Посвящение посвящению: арт-марафон «Кифер и Хлебников» в Главном штабе

Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» в Николаевском зале Эрмитажа является посвящением крупнейшего современного немецкого художника великому русскому поэту-футуристу, философу и экспериментатору словотворчества. Арт-марафон, прошедший в минувшие выходные в Главном Штабе, стал кульминацией публичной и образовательной программы к открывшейся 30 мая экспозиции.

Главный Штаб

Большая и насыщенная программа арт-марафона началась в 18:00 субботы, 1 июля, а закончилась в три часа ночи 2 июля. Марафонцам пришлось нелегко — не все дотянули до финиша…

К вечеру у входа в Главный Штаб собралось довольно много народу: внутрь не пускала бдительная охрана, видимо, унаследовавшая грозный вид и зычный голос от бывших обитателей величественного здания напротив Зимнего дворца.

Люди допускались внутрь по спискам с досмотром сумок и карманов. Чтобы попасть в ряды допущенных, надо было заранее зарегистрироваться на интернет-страничке арт-марафона.

Главный Штаб

Под сводами Атриума ночь Кифера и Хлебникова открыли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Дмитрий Озерков.

Дмитрий Озерков, Михаил Пиотровский

Директор самого известного петербургского музея был, как всегда, лаконичен. «Кифер — мой любимый современный художник, а Хлебников — мой любимый поэт. Поэтому я очень рад, что выставка получилась успешной и красивой… Я также очень рад, что мы все сегодня здесь собрались, что вижу много прекрасных лиц… Благодаря полотнам Кифера Николаевский зал хорошо заиграл — благодаря свету, который сначала идет на потолок, а потом — на картины. Только теперь открылись и стали хорошо видны его великолепные капители», — рассказал Михаил Пиотровский.

Главный Штаб

Посвящение Хлебникову — одна из экспозиций, которая вписалась в серию выставок, приуроченных к 100-летию Октябрьской революции. Тем более что, по словам директора Эрмитажа, поэт и сам был революционером в словотворчестве.

Помимо выставки Кифера, в связи со столетием октябрьского переворота, Эрмитаж порадует экспозицией «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году» (с 26 октября). А в марте завершила работу выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX веков».

Главный Штаб

Кроме того, стоим упомянуть еще две экспозиции: «1917. Романовы и революция. Конец империи» и «Эйзенштейн. Октябрь в Зимнем». Таким образом, пояснил Михаил Пиотровский, Эрмитаж старается «показать историю и искусство в разных ракурсах».

Ансельм Кифер и Велимир Хлебников удостоились отдельного, как выразился Дмитрий Озерков, «длинного и долгого ночного разговора». Арт-марафон в честь этих двух художников состоял из многообразных творческих акций: дискуссий, перформансов, лекций, выставочных проектов, живых музыкальных выступлений, кинопоказов.

Главный Штаб

Например, ярчайшим музыкальным монологом отметился Владимир Волков — контрабасист, композитор, продюсер, участник проектов широчайшего спектра: от этноджазовых до авант-роковых. Он выступал с Сергеем Курехиным, Вячеславом Гайворонским, Андреем Кондаковым, Владимиром Тарасовым, Аркадием Шилклопером, Игорем Бутманом, Пятрасом Вишняускасом, Томашем Станько, Недом Ротенбергом, Казутоки Умецу, Молой Силой, Саинхо Намчылак.

Главный Штаб

Владимир Волков входит в состав группы «АукцЫон», сотрудничает с Леонидом Федоровым и исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным, руководит собственным проектом «ВолковТрио». Его можно было услышать вечером 2 июля в саду Фонтанного дома, где проходит джазовый фестиваль «Бродский Drive».

Главный Штаб

В Атриуме Главного штаба музыкант импровизировал на контрабасе и рояле одновременно, используя специальную аппаратуру. Выступление-медитация стало музыкальным воплощением живописных полотен, звучащих порой нервно и неприятно, но иногда поющих мягким контральто, как и контрабас виртуоза.

Главный Штаб

Как заявил в своей яркой лекции профессор Факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Чечот, тональность картин Кифера — «это тихий голос, вкрадчивое движение, за которым чувствуется железная воля и расчет». Экспозиция этого художника — красивый спектакль, поставленный посредством картин.

Главный Штаб

«И Кифер, и Хлебников — это суперприсутствие. Это призыв присутствовать во времени и пространстве такими, какие вы есть, на полную катушку, не взирая ни на что», — заявил Иван Чечот.

И, собственно, этот призыв универсален. Выставка Ансельма Кифера открыта до 3 сентября. Присутствуйте!

Главный Штаб

3 июля 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.