Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Изобразительное искусство Сомова и его современников во многом определила облик и духовное содержание русской культуры нового века. На творческое становление художника повлияла и семья — его родителями были музейный деятель, хранитель коллекций Императорского Эрмитажа Андрей Сомов и музыкант Надежда Сомова (Лобанова). Кроме того, свой след в жизни живописца оставила учеба в гимназии Карла Мая, где он познакомился с Александром Бенуа, Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Позже они стали основоположниками общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Также Сомов учился в Санкт-Петербургской Академии художеств (мастерская Ильи Репина), в Академии Коларосси в Париже.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Сомов всегда увлекался «галантным» веком, что отражено в его живописных полотнах, акварелях и миниатюрах — «Прогулка после дождя» (1896), «В боскете» (1899). Но он приобрел большую известность и как книжный график и иллюстратор широкого профиля, которому подвластны и юмор, и драма: «Граф Нулин» Александра Пушкина, «Нос» и «Невский проспект» Николая Гоголя. Также он занимался декоративным оформлением поэтических сборников Константина Бальмонта «Жар-птица». Свирель славянина», «Cor Ardens» Вячеслава Иванова, «Театр» Александра Блока.

выставка Константина Сомова в Русском музее

А также оформлял обложки для «Мира искусства», альманаха «Северные цветы» (1901), программки театральных спектаклей, афишу «Выставки русских и финляндских художников» (1898).

выставка Константина Сомова в Русском музее

Первая персональная экспозиция картин, эскизов и рисунков Константина Сомова (всего было представлено 162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году. В этом же году около сотни его произведений были показаны в Гамбурге и Берлине. С 1905 года он сотрудничал с московским журналом «Золотое руно» — художественным и литературно-критическим изданием, задуманным как продолжение «Мира искусства».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Сомов, как и многие мастера, работающие в стиле модерн, отличался трепетной любовью к старинным техникам, которые были инструментом для самых причудливых и дерзких воплощений нового века. Он также писал портреты, воплотив в своих произведениях Анну Бенуа, Анну Остроумову, Александра Блока, Вячеслава Иванова, создавал фарфоровые композиции и фигурки, в том числе «Дама, снимающая маску», представленная Сергеем Дягилевым в 1906 году на выставке «Русского искусства» в Париже.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Временем расцвета изобразительного творчества Сомова были 1900-1910-е годы, когда он был горячо увлечен неоклассическим стилем и ретроспективной темой. Жанровые картины этого периода — «Осмеянный поцелуй», «Зима. Каток», «Арлекин и дама», «Фейерверк», «Спящая молодая дама» — отличались гармоничным сочетанием обобщения и внимания к деталям, характерного для миниатюрной живописи XVIII — начала XIX века.

выставка Константина Сомова в Русском музее

В 1918 году издательство Голике и Вильборга выпустило полное и самое известное издание «Книги маркизы» — антологии откровенных текстов от французских авторов XVIII века, с пикантными рисунками-иллюстрациями Сомова. Они были выполнены как штриховые и силуэтные изображения в технике офорт с цветной акварелью. Помимо иллюстраций, заставок и виньеток, мастер сам занимался подбором текстов. Тогда же художник получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, также он преподавал в школе Елизаветы Званцевой.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Сомов покинул Россию в 1923 году, когда выехал в Америку как уполномоченный «Русской выставки», на которой было представлено более тридцати его работ. Он не вернулся назад и с 1925 года жил во Франции. Там он также работал активно и не отказывался от прежних идеалов — написал прекрасный портрет Сергея Рахманинова, участвовал в коллективных выставках русских художников-эмигрантов в Париже и других городах.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Последними работами мастера были иллюстрации к романам «Манон Леско» аббата Прево, «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Опасные связи» Шодерло де Лакло. В 1939 году он скончался и был похоронен в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Экспозиция в Русском музее оставляет волшебное впечатление, одновременно грустное и воодушевляющее — краски и линии, близкие Константину Сомову, очень мягки, спокойны и задумчивы. И при этом их магия почти осязаема: через них можно созерцать живое тепло солнечного дня, колеблющиеся отражения в темной воде, всполохи радуги в летних небесах, узоры зданий и мостов.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Мастеру также прекрасно удавались все тонкости натюрморта и интерьера — каждый световой блик на гранях стеклянного флакона или лепестка в букете выписан четко и в то же время свободно и воздушно — так, что заглядывающее в окно солнце как будто касается своим теплом и зрителя.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Работы Сомова являются одной из самых ярких, «звездных» черт русской культуры переломного периода — романтизм, легкая меланхоличность, стремление к уединенности, тоска по несбыточному, искания вдохновения в высочайших образцах мирового искусства.

выставка Константина Сомова в Русском музее

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

28 октября 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.