«Пикник» — последний певец декаданса

В день 100-летия Революции, 7 ноября, рок-группа «Пикник» выступила в БКЗ «Октябрьский» с новой программой «Искры и канкан», представляющей одноименный новый альбом. Он является 22-м в дискографии коллектива. Релиз состоялся 26 сентября, в день рождения Эдмунда Шклярского, лидера «Пикника».

Пикник

У тех, кто не посвящен в особенности творчества этих музыкантов, выбор даты и места может вызвать ассоциации с вечным образом рокеров — бунтарей и революционеров, вечных подростков, пребывающих на одной волне со своей аудиторией, еще не разобравшихся в себе, но уверенно стоящих против системы. Но все гораздо проще: осенние и весенние выступления в «Октябрьском» — традиция, которую Шклярский со своими соратниками не нарушает уже много лет.

Кроме этого, проходят новогодние концерты в молодежных клубах, а в 2016 году в честь юбилея группы состоялось уникальное выступление в Александринском театре — магический концерт «Через 10 000 лет», к юбилею Шклярского, вокалиста, поэта и создателя художественного антуража группы, основанного на эстетике барокко и модерна, страшных готических рассказах и экзотических культурах.

Пикник

После столь долгого творческого пути — номинально годом создания группы «Пикник» считается 1978 год, но на практике отправной точкой стал 1981 год, когда питерские ребята из Политехнического института пригласили на вакансию гитариста этого инопланетного парня, несостоявшегося музыканта «Аквариума», — невольно идут на ум слова вроде «подведения итогов».

Но это совсем не про «Пикник». Да, заметно, что их выступления становятся все более спокойными эмоционально, но зато все более богатыми и элегантными в художественном плане. Но это никак не связано с возрастом, хотя бы потому, что пан Эдмунд вообще никогда не открывает завесы над своими личными чувствами и не смешивает их с искусством. Он не заводит со сцены задушевных бесед с залом, как многие артисты, не играет роль «своего парня» в интервью, не стремится быть «на волне». В то время как рок-музыканты нового поколения обыгрывают в песнях тему политики, соцсетей и троллинга, он подчеркнуто дистанцируется от любого хайпа. И разрушает устоявшийся миф, что без сенсаций, скандалов и жареных заголовков любая звезда угасает безвозвратно.

Впрочем, без этого группа «Пикник» обходилась и много лет назад, не ввязываясь в междусобойчики питерской рок-богемы, не рядясь в диссиденты и не попадая в грязные истории с наркотиками, алкоголем и прочей «сладкой жизнью».

Пикник

Еще раз стоит подчеркнуть: речь не о той личной жизни, которая от нас скрыта, — семья, отношения с коллегами, дурные привычки или их отсутствие, политические и социальные убеждения — а о том, что Шклярский никогда не делал ее частью своего искусства, ни намеком, ни кивком. На рубеже 1980-1990-х годов, при несколько иных мелодиях и поэтических образах, которые тогда даже попадали в новогодние телепередачи («Голубой огонек», «Кружатся диски»), он уже был таким — экстравагантным, отрешенным или странным, если угодно. Но как ни назови, Шклярский безусловно один из тех, кто создал искусство в себе, а не себя в искусстве.

Его персонажи — это безымянные бродяги, сказители и пророки, далекие от суеты реального мира. И всегда не ищущие ни в ком опоры, уединенные в своих скитаниях, как в песнях «Из коры себе подругу выстругал», «За пижоном пижон», «Потерянный», «Иероглиф». А если Шклярский создает портреты с натуры, то это всегда причудливые личности, не просто чуждые своему окружению, но терзаемые внутренними противоречиями, — из исторических персонажей это композитор Бетховен и живописец Босх, из литературных — Квазимодо. И никогда он не делает главным героем самого себя.

Его творчество — это давно утраченный жанр декаданса с тонкой стилизацией и почти всегда печальным и тревожным содержанием, от которого, тем не менее, остается чувство внутреннего просветления.

Не так давно он сказал: «Наши песни о вопросах, которые так или иначе должны задавать себе мыслящие существа: например, зачем они живут». И слушая «Пикник», легче об этом думать и вспоминать о скоротечности времени и одиночестве каждого в масштабах космоса, невольно веришь, что «жизнь придет и уйдет — ты останешься».

И на прошедшем концерте Шклярский вновь показал, как он ладит с этой скоротечностью. В 62 года он ничуть не пытается догнать молодость, как это делают многие рок-идолы, например, Мик Джаггер, который продолжают эпатировать публику, окружают себя юными красавицами и старается не изменять триумвирату «секс, наркотики, рок-н-ролл». Для Шклярского просто есть нечто более ценное, чем молодость. И это отличает его от того образа рок-музыканта, который нам привычен: стремящегося жить быстро и сгореть мгновенно. Вспомните жуткий «клуб 27», в котором собраны прославленные, талантливые, но отнюдь не счастливые люди.

А поскольку в нашем менталитете счастье неразрывно связано с молодостью, и по ее истечении тебе уже вроде как неприлично испытывать яркие чувства и вкус к жизни, понятно, почему на концертах «Пикника» так комфортно чувствуют себя люди из разных поколений. Мужчины наряжаются в футболки с символом группы, женщины — в черные наряды из полупрозрачной ткани, словно героини того самого мистического «Бала», на который приглашает господин Никто.

И хиты 1990-х перекликаются с новинками этого года в сопровождении удивительных визуальных трюков — светящихся силуэтов, живых виолончелей и арф, шаманских плясок, Механического Глаза и Электрического Рта. Нынешний концерт отличился еще и умеренной дозой юмора — на экранах появились медийные личности, ведущая новостей Екатерина Андреева и спортивный комментатор Виктор Гусев.

Пикник

Конечно, есть и те, кто не понимает «изюминки» творчества этой группы и недоумевает, в чем ценность вычурных и порой смутных по содержанию текстов. Но на это как раз есть однозначный ответ: они ценны поразительной красотой литературного русского языка. Сейчас, когда он почти умирает под пытками из неуместных иностранных заимствований, убогих пародий на рэп и такой же убогой эстрады, обеднения школьного образования, дефицита хороших авторов при буйном расцвете просветителей среди видеоблогеров и звезд Instagram, стихи Шклярского — просто уникальный дар, который нельзя потерять за пределами концертного зала. Они похожи на удивительный графический рисунок, в котором может быть заключен никому, кроме автора, не известный шифр. Но как же этот рисунок выверен, изящен и чист! Может быть, именно в красоте и таится этот шифр, и не нужно ничего другого?

Осенний концерт в родном городе позади, но уже скоро «Пикник» вновь соберет своих слушателей в клубе «Космонавт» — на новогодней программе. А там, вероятно, можно будет ждать и нового альбома.

Эдмунд Шклярский не оглядывается на годы и не прекращает писать музыку и заглавные песни для кино (в этом году вышел фильм «Птица» с его композициями), создавать графические обложки для альбомов, совершенствовать идеи декораций для своих песен-спектаклей. И это естественно, потому что Совершенству предела быть не может.

11 ноября 2017.
Текст: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».