Посвящение посвящению: арт-марафон «Кифер и Хлебников» в Главном штабе

Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» в Николаевском зале Эрмитажа является посвящением крупнейшего современного немецкого художника великому русскому поэту-футуристу, философу и экспериментатору словотворчества. Арт-марафон, прошедший в минувшие выходные в Главном Штабе, стал кульминацией публичной и образовательной программы к открывшейся 30 мая экспозиции.

Главный Штаб

Большая и насыщенная программа арт-марафона началась в 18:00 субботы, 1 июля, а закончилась в три часа ночи 2 июля. Марафонцам пришлось нелегко — не все дотянули до финиша…

К вечеру у входа в Главный Штаб собралось довольно много народу: внутрь не пускала бдительная охрана, видимо, унаследовавшая грозный вид и зычный голос от бывших обитателей величественного здания напротив Зимнего дворца.

Люди допускались внутрь по спискам с досмотром сумок и карманов. Чтобы попасть в ряды допущенных, надо было заранее зарегистрироваться на интернет-страничке арт-марафона.

Главный Штаб

Под сводами Атриума ночь Кифера и Хлебникова открыли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Дмитрий Озерков.

Дмитрий Озерков, Михаил Пиотровский

Директор самого известного петербургского музея был, как всегда, лаконичен. «Кифер — мой любимый современный художник, а Хлебников — мой любимый поэт. Поэтому я очень рад, что выставка получилась успешной и красивой… Я также очень рад, что мы все сегодня здесь собрались, что вижу много прекрасных лиц… Благодаря полотнам Кифера Николаевский зал хорошо заиграл — благодаря свету, который сначала идет на потолок, а потом — на картины. Только теперь открылись и стали хорошо видны его великолепные капители», — рассказал Михаил Пиотровский.

Главный Штаб

Посвящение Хлебникову — одна из экспозиций, которая вписалась в серию выставок, приуроченных к 100-летию Октябрьской революции. Тем более что, по словам директора Эрмитажа, поэт и сам был революционером в словотворчестве.

Помимо выставки Кифера, в связи со столетием октябрьского переворота, Эрмитаж порадует экспозицией «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году» (с 26 октября). А в марте завершила работу выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX веков».

Главный Штаб

Кроме того, стоим упомянуть еще две экспозиции: «1917. Романовы и революция. Конец империи» и «Эйзенштейн. Октябрь в Зимнем». Таким образом, пояснил Михаил Пиотровский, Эрмитаж старается «показать историю и искусство в разных ракурсах».

Ансельм Кифер и Велимир Хлебников удостоились отдельного, как выразился Дмитрий Озерков, «длинного и долгого ночного разговора». Арт-марафон в честь этих двух художников состоял из многообразных творческих акций: дискуссий, перформансов, лекций, выставочных проектов, живых музыкальных выступлений, кинопоказов.

Главный Штаб

Например, ярчайшим музыкальным монологом отметился Владимир Волков — контрабасист, композитор, продюсер, участник проектов широчайшего спектра: от этноджазовых до авант-роковых. Он выступал с Сергеем Курехиным, Вячеславом Гайворонским, Андреем Кондаковым, Владимиром Тарасовым, Аркадием Шилклопером, Игорем Бутманом, Пятрасом Вишняускасом, Томашем Станько, Недом Ротенбергом, Казутоки Умецу, Молой Силой, Саинхо Намчылак.

Главный Штаб

Владимир Волков входит в состав группы «АукцЫон», сотрудничает с Леонидом Федоровым и исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным, руководит собственным проектом «ВолковТрио». Его можно было услышать вечером 2 июля в саду Фонтанного дома, где проходит джазовый фестиваль «Бродский Drive».

Главный Штаб

В Атриуме Главного штаба музыкант импровизировал на контрабасе и рояле одновременно, используя специальную аппаратуру. Выступление-медитация стало музыкальным воплощением живописных полотен, звучащих порой нервно и неприятно, но иногда поющих мягким контральто, как и контрабас виртуоза.

Главный Штаб

Как заявил в своей яркой лекции профессор Факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Чечот, тональность картин Кифера — «это тихий голос, вкрадчивое движение, за которым чувствуется железная воля и расчет». Экспозиция этого художника — красивый спектакль, поставленный посредством картин.

Главный Штаб

«И Кифер, и Хлебников — это суперприсутствие. Это призыв присутствовать во времени и пространстве такими, какие вы есть, на полную катушку, не взирая ни на что», — заявил Иван Чечот.

И, собственно, этот призыв универсален. Выставка Ансельма Кифера открыта до 3 сентября. Присутствуйте!

Главный Штаб

3 июля 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.