Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Михаил Шемякин

«Механизм воображения должен быть совершенен. Он требует вкуса и технической безупречности. Чтобы создавать искусство, я должен отобрать для себя все то, что мне близко в бесчисленных произведениях новых и старых мастеров, в природе, в географических картах, архитектурных чертежах, зачастую в медицинских схемах и рисунках. И на этой обязательной базе строить свою собственную концепцию. Таким образом, я сопоставляю то, что вижу, со своими знаниями. Эти знания позволяют моему внутреннему «я» господствовать над зрением», — пояснил Михаил Шемякин на пресс-конференции, посвященной выставочному проекту.

выставка в Центре Михаила шемякина

Выставка состоит из 60 его работ, посвященных творческому диалогу с Пабло Пикассо и Диего Веласкесом. Шемякинские трансформации ряда картин великих испанцев создавались с 1983 по 1990 год. В частности, Михаил Шемякин создал более тридцати «трансформаций» по произведениям Пикассо второй половины 1930-х годов. Этот период интересен тем, что в это время Пикассо сформировал основы своего неповторимого стиля.

выставка в Центре Михаила шемякина

«Пикассо — тот человек, который оказал на меня наибольшое влияние. Это тот художник, который подчеркивал, откуда он движется — в области фактуры, рисунка и тому подобного. Я тоже никогда этого не скрываю. Своему художественному языку мы учимся у великих художников прошлого. Если живописец хочет серьезно овладеть своей профессией, он изучает старых мастеров. Сначала это выливается в подражание, а потом медленно, но верно художник находит свой путь. Эта трансформация старых мастеров, которой занимался Пикассо, натолкнула меня на идею изучения всевозможных трансформаций работ художников прошлого», — рассказал Михаил Шемякин.

выставка в Центре Михаила шемякина

Наибольшее число шемякинских «трансформаций» посвящены женским портретам, занимавшим центральное место в творчестве Пикассо. Одной из ключевых тем, волнующих обоих, стала картина «Менины» Диего Веласкеса – итоговая работа великого испанского живописца. За внешней простотой сюжета этого полотна скрывается глубокий, до конца не прочитанный смысл. Существует бесчисленное количество ее трактовок, и только Пикассо создал около десятка ее версий.

выставка в Центре Михаила шемякина

«Больше всего я увлекался трансформацией африканских, океанийских и колумбийских масок. Этому способствовало и направление метафизического синтетизма, который представляет собой выдержки из религиозных культов разных народов в попытке создать какой-то новый, но не религиозный, а полноценный эстетический знак. На этой выставке показаны мои попытки и в этом направлении. Я пытался трансформировать Эль Греко, Филонова и других. Но Веласкесу подражать невозможно. Он абсолютный реалист, писал предельно понятные вещи. Но это так написано, что так сделать мог только Веласкес. Я однажды был на выставке его произведений в Вене. Я подходил к его полотнам и внимательно рассматривал: вблизи его картина — это какие-то шлепки кисти — суперсовременная кисть, очень актуальная техника. Отходишь от полотна метра на три — и возникает картина. И Пикассо верно заметил: Веласкесу никто не подражает. Пикассо трансформировал Веласкеса, но не подражал. Подражать технике Веласкеса никто никогда не решался, потому что это — бессмысленно», — уверен Михаил Шемякин.

выставка в Центре Михаила шемякина

Он напомнил про свою трансформацию «Менин», которую провел после продолжительной лекции в Сан-Франциском университете. На мольберт был пришпилен большой черный лист и художник быстрыми точными движениями безотрывно создавал свою версию картины при большом стечении зрителей под аккомпанемент живого джазового оркестра.

выставка в Центре Михаила шемякина

Теперь многочисленные и невероятные «трансформации» картин двух испанских гениев в исполнении русского живописца можно увидеть в Санкт-Петербурге. Они выполнены в различной технике: от графики до живописи. Многие работы выставляются впервые.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

26 декабря 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.