Посвящение посвящению: арт-марафон «Кифер и Хлебников» в Главном штабе

Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» в Николаевском зале Эрмитажа является посвящением крупнейшего современного немецкого художника великому русскому поэту-футуристу, философу и экспериментатору словотворчества. Арт-марафон, прошедший в минувшие выходные в Главном Штабе, стал кульминацией публичной и образовательной программы к открывшейся 30 мая экспозиции.

Главный Штаб

Большая и насыщенная программа арт-марафона началась в 18:00 субботы, 1 июля, а закончилась в три часа ночи 2 июля. Марафонцам пришлось нелегко — не все дотянули до финиша…

К вечеру у входа в Главный Штаб собралось довольно много народу: внутрь не пускала бдительная охрана, видимо, унаследовавшая грозный вид и зычный голос от бывших обитателей величественного здания напротив Зимнего дворца.

Люди допускались внутрь по спискам с досмотром сумок и карманов. Чтобы попасть в ряды допущенных, надо было заранее зарегистрироваться на интернет-страничке арт-марафона.

Главный Штаб

Под сводами Атриума ночь Кифера и Хлебникова открыли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Дмитрий Озерков.

Дмитрий Озерков, Михаил Пиотровский

Директор самого известного петербургского музея был, как всегда, лаконичен. «Кифер — мой любимый современный художник, а Хлебников — мой любимый поэт. Поэтому я очень рад, что выставка получилась успешной и красивой… Я также очень рад, что мы все сегодня здесь собрались, что вижу много прекрасных лиц… Благодаря полотнам Кифера Николаевский зал хорошо заиграл — благодаря свету, который сначала идет на потолок, а потом — на картины. Только теперь открылись и стали хорошо видны его великолепные капители», — рассказал Михаил Пиотровский.

Главный Штаб

Посвящение Хлебникову — одна из экспозиций, которая вписалась в серию выставок, приуроченных к 100-летию Октябрьской революции. Тем более что, по словам директора Эрмитажа, поэт и сам был революционером в словотворчестве.

Помимо выставки Кифера, в связи со столетием октябрьского переворота, Эрмитаж порадует экспозицией «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году» (с 26 октября). А в марте завершила работу выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX веков».

Главный Штаб

Кроме того, стоим упомянуть еще две экспозиции: «1917. Романовы и революция. Конец империи» и «Эйзенштейн. Октябрь в Зимнем». Таким образом, пояснил Михаил Пиотровский, Эрмитаж старается «показать историю и искусство в разных ракурсах».

Ансельм Кифер и Велимир Хлебников удостоились отдельного, как выразился Дмитрий Озерков, «длинного и долгого ночного разговора». Арт-марафон в честь этих двух художников состоял из многообразных творческих акций: дискуссий, перформансов, лекций, выставочных проектов, живых музыкальных выступлений, кинопоказов.

Главный Штаб

Например, ярчайшим музыкальным монологом отметился Владимир Волков — контрабасист, композитор, продюсер, участник проектов широчайшего спектра: от этноджазовых до авант-роковых. Он выступал с Сергеем Курехиным, Вячеславом Гайворонским, Андреем Кондаковым, Владимиром Тарасовым, Аркадием Шилклопером, Игорем Бутманом, Пятрасом Вишняускасом, Томашем Станько, Недом Ротенбергом, Казутоки Умецу, Молой Силой, Саинхо Намчылак.

Главный Штаб

Владимир Волков входит в состав группы «АукцЫон», сотрудничает с Леонидом Федоровым и исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным, руководит собственным проектом «ВолковТрио». Его можно было услышать вечером 2 июля в саду Фонтанного дома, где проходит джазовый фестиваль «Бродский Drive».

Главный Штаб

В Атриуме Главного штаба музыкант импровизировал на контрабасе и рояле одновременно, используя специальную аппаратуру. Выступление-медитация стало музыкальным воплощением живописных полотен, звучащих порой нервно и неприятно, но иногда поющих мягким контральто, как и контрабас виртуоза.

Главный Штаб

Как заявил в своей яркой лекции профессор Факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Чечот, тональность картин Кифера — «это тихий голос, вкрадчивое движение, за которым чувствуется железная воля и расчет». Экспозиция этого художника — красивый спектакль, поставленный посредством картин.

Главный Штаб

«И Кифер, и Хлебников — это суперприсутствие. Это призыв присутствовать во времени и пространстве такими, какие вы есть, на полную катушку, не взирая ни на что», — заявил Иван Чечот.

И, собственно, этот призыв универсален. Выставка Ансельма Кифера открыта до 3 сентября. Присутствуйте!

Главный Штаб

3 июля 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.