«Пикник» — последний певец декаданса

В день 100-летия Революции, 7 ноября, рок-группа «Пикник» выступила в БКЗ «Октябрьский» с новой программой «Искры и канкан», представляющей одноименный новый альбом. Он является 22-м в дискографии коллектива. Релиз состоялся 26 сентября, в день рождения Эдмунда Шклярского, лидера «Пикника».

Пикник

У тех, кто не посвящен в особенности творчества этих музыкантов, выбор даты и места может вызвать ассоциации с вечным образом рокеров — бунтарей и революционеров, вечных подростков, пребывающих на одной волне со своей аудиторией, еще не разобравшихся в себе, но уверенно стоящих против системы. Но все гораздо проще: осенние и весенние выступления в «Октябрьском» — традиция, которую Шклярский со своими соратниками не нарушает уже много лет.

Кроме этого, проходят новогодние концерты в молодежных клубах, а в 2016 году в честь юбилея группы состоялось уникальное выступление в Александринском театре — магический концерт «Через 10 000 лет», к юбилею Шклярского, вокалиста, поэта и создателя художественного антуража группы, основанного на эстетике барокко и модерна, страшных готических рассказах и экзотических культурах.

Пикник

После столь долгого творческого пути — номинально годом создания группы «Пикник» считается 1978 год, но на практике отправной точкой стал 1981 год, когда питерские ребята из Политехнического института пригласили на вакансию гитариста этого инопланетного парня, несостоявшегося музыканта «Аквариума», — невольно идут на ум слова вроде «подведения итогов».

Но это совсем не про «Пикник». Да, заметно, что их выступления становятся все более спокойными эмоционально, но зато все более богатыми и элегантными в художественном плане. Но это никак не связано с возрастом, хотя бы потому, что пан Эдмунд вообще никогда не открывает завесы над своими личными чувствами и не смешивает их с искусством. Он не заводит со сцены задушевных бесед с залом, как многие артисты, не играет роль «своего парня» в интервью, не стремится быть «на волне». В то время как рок-музыканты нового поколения обыгрывают в песнях тему политики, соцсетей и троллинга, он подчеркнуто дистанцируется от любого хайпа. И разрушает устоявшийся миф, что без сенсаций, скандалов и жареных заголовков любая звезда угасает безвозвратно.

Впрочем, без этого группа «Пикник» обходилась и много лет назад, не ввязываясь в междусобойчики питерской рок-богемы, не рядясь в диссиденты и не попадая в грязные истории с наркотиками, алкоголем и прочей «сладкой жизнью».

Пикник

Еще раз стоит подчеркнуть: речь не о той личной жизни, которая от нас скрыта, — семья, отношения с коллегами, дурные привычки или их отсутствие, политические и социальные убеждения — а о том, что Шклярский никогда не делал ее частью своего искусства, ни намеком, ни кивком. На рубеже 1980-1990-х годов, при несколько иных мелодиях и поэтических образах, которые тогда даже попадали в новогодние телепередачи («Голубой огонек», «Кружатся диски»), он уже был таким — экстравагантным, отрешенным или странным, если угодно. Но как ни назови, Шклярский безусловно один из тех, кто создал искусство в себе, а не себя в искусстве.

Его персонажи — это безымянные бродяги, сказители и пророки, далекие от суеты реального мира. И всегда не ищущие ни в ком опоры, уединенные в своих скитаниях, как в песнях «Из коры себе подругу выстругал», «За пижоном пижон», «Потерянный», «Иероглиф». А если Шклярский создает портреты с натуры, то это всегда причудливые личности, не просто чуждые своему окружению, но терзаемые внутренними противоречиями, — из исторических персонажей это композитор Бетховен и живописец Босх, из литературных — Квазимодо. И никогда он не делает главным героем самого себя.

Его творчество — это давно утраченный жанр декаданса с тонкой стилизацией и почти всегда печальным и тревожным содержанием, от которого, тем не менее, остается чувство внутреннего просветления.

Не так давно он сказал: «Наши песни о вопросах, которые так или иначе должны задавать себе мыслящие существа: например, зачем они живут». И слушая «Пикник», легче об этом думать и вспоминать о скоротечности времени и одиночестве каждого в масштабах космоса, невольно веришь, что «жизнь придет и уйдет — ты останешься».

И на прошедшем концерте Шклярский вновь показал, как он ладит с этой скоротечностью. В 62 года он ничуть не пытается догнать молодость, как это делают многие рок-идолы, например, Мик Джаггер, который продолжают эпатировать публику, окружают себя юными красавицами и старается не изменять триумвирату «секс, наркотики, рок-н-ролл». Для Шклярского просто есть нечто более ценное, чем молодость. И это отличает его от того образа рок-музыканта, который нам привычен: стремящегося жить быстро и сгореть мгновенно. Вспомните жуткий «клуб 27», в котором собраны прославленные, талантливые, но отнюдь не счастливые люди.

А поскольку в нашем менталитете счастье неразрывно связано с молодостью, и по ее истечении тебе уже вроде как неприлично испытывать яркие чувства и вкус к жизни, понятно, почему на концертах «Пикника» так комфортно чувствуют себя люди из разных поколений. Мужчины наряжаются в футболки с символом группы, женщины — в черные наряды из полупрозрачной ткани, словно героини того самого мистического «Бала», на который приглашает господин Никто.

И хиты 1990-х перекликаются с новинками этого года в сопровождении удивительных визуальных трюков — светящихся силуэтов, живых виолончелей и арф, шаманских плясок, Механического Глаза и Электрического Рта. Нынешний концерт отличился еще и умеренной дозой юмора — на экранах появились медийные личности, ведущая новостей Екатерина Андреева и спортивный комментатор Виктор Гусев.

Пикник

Конечно, есть и те, кто не понимает «изюминки» творчества этой группы и недоумевает, в чем ценность вычурных и порой смутных по содержанию текстов. Но на это как раз есть однозначный ответ: они ценны поразительной красотой литературного русского языка. Сейчас, когда он почти умирает под пытками из неуместных иностранных заимствований, убогих пародий на рэп и такой же убогой эстрады, обеднения школьного образования, дефицита хороших авторов при буйном расцвете просветителей среди видеоблогеров и звезд Instagram, стихи Шклярского — просто уникальный дар, который нельзя потерять за пределами концертного зала. Они похожи на удивительный графический рисунок, в котором может быть заключен никому, кроме автора, не известный шифр. Но как же этот рисунок выверен, изящен и чист! Может быть, именно в красоте и таится этот шифр, и не нужно ничего другого?

Осенний концерт в родном городе позади, но уже скоро «Пикник» вновь соберет своих слушателей в клубе «Космонавт» — на новогодней программе. А там, вероятно, можно будет ждать и нового альбома.

Эдмунд Шклярский не оглядывается на годы и не прекращает писать музыку и заглавные песни для кино (в этом году вышел фильм «Птица» с его композициями), создавать графические обложки для альбомов, совершенствовать идеи декораций для своих песен-спектаклей. И это естественно, потому что Совершенству предела быть не может.

11 ноября 2017.
Текст: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.