«Послание к человеку»: Впечатляющее начало

Кинофестиваль «Послание к человеку» в 27-й раз проходит в Северной столице, как и полагается в нашем городе, под аккомпанемент ливня. Публика на Дворцовой площади увидела, пожалуй, самый известный документальный фильм Дзиги Вертова, с изучения которого начинают первые шаги в профессии будущие кинематографисты.

Послание к человеку

Картина «Человек с киноаппаратом» была снята в 1929 году, а в 1931-м Вертов подарил копию обществу Filmiga, основанному Йорисом Ивенсом в Амстердаме. Именно эта копия была показана в Санкт-Петербурге на открытии кинофестиваля. Впервые зрителям представлена наиболее полная версия картины, отреставрированной в 2014 году голландским киноиститутом Eye, что не могло не порадовать даже профессионалов, знающих творчество Вертова наизусть.

Главная особенность восстановленной версии «Человек с киноаппаратом» — полноэкранный формат, при котором не режется изображение, до 30% которого ранее оставалось за кадром. Кроме того, фильм разделен на шесть главок — эта вариант, максимально близкий к авторском замыслу.

Послание к человеку

Второй раз увидеть картину Дзиги Вертова можно будет вечером 18 сентября, в кинотеатре «Родина». Однако там уже не будет гениального симфонического оркестра «Таврический», исполняющего музыку не менее гениального Мурада Кабардокова, известного по фильму «Франкофония» Сокурова. Кабардоков написал оркестровую пьесу специально для показа 70-минутного фильма «Человек с киноаппаратом» на открытии кинофестиваля в Санкт-Петербурге. Зато в «Родине» фильм покажут с пленки.

Впрочем, как сообщил режиссер Алексей Учитель на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, прошедшей 16 сентября в Петропавловской крепости, планируется выпустить студийную запись музыки Мурата Кабардокова на диске с фильмом. Это будет роскошный подарок киноманам.

Российская премьера восстановленного фильма Дзиги Вертова вошла в фестивальную спецпрограмму «Панорама.doc». В ней традиционно представлены наиболее яркие документальные работы, уже показанные на крупнейших международных кинофестивалях. В этом году среди них: «Сомнилоги» (Somniloques, реж. В.Паравель, Л.Кастен-Тейлор, 2016), «Без названия» (Untitled, реж. М.Главоггер, 2017), «Любители в космосе» (Amateurs in Space, реж. М.Кестнер, 2016), «Незначительный человек» (Insignificant Man, реж. Х.Ранка, В.Шукла), «Напалм» (Napalm, К.Ланцман, 2017), «Тетраграмматон» (Tetragrammaton, реж. К.Козинский, 2017).

Послание к человеку

Ведущими церемонии открытия кинофестиваля, состоявшейся 15 сентября на Дворцовой площади, стали Павел Прилучный и Агата Муцениеце. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, президент кинофестиваля Алексей Учитель, а также председатель жюри Международного конкурса, режиссер с мировым именем Арутюн Хачатрян.

Послание к человеку

Почетный приз фестиваля за вклад в искусство кино, за мужество и точность в изображении истории XX века получил великий французский режиссер-документалист Клод Ланцман. Ему же было доверено сделать полуденный выстрел с Петропавловки на следующий день, 16 сентября. Ланцман представляет в Санкт-Петербурге свой новый фильм «Напалм».

Послание к человеку

«Его премьера состоялась в Каннах в этом году. Это — личная история, связанная с путешествием режиссера в Северную Корею. Для нас огромная честь принимать Клода Ланцмана и его новую картину», — рассказал директор конкурсных программ Алексей Медведев.

Послание к человеку

В рамках церемонии открытия большой концерт на Дворцовой площади дала группа Therr Maitz, одна из главных сенсаций в российской музыке за последние несколько лет. Основатель и лидер группы Антон Беляев — музыкант, композитор, продюсер, известный российским телезрителям по участию в проекте «Голос».

Therr Maitz

«Это — замечательная идея, полностью соответствующая духу нашего фестиваля: показ картины Дзиги Вертова в сопровождении оркестра «Таврический» под руководством дирижера Михаил Голикова… Дух чего-то настоящего, истинного присутствовал на церемонии. Мы рады, что гениальный режиссер Клод Ланцман, которому в ноябре исполняется 93 года, смог приехать в Санкт-Петербург, чтобы пообщаться с коллегами и зрителями», — отметил на пресс-конференции Алексей Учитель.

Therr Maitz

Он добавил, что не так давно встречался с министром культуры Владимиром Мединским, который предложил перенести полностью фестиваль в Москву «Но мы делать этого не будем. Тем менее мы планируем более активно показывать в столице фильмы, вошедшие в фестивальные программы, и проводить встречи с режиссерами», — сообщил президент Учитель.

Послание к человеку

Кинопоказы «Послание к человеку» стартовали в субботу, 16 сентября, в кинотеатре «Великан Парк», где почти одновременно началась демонстрация фильма Международного конкурса «Шелковая кожа» канадского режиссера Дени Коте и картины известного финского режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая вошла в спецпрограмму «Кино сверхреальности».

«Международный конкурс у нас устроен уникальным образом. В нем участвуют документальные полнометражные, короткометражные, анимационные и игровые фильмы. В каждой номинации определяется свой победитель, а гран-при получает режиссер, выбранный из победителей. Это — очень обаятельная идея, когда лучший из лучших выбирается по гамбургскому счету. Так что гран-при может получить любое произведение, любого формата», — рассказал Алексей Медведев.

Послание к человеку

Из представленных на смотр фильмов он особо отметил «Гармонию» режиссера Лиды Шейниной — главную полнометражную российскую картину в Международном конкурсе. Кроме того, Медведев выделил Кирстен Джонсон с ее «Кинооператором». «Это фильм про то, как проходят съемки: все забавные и трагические происшествия, все неувязки и накладки Кирстен Джонсон вместила в один фильм. Таким образом получился потрясающий портрет профессии», — пояснил директор конкурсных программ.

«Наш кинофестиваль — это такой массированный удар хорошего, необычного и альтернативного кино», — добавил он.

Послание к человеку

Арт-директор кинофестиваля «Послание к человеку» Андрей Плахов, в свою очередь, тоже выделил несколько спецпрограмм и картин. Например, ретроспектива «Революция. Призрак бродит по экрану». «»Падение династии Романовых» 1927 года режиссера Эсфири Шуб — это пожалуй единственный фильм, который непосредственно связан с этим периодом российской истории. Дело в том, что революция продолжается все сто лет в различных формах, в различных странах, в различных культурах, приобретая самые экзотические формы. Поэтому очень интересно посмотреть на фильмы спецпрограммы с современных позиций», — пояснил он.

Вторая программа — независимое кино КНР «Китайские призраки». «В Китае киноиндустрия развивается в подцензурных условиях, и там не так просто снимать фильмы, посвященные острым социальным и политическим проблемам. Но китайские кинематографисты умудряются снимать независимое кино. В Поднебесной действительно существуют целая система независимого кинопроизводства, которая не получает никаких денег от государства. Тем не менее там появляются картины, показывающие жизнь во всем ее драматизме. И они регулярно попадают на международные кинофестивали», — рассказал арт-директор.

Андрей Плахов лично курирует программу «Кино свехреальности», в которую вошли десять прекрасных фильмов. Он особо отметил картины «Вестерн» немецкого режиссера Валески Гризебах, «120 ударов в минуту» Робена Кампийо, взявшего большой приз Канского фестиваля в этом году, и «По ту сторону надежды» финского режиссера Аки Каурисмяки, получившего приз на Берлинском кинофестивале.

«По ту сторону надежды» — фильм, в котором поднимается очень актуальная тема беженцев. О них сегодня очень много говорят и пишут. «По жанру и стилю эта картина напоминает какую-то сказку, может быть — шутку, но очень горькую шутку и печальную сказку. Каурисмяки пессимистичен, потому что понимает, куда катится современный мир. В то же время в нем есть свой стоический оптимизм, противодействующий падению мира в хаос. Человека в этом мире держит на плаву то, что мы называем словом «гуманизм». Аки Каурисмяки — один из последних гуманистов в мировом кинематографе и один из последних романтиков», — уверен Андрей Плахов.

В рамках кинофестиваля в субботу, 16 сентября, член международного жюри, китайский режиссер Чжао Лян провел мастер класс в СПбГИКиТ, а в лектории Главного Штаба философ и культуролог, профессор Университета штата Флорида (США) Драган Куюнджич прочел лекцию «Ликвификация и ликвидация музея у Сокурова и Шнурова». День завершил показ фильма Куюнджича «В Питере — петь», представляющего собой остроумный диалог с лидером группировки «Ленинград» Сергеем Шнуровым.

Послание к человеку

По словам режиссера, одна из причин, по которой ему особенно хотелось снять фильм про Шнурова, это то, что он ощущал в поэзии этого петербургского артиста очень «серьезную, высокую жилу», которая не была раскрыта в других в фильмах и интервью.

Куюнджич уверен, что в его картине зрители увидели такого Шнурова, о существовании которого они даже не подозревали: думающего человека, заядлого читателя философской литературы, проницательного интерпретатора исторических событий. «Среди вас есть великий поэт и сильный обозреватель культурных явлений – причем с невероятным чувством юмора!» — заявил режиссер.

Послание к человеку, Драган Куюнджич

Как сообщалось, специально для участия в кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербург приехал американский актер Эрик Робертс. В кинотеатре «Аврора» 20 сентября министр культуры РФ Владимир Мединский вручит артисту почетный приз фестиваля, после чего гостям церемонии будет показан фильм Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», в котором Эрик Робертс сыграл одну из главных ролей.

Эрик Робертс

В программах фестиваля — около 200 фильмов из 80 стран мира, а также лекции, выставки и мастер классы. Подробности можно найти здесь.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

18 сентября 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.