Прекрасный и безумный мир Кусамы

Документальный фильм «Кусама. Бесконечные миры» американского режиссера Хезер Ленц можно было увидеть на экранах кинотеатров в 10 российских городах, включая Санкт-Петербург. Картина познакомила российских зрителей с творчеством и жизнью самой продаваемой в мире художницы, ставшей настоящей легендой при своей долгой и непростой жизни, — японки Яеи Кусама. Она — универсал, создающий живописные и скульптурные работы, коллажи, перфомансы, инсталляции, а также поэтесса, писатель и дизайнер одежды. Сама себя она когда-то назвала «навязчивым художником»...

Кусама,

Искусствоведение относит этот уникальный персонаж и к поп-арту, в котором она, будучи женщиной и азиаткой, словно бросила вызов таким западным мастерам, как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, и к специфическому течению арт-брют.

Кусама

Этот термин — от французского Art Brut, то есть — «грубое, необработанное, неограненное искусство» — обозначает творчество непрофессиональных мастеров, относящихся в той или иной степени к маргинальным слоям общества и работающих вне культурных и академических правил, подчиняющихся только своим внутренним установкам и порывам.

Кусама

Яеи Кусама является именно таким художником — ее образование ограничивается годом обучения в Школе искусств и ремесел в Киото, где она изучала классическую японскую живопись «нихонга» — жанр, возникший во времена Мейдзи (1868-1912 годы) и подчиненный старинным традициям японского изобразительного искусства.

Кусама

А дальнейшим продвижением своего творчества она обязана не только своему таланту, но и условиям своего времени, когда принадлежность к женскому полу, восточное происхождение и психическое расстройство могло сделать человека либо изгоем либо баловнем судьбы.

Кусама

Об этом повествует фильм — о судьбе человека, который, проведя сорок лет в психиатрической лечебнице, все эти годы продолжает заниматься искусством.

Кусама

Более того — Кусама является одним из лидеров революционного авангарда, автором самой дорогой работы, проданной ныне живущим художником-женщиной (работа из серии «Сети бесконечности» была продана в 2008 году на аукционе Christie’s за $5,1 млн) и лауреатом Императорской премии в 2006 году.

Кусама

Это — высокая награда, которую в Японии вручают деятелям искусства за достижения, способствующие обогащению и обновлению международных связей и мировой культуры.

Кусама

Документально кино о Кусаме основано на мыслях и воспоминаниях самой художницы, поделившейся ощущениями от творчества и депрессии, ее современников и ценителей, биографических фактах и кадрах хроники.

Кусама

Яеи Кусама родилась в 1929 году в городе Мацумото. Уже в детстве у нее начались галлюцинации и суицидальные мысли, что усугублялось авторитарным воспитанием ее матери.

Кусама

Она начала заниматься рисованием по рекомендации психиатра, чтобы успокоить расстроившиеся нервы, но затем обнаружила в этом свое призвание.

Кусама

Позже юной художнице повезло встретить людей, которые помогли ей в развитии, среди них — художник-абстракционист Джорджия О’Кифф, арт-дилер Эдит Хальперт, скульптор и режиссер Джозеф Корнелл.

Кусама

С 1957 года Кусама жила и работала в США, где чутко улавливала настроения общества и их отражение в культуре — антивоенные протесты, сексуальная революция, женская эмансипация, сближение стран и народов.

Кусама

Экран выразительно отображает сумасбродную панораму эпохи. Акции в Центральном парке и на Бруклинском мосту, перфомансы в Музее современного искусства в Нью-Йорке, агрессивный дизайн лестниц, обуви и мебели, фирменный экстравагантный узор на обнаженных телах участников акций, участие в экспозиции международной групповой выставки Nul (Zero) в музее Стеделик в Амстердаме, где Кусама была единственной женщиной…

Кусама

Все это сделало художницу популярной, но не приносило в то время коммерческого успеха. И в 1973 году, когда ее болезнь стала прогрессировать, она вернулась на родину, и до конца 1980-х годов на Западе о ней практически не вспоминали.

Кусама

Второе дыхание Кусамы открылось после участия в международных ретроспективах в начале 1990-х годов и в Венецианской биеннале 1993 года, где она представляла Японию.

Кусама

Работы художницы соседствовали в совместных экспозициях с произведениями таких классиков поп-арта, как Энди Уорхол, Клас Олденбург, Джаспер Джонс.

Кусама

При этом Яеи Кусама с 1970-х годов и по сей день продолжает жить в психиатрической больнице и работает в студии, которая расположена неподалеку.

Кусама

Фирменные черты творчества Кусамы — рисунок в горошек, угловатые выступы, сетчатая структура, — напрямую связаны с ее восприятием мира и несомненно создают угрожающую атмосферу, которая подчас обостряется благодаря ярким краскам.

Кусама

Их художница также очень любит, в том числе — в собственных костюмах и париках. В ее работах преобладают агрессивные сочетания цветов и формы: красный и белый в ее легендарном узоре выглядят как расплескавшаяся кровь, и даже в инсталляциях, призванных быть жизнерадостными, вроде комнаты, оклеенной разноцветными кружочками, проглядывает что-то тревожное и жуткое.

Кусама

Словно за изначальной белизной мебели, стен и предметов, по которой Кусама разливает свое видение мира, прячется само ее спутанное сознание, превратившееся в маркетинговую изюминку, но не переставшее быть тяжелой болезнью.

Кусама

Но помимо акций протестов и эпатажного абстракционизма, Кусама также нередко обращается к таким образам, как флора и фауна — тыквы, грибы, странные растения, плавающие рыбки, море, предметы женской одежды и аксессуары, изящные элементы обихода.

Кусама

Примечательно, что фильм приводит слова художницы о том, что ей хотелось бы с помощью искусства сделать мир спокойнее, хотя вся ее деятельность основана на тревогах и метаниях как внутри себя, так и в окружающем мире.

Кусама

«Кусама: бесконечные миры» — это не первая картина о японской художнице. В 1968 году вышел короткометражный фильм Джуда Йелкута Kusama’s Self-Obliteration («Самоуничтожение Кусамы»), в котором художница снялась в роли самой себя.

Кусама

Местом действия стал Вудсток, колония хиппи недалеко от Нью-Йорке, где также проходил одноименный рок-фестиваль. Картину тепло приняли на международных кинофестивалях.

Кусама

Современный фильм является участником конкурсной программы фестиваля независимого кино Sundance в Парк-сити (штат Юта, США), имеет высокие оценки от National Post, Pov Magazine, The New York Times и других авторитетных изданий.

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

1 октября 2018.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены организаторами проката фильма.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.