Полина Виардо: Независимая дочь Европы

О Полине Виардо мы знаем не так много. В основном, плохое. Вспоминаем о ней в связи с именем Тургенева. В нашем сознании их жизнь и смерть переплетены. Виардо – черный человек великого русского писателя. Так привыкли считать, глядя на их многолетнюю связь глазами ревнивой тургеневской матери.

Полина Виардо

Заманила, обманула, половину жизни продержала возле себя. Тургенев видится русским Тангейзером, попавшим в грот к оперной Венере. Однолюб, растративший свою жизнь и талант на пустое томление в ее окружении. А она, бессердечная, трезво и расчетливо играла чувствами русского классика.

С кончиной Тургенева для нас умирает и Полина Виардо. Поэтому открывающая книгу Патрика Барбье сцена похорон французской певицы (на дворе 1910 год) сразу настраивает на совершенно иную историю. Виардо – не придаток к Тургеневу. Тургенев – затянувшийся эпизод из ее богатой на встречи и события жизни. Не более того. Он всего лишь один из многих, кто был пленен ее умом, ее талантами.

Наверное, это и раздражало многих биографов писателя, не желавших смирится с очевидным фактом: у каждого из них, у Тургенева и Виардо, была своя судьба. Искаженная оптика задавала пристрастное отношение к французской певице. Виардо то записывали в ученицы к Тургеневу, наставлявшему ее в артистическом искусстве, как это представлено в биографии Николая Богословского, то изображали стервой, откровенно манипулировавшей наивным классиком, как это делал в другом тургеневском жизнеописании Юрий Лебедев.

Неодобрительно писал о Виардо и Борис Зайцев в «Жизни Тургенева». Нехотя признавались ее таланты и слава, но всегда господствовал снисходительный взгляд. Ну кто она такая? Певичка. Артистка из театра. Иностранка (даже не определишь, не то испанка, не то француженка).

А она всего-навсего опередила свое время. Сильная, волевая, самостоятельная женщина. Устроившая жизнь по-своему, а не бездумно, по слабости, бросившая ее к ногам первого встречного. Отыскавшая баланс между разумом и чувствительностью, призванием и семьей. Личность. Все это, собственно, и выводит из себя. За неприязнью к Виардо, скрывается ресентимент по отношению к новой, нарождающейся эпохе, в которой женщина обретает свой голос.

Многим хотелось бы видеть Виардо исключительно в роли любовницы, жены, спутницы. А она посвятила себя искусству. Вместо привычной обывателю личной жизни – личный мир, или, что точнее, мир личностей. Гуно и Берлиоз, Сен-Санс и Вагнер, Жорж Санд, Флобер, Золя… Салон Виардо собирал не богему – он привлекал тех, кто не мыслил себя без музыки, без искусства. Чем? Свободой, открытостью, но главное – атмосферой дружбы и творчества. Вместо практикуемого тогдашними политиками культа прогресса и нации – разнообразие эпох и национальных традиций. Содружество культур. Соцветие талантов. И в центре – женщина, хозяйка.

Свобода и плюрализм, широта взглядов, неприемлемые для традиционного уклада, целый параллельный мир, образовавшийся вокруг Виардо, – вот что выводит из себя, вызывает неприятие. Поэтому за упреками в холодности, расчетливости, манипуляции, звучащими обычно в адрес Виардо, скрывается своего рода мужской шовинизм, мещанская зашоренность, глубокое неприятие того факта, что женщина не приложение к мужчине, что она сама может быть яркой индивидуальностью.

Полина Виардо

Поэтому книга Патрика Барбье о Виардо, несмотря на то, что она имеет строгий классический вид, предельно дистанцируется от копания в грязном белье, для кого-то может показаться почти скандальной. Это книга о женщине, прожившей свою жизнь.

Желание женщины быть личностью, а не чьей-то игрушкой – как такое можно спокойно перенести? Тем более что оно осуществляется на практике не в противовес чему-либо, не как форма протеста, а в виде разумной организации своей судьбы. То, что для нас не такое уж частое явление, тогда и вовсе диковина. Но это провозвестие будущей эпохи равенства, открытости, творчества, которое оказалось воплощено в Виардо и привлекало к ней почти весь цвет тогдашней европейской культуры.

Барбье, как и всякий биограф, влюблен в свою героиню. Поэтому идеализирует ее, избегая говорить об оборотной стороне ее самостоятельности (это почти всегда одиночество), о той цене, которую она заплатила за свою славу и таланты. В этом некоторый изъян книги. Жизнь Виардо не могла быть легка. Шепот завистников, непонимание современников, пресловутое мнение света. Уход со сцены, которая была смыслом жизни. Два с лишним десятилетия жизни после смерти любимого мужа и дорогого Тургенева. Но автор творит юбилейный панегирик, рисует восходящее движение от победы к победе, на пути которого лишь досадные препятствия в виде парижской оперной «мафии», не позволяющей певице блистать на Родине, неизбежные семейные трудности, трагические, а потому естественные потери любимых и близких, друзей.

И все же, история певицы многое говорит нам сегодня. За почти счастливой жизнью в искусстве можно усмотреть расхождение дочери новой Европы со своей эпохой. В политических разногласиях четы Виардо с современной им Францией, неуютном существовании в тени нежелающей сдавать свои позиции монархии – отражение вечного конфликта между интеллигенцией и бюрократией, демократизмом, интернациональностью подлинного искусства и имперскими замашками политиков.

Противостояние становится зримым и отчетливым особенно в эпоху войны между Францией и Германией в 1870-1871 годах, когда баден-баденское общество, собиравшееся у Виардо, вдруг оказывается разделено по национальному признаку. Вчерашние друзья в одночасье становятся врагами, артисты, путешествующие по миру и свободно живущие в разных уголках Европы – изгоями и беженцами.

Барбье подробно рассказывает о событиях из жизни артистки, ее концертной деятельности, особенностях тогдашней оперной сцены. Виардо – прекрасная певица, актриса, пианист и композитор, музыкальный педагог, она владеет многими языками. Страстная поклонница старинной музыки, сделавшая многое для ее возвращения на сцену, творческая личность, открытая всему новому, с легкостью принимающая живую развивающуюся музыкальную традицию от Моцарта до Рихарда Штрауса.

За перечислением и описанием достоинств очень хочется разглядеть сокровенного человека. Но внутренний мир Виардо остается за пределами книги. Впрочем, подобного рода погружение предполагает обращение к форме романа. Автор слишком деликатен и почтителен по отношению к своей героине. Слишком строг, последователен и академичен. И если некоторые жизнеописания порой напоминают джазовые импровизации, то книгу Патрика Барбье, несомненно, следует причислить к оперной классике биографического жанра.

Иван Тургенев

28 августа 2017.
Текст: Сергей Морозов.
Рубрика: Литература. Тэги: , .

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.