По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Сергей Курехин

Футуристически звучное имя «Поп-механика» появилось в середине 1980-х годов, революционизировав и окончательно изменив культурную жизнь Ленинграда (Санкт-Петербурга) и России в целом. Об этих концертах, окруженных фантастическими слухами, например, о возможном появлении на сцене живых тигров, или от том, что в представлении задействованы Эдита Пьеха или Ванесса Редгрейв, Борис Штоколов или Ансамбль песни и пляски Советской армии, узнавали заранее. Курехин ходил по городу и с увлечением рассказывал о тех сюрпризах, которые предстоит увидеть на ближайшем выступлении «Поп-механики», будь то садомазохистские сцены, которые разыграют художники, или появление обнаженной арфистки, или полет под потолком БКЗ «Октябрьский» в подлинном костюме Ихтиандра из легендарного фильма «Человек Амфибия» в исполнении самого Курехина.

Но эти рассказы, раскрывавшие будущую тайну, не лишали «Поп-механику» новизны и неожиданности. Каждая «Поп-механика» обладала неповторимостью и создавалась буквально на глазах у зрителей в зависимости от места представления, аудитории и состава участников. Атмосфера «Поп-механика» во многом определялась и тем, что она неразрывно была связана с искусством. Как во времена футуристической оперы «Победа над Солнцем» разрывали на сцене коллективно расписанный ими занавес Новые художники, шествовал с огромным надувным драконом на плечах основатель группы Тимур Новиков, поедал цветы принявший титул Председателя Земного шара Сергей Бугаев Африка, декламировал свои песни, облеченный в военно-морскую форму Юрий Циркуль (Красев).

Облик «Поп-механики» менялся со временем от черного юмора дадаистких перформансов до постидеологических представлений, от футуристических костюмов Сергея Чернова, вдохновленных промышленной свалкой и «Механическим балетом» Фернана Леже до героев античных мифов, разыгранных художниками неоакдемистами Олегом Масловым и Виктором Кузнецовым.

«Поп-механика», пронизанная энергией своего создателя и завораживающей силой популярных мелодий, маршей и ритмов, мифологизировала «время перемен». Совмещение рока, джаза и классической музыки, карнавальный принцип переворачивания, коллаж из законченных музыкальных блоков — все это и многое другое, со временем ставшее частью современной музыкальной культуры, впервые воплотилось в «Поп-механике».

Курехин говорил, что «Поп-механика» это не группа, а способ мышления. Он не просто уловил тончайшие, доступные его слуху общественные колебания, но и стал их совершенным резонатором. «Поп-механика» деконструировала Большой рассказ о культуре, о музыкальной и социальной однородности, показав, как в нем одновременно существуют множество повествований о тоталитарной, популярной, маргинальной культуре. Ее принцип можно назвать структурированной свободой. Курехин импровизировал на сцене, манипулируя готовыми музыкальными формами.

Выставка «По следам «Поп-механики» — долгосрочный проект, начало которому положила одноименная экспозиция в Русском музее в 2000 году. Начиная с 2014 года, выставки, в которых представляются новые грани «Поп-механики», регулярно проходят в Центре современного искусства имени Сергея Курехина, приуроченные ко дню рождения одной из самых выдающихся личностей нашего времени, эпохи кардинальных перемен и поиска новых смыслов.

Сергей Курехин

Куратор ОЛЕСЯ ТУРКИНА

16 июня 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.