Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Михаил Шемякин

«Механизм воображения должен быть совершенен. Он требует вкуса и технической безупречности. Чтобы создавать искусство, я должен отобрать для себя все то, что мне близко в бесчисленных произведениях новых и старых мастеров, в природе, в географических картах, архитектурных чертежах, зачастую в медицинских схемах и рисунках. И на этой обязательной базе строить свою собственную концепцию. Таким образом, я сопоставляю то, что вижу, со своими знаниями. Эти знания позволяют моему внутреннему «я» господствовать над зрением», — пояснил Михаил Шемякин на пресс-конференции, посвященной выставочному проекту.

выставка в Центре Михаила шемякина

Выставка состоит из 60 его работ, посвященных творческому диалогу с Пабло Пикассо и Диего Веласкесом. Шемякинские трансформации ряда картин великих испанцев создавались с 1983 по 1990 год. В частности, Михаил Шемякин создал более тридцати «трансформаций» по произведениям Пикассо второй половины 1930-х годов. Этот период интересен тем, что в это время Пикассо сформировал основы своего неповторимого стиля.

выставка в Центре Михаила шемякина

«Пикассо — тот человек, который оказал на меня наибольшое влияние. Это тот художник, который подчеркивал, откуда он движется — в области фактуры, рисунка и тому подобного. Я тоже никогда этого не скрываю. Своему художественному языку мы учимся у великих художников прошлого. Если живописец хочет серьезно овладеть своей профессией, он изучает старых мастеров. Сначала это выливается в подражание, а потом медленно, но верно художник находит свой путь. Эта трансформация старых мастеров, которой занимался Пикассо, натолкнула меня на идею изучения всевозможных трансформаций работ художников прошлого», — рассказал Михаил Шемякин.

выставка в Центре Михаила шемякина

Наибольшее число шемякинских «трансформаций» посвящены женским портретам, занимавшим центральное место в творчестве Пикассо. Одной из ключевых тем, волнующих обоих, стала картина «Менины» Диего Веласкеса – итоговая работа великого испанского живописца. За внешней простотой сюжета этого полотна скрывается глубокий, до конца не прочитанный смысл. Существует бесчисленное количество ее трактовок, и только Пикассо создал около десятка ее версий.

выставка в Центре Михаила шемякина

«Больше всего я увлекался трансформацией африканских, океанийских и колумбийских масок. Этому способствовало и направление метафизического синтетизма, который представляет собой выдержки из религиозных культов разных народов в попытке создать какой-то новый, но не религиозный, а полноценный эстетический знак. На этой выставке показаны мои попытки и в этом направлении. Я пытался трансформировать Эль Греко, Филонова и других. Но Веласкесу подражать невозможно. Он абсолютный реалист, писал предельно понятные вещи. Но это так написано, что так сделать мог только Веласкес. Я однажды был на выставке его произведений в Вене. Я подходил к его полотнам и внимательно рассматривал: вблизи его картина — это какие-то шлепки кисти — суперсовременная кисть, очень актуальная техника. Отходишь от полотна метра на три — и возникает картина. И Пикассо верно заметил: Веласкесу никто не подражает. Пикассо трансформировал Веласкеса, но не подражал. Подражать технике Веласкеса никто никогда не решался, потому что это — бессмысленно», — уверен Михаил Шемякин.

выставка в Центре Михаила шемякина

Он напомнил про свою трансформацию «Менин», которую провел после продолжительной лекции в Сан-Франциском университете. На мольберт был пришпилен большой черный лист и художник быстрыми точными движениями безотрывно создавал свою версию картины при большом стечении зрителей под аккомпанемент живого джазового оркестра.

выставка в Центре Михаила шемякина

Теперь многочисленные и невероятные «трансформации» картин двух испанских гениев в исполнении русского живописца можно увидеть в Санкт-Петербурге. Они выполнены в различной технике: от графики до живописи. Многие работы выставляются впервые.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

26 декабря 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.