Первый русский «Франкенштейн»

Нынешняя весна в Театре за Черной речкой ознаменована премьерой спектакля «Франкенштейн» по всемирно известному роману английской писательницы Мэри Шелли. Он озаглавлен в репертуаре театра как «готический нуар». Эпистолярный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован анонимно в 1818 году. Первый набросок романа Мэри Шелли написала в 1816 году во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании литераторов Перси Биши Шелли, лорда Джорджа Байрона и Джона Полидори.

"Франкештейн" в Театре за Черной речкой

Это был вечер сочинения «страшных рассказов» — товарищей вдохновила на это книга «Фантасмагориана» 1812 года, состоящая из немецких страшных сказок и рассказов о привидениях и проклятиях в переводе на французский язык. Байрон предложил своим товарищам написать каждому по «страшной повести», благодаря которому у Шелли родился замысел истории об ученом Викторе Франкенштейне, одержимом тайной зарождения жизни и состязанием с высшими силами. В основе романа, несомненно, лежат секреты алхимии, адепты которой опровергали неотвратимость Божьей воли.

Произведение было не сразу оценено критиками, но так заинтересовало публику, что уже в 1823 году его сюжет был перенесен на театральные подмостки. Это произошло еще до того, как роман был издан во Франции с указанием имени его реального автора, а затем опубликован Мэри Шелли также под своим именем, в переработанном издании с расширенным предисловием и рассказом об обстоятельствах создания романа.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Роман был многократно экранизирован и адаптирован для телевидения (самым известным фильмом по сей день остается хоррор Джеймса Уэйла 1931 года с Борисом Карлоффом), но из сценических постановок известна только пьеса Ника Диара и Дэнни Бойла на сцене Национального театра Великобритании в 2011 году. Две главные роли — профессора и его страшного творения, которых часто и ошибочно именуют одинаково, — исполнил актер Бенедикт Камбербэтч.

Однако в России этот роман, будучи столь благодатным полем для художественного и эмоционального выражения, до сих пор не находил воплощения на театральной сцене. И теперь 23 марта 2019 года петербургскому зрителю была представлена первая попытка — постановка Петра Васильева по сюжету драматурга Алексея Исаева на сцене Театра за Черной речкой. В спектакле заняты актеры Сергей Мендельсон, Анатолий Журавин, Вадим Франчук, Алла Данишевская.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Структура спектакля такова, что у каждого артиста сразу по две роли из двух параллельных темных миров. Один из них — заседание «круга литераторов» и исповедь писательницы, другой — сама история Виктора Франкенштейна, его отношения с семьей, педагогами и любимой женщиной. Связующей нитью являются разговоры автора и главного героя. В постановке петербургского театра писательница выглядит сопереживающим создателем, относящимся к созданному ею герою с гораздо большим вниманием и ответственностью, нежели сам он относится к своему непредсказуемому творению.

Зрителю не показывают, как происходит работа ученого над существом, сшитым из фрагментов мертвых людей, но атмосфера ужаса нагнетается с помощью масок и муляжей, предметов демонической лаборатории, звукового фона. Виктор Франкенштейн представлен как сложный персонаж, руководствующийся стремлением не только создать нечто бросающее вызов богу, но и разрушить, изуродовать облик божьих созданий (согласно произведению). И этот, возможно подсознательный, посыл становится началом дальнейших бед.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Режиссер Петр Васильев сообщил, что темой спектакля является ответственность за содеянное человеком: «Посмотрите вокруг, в каком кипящем котле мы живем, как множим ошибки, как разрушаем неведомые нам связи, как уничтожаем созданное до нас, оправдывая это погоней за счастьем. Но возможно ли построить его на руинах надежд? Рассказывая трагическую историю Виктора Франкенштейна, мы в первую очередь говорим о непредсказуемых последствиях необдуманного поступка, способных сделать жизнь человека невыносимой. Пытаясь управлять судьбой, человек неожиданно сам оказывается в ее руках, не в силах совладать с новой для него реальностью».

Драматург Алексей Исаев отметил, что роман Мэри Шелли является совершенно особенным произведением: «Подвижность его смыслов, от библейских до феминистских, оставляет широкий простор для интерпретаций канонической истории, что порождает бесчисленные ее переделки в кино, театре и литературе. И сегодня мы продолжаем быть живыми свидетелями этого процесса. В нашей работе мы продолжили культурную экспансию этого сюжета, рассказывая историю об изнаночном эффекте судьбы, когда творение, созданное творцом, способно подчинить себе его жизнь».

Алевтина Торик

Создателем визуальных эффектов постановки стала художник Алевтина Торик, хорошо известная петербургскому зрителю по спектаклям «Вий» и «Невский проспект» в Большом театре кукол. Она является лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Высшей национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». Теперь в ее активе также есть награда XXVIII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» в номинации «Лучшая работа художника» за спектакль «Франкенштейн».

награда спектакля "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Постановка также удостоилась похвал от многих театральных критиков и изданий, получила высокие оценки зрителей. Ближайший показ еще можно увидеть в текущем сезоне — он пройдет 8 июня. Следите за афишей на сайте Театра за Черной речкой.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

27 мая 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии Алексея Исаева с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.