«Послание к человеку»: Впечатляющее начало

Кинофестиваль «Послание к человеку» в 27-й раз проходит в Северной столице, как и полагается в нашем городе, под аккомпанемент ливня. Публика на Дворцовой площади увидела, пожалуй, самый известный документальный фильм Дзиги Вертова, с изучения которого начинают первые шаги в профессии будущие кинематографисты.

Послание к человеку

Картина «Человек с киноаппаратом» была снята в 1929 году, а в 1931-м Вертов подарил копию обществу Filmiga, основанному Йорисом Ивенсом в Амстердаме. Именно эта копия была показана в Санкт-Петербурге на открытии кинофестиваля. Впервые зрителям представлена наиболее полная версия картины, отреставрированной в 2014 году голландским киноиститутом Eye, что не могло не порадовать даже профессионалов, знающих творчество Вертова наизусть.

Главная особенность восстановленной версии «Человек с киноаппаратом» — полноэкранный формат, при котором не режется изображение, до 30% которого ранее оставалось за кадром. Кроме того, фильм разделен на шесть главок — эта вариант, максимально близкий к авторском замыслу.

Послание к человеку

Второй раз увидеть картину Дзиги Вертова можно будет вечером 18 сентября, в кинотеатре «Родина». Однако там уже не будет гениального симфонического оркестра «Таврический», исполняющего музыку не менее гениального Мурада Кабардокова, известного по фильму «Франкофония» Сокурова. Кабардоков написал оркестровую пьесу специально для показа 70-минутного фильма «Человек с киноаппаратом» на открытии кинофестиваля в Санкт-Петербурге. Зато в «Родине» фильм покажут с пленки.

Впрочем, как сообщил режиссер Алексей Учитель на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, прошедшей 16 сентября в Петропавловской крепости, планируется выпустить студийную запись музыки Мурата Кабардокова на диске с фильмом. Это будет роскошный подарок киноманам.

Российская премьера восстановленного фильма Дзиги Вертова вошла в фестивальную спецпрограмму «Панорама.doc». В ней традиционно представлены наиболее яркие документальные работы, уже показанные на крупнейших международных кинофестивалях. В этом году среди них: «Сомнилоги» (Somniloques, реж. В.Паравель, Л.Кастен-Тейлор, 2016), «Без названия» (Untitled, реж. М.Главоггер, 2017), «Любители в космосе» (Amateurs in Space, реж. М.Кестнер, 2016), «Незначительный человек» (Insignificant Man, реж. Х.Ранка, В.Шукла), «Напалм» (Napalm, К.Ланцман, 2017), «Тетраграмматон» (Tetragrammaton, реж. К.Козинский, 2017).

Послание к человеку

Ведущими церемонии открытия кинофестиваля, состоявшейся 15 сентября на Дворцовой площади, стали Павел Прилучный и Агата Муцениеце. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, президент кинофестиваля Алексей Учитель, а также председатель жюри Международного конкурса, режиссер с мировым именем Арутюн Хачатрян.

Послание к человеку

Почетный приз фестиваля за вклад в искусство кино, за мужество и точность в изображении истории XX века получил великий французский режиссер-документалист Клод Ланцман. Ему же было доверено сделать полуденный выстрел с Петропавловки на следующий день, 16 сентября. Ланцман представляет в Санкт-Петербурге свой новый фильм «Напалм».

Послание к человеку

«Его премьера состоялась в Каннах в этом году. Это — личная история, связанная с путешествием режиссера в Северную Корею. Для нас огромная честь принимать Клода Ланцмана и его новую картину», — рассказал директор конкурсных программ Алексей Медведев.

Послание к человеку

В рамках церемонии открытия большой концерт на Дворцовой площади дала группа Therr Maitz, одна из главных сенсаций в российской музыке за последние несколько лет. Основатель и лидер группы Антон Беляев — музыкант, композитор, продюсер, известный российским телезрителям по участию в проекте «Голос».

Therr Maitz

«Это — замечательная идея, полностью соответствующая духу нашего фестиваля: показ картины Дзиги Вертова в сопровождении оркестра «Таврический» под руководством дирижера Михаил Голикова… Дух чего-то настоящего, истинного присутствовал на церемонии. Мы рады, что гениальный режиссер Клод Ланцман, которому в ноябре исполняется 93 года, смог приехать в Санкт-Петербург, чтобы пообщаться с коллегами и зрителями», — отметил на пресс-конференции Алексей Учитель.

Therr Maitz

Он добавил, что не так давно встречался с министром культуры Владимиром Мединским, который предложил перенести полностью фестиваль в Москву «Но мы делать этого не будем. Тем менее мы планируем более активно показывать в столице фильмы, вошедшие в фестивальные программы, и проводить встречи с режиссерами», — сообщил президент Учитель.

Послание к человеку

Кинопоказы «Послание к человеку» стартовали в субботу, 16 сентября, в кинотеатре «Великан Парк», где почти одновременно началась демонстрация фильма Международного конкурса «Шелковая кожа» канадского режиссера Дени Коте и картины известного финского режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая вошла в спецпрограмму «Кино сверхреальности».

«Международный конкурс у нас устроен уникальным образом. В нем участвуют документальные полнометражные, короткометражные, анимационные и игровые фильмы. В каждой номинации определяется свой победитель, а гран-при получает режиссер, выбранный из победителей. Это — очень обаятельная идея, когда лучший из лучших выбирается по гамбургскому счету. Так что гран-при может получить любое произведение, любого формата», — рассказал Алексей Медведев.

Послание к человеку

Из представленных на смотр фильмов он особо отметил «Гармонию» режиссера Лиды Шейниной — главную полнометражную российскую картину в Международном конкурсе. Кроме того, Медведев выделил Кирстен Джонсон с ее «Кинооператором». «Это фильм про то, как проходят съемки: все забавные и трагические происшествия, все неувязки и накладки Кирстен Джонсон вместила в один фильм. Таким образом получился потрясающий портрет профессии», — пояснил директор конкурсных программ.

«Наш кинофестиваль — это такой массированный удар хорошего, необычного и альтернативного кино», — добавил он.

Послание к человеку

Арт-директор кинофестиваля «Послание к человеку» Андрей Плахов, в свою очередь, тоже выделил несколько спецпрограмм и картин. Например, ретроспектива «Революция. Призрак бродит по экрану». «»Падение династии Романовых» 1927 года режиссера Эсфири Шуб — это пожалуй единственный фильм, который непосредственно связан с этим периодом российской истории. Дело в том, что революция продолжается все сто лет в различных формах, в различных странах, в различных культурах, приобретая самые экзотические формы. Поэтому очень интересно посмотреть на фильмы спецпрограммы с современных позиций», — пояснил он.

Вторая программа — независимое кино КНР «Китайские призраки». «В Китае киноиндустрия развивается в подцензурных условиях, и там не так просто снимать фильмы, посвященные острым социальным и политическим проблемам. Но китайские кинематографисты умудряются снимать независимое кино. В Поднебесной действительно существуют целая система независимого кинопроизводства, которая не получает никаких денег от государства. Тем не менее там появляются картины, показывающие жизнь во всем ее драматизме. И они регулярно попадают на международные кинофестивали», — рассказал арт-директор.

Андрей Плахов лично курирует программу «Кино свехреальности», в которую вошли десять прекрасных фильмов. Он особо отметил картины «Вестерн» немецкого режиссера Валески Гризебах, «120 ударов в минуту» Робена Кампийо, взявшего большой приз Канского фестиваля в этом году, и «По ту сторону надежды» финского режиссера Аки Каурисмяки, получившего приз на Берлинском кинофестивале.

«По ту сторону надежды» — фильм, в котором поднимается очень актуальная тема беженцев. О них сегодня очень много говорят и пишут. «По жанру и стилю эта картина напоминает какую-то сказку, может быть — шутку, но очень горькую шутку и печальную сказку. Каурисмяки пессимистичен, потому что понимает, куда катится современный мир. В то же время в нем есть свой стоический оптимизм, противодействующий падению мира в хаос. Человека в этом мире держит на плаву то, что мы называем словом «гуманизм». Аки Каурисмяки — один из последних гуманистов в мировом кинематографе и один из последних романтиков», — уверен Андрей Плахов.

В рамках кинофестиваля в субботу, 16 сентября, член международного жюри, китайский режиссер Чжао Лян провел мастер класс в СПбГИКиТ, а в лектории Главного Штаба философ и культуролог, профессор Университета штата Флорида (США) Драган Куюнджич прочел лекцию «Ликвификация и ликвидация музея у Сокурова и Шнурова». День завершил показ фильма Куюнджича «В Питере — петь», представляющего собой остроумный диалог с лидером группировки «Ленинград» Сергеем Шнуровым.

Послание к человеку

По словам режиссера, одна из причин, по которой ему особенно хотелось снять фильм про Шнурова, это то, что он ощущал в поэзии этого петербургского артиста очень «серьезную, высокую жилу», которая не была раскрыта в других в фильмах и интервью.

Куюнджич уверен, что в его картине зрители увидели такого Шнурова, о существовании которого они даже не подозревали: думающего человека, заядлого читателя философской литературы, проницательного интерпретатора исторических событий. «Среди вас есть великий поэт и сильный обозреватель культурных явлений – причем с невероятным чувством юмора!» — заявил режиссер.

Послание к человеку, Драган Куюнджич

Как сообщалось, специально для участия в кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербург приехал американский актер Эрик Робертс. В кинотеатре «Аврора» 20 сентября министр культуры РФ Владимир Мединский вручит артисту почетный приз фестиваля, после чего гостям церемонии будет показан фильм Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», в котором Эрик Робертс сыграл одну из главных ролей.

Эрик Робертс

В программах фестиваля — около 200 фильмов из 80 стран мира, а также лекции, выставки и мастер классы. Подробности можно найти здесь.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

18 сентября 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.