Поп-арт — революция товаров и услуг

В выставочном зале «Арт-банк» на Невском проспекте, 62, до 13 декабря открыта экспозиция «Поп-арт». На ней представлены около 80 графических листов, плакатов, шелкографий, афиш и обложек музыкальных альбомов, выполненных в революционном для своего времени стиле, вынесенном в заглавие мероприятия.

Выставка поп-арта

Фронтменом выставки стал американский художник Энди Уорхол, чье имя известно даже людям, далеким как от искусства, так и от массовой культуры, к которой этот жанр все-таки ближе. Услышав словосочетание «поп-арт», многие представляют себе исключительно стилистику комикса и рекламы, кричащие цвета, вездесущий звездно-полосатый флаг и знаменитые баночки Campbell, которые принесли славу Энди Уорхолу. Но это определение на самом деле гораздо шире.

Выставка поп-арта

Расцвет этого авангардного жанра — 1950-1960-е годы прошлого столетия, когда остались позади тяжелые отголоски Второй мировой войны и других потрясений первой половины XX века. Общество стало чувствовать себя более комфортно, появилось время и возможности для увлечения чем-то ярким, занятным и необременительным — модой, покупками, погоней за брэндами, украшением себя и своего быта.

Выставка поп-арта

Поп-арт именно об этом. Это время красоток «пин-ап», которые родились раньше, но в 1950-е годы обрели особенно эротизированный облик, эталона преувеличенной женственности, сочетающей черты соблазнительной любовницы и хозяйки домашнего очага, воспетой позже в «Стэпфордских женах».

Выставка поп-арта

Это — эпоха революции нравов, которая меняла не только жизнь, но и искусство: к примеру, шоу бурлеск под ее влиянием трансформировалось из сатирического в чувственное, воспевающее телесную красоту.

Это — расцвет потребления и маркетинга, который облагораживал и поэтизировал все предметы быта уютных домиков и зеленых лужаек одноэтажной Америки: от панкейков с ореховой пастой до стирального порошка. Это — стиль одежды, напоминающий то оптическую иллюзию, то детскую игру с красками.

Выставка поп-арта

Конечно, это и время кафе с музыкальными автоматами, кока-колы, рок-н-ролла, и хотя знаменитых стиляг в США действительно не существовало, те, кто стоял у истоков этой субкультуры у нас, явно вдохновлялся поп-артом.

В литературе яркий пример отсылки к этому жанру — описание мистического городка, населенного призраками рок-звезд, в рассказе Стивена Кинга «Рок-н-ролл никогда не умрет», своим антуражем похожего и на картины Нормана Рокуэлла, и на сказки братьев Гримм.

Выставка поп-арта

Тема поп-арта отражена в фильме Тима Бертона «Большие глаза»: помимо того, что главной героиней является реальная художница этого жанра Маргарет Кин, весь его антураж выдержан в неестественно радужной стилистике, придающей фильму тревожный оттенок.

В этом и тонкость поп-арта: стоит чуть перебрать с красками — и получается не яркое и привлекательное зрелище, а нечто странное и пугающее.

Выставка поп-арта

Из упомянутого фильма можно также узнать, что произведения поп-арта часто брались за основу сувенирных изделий и даже домашней утвари. Отчасти за это он подвергался в свое время критике: его обвиняли в поощрении банальности и вульгарности как основных черт общества потребления.

Данный культ пережил второе рождение в эпоху яппи и тогда уже в культуре вызывал не умиление, а совсем другие чувства: стоит вспомнить хотя бы книгу Брета Истона Эллиса «Американский психопат» со скрупулезным выписыванием марок одежды и названий блюд, а также одноименный фильм, где каждая тарелочка с пирожным пристрастно показывается в кадре и в конечном счете отвлекает от настоящего смысла этой истории.

Выставка поп-арта

Но поп-арт 1960-х годов гораздо более добр, и хотя он не претендует на покорение вершин искусства, внимания он наверняка стоит.

На выставке в «Арт-банке» представлены и знаменитые мастера, вроде «короля» жанра Уорхола с легендарными Campbell и шелкографиями с портретом Мэрилин Монро, и Роя Лихтенштейна, чей плоскостной рисунок и кислотные цвета очевидно основаны на образах мультипликации и комикса.

Выставка поп-арта

Но есть и менее известные в России имена — поэтичный портретист Алекс Кац, мастер граффити Кит Харинг; Роберт Раушенберг — философ будничного мира, обращающийся к газетам, рекламе и уличным вывескам (что в итоге принесло ему, а вместе с тем и жанру, признание на Венецианской биеннале 1964 года); Джаспер Джонс, сумевший превратить поп-арт в поп-символизм.

Выставка поп-арта

Поп-арт, как показывает выставка, охватил отнюдь не только США. Здесь также представлен универсальный английский художник Питер Филлипс, освоивший и живопись маслом на холсте, и яркие проекты мультимедиа и архитектуры. Конрад Клафек — художник из Германии, преуспевший в мотивах техники, машин и быта. Родом из Англии также такие мастера техники и провокационного новаторства, как Питер Блейк, Патрик Колфилд, Аллен Джоунс.

Выставка поп-арта

Есть в экспозиции и таинственные персонажи. Например, это английский коллектив Prefab77 — его анонимные мастера известны произведениями политизированного, как правило, анархистского толка, по при этом они владеют тонкостями печати, коллажа и искусства линии. Еще один таинственный художник — также выходец из Англии под псевдонимом Бэнкси, придерживающийся социальной и политической тематики.

Настоящий вызов современным феминисткам — работы Аллена Джоунса, Мела Рамоса и Тома Вессельмана. Они со вкусом подчеркивают чувственность, даже «аппетитность» женского тела, а Рамос и Вессельман и вовсе бессовестно помещают обнаженных красоток рядом с поджаристыми пончиками или молочным коктейлем.

Выставка поп-арта

Провокация? Безусловно, да. Оскорбление? Вряд ли, потому что к искусству эти мастера относятся уважительно и разумно, не отвергая каноны рисунка и живописи, а лишь беря от них то, что считают приемлемым лично для себя. И человеческие образы они рассматривают тоже как часть искусства, причем интересную и красивую.

Поэтому большинству той аудитории, чье знание о поп-арте, как уже было отмечено, ограничивается именем Уорхола, безусловно стоит посетить выставку на Невском проспекте. В тусклые осенние дни ее красочность наверняка порадует петербуржцев.

Выставка поп-арта

31 октября 2017.
Тест и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Трезвые

Премьера «Трезвых» состоится в «Упсала цирке»

Спектакль «Трезвые» покажут на площадке «Упсала цирка» (Свердловская набережная, 44Ф) 28 и 29 ноября (20:00). Эту постановку подготовили артисты театрального товарищества «Комик-трест» во главе с Наталией Фиссон при участии актера Андрея Урганта, солиста группы «Аукцыон» Олега Гаркуши и художника Дмитрия Шагина. Они рассказали о предстоящей премьере на пресс-конференции.

Диана Вишнева

Context. Diana Vishneva закрылся большим гала-концером в Мариинском

Вечером воскресенья, 19 ноября, на исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге прошло торжественное закрытие пятого Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Зрители вечера увидели выступления ведущих балетных артистов из Великобритании, США, Германии, Нидерландов.

Плоды Просвещения

«Плоды Просвещения»: Сад познания средь серых многоэтажек

Созданное в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон» (проспект Энгельса, 154А) пространство для детских игр и развития под названием «Дивный город» — яркий пример того, что хорошие намерения иногда все же находят своих адресатов. Для тех петербуржцев, которым довелось жить на северной окраине города — ближайшей станцией метро является «Проспект Просвещения». Здесь, среди не слишком приветливых и живописных пейзажей, тусклых зимой и удушливых летом, «Дивный город» — это прекрасная возможность видеть красивое, наслаждаться им и прививать эту привычку своим детям.

Хосейн Нуршаг

Хосейн Нуршаг: То, что требует усилия для сохранения, уже умерло

В концертном зале «Колизей» 22 ноября выступят иранские музыканты с программой «Ушедший караван». Публика сможет насладиться авазом — уникальным аутентичным иранским пением в сопровождении исфаханского ансамбля «Фераг». Солировать будет певец Хосейн Нуршаг, который рассказал «Петербургскому авангарду», как рождается аваз, почему не стыдно плакать, что разделяет Россию и Иран и надо ли сохранять традиции.

Олег Виноградов, Николай Цискаридзе

«Балетмейстер» завершил первый день работы МКФ

Гала-концерт «Балетмейстер» в БКЗ «Октябрьский» был посвящен 80-летию известного балетмейстера Олега Виноградова, а также 60-летию его творческой деятельности. Грандиозный вечер балета включен в программу VI Международного культурного форума, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге.

Премия Аврора

Боярский, Дунаевский и Дога дали старт «Авроре»

В Санкт-Петербурге 15 ноября прошла торжественная церемония вручения первой Музыкальной премии кино и телевидения «Аврора». В этот вечер гости торжества, которое состоялось в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12), стали свидетелями уникального мероприятия, нацеленного на повышение качества музыкального оформления отечественных фильмов и увеличение количества музыкальных кинокартин.