Посвящение посвящению: арт-марафон «Кифер и Хлебников» в Главном штабе

Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» в Николаевском зале Эрмитажа является посвящением крупнейшего современного немецкого художника великому русскому поэту-футуристу, философу и экспериментатору словотворчества. Арт-марафон, прошедший в минувшие выходные в Главном Штабе, стал кульминацией публичной и образовательной программы к открывшейся 30 мая экспозиции.

Главный Штаб

Большая и насыщенная программа арт-марафона началась в 18:00 субботы, 1 июля, а закончилась в три часа ночи 2 июля. Марафонцам пришлось нелегко — не все дотянули до финиша…

К вечеру у входа в Главный Штаб собралось довольно много народу: внутрь не пускала бдительная охрана, видимо, унаследовавшая грозный вид и зычный голос от бывших обитателей величественного здания напротив Зимнего дворца.

Люди допускались внутрь по спискам с досмотром сумок и карманов. Чтобы попасть в ряды допущенных, надо было заранее зарегистрироваться на интернет-страничке арт-марафона.

Главный Штаб

Под сводами Атриума ночь Кифера и Хлебникова открыли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Дмитрий Озерков.

Дмитрий Озерков, Михаил Пиотровский

Директор самого известного петербургского музея был, как всегда, лаконичен. «Кифер — мой любимый современный художник, а Хлебников — мой любимый поэт. Поэтому я очень рад, что выставка получилась успешной и красивой… Я также очень рад, что мы все сегодня здесь собрались, что вижу много прекрасных лиц… Благодаря полотнам Кифера Николаевский зал хорошо заиграл — благодаря свету, который сначала идет на потолок, а потом — на картины. Только теперь открылись и стали хорошо видны его великолепные капители», — рассказал Михаил Пиотровский.

Главный Штаб

Посвящение Хлебникову — одна из экспозиций, которая вписалась в серию выставок, приуроченных к 100-летию Октябрьской революции. Тем более что, по словам директора Эрмитажа, поэт и сам был революционером в словотворчестве.

Помимо выставки Кифера, в связи со столетием октябрьского переворота, Эрмитаж порадует экспозицией «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году» (с 26 октября). А в марте завершила работу выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX веков».

Главный Штаб

Кроме того, стоим упомянуть еще две экспозиции: «1917. Романовы и революция. Конец империи» и «Эйзенштейн. Октябрь в Зимнем». Таким образом, пояснил Михаил Пиотровский, Эрмитаж старается «показать историю и искусство в разных ракурсах».

Ансельм Кифер и Велимир Хлебников удостоились отдельного, как выразился Дмитрий Озерков, «длинного и долгого ночного разговора». Арт-марафон в честь этих двух художников состоял из многообразных творческих акций: дискуссий, перформансов, лекций, выставочных проектов, живых музыкальных выступлений, кинопоказов.

Главный Штаб

Например, ярчайшим музыкальным монологом отметился Владимир Волков — контрабасист, композитор, продюсер, участник проектов широчайшего спектра: от этноджазовых до авант-роковых. Он выступал с Сергеем Курехиным, Вячеславом Гайворонским, Андреем Кондаковым, Владимиром Тарасовым, Аркадием Шилклопером, Игорем Бутманом, Пятрасом Вишняускасом, Томашем Станько, Недом Ротенбергом, Казутоки Умецу, Молой Силой, Саинхо Намчылак.

Главный Штаб

Владимир Волков входит в состав группы «АукцЫон», сотрудничает с Леонидом Федоровым и исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным, руководит собственным проектом «ВолковТрио». Его можно было услышать вечером 2 июля в саду Фонтанного дома, где проходит джазовый фестиваль «Бродский Drive».

Главный Штаб

В Атриуме Главного штаба музыкант импровизировал на контрабасе и рояле одновременно, используя специальную аппаратуру. Выступление-медитация стало музыкальным воплощением живописных полотен, звучащих порой нервно и неприятно, но иногда поющих мягким контральто, как и контрабас виртуоза.

Главный Штаб

Как заявил в своей яркой лекции профессор Факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Чечот, тональность картин Кифера — «это тихий голос, вкрадчивое движение, за которым чувствуется железная воля и расчет». Экспозиция этого художника — красивый спектакль, поставленный посредством картин.

Главный Штаб

«И Кифер, и Хлебников — это суперприсутствие. Это призыв присутствовать во времени и пространстве такими, какие вы есть, на полную катушку, не взирая ни на что», — заявил Иван Чечот.

И, собственно, этот призыв универсален. Выставка Ансельма Кифера открыта до 3 сентября. Присутствуйте!

Главный Штаб

3 июля 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.