Первый русский «Франкенштейн»

Нынешняя весна в Театре за Черной речкой ознаменована премьерой спектакля «Франкенштейн» по всемирно известному роману английской писательницы Мэри Шелли. Он озаглавлен в репертуаре театра как «готический нуар». Эпистолярный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован анонимно в 1818 году. Первый набросок романа Мэри Шелли написала в 1816 году во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании литераторов Перси Биши Шелли, лорда Джорджа Байрона и Джона Полидори.

"Франкештейн" в Театре за Черной речкой

Это был вечер сочинения «страшных рассказов» — товарищей вдохновила на это книга «Фантасмагориана» 1812 года, состоящая из немецких страшных сказок и рассказов о привидениях и проклятиях в переводе на французский язык. Байрон предложил своим товарищам написать каждому по «страшной повести», благодаря которому у Шелли родился замысел истории об ученом Викторе Франкенштейне, одержимом тайной зарождения жизни и состязанием с высшими силами. В основе романа, несомненно, лежат секреты алхимии, адепты которой опровергали неотвратимость Божьей воли.

Произведение было не сразу оценено критиками, но так заинтересовало публику, что уже в 1823 году его сюжет был перенесен на театральные подмостки. Это произошло еще до того, как роман был издан во Франции с указанием имени его реального автора, а затем опубликован Мэри Шелли также под своим именем, в переработанном издании с расширенным предисловием и рассказом об обстоятельствах создания романа.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Роман был многократно экранизирован и адаптирован для телевидения (самым известным фильмом по сей день остается хоррор Джеймса Уэйла 1931 года с Борисом Карлоффом), но из сценических постановок известна только пьеса Ника Диара и Дэнни Бойла на сцене Национального театра Великобритании в 2011 году. Две главные роли — профессора и его страшного творения, которых часто и ошибочно именуют одинаково, — исполнил актер Бенедикт Камбербэтч.

Однако в России этот роман, будучи столь благодатным полем для художественного и эмоционального выражения, до сих пор не находил воплощения на театральной сцене. И теперь 23 марта 2019 года петербургскому зрителю была представлена первая попытка — постановка Петра Васильева по сюжету драматурга Алексея Исаева на сцене Театра за Черной речкой. В спектакле заняты актеры Сергей Мендельсон, Анатолий Журавин, Вадим Франчук, Алла Данишевская.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Структура спектакля такова, что у каждого артиста сразу по две роли из двух параллельных темных миров. Один из них — заседание «круга литераторов» и исповедь писательницы, другой — сама история Виктора Франкенштейна, его отношения с семьей, педагогами и любимой женщиной. Связующей нитью являются разговоры автора и главного героя. В постановке петербургского театра писательница выглядит сопереживающим создателем, относящимся к созданному ею герою с гораздо большим вниманием и ответственностью, нежели сам он относится к своему непредсказуемому творению.

Зрителю не показывают, как происходит работа ученого над существом, сшитым из фрагментов мертвых людей, но атмосфера ужаса нагнетается с помощью масок и муляжей, предметов демонической лаборатории, звукового фона. Виктор Франкенштейн представлен как сложный персонаж, руководствующийся стремлением не только создать нечто бросающее вызов богу, но и разрушить, изуродовать облик божьих созданий (согласно произведению). И этот, возможно подсознательный, посыл становится началом дальнейших бед.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Режиссер Петр Васильев сообщил, что темой спектакля является ответственность за содеянное человеком: «Посмотрите вокруг, в каком кипящем котле мы живем, как множим ошибки, как разрушаем неведомые нам связи, как уничтожаем созданное до нас, оправдывая это погоней за счастьем. Но возможно ли построить его на руинах надежд? Рассказывая трагическую историю Виктора Франкенштейна, мы в первую очередь говорим о непредсказуемых последствиях необдуманного поступка, способных сделать жизнь человека невыносимой. Пытаясь управлять судьбой, человек неожиданно сам оказывается в ее руках, не в силах совладать с новой для него реальностью».

Драматург Алексей Исаев отметил, что роман Мэри Шелли является совершенно особенным произведением: «Подвижность его смыслов, от библейских до феминистских, оставляет широкий простор для интерпретаций канонической истории, что порождает бесчисленные ее переделки в кино, театре и литературе. И сегодня мы продолжаем быть живыми свидетелями этого процесса. В нашей работе мы продолжили культурную экспансию этого сюжета, рассказывая историю об изнаночном эффекте судьбы, когда творение, созданное творцом, способно подчинить себе его жизнь».

Алевтина Торик

Создателем визуальных эффектов постановки стала художник Алевтина Торик, хорошо известная петербургскому зрителю по спектаклям «Вий» и «Невский проспект» в Большом театре кукол. Она является лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Высшей национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». Теперь в ее активе также есть награда XXVIII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» в номинации «Лучшая работа художника» за спектакль «Франкенштейн».

награда спектакля "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Постановка также удостоилась похвал от многих театральных критиков и изданий, получила высокие оценки зрителей. Ближайший показ еще можно увидеть в текущем сезоне — он пройдет 8 июня. Следите за афишей на сайте Театра за Черной речкой.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

27 мая 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии Алексея Исаева с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Фотограф Таисия Овод, Предоставлено Молодежным театром на Фонтанке

«Театр в объективе» показал мастеров

В Молодежном театре на Фонтанке назвали имена победителей Второго конкурса молодых фотографов. Первый конкурс «Театр в объективе» состоялся в 2018 году. Он был учрежден Молодежным театром на Фонтанке при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Мик Мосс, Antimatter

Мик Мосс: Когда сочиняю, я — хирург, который оперирует сам себя

Группа Antimatter посетила Россию месяц назад с очередным туром, представив публике свой новый альбом Black Market Enlightenment и очаровав зрителей настолько, что никто не хотел ее отпускать — общение продолжалось и после концертов. С тех пор Мик Мосс успел вернуться домой, получить номинацию на премию Progressive Music Awards и рассказать «Петербургскому авангарду» о впечатлениях о концертах в России, музыке в целом и о том, как и почему он создает свои песни — нам показалось важным продолжить разговор, который начался месяц назад.

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.