Посвящение посвящению: арт-марафон «Кифер и Хлебников» в Главном штабе

Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» в Николаевском зале Эрмитажа является посвящением крупнейшего современного немецкого художника великому русскому поэту-футуристу, философу и экспериментатору словотворчества. Арт-марафон, прошедший в минувшие выходные в Главном Штабе, стал кульминацией публичной и образовательной программы к открывшейся 30 мая экспозиции.

Главный Штаб

Большая и насыщенная программа арт-марафона началась в 18:00 субботы, 1 июля, а закончилась в три часа ночи 2 июля. Марафонцам пришлось нелегко — не все дотянули до финиша…

К вечеру у входа в Главный Штаб собралось довольно много народу: внутрь не пускала бдительная охрана, видимо, унаследовавшая грозный вид и зычный голос от бывших обитателей величественного здания напротив Зимнего дворца.

Люди допускались внутрь по спискам с досмотром сумок и карманов. Чтобы попасть в ряды допущенных, надо было заранее зарегистрироваться на интернет-страничке арт-марафона.

Главный Штаб

Под сводами Атриума ночь Кифера и Хлебникова открыли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Дмитрий Озерков.

Дмитрий Озерков, Михаил Пиотровский

Директор самого известного петербургского музея был, как всегда, лаконичен. «Кифер — мой любимый современный художник, а Хлебников — мой любимый поэт. Поэтому я очень рад, что выставка получилась успешной и красивой… Я также очень рад, что мы все сегодня здесь собрались, что вижу много прекрасных лиц… Благодаря полотнам Кифера Николаевский зал хорошо заиграл — благодаря свету, который сначала идет на потолок, а потом — на картины. Только теперь открылись и стали хорошо видны его великолепные капители», — рассказал Михаил Пиотровский.

Главный Штаб

Посвящение Хлебникову — одна из экспозиций, которая вписалась в серию выставок, приуроченных к 100-летию Октябрьской революции. Тем более что, по словам директора Эрмитажа, поэт и сам был революционером в словотворчестве.

Помимо выставки Кифера, в связи со столетием октябрьского переворота, Эрмитаж порадует экспозицией «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году» (с 26 октября). А в марте завершила работу выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX веков».

Главный Штаб

Кроме того, стоим упомянуть еще две экспозиции: «1917. Романовы и революция. Конец империи» и «Эйзенштейн. Октябрь в Зимнем». Таким образом, пояснил Михаил Пиотровский, Эрмитаж старается «показать историю и искусство в разных ракурсах».

Ансельм Кифер и Велимир Хлебников удостоились отдельного, как выразился Дмитрий Озерков, «длинного и долгого ночного разговора». Арт-марафон в честь этих двух художников состоял из многообразных творческих акций: дискуссий, перформансов, лекций, выставочных проектов, живых музыкальных выступлений, кинопоказов.

Главный Штаб

Например, ярчайшим музыкальным монологом отметился Владимир Волков — контрабасист, композитор, продюсер, участник проектов широчайшего спектра: от этноджазовых до авант-роковых. Он выступал с Сергеем Курехиным, Вячеславом Гайворонским, Андреем Кондаковым, Владимиром Тарасовым, Аркадием Шилклопером, Игорем Бутманом, Пятрасом Вишняускасом, Томашем Станько, Недом Ротенбергом, Казутоки Умецу, Молой Силой, Саинхо Намчылак.

Главный Штаб

Владимир Волков входит в состав группы «АукцЫон», сотрудничает с Леонидом Федоровым и исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным, руководит собственным проектом «ВолковТрио». Его можно было услышать вечером 2 июля в саду Фонтанного дома, где проходит джазовый фестиваль «Бродский Drive».

Главный Штаб

В Атриуме Главного штаба музыкант импровизировал на контрабасе и рояле одновременно, используя специальную аппаратуру. Выступление-медитация стало музыкальным воплощением живописных полотен, звучащих порой нервно и неприятно, но иногда поющих мягким контральто, как и контрабас виртуоза.

Главный Штаб

Как заявил в своей яркой лекции профессор Факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Чечот, тональность картин Кифера — «это тихий голос, вкрадчивое движение, за которым чувствуется железная воля и расчет». Экспозиция этого художника — красивый спектакль, поставленный посредством картин.

Главный Штаб

«И Кифер, и Хлебников — это суперприсутствие. Это призыв присутствовать во времени и пространстве такими, какие вы есть, на полную катушку, не взирая ни на что», — заявил Иван Чечот.

И, собственно, этот призыв универсален. Выставка Ансельма Кифера открыта до 3 сентября. Присутствуйте!

Главный Штаб

3 июля 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.