Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Изобразительное искусство Сомова и его современников во многом определила облик и духовное содержание русской культуры нового века. На творческое становление художника повлияла и семья — его родителями были музейный деятель, хранитель коллекций Императорского Эрмитажа Андрей Сомов и музыкант Надежда Сомова (Лобанова). Кроме того, свой след в жизни живописца оставила учеба в гимназии Карла Мая, где он познакомился с Александром Бенуа, Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Позже они стали основоположниками общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Также Сомов учился в Санкт-Петербургской Академии художеств (мастерская Ильи Репина), в Академии Коларосси в Париже.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Сомов всегда увлекался «галантным» веком, что отражено в его живописных полотнах, акварелях и миниатюрах — «Прогулка после дождя» (1896), «В боскете» (1899). Но он приобрел большую известность и как книжный график и иллюстратор широкого профиля, которому подвластны и юмор, и драма: «Граф Нулин» Александра Пушкина, «Нос» и «Невский проспект» Николая Гоголя. Также он занимался декоративным оформлением поэтических сборников Константина Бальмонта «Жар-птица». Свирель славянина», «Cor Ardens» Вячеслава Иванова, «Театр» Александра Блока.

выставка Константина Сомова в Русском музее

А также оформлял обложки для «Мира искусства», альманаха «Северные цветы» (1901), программки театральных спектаклей, афишу «Выставки русских и финляндских художников» (1898).

выставка Константина Сомова в Русском музее

Первая персональная экспозиция картин, эскизов и рисунков Константина Сомова (всего было представлено 162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году. В этом же году около сотни его произведений были показаны в Гамбурге и Берлине. С 1905 года он сотрудничал с московским журналом «Золотое руно» — художественным и литературно-критическим изданием, задуманным как продолжение «Мира искусства».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Сомов, как и многие мастера, работающие в стиле модерн, отличался трепетной любовью к старинным техникам, которые были инструментом для самых причудливых и дерзких воплощений нового века. Он также писал портреты, воплотив в своих произведениях Анну Бенуа, Анну Остроумову, Александра Блока, Вячеслава Иванова, создавал фарфоровые композиции и фигурки, в том числе «Дама, снимающая маску», представленная Сергеем Дягилевым в 1906 году на выставке «Русского искусства» в Париже.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Временем расцвета изобразительного творчества Сомова были 1900-1910-е годы, когда он был горячо увлечен неоклассическим стилем и ретроспективной темой. Жанровые картины этого периода — «Осмеянный поцелуй», «Зима. Каток», «Арлекин и дама», «Фейерверк», «Спящая молодая дама» — отличались гармоничным сочетанием обобщения и внимания к деталям, характерного для миниатюрной живописи XVIII — начала XIX века.

выставка Константина Сомова в Русском музее

В 1918 году издательство Голике и Вильборга выпустило полное и самое известное издание «Книги маркизы» — антологии откровенных текстов от французских авторов XVIII века, с пикантными рисунками-иллюстрациями Сомова. Они были выполнены как штриховые и силуэтные изображения в технике офорт с цветной акварелью. Помимо иллюстраций, заставок и виньеток, мастер сам занимался подбором текстов. Тогда же художник получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, также он преподавал в школе Елизаветы Званцевой.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Сомов покинул Россию в 1923 году, когда выехал в Америку как уполномоченный «Русской выставки», на которой было представлено более тридцати его работ. Он не вернулся назад и с 1925 года жил во Франции. Там он также работал активно и не отказывался от прежних идеалов — написал прекрасный портрет Сергея Рахманинова, участвовал в коллективных выставках русских художников-эмигрантов в Париже и других городах.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Последними работами мастера были иллюстрации к романам «Манон Леско» аббата Прево, «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Опасные связи» Шодерло де Лакло. В 1939 году он скончался и был похоронен в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Экспозиция в Русском музее оставляет волшебное впечатление, одновременно грустное и воодушевляющее — краски и линии, близкие Константину Сомову, очень мягки, спокойны и задумчивы. И при этом их магия почти осязаема: через них можно созерцать живое тепло солнечного дня, колеблющиеся отражения в темной воде, всполохи радуги в летних небесах, узоры зданий и мостов.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Мастеру также прекрасно удавались все тонкости натюрморта и интерьера — каждый световой блик на гранях стеклянного флакона или лепестка в букете выписан четко и в то же время свободно и воздушно — так, что заглядывающее в окно солнце как будто касается своим теплом и зрителя.

выставка Константина Сомова в Русском музее

Работы Сомова являются одной из самых ярких, «звездных» черт русской культуры переломного периода — романтизм, легкая меланхоличность, стремление к уединенности, тоска по несбыточному, искания вдохновения в высочайших образцах мирового искусства.

выставка Константина Сомова в Русском музее

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

28 октября 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.