 2018.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены организаторами проката фильма.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.