Поп-арт — революция товаров и услуг

В выставочном зале «Арт-банк» на Невском проспекте, 62, до 13 декабря открыта экспозиция «Поп-арт». На ней представлены около 80 графических листов, плакатов, шелкографий, афиш и обложек музыкальных альбомов, выполненных в революционном для своего времени стиле, вынесенном в заглавие мероприятия.

Выставка поп-арта

Фронтменом выставки стал американский художник Энди Уорхол, чье имя известно даже людям, далеким как от искусства, так и от массовой культуры, к которой этот жанр все-таки ближе. Услышав словосочетание «поп-арт», многие представляют себе исключительно стилистику комикса и рекламы, кричащие цвета, вездесущий звездно-полосатый флаг и знаменитые баночки Campbell, которые принесли славу Энди Уорхолу. Но это определение на самом деле гораздо шире.

Выставка поп-арта

Расцвет этого авангардного жанра — 1950-1960-е годы прошлого столетия, когда остались позади тяжелые отголоски Второй мировой войны и других потрясений первой половины XX века. Общество стало чувствовать себя более комфортно, появилось время и возможности для увлечения чем-то ярким, занятным и необременительным — модой, покупками, погоней за брэндами, украшением себя и своего быта.

Выставка поп-арта

Поп-арт именно об этом. Это время красоток «пин-ап», которые родились раньше, но в 1950-е годы обрели особенно эротизированный облик, эталона преувеличенной женственности, сочетающей черты соблазнительной любовницы и хозяйки домашнего очага, воспетой позже в «Стэпфордских женах».

Выставка поп-арта

Это — эпоха революции нравов, которая меняла не только жизнь, но и искусство: к примеру, шоу бурлеск под ее влиянием трансформировалось из сатирического в чувственное, воспевающее телесную красоту.

Это — расцвет потребления и маркетинга, который облагораживал и поэтизировал все предметы быта уютных домиков и зеленых лужаек одноэтажной Америки: от панкейков с ореховой пастой до стирального порошка. Это — стиль одежды, напоминающий то оптическую иллюзию, то детскую игру с красками.

Выставка поп-арта

Конечно, это и время кафе с музыкальными автоматами, кока-колы, рок-н-ролла, и хотя знаменитых стиляг в США действительно не существовало, те, кто стоял у истоков этой субкультуры у нас, явно вдохновлялся поп-артом.

В литературе яркий пример отсылки к этому жанру — описание мистического городка, населенного призраками рок-звезд, в рассказе Стивена Кинга «Рок-н-ролл никогда не умрет», своим антуражем похожего и на картины Нормана Рокуэлла, и на сказки братьев Гримм.

Выставка поп-арта

Тема поп-арта отражена в фильме Тима Бертона «Большие глаза»: помимо того, что главной героиней является реальная художница этого жанра Маргарет Кин, весь его антураж выдержан в неестественно радужной стилистике, придающей фильму тревожный оттенок.

В этом и тонкость поп-арта: стоит чуть перебрать с красками — и получается не яркое и привлекательное зрелище, а нечто странное и пугающее.

Выставка поп-арта

Из упомянутого фильма можно также узнать, что произведения поп-арта часто брались за основу сувенирных изделий и даже домашней утвари. Отчасти за это он подвергался в свое время критике: его обвиняли в поощрении банальности и вульгарности как основных черт общества потребления.

Данный культ пережил второе рождение в эпоху яппи и тогда уже в культуре вызывал не умиление, а совсем другие чувства: стоит вспомнить хотя бы книгу Брета Истона Эллиса «Американский психопат» со скрупулезным выписыванием марок одежды и названий блюд, а также одноименный фильм, где каждая тарелочка с пирожным пристрастно показывается в кадре и в конечном счете отвлекает от настоящего смысла этой истории.

Выставка поп-арта

Но поп-арт 1960-х годов гораздо более добр, и хотя он не претендует на покорение вершин искусства, внимания он наверняка стоит.

На выставке в «Арт-банке» представлены и знаменитые мастера, вроде «короля» жанра Уорхола с легендарными Campbell и шелкографиями с портретом Мэрилин Монро, и Роя Лихтенштейна, чей плоскостной рисунок и кислотные цвета очевидно основаны на образах мультипликации и комикса.

Выставка поп-арта

Но есть и менее известные в России имена — поэтичный портретист Алекс Кац, мастер граффити Кит Харинг; Роберт Раушенберг — философ будничного мира, обращающийся к газетам, рекламе и уличным вывескам (что в итоге принесло ему, а вместе с тем и жанру, признание на Венецианской биеннале 1964 года); Джаспер Джонс, сумевший превратить поп-арт в поп-символизм.

Выставка поп-арта

Поп-арт, как показывает выставка, охватил отнюдь не только США. Здесь также представлен универсальный английский художник Питер Филлипс, освоивший и живопись маслом на холсте, и яркие проекты мультимедиа и архитектуры. Конрад Клафек — художник из Германии, преуспевший в мотивах техники, машин и быта. Родом из Англии также такие мастера техники и провокационного новаторства, как Питер Блейк, Патрик Колфилд, Аллен Джоунс.

Выставка поп-арта

Есть в экспозиции и таинственные персонажи. Например, это английский коллектив Prefab77 — его анонимные мастера известны произведениями политизированного, как правило, анархистского толка, по при этом они владеют тонкостями печати, коллажа и искусства линии. Еще один таинственный художник — также выходец из Англии под псевдонимом Бэнкси, придерживающийся социальной и политической тематики.

Настоящий вызов современным феминисткам — работы Аллена Джоунса, Мела Рамоса и Тома Вессельмана. Они со вкусом подчеркивают чувственность, даже «аппетитность» женского тела, а Рамос и Вессельман и вовсе бессовестно помещают обнаженных красоток рядом с поджаристыми пончиками или молочным коктейлем.

Выставка поп-арта

Провокация? Безусловно, да. Оскорбление? Вряд ли, потому что к искусству эти мастера относятся уважительно и разумно, не отвергая каноны рисунка и живописи, а лишь беря от них то, что считают приемлемым лично для себя. И человеческие образы они рассматривают тоже как часть искусства, причем интересную и красивую.

Поэтому большинству той аудитории, чье знание о поп-арте, как уже было отмечено, ограничивается именем Уорхола, безусловно стоит посетить выставку на Невском проспекте. В тусклые осенние дни ее красочность наверняка порадует петербуржцев.

Выставка поп-арта

31 октября 2017.
Тест и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.