«Плоды Просвещения»: Сад познания средь серых многоэтажек

Созданное в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон» (проспект Энгельса, 154А) пространство для детских игр и развития под названием «Дивный город» — яркий пример того, что хорошие намерения иногда все же находят своих адресатов. Для тех петербуржцев, которым довелось жить на северной окраине города — ближайшей станцией метро является «Проспект Просвещения». Здесь, среди не слишком приветливых и живописных пейзажей, тусклых зимой и удушливых летом, «Дивный город» — это прекрасная возможность видеть красивое, наслаждаться им и прививать эту привычку своим детям.

Плоды Просвещения

«Дивный город» был создан в 2011 году активными людьми, позаботившимися не только о пище телесной. Это пространство не ограничивается стандартным набором детских развлечений вроде лабиринтов, кривых зеркал и автоматов виртуальной реальности. Он сосредоточен на реальности сказочной. И в соответствии с этим создатели пространства спроектировали внутри большого комплекса маленький городок декоративного облика, похожий на европейские Кольмар, Делфт или Бамберг: с фасадами балочных домиков старой Европы, миниатюрными каналами и фонтанами, атмосферой сказок Пушкина и Андерсена, множеством уголков, где можно увидеть, услышать, пощупать и создать какое-нибудь маленькое волшебство.

Плоды Просвещения

Здесь есть развивающие школы и студии, территория умных развлечений «Кидрум», развлекательные и экстремальные парки, спортивные занятия, галереи и мастер-классы по рисованию и гриму, мастерские красоты для девочек, «звериные» уголки. Даже территория мистики здесь почему-то не кажется мрачной и тревожной.

Плоды Просвещения

В «Дивном городе» расположен и театр «Плоды Просвещения», встречающий своих гостей с изяществом именитой площадки в центре города. Вход, стилизованный под фасад в стиле барокко, фойе, где проходят выставки и фуршет для взрослых гостей, а также работает цветочный киоск, чтобы все могли купить букеты для артистов. Посетителей встречают фигуры сказочных персонажей, веселые фрески на стенах, прелестные марионетки у кассы, — все это вписывается в общую концепцию «Дивного города», главной составляющей которой является красота.

Плоды Просвещения

Здесь стремятся научить малышей хорошему вкусу и пониманию красоты как источника радости и способа облагородить окружающий мир. И кто бы что ни говорил о приметах времени, новая эпоха не создала для детей ничего сравнимого по красоте с творчеством старых сказочников, которые адаптировали для них суровые народные предания, и художников, которые иллюстрировали эти сказки. «Дивный город» следует их традициям, и это получается прекрасно.

Театр «Плоды Просвещения» был создан в рамках развития новых территорий «Дивного города», его открытие состоялось в декабре 2011 года.

Плоды Просвещения

В основном в афише театра можно увидеть множество детских спектаклей. Он является пристанищем для многих коллективов, студий и центров искусства. В частности, в «Плодах Просвещения» довольно часто дают представления театры «Изумрудный город», «Бродячая собачка», «У Нарвских ворот», «Тантамарески», студия «Смешарики», Академия балета Владислава Курамшина.

При этом и взрослый репертуар достаточно яркий. Во всех направлениях театр «Плоды Просвещения» стремится соответствовать своему названию, предлагая зрителям вкусить какого-то нового познания, литературного, эстетического или морального. На его сцене регулярно проходят творческие вечера актеров Санкт-Петербурга, концерты, оперетты, тематические концерты джазовой или классической музыки.

Плоды Просвещения

Спектакли для взрослых на этой сцене тоже имеют формат творческого вечера. Конечно, в такой обстановке трудно представить, чтобы на ней, даже в вечернее время, разыгрывалось какое-нибудь авангардное шоу. В различных «арт-подвалах», утопленных среди тихих громад жилых или пустующих зданий в центре, это вполне возможно, а здесь, где благодаря детям и художникам все цветет, двигается и улыбается, подобному места нет. Поэтому вечером здесь проходят камерные постановки, нацеленные на культурное взаимодействие с залом.

Именно таков спектакль-концерт «Маяковский во весь рост» от Продюсерского центра LAbb Production Studio. В пятницу, 17 ноября, состоялся его первый показ на сцене театра «Плоды Просвещения».

Плоды Просвещения

Концепция этого моноспектакля была задумана еще в 2011 году. Главную роль играет Сергей Сафронов — актер петербургского Театра Эстрады имени Райкина. Однако он не стремится перевоплотиться во Владимира Маяковского: он ведет со зрителями беседу о жизни великого поэта, о влиянии ключевых событий на его творчество, о его концертах, поэтических дуэлях и путешествиях по миру. Актер предлагает взглянуть на все это глубже, чем программе средней школы.

Сергей Сафронов вовлекает публику в действо, не лишенное напряженных эмоциональных моментов. В первом отделении звучат отдельные стихотворения разных лет — наиболее известны из них «Стихи о советском паспорте» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Плоды Просвещения

В постановке поднимаются такие трагические темы, как смерть Сергея Есенина, любовь Маяковского к эмигрантке Татьяне Яковлевой. Нашлось место и смешным историям — вроде мечты поэта жить со светской дамой в СССР, или романтике — рассказ о доставке цветов возлюбленной «от Маяковского», продолжавшейся каждый день даже после его гибели. Безусловно, трагический финал был подготовлен бойкотом выставки, посвященной 20-летию творчества поэта. Возможно, именно это его  сломило окончательно…

Наиболее злободневным и сатирическим произведением можно назвать стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».

Плоды Просвещения

Второе отделение целиком посвящено поэме «Облако в штанах» — произведению, которое, по мнению многих, является ключевым во всем творчестве Маяковского. Мотивы одиночества, протеста, страсти и ранимости присутствуют во всех четырех ее темах — «Долой вашу любовь», «Долой ваш строй», «Долой ваше искусство», «Долой вашу религию». Эта поэма по сей день остается популярной и цитируемой в массовой культуре.

Весь вечер актеру Сергею Сафронову аккомпанировали композитор и пианист Дарья Кондакова и скрипач Андрей Северов.

Плоды Просвещения

В следующий раз постановка «Маяковский во весь рост» пройдет 24 декабря в Арт-кафе «Подвал Бродячей собаки». А на сцене театра «Плоды Просвещения» в конце ноября можно посмотреть еще один спектакль Сергея Сафронова — «Хармс, Хармс и снова Хармс», идея которого принадлежит учителю актера Юрию Томошевскому. Постановка состоит из ярких и красноречивых миниатюр по мотивам стихов и дневников Даниила Хармса.

В декабре и январе в главном театре «Дивного города» воцарится сказочная атмосфера Нового Года…

Плоды Просвещения

18 ноября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».