Прекрасный и безумный мир Кусамы

Документальный фильм «Кусама. Бесконечные миры» американского режиссера Хезер Ленц можно было увидеть на экранах кинотеатров в 10 российских городах, включая Санкт-Петербург. Картина познакомила российских зрителей с творчеством и жизнью самой продаваемой в мире художницы, ставшей настоящей легендой при своей долгой и непростой жизни, — японки Яеи Кусама. Она — универсал, создающий живописные и скульптурные работы, коллажи, перфомансы, инсталляции, а также поэтесса, писатель и дизайнер одежды. Сама себя она когда-то назвала «навязчивым художником»...

Кусама,

Искусствоведение относит этот уникальный персонаж и к поп-арту, в котором она, будучи женщиной и азиаткой, словно бросила вызов таким западным мастерам, как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, и к специфическому течению арт-брют.

Кусама

Этот термин — от французского Art Brut, то есть — «грубое, необработанное, неограненное искусство» — обозначает творчество непрофессиональных мастеров, относящихся в той или иной степени к маргинальным слоям общества и работающих вне культурных и академических правил, подчиняющихся только своим внутренним установкам и порывам.

Кусама

Яеи Кусама является именно таким художником — ее образование ограничивается годом обучения в Школе искусств и ремесел в Киото, где она изучала классическую японскую живопись «нихонга» — жанр, возникший во времена Мейдзи (1868-1912 годы) и подчиненный старинным традициям японского изобразительного искусства.

Кусама

А дальнейшим продвижением своего творчества она обязана не только своему таланту, но и условиям своего времени, когда принадлежность к женскому полу, восточное происхождение и психическое расстройство могло сделать человека либо изгоем либо баловнем судьбы.

Кусама

Об этом повествует фильм — о судьбе человека, который, проведя сорок лет в психиатрической лечебнице, все эти годы продолжает заниматься искусством.

Кусама

Более того — Кусама является одним из лидеров революционного авангарда, автором самой дорогой работы, проданной ныне живущим художником-женщиной (работа из серии «Сети бесконечности» была продана в 2008 году на аукционе Christie’s за $5,1 млн) и лауреатом Императорской премии в 2006 году.

Кусама

Это — высокая награда, которую в Японии вручают деятелям искусства за достижения, способствующие обогащению и обновлению международных связей и мировой культуры.

Кусама

Документально кино о Кусаме основано на мыслях и воспоминаниях самой художницы, поделившейся ощущениями от творчества и депрессии, ее современников и ценителей, биографических фактах и кадрах хроники.

Кусама

Яеи Кусама родилась в 1929 году в городе Мацумото. Уже в детстве у нее начались галлюцинации и суицидальные мысли, что усугублялось авторитарным воспитанием ее матери.

Кусама

Она начала заниматься рисованием по рекомендации психиатра, чтобы успокоить расстроившиеся нервы, но затем обнаружила в этом свое призвание.

Кусама

Позже юной художнице повезло встретить людей, которые помогли ей в развитии, среди них — художник-абстракционист Джорджия О’Кифф, арт-дилер Эдит Хальперт, скульптор и режиссер Джозеф Корнелл.

Кусама

С 1957 года Кусама жила и работала в США, где чутко улавливала настроения общества и их отражение в культуре — антивоенные протесты, сексуальная революция, женская эмансипация, сближение стран и народов.

Кусама

Экран выразительно отображает сумасбродную панораму эпохи. Акции в Центральном парке и на Бруклинском мосту, перфомансы в Музее современного искусства в Нью-Йорке, агрессивный дизайн лестниц, обуви и мебели, фирменный экстравагантный узор на обнаженных телах участников акций, участие в экспозиции международной групповой выставки Nul (Zero) в музее Стеделик в Амстердаме, где Кусама была единственной женщиной…

Кусама

Все это сделало художницу популярной, но не приносило в то время коммерческого успеха. И в 1973 году, когда ее болезнь стала прогрессировать, она вернулась на родину, и до конца 1980-х годов на Западе о ней практически не вспоминали.

Кусама

Второе дыхание Кусамы открылось после участия в международных ретроспективах в начале 1990-х годов и в Венецианской биеннале 1993 года, где она представляла Японию.

Кусама

Работы художницы соседствовали в совместных экспозициях с произведениями таких классиков поп-арта, как Энди Уорхол, Клас Олденбург, Джаспер Джонс.

Кусама

При этом Яеи Кусама с 1970-х годов и по сей день продолжает жить в психиатрической больнице и работает в студии, которая расположена неподалеку.

Кусама

Фирменные черты творчества Кусамы — рисунок в горошек, угловатые выступы, сетчатая структура, — напрямую связаны с ее восприятием мира и несомненно создают угрожающую атмосферу, которая подчас обостряется благодаря ярким краскам.

Кусама

Их художница также очень любит, в том числе — в собственных костюмах и париках. В ее работах преобладают агрессивные сочетания цветов и формы: красный и белый в ее легендарном узоре выглядят как расплескавшаяся кровь, и даже в инсталляциях, призванных быть жизнерадостными, вроде комнаты, оклеенной разноцветными кружочками, проглядывает что-то тревожное и жуткое.

Кусама

Словно за изначальной белизной мебели, стен и предметов, по которой Кусама разливает свое видение мира, прячется само ее спутанное сознание, превратившееся в маркетинговую изюминку, но не переставшее быть тяжелой болезнью.

Кусама

Но помимо акций протестов и эпатажного абстракционизма, Кусама также нередко обращается к таким образам, как флора и фауна — тыквы, грибы, странные растения, плавающие рыбки, море, предметы женской одежды и аксессуары, изящные элементы обихода.

Кусама

Примечательно, что фильм приводит слова художницы о том, что ей хотелось бы с помощью искусства сделать мир спокойнее, хотя вся ее деятельность основана на тревогах и метаниях как внутри себя, так и в окружающем мире.

Кусама

«Кусама: бесконечные миры» — это не первая картина о японской художнице. В 1968 году вышел короткометражный фильм Джуда Йелкута Kusama’s Self-Obliteration («Самоуничтожение Кусамы»), в котором художница снялась в роли самой себя.

Кусама

Местом действия стал Вудсток, колония хиппи недалеко от Нью-Йорке, где также проходил одноименный рок-фестиваль. Картину тепло приняли на международных кинофестивалях.

Кусама

Современный фильм является участником конкурсной программы фестиваля независимого кино Sundance в Парк-сити (штат Юта, США), имеет высокие оценки от National Post, Pov Magazine, The New York Times и других авторитетных изданий.

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

1 октября 2018.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены организаторами проката фильма.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.