«Послание к человеку»: Впечатляющее начало

Кинофестиваль «Послание к человеку» в 27-й раз проходит в Северной столице, как и полагается в нашем городе, под аккомпанемент ливня. Публика на Дворцовой площади увидела, пожалуй, самый известный документальный фильм Дзиги Вертова, с изучения которого начинают первые шаги в профессии будущие кинематографисты.

Послание к человеку

Картина «Человек с киноаппаратом» была снята в 1929 году, а в 1931-м Вертов подарил копию обществу Filmiga, основанному Йорисом Ивенсом в Амстердаме. Именно эта копия была показана в Санкт-Петербурге на открытии кинофестиваля. Впервые зрителям представлена наиболее полная версия картины, отреставрированной в 2014 году голландским киноиститутом Eye, что не могло не порадовать даже профессионалов, знающих творчество Вертова наизусть.

Главная особенность восстановленной версии «Человек с киноаппаратом» — полноэкранный формат, при котором не режется изображение, до 30% которого ранее оставалось за кадром. Кроме того, фильм разделен на шесть главок — эта вариант, максимально близкий к авторском замыслу.

Послание к человеку

Второй раз увидеть картину Дзиги Вертова можно будет вечером 18 сентября, в кинотеатре «Родина». Однако там уже не будет гениального симфонического оркестра «Таврический», исполняющего музыку не менее гениального Мурада Кабардокова, известного по фильму «Франкофония» Сокурова. Кабардоков написал оркестровую пьесу специально для показа 70-минутного фильма «Человек с киноаппаратом» на открытии кинофестиваля в Санкт-Петербурге. Зато в «Родине» фильм покажут с пленки.

Впрочем, как сообщил режиссер Алексей Учитель на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, прошедшей 16 сентября в Петропавловской крепости, планируется выпустить студийную запись музыки Мурата Кабардокова на диске с фильмом. Это будет роскошный подарок киноманам.

Российская премьера восстановленного фильма Дзиги Вертова вошла в фестивальную спецпрограмму «Панорама.doc». В ней традиционно представлены наиболее яркие документальные работы, уже показанные на крупнейших международных кинофестивалях. В этом году среди них: «Сомнилоги» (Somniloques, реж. В.Паравель, Л.Кастен-Тейлор, 2016), «Без названия» (Untitled, реж. М.Главоггер, 2017), «Любители в космосе» (Amateurs in Space, реж. М.Кестнер, 2016), «Незначительный человек» (Insignificant Man, реж. Х.Ранка, В.Шукла), «Напалм» (Napalm, К.Ланцман, 2017), «Тетраграмматон» (Tetragrammaton, реж. К.Козинский, 2017).

Послание к человеку

Ведущими церемонии открытия кинофестиваля, состоявшейся 15 сентября на Дворцовой площади, стали Павел Прилучный и Агата Муцениеце. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, президент кинофестиваля Алексей Учитель, а также председатель жюри Международного конкурса, режиссер с мировым именем Арутюн Хачатрян.

Послание к человеку

Почетный приз фестиваля за вклад в искусство кино, за мужество и точность в изображении истории XX века получил великий французский режиссер-документалист Клод Ланцман. Ему же было доверено сделать полуденный выстрел с Петропавловки на следующий день, 16 сентября. Ланцман представляет в Санкт-Петербурге свой новый фильм «Напалм».

Послание к человеку

«Его премьера состоялась в Каннах в этом году. Это — личная история, связанная с путешествием режиссера в Северную Корею. Для нас огромная честь принимать Клода Ланцмана и его новую картину», — рассказал директор конкурсных программ Алексей Медведев.

Послание к человеку

В рамках церемонии открытия большой концерт на Дворцовой площади дала группа Therr Maitz, одна из главных сенсаций в российской музыке за последние несколько лет. Основатель и лидер группы Антон Беляев — музыкант, композитор, продюсер, известный российским телезрителям по участию в проекте «Голос».

Therr Maitz

«Это — замечательная идея, полностью соответствующая духу нашего фестиваля: показ картины Дзиги Вертова в сопровождении оркестра «Таврический» под руководством дирижера Михаил Голикова… Дух чего-то настоящего, истинного присутствовал на церемонии. Мы рады, что гениальный режиссер Клод Ланцман, которому в ноябре исполняется 93 года, смог приехать в Санкт-Петербург, чтобы пообщаться с коллегами и зрителями», — отметил на пресс-конференции Алексей Учитель.

Therr Maitz

Он добавил, что не так давно встречался с министром культуры Владимиром Мединским, который предложил перенести полностью фестиваль в Москву «Но мы делать этого не будем. Тем менее мы планируем более активно показывать в столице фильмы, вошедшие в фестивальные программы, и проводить встречи с режиссерами», — сообщил президент Учитель.

Послание к человеку

Кинопоказы «Послание к человеку» стартовали в субботу, 16 сентября, в кинотеатре «Великан Парк», где почти одновременно началась демонстрация фильма Международного конкурса «Шелковая кожа» канадского режиссера Дени Коте и картины известного финского режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая вошла в спецпрограмму «Кино сверхреальности».

«Международный конкурс у нас устроен уникальным образом. В нем участвуют документальные полнометражные, короткометражные, анимационные и игровые фильмы. В каждой номинации определяется свой победитель, а гран-при получает режиссер, выбранный из победителей. Это — очень обаятельная идея, когда лучший из лучших выбирается по гамбургскому счету. Так что гран-при может получить любое произведение, любого формата», — рассказал Алексей Медведев.

Послание к человеку

Из представленных на смотр фильмов он особо отметил «Гармонию» режиссера Лиды Шейниной — главную полнометражную российскую картину в Международном конкурсе. Кроме того, Медведев выделил Кирстен Джонсон с ее «Кинооператором». «Это фильм про то, как проходят съемки: все забавные и трагические происшествия, все неувязки и накладки Кирстен Джонсон вместила в один фильм. Таким образом получился потрясающий портрет профессии», — пояснил директор конкурсных программ.

«Наш кинофестиваль — это такой массированный удар хорошего, необычного и альтернативного кино», — добавил он.

Послание к человеку

Арт-директор кинофестиваля «Послание к человеку» Андрей Плахов, в свою очередь, тоже выделил несколько спецпрограмм и картин. Например, ретроспектива «Революция. Призрак бродит по экрану». «»Падение династии Романовых» 1927 года режиссера Эсфири Шуб — это пожалуй единственный фильм, который непосредственно связан с этим периодом российской истории. Дело в том, что революция продолжается все сто лет в различных формах, в различных странах, в различных культурах, приобретая самые экзотические формы. Поэтому очень интересно посмотреть на фильмы спецпрограммы с современных позиций», — пояснил он.

Вторая программа — независимое кино КНР «Китайские призраки». «В Китае киноиндустрия развивается в подцензурных условиях, и там не так просто снимать фильмы, посвященные острым социальным и политическим проблемам. Но китайские кинематографисты умудряются снимать независимое кино. В Поднебесной действительно существуют целая система независимого кинопроизводства, которая не получает никаких денег от государства. Тем не менее там появляются картины, показывающие жизнь во всем ее драматизме. И они регулярно попадают на международные кинофестивали», — рассказал арт-директор.

Андрей Плахов лично курирует программу «Кино свехреальности», в которую вошли десять прекрасных фильмов. Он особо отметил картины «Вестерн» немецкого режиссера Валески Гризебах, «120 ударов в минуту» Робена Кампийо, взявшего большой приз Канского фестиваля в этом году, и «По ту сторону надежды» финского режиссера Аки Каурисмяки, получившего приз на Берлинском кинофестивале.

«По ту сторону надежды» — фильм, в котором поднимается очень актуальная тема беженцев. О них сегодня очень много говорят и пишут. «По жанру и стилю эта картина напоминает какую-то сказку, может быть — шутку, но очень горькую шутку и печальную сказку. Каурисмяки пессимистичен, потому что понимает, куда катится современный мир. В то же время в нем есть свой стоический оптимизм, противодействующий падению мира в хаос. Человека в этом мире держит на плаву то, что мы называем словом «гуманизм». Аки Каурисмяки — один из последних гуманистов в мировом кинематографе и один из последних романтиков», — уверен Андрей Плахов.

В рамках кинофестиваля в субботу, 16 сентября, член международного жюри, китайский режиссер Чжао Лян провел мастер класс в СПбГИКиТ, а в лектории Главного Штаба философ и культуролог, профессор Университета штата Флорида (США) Драган Куюнджич прочел лекцию «Ликвификация и ликвидация музея у Сокурова и Шнурова». День завершил показ фильма Куюнджича «В Питере — петь», представляющего собой остроумный диалог с лидером группировки «Ленинград» Сергеем Шнуровым.

Послание к человеку

По словам режиссера, одна из причин, по которой ему особенно хотелось снять фильм про Шнурова, это то, что он ощущал в поэзии этого петербургского артиста очень «серьезную, высокую жилу», которая не была раскрыта в других в фильмах и интервью.

Куюнджич уверен, что в его картине зрители увидели такого Шнурова, о существовании которого они даже не подозревали: думающего человека, заядлого читателя философской литературы, проницательного интерпретатора исторических событий. «Среди вас есть великий поэт и сильный обозреватель культурных явлений – причем с невероятным чувством юмора!» — заявил режиссер.

Послание к человеку, Драган Куюнджич

Как сообщалось, специально для участия в кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербург приехал американский актер Эрик Робертс. В кинотеатре «Аврора» 20 сентября министр культуры РФ Владимир Мединский вручит артисту почетный приз фестиваля, после чего гостям церемонии будет показан фильм Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», в котором Эрик Робертс сыграл одну из главных ролей.

Эрик Робертс

В программах фестиваля — около 200 фильмов из 80 стран мира, а также лекции, выставки и мастер классы. Подробности можно найти здесь.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

18 сентября 2017.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.