Питер с высоты птичьего полета

Санкт-Петербург наконец увидел фильм, который старейшая киностудия России создала с явной любовью. Но вот завоюет ли он зрительскую аудиторию? Со стороны профессиональных ценителей «Птица» Ксении Баскаковой уже снискала все что могла — многочисленные упоминания и награды на российских фестивалях и за рубежом говорят сами за себя.

Евдокия Малевская

Но мы знаем, что не все так просто — частенько тот почет, с которым на Западе встречают наш арт-хаус, обратно пропорционален шансу на отклик в сердце родного зрителя…

Нет, «Птица» — это вовсе не новый «Волчок», «Бубен, барабан» или, боже упаси, «Все умрут, а я останусь». Это — кардинально другой фильм, нежели вся эта компания, и главное его отличие в том, что он добрый.


Главные герои — действительно симпатичны, в то время как альтернативно одаренные деятели элитарного кино обычно стремятся ставить в центр нарочито близкую к обывателю фигуру, что на их языке означает — пьянствующую, немытую и неадекватную. Хотя рок-звезда Олег Птицын тоже выпивает, эта тема не смакуется и не выпячивается, как у них.

Иван Охлобыстин хорошо вжился в роль стареющего, но жизнелюбивого рокера — видимо, тут дает о себе знать прошлое самого актера. Вызывает теплоту и героиня Евдокии Малевской — авторы сделали ее не шаблонной хулиганкой, под буйством которой якобы скрывается тонкий внутренний мир, а действительно хорошей девочкой, ожесточенной жизнью, но не способной на гадости. Единственный ее спорный поступок совершен лишь по недомыслию юности, когда еще не знаешь, что не всякую правду стоит сообщать не подумав.

Иван Охлобыстин

Сюжет основан на банальном, в общем-то, клише «встретились два одиночества», но авторы фильма все же постарались привнести в него нечто свежее. Здесь это — представители разных поколений, которые друг друга дополняют. У него — мудрое отношение к жизни с ее простыми, но такими ценными радостями вкупе с накопившейся внутренней усталостью. У нее — категоричное отрицание всего хорошего ввиду ранних разочарований, но зато есть резервы юного задора.

Сказать, что между ними завязались отношения отца и дочери, тоже нельзя, хотя оба они в этом смысле обделены. Дети с рождения и до определенного момента смотрят на родителей как на несомненный идеал, всезнающий, всесильный и способный разрешить любые проблемы внешнего и внутреннего характера.

И лишь со временем понимаешь, что они — люди, такие же, как все, со своими слабостями, некомпетентные в каких-то вопросах и способные иногда спасовать перед проблемами. Но если ты по-настоящему их любишь, в этом нет никакой катастрофы, только неизбежная данность.

Здесь же отношения героев строятся по абсолютно другому сценарию: подросток изначально видит во взрослом мужчине все его изъяны, понимает, что это не непререкаемый авторитет, не божество, а товарищ, на которого можно положиться, но и сам он может нуждаться в поддержке. Конечно, важно то, что горький опыт научил девочку не верить старшим безоговорочно.

Евдокия Малевская

Концовка представляется несколько смазанной: открывшийся у нее талант показан какой-то волшебной палочкой, решившей нараставшие в течение фильма проблемы и перелистнувшей несколько страниц сразу к хэппи-энду. Можно понять автора, который любит героев и считает, что они уже настрадались вволю. Но некоторые моменты, вроде медицинского персонала, пляшущего безумные танцы под музыку новой рок-группы, уже походят на откровенный китч.

Кроме Охлобыстина и Малевской, никто из актеров ничего особенного не показал, и по сути главные герои вытаскивают на себе все действие.

Анастасия Мельникова, единственная именитая актриса из второстепенных, сыграла безлико: между матерью и дочкой совсем нет никакого ощущения надлома, душевного спазма от предательства, раскаяния, оглушающего одиночества и заглохшей, но живой любви. А хотелось бы, чтоб оно было.

Гарик Сукачев, Иван Охлобыстин

Удивило и появление Гарика Сукачева вроде бы в символической, но какой-то не вполне осмысленной роли Ангела. Непонятно, была ли это просто трансляция сновидения, фантома, или имеет место попытка смешать мелодраму с притчей. А об актерской игре говорить здесь и не приходится, но это не вина рок-музыканта, а сценарная странность.

Также к спорным моментам можно отнести технические и визуальные приемы, характерные для арт-хаусного кино, — ракурсы съемки сверху, резкие повороты камеры, слишком крупные планы, когда камера вплотную надвигается на актера, словно предлагая рассмотреть все поры у него на лице. Ничего конструктивного и ценного в смысловом и изобразительном плане эти приемы не дают, так что без них вполне можно было обойтись.

Зато радует панорама, на фоне которой происходят события, — петербургские поэтические сумерки и строгая бледная красота Финского залива, такая странная и неповторимая…Соответствует этому приятная палитра приглушенных, пастельных красок, а также музыка, в которой солирует вовсе не Олег Птицын, а другой рок-музыкант.

Основным музыкальным фоном в фильме и трейлере стали песни группы «Пикник» — «Кем бы ты ни был» и «Мы как трепетные птицы», на которую Ксения Баскакова сняла видеоклип. Эта музыка, тяготеющая к мрачному, меланхолическому и в то же время благородному декадентству, украшает картину, но моментами пересиливает ее, словно это — тот же клип, только очень большой.

Кроме того, несоответствие имиджа Олега Птицына, который относит себя к панк-року, с жанром, в котором выступает эта группа, слишком бросается в глаза.

Творчество Эдмунда Шклярского, представляющее собой сплошную отсылку к старине с ее фантасмагориями, легендами, мифами и ужасами, явно не подходит легкомысленному, хоть и с претензией, жанру иронической мелодрамы. И хотя его песни звучали и в других проектах, истинно его фильма, каким была «Игла» у Цоя, пока так и не сняли.

23 мая 2017.
Текст: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.