По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Сергей Курехин

Футуристически звучное имя «Поп-механика» появилось в середине 1980-х годов, революционизировав и окончательно изменив культурную жизнь Ленинграда (Санкт-Петербурга) и России в целом. Об этих концертах, окруженных фантастическими слухами, например, о возможном появлении на сцене живых тигров, или от том, что в представлении задействованы Эдита Пьеха или Ванесса Редгрейв, Борис Штоколов или Ансамбль песни и пляски Советской армии, узнавали заранее. Курехин ходил по городу и с увлечением рассказывал о тех сюрпризах, которые предстоит увидеть на ближайшем выступлении «Поп-механики», будь то садомазохистские сцены, которые разыграют художники, или появление обнаженной арфистки, или полет под потолком БКЗ «Октябрьский» в подлинном костюме Ихтиандра из легендарного фильма «Человек Амфибия» в исполнении самого Курехина.

Но эти рассказы, раскрывавшие будущую тайну, не лишали «Поп-механику» новизны и неожиданности. Каждая «Поп-механика» обладала неповторимостью и создавалась буквально на глазах у зрителей в зависимости от места представления, аудитории и состава участников. Атмосфера «Поп-механика» во многом определялась и тем, что она неразрывно была связана с искусством. Как во времена футуристической оперы «Победа над Солнцем» разрывали на сцене коллективно расписанный ими занавес Новые художники, шествовал с огромным надувным драконом на плечах основатель группы Тимур Новиков, поедал цветы принявший титул Председателя Земного шара Сергей Бугаев Африка, декламировал свои песни, облеченный в военно-морскую форму Юрий Циркуль (Красев).

Облик «Поп-механики» менялся со временем от черного юмора дадаистких перформансов до постидеологических представлений, от футуристических костюмов Сергея Чернова, вдохновленных промышленной свалкой и «Механическим балетом» Фернана Леже до героев античных мифов, разыгранных художниками неоакдемистами Олегом Масловым и Виктором Кузнецовым.

«Поп-механика», пронизанная энергией своего создателя и завораживающей силой популярных мелодий, маршей и ритмов, мифологизировала «время перемен». Совмещение рока, джаза и классической музыки, карнавальный принцип переворачивания, коллаж из законченных музыкальных блоков — все это и многое другое, со временем ставшее частью современной музыкальной культуры, впервые воплотилось в «Поп-механике».

Курехин говорил, что «Поп-механика» это не группа, а способ мышления. Он не просто уловил тончайшие, доступные его слуху общественные колебания, но и стал их совершенным резонатором. «Поп-механика» деконструировала Большой рассказ о культуре, о музыкальной и социальной однородности, показав, как в нем одновременно существуют множество повествований о тоталитарной, популярной, маргинальной культуре. Ее принцип можно назвать структурированной свободой. Курехин импровизировал на сцене, манипулируя готовыми музыкальными формами.

Выставка «По следам «Поп-механики» — долгосрочный проект, начало которому положила одноименная экспозиция в Русском музее в 2000 году. Начиная с 2014 года, выставки, в которых представляются новые грани «Поп-механики», регулярно проходят в Центре современного искусства имени Сергея Курехина, приуроченные ко дню рождения одной из самых выдающихся личностей нашего времени, эпохи кардинальных перемен и поиска новых смыслов.

Сергей Курехин

Куратор ОЛЕСЯ ТУРКИНА

16 июня 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.