Питер с высоты птичьего полета

Санкт-Петербург наконец увидел фильм, который старейшая киностудия России создала с явной любовью. Но вот завоюет ли он зрительскую аудиторию? Со стороны профессиональных ценителей «Птица» Ксении Баскаковой уже снискала все что могла — многочисленные упоминания и награды на российских фестивалях и за рубежом говорят сами за себя.

Евдокия Малевская

Но мы знаем, что не все так просто — частенько тот почет, с которым на Западе встречают наш арт-хаус, обратно пропорционален шансу на отклик в сердце родного зрителя…

Нет, «Птица» — это вовсе не новый «Волчок», «Бубен, барабан» или, боже упаси, «Все умрут, а я останусь». Это — кардинально другой фильм, нежели вся эта компания, и главное его отличие в том, что он добрый.


Главные герои — действительно симпатичны, в то время как альтернативно одаренные деятели элитарного кино обычно стремятся ставить в центр нарочито близкую к обывателю фигуру, что на их языке означает — пьянствующую, немытую и неадекватную. Хотя рок-звезда Олег Птицын тоже выпивает, эта тема не смакуется и не выпячивается, как у них.

Иван Охлобыстин хорошо вжился в роль стареющего, но жизнелюбивого рокера — видимо, тут дает о себе знать прошлое самого актера. Вызывает теплоту и героиня Евдокии Малевской — авторы сделали ее не шаблонной хулиганкой, под буйством которой якобы скрывается тонкий внутренний мир, а действительно хорошей девочкой, ожесточенной жизнью, но не способной на гадости. Единственный ее спорный поступок совершен лишь по недомыслию юности, когда еще не знаешь, что не всякую правду стоит сообщать не подумав.

Иван Охлобыстин

Сюжет основан на банальном, в общем-то, клише «встретились два одиночества», но авторы фильма все же постарались привнести в него нечто свежее. Здесь это — представители разных поколений, которые друг друга дополняют. У него — мудрое отношение к жизни с ее простыми, но такими ценными радостями вкупе с накопившейся внутренней усталостью. У нее — категоричное отрицание всего хорошего ввиду ранних разочарований, но зато есть резервы юного задора.

Сказать, что между ними завязались отношения отца и дочери, тоже нельзя, хотя оба они в этом смысле обделены. Дети с рождения и до определенного момента смотрят на родителей как на несомненный идеал, всезнающий, всесильный и способный разрешить любые проблемы внешнего и внутреннего характера.

И лишь со временем понимаешь, что они — люди, такие же, как все, со своими слабостями, некомпетентные в каких-то вопросах и способные иногда спасовать перед проблемами. Но если ты по-настоящему их любишь, в этом нет никакой катастрофы, только неизбежная данность.

Здесь же отношения героев строятся по абсолютно другому сценарию: подросток изначально видит во взрослом мужчине все его изъяны, понимает, что это не непререкаемый авторитет, не божество, а товарищ, на которого можно положиться, но и сам он может нуждаться в поддержке. Конечно, важно то, что горький опыт научил девочку не верить старшим безоговорочно.

Евдокия Малевская

Концовка представляется несколько смазанной: открывшийся у нее талант показан какой-то волшебной палочкой, решившей нараставшие в течение фильма проблемы и перелистнувшей несколько страниц сразу к хэппи-энду. Можно понять автора, который любит героев и считает, что они уже настрадались вволю. Но некоторые моменты, вроде медицинского персонала, пляшущего безумные танцы под музыку новой рок-группы, уже походят на откровенный китч.

Кроме Охлобыстина и Малевской, никто из актеров ничего особенного не показал, и по сути главные герои вытаскивают на себе все действие.

Анастасия Мельникова, единственная именитая актриса из второстепенных, сыграла безлико: между матерью и дочкой совсем нет никакого ощущения надлома, душевного спазма от предательства, раскаяния, оглушающего одиночества и заглохшей, но живой любви. А хотелось бы, чтоб оно было.

Гарик Сукачев, Иван Охлобыстин

Удивило и появление Гарика Сукачева вроде бы в символической, но какой-то не вполне осмысленной роли Ангела. Непонятно, была ли это просто трансляция сновидения, фантома, или имеет место попытка смешать мелодраму с притчей. А об актерской игре говорить здесь и не приходится, но это не вина рок-музыканта, а сценарная странность.

Также к спорным моментам можно отнести технические и визуальные приемы, характерные для арт-хаусного кино, — ракурсы съемки сверху, резкие повороты камеры, слишком крупные планы, когда камера вплотную надвигается на актера, словно предлагая рассмотреть все поры у него на лице. Ничего конструктивного и ценного в смысловом и изобразительном плане эти приемы не дают, так что без них вполне можно было обойтись.

Зато радует панорама, на фоне которой происходят события, — петербургские поэтические сумерки и строгая бледная красота Финского залива, такая странная и неповторимая…Соответствует этому приятная палитра приглушенных, пастельных красок, а также музыка, в которой солирует вовсе не Олег Птицын, а другой рок-музыкант.

Основным музыкальным фоном в фильме и трейлере стали песни группы «Пикник» — «Кем бы ты ни был» и «Мы как трепетные птицы», на которую Ксения Баскакова сняла видеоклип. Эта музыка, тяготеющая к мрачному, меланхолическому и в то же время благородному декадентству, украшает картину, но моментами пересиливает ее, словно это — тот же клип, только очень большой.

Кроме того, несоответствие имиджа Олега Птицына, который относит себя к панк-року, с жанром, в котором выступает эта группа, слишком бросается в глаза.

Творчество Эдмунда Шклярского, представляющее собой сплошную отсылку к старине с ее фантасмагориями, легендами, мифами и ужасами, явно не подходит легкомысленному, хоть и с претензией, жанру иронической мелодрамы. И хотя его песни звучали и в других проектах, истинно его фильма, каким была «Игла» у Цоя, пока так и не сняли.

23 мая 2017.
Текст: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.