Прекрасный и безумный мир Кусамы

Документальный фильм «Кусама. Бесконечные миры» американского режиссера Хезер Ленц можно было увидеть на экранах кинотеатров в 10 российских городах, включая Санкт-Петербург. Картина познакомила российских зрителей с творчеством и жизнью самой продаваемой в мире художницы, ставшей настоящей легендой при своей долгой и непростой жизни, — японки Яеи Кусама. Она — универсал, создающий живописные и скульптурные работы, коллажи, перфомансы, инсталляции, а также поэтесса, писатель и дизайнер одежды. Сама себя она когда-то назвала «навязчивым художником»...

Кусама,

Искусствоведение относит этот уникальный персонаж и к поп-арту, в котором она, будучи женщиной и азиаткой, словно бросила вызов таким западным мастерам, как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, и к специфическому течению арт-брют.

Кусама

Этот термин — от французского Art Brut, то есть — «грубое, необработанное, неограненное искусство» — обозначает творчество непрофессиональных мастеров, относящихся в той или иной степени к маргинальным слоям общества и работающих вне культурных и академических правил, подчиняющихся только своим внутренним установкам и порывам.

Кусама

Яеи Кусама является именно таким художником — ее образование ограничивается годом обучения в Школе искусств и ремесел в Киото, где она изучала классическую японскую живопись «нихонга» — жанр, возникший во времена Мейдзи (1868-1912 годы) и подчиненный старинным традициям японского изобразительного искусства.

Кусама

А дальнейшим продвижением своего творчества она обязана не только своему таланту, но и условиям своего времени, когда принадлежность к женскому полу, восточное происхождение и психическое расстройство могло сделать человека либо изгоем либо баловнем судьбы.

Кусама

Об этом повествует фильм — о судьбе человека, который, проведя сорок лет в психиатрической лечебнице, все эти годы продолжает заниматься искусством.

Кусама

Более того — Кусама является одним из лидеров революционного авангарда, автором самой дорогой работы, проданной ныне живущим художником-женщиной (работа из серии «Сети бесконечности» была продана в 2008 году на аукционе Christie’s за $5,1 млн) и лауреатом Императорской премии в 2006 году.

Кусама

Это — высокая награда, которую в Японии вручают деятелям искусства за достижения, способствующие обогащению и обновлению международных связей и мировой культуры.

Кусама

Документально кино о Кусаме основано на мыслях и воспоминаниях самой художницы, поделившейся ощущениями от творчества и депрессии, ее современников и ценителей, биографических фактах и кадрах хроники.

Кусама

Яеи Кусама родилась в 1929 году в городе Мацумото. Уже в детстве у нее начались галлюцинации и суицидальные мысли, что усугублялось авторитарным воспитанием ее матери.

Кусама

Она начала заниматься рисованием по рекомендации психиатра, чтобы успокоить расстроившиеся нервы, но затем обнаружила в этом свое призвание.

Кусама

Позже юной художнице повезло встретить людей, которые помогли ей в развитии, среди них — художник-абстракционист Джорджия О’Кифф, арт-дилер Эдит Хальперт, скульптор и режиссер Джозеф Корнелл.

Кусама

С 1957 года Кусама жила и работала в США, где чутко улавливала настроения общества и их отражение в культуре — антивоенные протесты, сексуальная революция, женская эмансипация, сближение стран и народов.

Кусама

Экран выразительно отображает сумасбродную панораму эпохи. Акции в Центральном парке и на Бруклинском мосту, перфомансы в Музее современного искусства в Нью-Йорке, агрессивный дизайн лестниц, обуви и мебели, фирменный экстравагантный узор на обнаженных телах участников акций, участие в экспозиции международной групповой выставки Nul (Zero) в музее Стеделик в Амстердаме, где Кусама была единственной женщиной…

Кусама

Все это сделало художницу популярной, но не приносило в то время коммерческого успеха. И в 1973 году, когда ее болезнь стала прогрессировать, она вернулась на родину, и до конца 1980-х годов на Западе о ней практически не вспоминали.

Кусама

Второе дыхание Кусамы открылось после участия в международных ретроспективах в начале 1990-х годов и в Венецианской биеннале 1993 года, где она представляла Японию.

Кусама

Работы художницы соседствовали в совместных экспозициях с произведениями таких классиков поп-арта, как Энди Уорхол, Клас Олденбург, Джаспер Джонс.

Кусама

При этом Яеи Кусама с 1970-х годов и по сей день продолжает жить в психиатрической больнице и работает в студии, которая расположена неподалеку.

Кусама

Фирменные черты творчества Кусамы — рисунок в горошек, угловатые выступы, сетчатая структура, — напрямую связаны с ее восприятием мира и несомненно создают угрожающую атмосферу, которая подчас обостряется благодаря ярким краскам.

Кусама

Их художница также очень любит, в том числе — в собственных костюмах и париках. В ее работах преобладают агрессивные сочетания цветов и формы: красный и белый в ее легендарном узоре выглядят как расплескавшаяся кровь, и даже в инсталляциях, призванных быть жизнерадостными, вроде комнаты, оклеенной разноцветными кружочками, проглядывает что-то тревожное и жуткое.

Кусама

Словно за изначальной белизной мебели, стен и предметов, по которой Кусама разливает свое видение мира, прячется само ее спутанное сознание, превратившееся в маркетинговую изюминку, но не переставшее быть тяжелой болезнью.

Кусама

Но помимо акций протестов и эпатажного абстракционизма, Кусама также нередко обращается к таким образам, как флора и фауна — тыквы, грибы, странные растения, плавающие рыбки, море, предметы женской одежды и аксессуары, изящные элементы обихода.

Кусама

Примечательно, что фильм приводит слова художницы о том, что ей хотелось бы с помощью искусства сделать мир спокойнее, хотя вся ее деятельность основана на тревогах и метаниях как внутри себя, так и в окружающем мире.

Кусама

«Кусама: бесконечные миры» — это не первая картина о японской художнице. В 1968 году вышел короткометражный фильм Джуда Йелкута Kusama’s Self-Obliteration («Самоуничтожение Кусамы»), в котором художница снялась в роли самой себя.

Кусама

Местом действия стал Вудсток, колония хиппи недалеко от Нью-Йорке, где также проходил одноименный рок-фестиваль. Картину тепло приняли на международных кинофестивалях.

Кусама

Современный фильм является участником конкурсной программы фестиваля независимого кино Sundance в Парк-сити (штат Юта, США), имеет высокие оценки от National Post, Pov Magazine, The New York Times и других авторитетных изданий.

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

1 октября 2018.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены организаторами проката фильма.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.