Поп-арт — революция товаров и услуг

В выставочном зале «Арт-банк» на Невском проспекте, 62, до 13 декабря открыта экспозиция «Поп-арт». На ней представлены около 80 графических листов, плакатов, шелкографий, афиш и обложек музыкальных альбомов, выполненных в революционном для своего времени стиле, вынесенном в заглавие мероприятия.

Выставка поп-арта

Фронтменом выставки стал американский художник Энди Уорхол, чье имя известно даже людям, далеким как от искусства, так и от массовой культуры, к которой этот жанр все-таки ближе. Услышав словосочетание «поп-арт», многие представляют себе исключительно стилистику комикса и рекламы, кричащие цвета, вездесущий звездно-полосатый флаг и знаменитые баночки Campbell, которые принесли славу Энди Уорхолу. Но это определение на самом деле гораздо шире.

Выставка поп-арта

Расцвет этого авангардного жанра — 1950-1960-е годы прошлого столетия, когда остались позади тяжелые отголоски Второй мировой войны и других потрясений первой половины XX века. Общество стало чувствовать себя более комфортно, появилось время и возможности для увлечения чем-то ярким, занятным и необременительным — модой, покупками, погоней за брэндами, украшением себя и своего быта.

Выставка поп-арта

Поп-арт именно об этом. Это время красоток «пин-ап», которые родились раньше, но в 1950-е годы обрели особенно эротизированный облик, эталона преувеличенной женственности, сочетающей черты соблазнительной любовницы и хозяйки домашнего очага, воспетой позже в «Стэпфордских женах».

Выставка поп-арта

Это — эпоха революции нравов, которая меняла не только жизнь, но и искусство: к примеру, шоу бурлеск под ее влиянием трансформировалось из сатирического в чувственное, воспевающее телесную красоту.

Это — расцвет потребления и маркетинга, который облагораживал и поэтизировал все предметы быта уютных домиков и зеленых лужаек одноэтажной Америки: от панкейков с ореховой пастой до стирального порошка. Это — стиль одежды, напоминающий то оптическую иллюзию, то детскую игру с красками.

Выставка поп-арта

Конечно, это и время кафе с музыкальными автоматами, кока-колы, рок-н-ролла, и хотя знаменитых стиляг в США действительно не существовало, те, кто стоял у истоков этой субкультуры у нас, явно вдохновлялся поп-артом.

В литературе яркий пример отсылки к этому жанру — описание мистического городка, населенного призраками рок-звезд, в рассказе Стивена Кинга «Рок-н-ролл никогда не умрет», своим антуражем похожего и на картины Нормана Рокуэлла, и на сказки братьев Гримм.

Выставка поп-арта

Тема поп-арта отражена в фильме Тима Бертона «Большие глаза»: помимо того, что главной героиней является реальная художница этого жанра Маргарет Кин, весь его антураж выдержан в неестественно радужной стилистике, придающей фильму тревожный оттенок.

В этом и тонкость поп-арта: стоит чуть перебрать с красками — и получается не яркое и привлекательное зрелище, а нечто странное и пугающее.

Выставка поп-арта

Из упомянутого фильма можно также узнать, что произведения поп-арта часто брались за основу сувенирных изделий и даже домашней утвари. Отчасти за это он подвергался в свое время критике: его обвиняли в поощрении банальности и вульгарности как основных черт общества потребления.

Данный культ пережил второе рождение в эпоху яппи и тогда уже в культуре вызывал не умиление, а совсем другие чувства: стоит вспомнить хотя бы книгу Брета Истона Эллиса «Американский психопат» со скрупулезным выписыванием марок одежды и названий блюд, а также одноименный фильм, где каждая тарелочка с пирожным пристрастно показывается в кадре и в конечном счете отвлекает от настоящего смысла этой истории.

Выставка поп-арта

Но поп-арт 1960-х годов гораздо более добр, и хотя он не претендует на покорение вершин искусства, внимания он наверняка стоит.

На выставке в «Арт-банке» представлены и знаменитые мастера, вроде «короля» жанра Уорхола с легендарными Campbell и шелкографиями с портретом Мэрилин Монро, и Роя Лихтенштейна, чей плоскостной рисунок и кислотные цвета очевидно основаны на образах мультипликации и комикса.

Выставка поп-арта

Но есть и менее известные в России имена — поэтичный портретист Алекс Кац, мастер граффити Кит Харинг; Роберт Раушенберг — философ будничного мира, обращающийся к газетам, рекламе и уличным вывескам (что в итоге принесло ему, а вместе с тем и жанру, признание на Венецианской биеннале 1964 года); Джаспер Джонс, сумевший превратить поп-арт в поп-символизм.

Выставка поп-арта

Поп-арт, как показывает выставка, охватил отнюдь не только США. Здесь также представлен универсальный английский художник Питер Филлипс, освоивший и живопись маслом на холсте, и яркие проекты мультимедиа и архитектуры. Конрад Клафек — художник из Германии, преуспевший в мотивах техники, машин и быта. Родом из Англии также такие мастера техники и провокационного новаторства, как Питер Блейк, Патрик Колфилд, Аллен Джоунс.

Выставка поп-арта

Есть в экспозиции и таинственные персонажи. Например, это английский коллектив Prefab77 — его анонимные мастера известны произведениями политизированного, как правило, анархистского толка, по при этом они владеют тонкостями печати, коллажа и искусства линии. Еще один таинственный художник — также выходец из Англии под псевдонимом Бэнкси, придерживающийся социальной и политической тематики.

Настоящий вызов современным феминисткам — работы Аллена Джоунса, Мела Рамоса и Тома Вессельмана. Они со вкусом подчеркивают чувственность, даже «аппетитность» женского тела, а Рамос и Вессельман и вовсе бессовестно помещают обнаженных красоток рядом с поджаристыми пончиками или молочным коктейлем.

Выставка поп-арта

Провокация? Безусловно, да. Оскорбление? Вряд ли, потому что к искусству эти мастера относятся уважительно и разумно, не отвергая каноны рисунка и живописи, а лишь беря от них то, что считают приемлемым лично для себя. И человеческие образы они рассматривают тоже как часть искусства, причем интересную и красивую.

Поэтому большинству той аудитории, чье знание о поп-арте, как уже было отмечено, ограничивается именем Уорхола, безусловно стоит посетить выставку на Невском проспекте. В тусклые осенние дни ее красочность наверняка порадует петербуржцев.

Выставка поп-арта

31 октября 2017.
Тест и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.