Первый русский «Франкенштейн»

Нынешняя весна в Театре за Черной речкой ознаменована премьерой спектакля «Франкенштейн» по всемирно известному роману английской писательницы Мэри Шелли. Он озаглавлен в репертуаре театра как «готический нуар». Эпистолярный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован анонимно в 1818 году. Первый набросок романа Мэри Шелли написала в 1816 году во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании литераторов Перси Биши Шелли, лорда Джорджа Байрона и Джона Полидори.

"Франкештейн" в Театре за Черной речкой

Это был вечер сочинения «страшных рассказов» — товарищей вдохновила на это книга «Фантасмагориана» 1812 года, состоящая из немецких страшных сказок и рассказов о привидениях и проклятиях в переводе на французский язык. Байрон предложил своим товарищам написать каждому по «страшной повести», благодаря которому у Шелли родился замысел истории об ученом Викторе Франкенштейне, одержимом тайной зарождения жизни и состязанием с высшими силами. В основе романа, несомненно, лежат секреты алхимии, адепты которой опровергали неотвратимость Божьей воли.

Произведение было не сразу оценено критиками, но так заинтересовало публику, что уже в 1823 году его сюжет был перенесен на театральные подмостки. Это произошло еще до того, как роман был издан во Франции с указанием имени его реального автора, а затем опубликован Мэри Шелли также под своим именем, в переработанном издании с расширенным предисловием и рассказом об обстоятельствах создания романа.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Роман был многократно экранизирован и адаптирован для телевидения (самым известным фильмом по сей день остается хоррор Джеймса Уэйла 1931 года с Борисом Карлоффом), но из сценических постановок известна только пьеса Ника Диара и Дэнни Бойла на сцене Национального театра Великобритании в 2011 году. Две главные роли — профессора и его страшного творения, которых часто и ошибочно именуют одинаково, — исполнил актер Бенедикт Камбербэтч.

Однако в России этот роман, будучи столь благодатным полем для художественного и эмоционального выражения, до сих пор не находил воплощения на театральной сцене. И теперь 23 марта 2019 года петербургскому зрителю была представлена первая попытка — постановка Петра Васильева по сюжету драматурга Алексея Исаева на сцене Театра за Черной речкой. В спектакле заняты актеры Сергей Мендельсон, Анатолий Журавин, Вадим Франчук, Алла Данишевская.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Структура спектакля такова, что у каждого артиста сразу по две роли из двух параллельных темных миров. Один из них — заседание «круга литераторов» и исповедь писательницы, другой — сама история Виктора Франкенштейна, его отношения с семьей, педагогами и любимой женщиной. Связующей нитью являются разговоры автора и главного героя. В постановке петербургского театра писательница выглядит сопереживающим создателем, относящимся к созданному ею герою с гораздо большим вниманием и ответственностью, нежели сам он относится к своему непредсказуемому творению.

Зрителю не показывают, как происходит работа ученого над существом, сшитым из фрагментов мертвых людей, но атмосфера ужаса нагнетается с помощью масок и муляжей, предметов демонической лаборатории, звукового фона. Виктор Франкенштейн представлен как сложный персонаж, руководствующийся стремлением не только создать нечто бросающее вызов богу, но и разрушить, изуродовать облик божьих созданий (согласно произведению). И этот, возможно подсознательный, посыл становится началом дальнейших бед.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Режиссер Петр Васильев сообщил, что темой спектакля является ответственность за содеянное человеком: «Посмотрите вокруг, в каком кипящем котле мы живем, как множим ошибки, как разрушаем неведомые нам связи, как уничтожаем созданное до нас, оправдывая это погоней за счастьем. Но возможно ли построить его на руинах надежд? Рассказывая трагическую историю Виктора Франкенштейна, мы в первую очередь говорим о непредсказуемых последствиях необдуманного поступка, способных сделать жизнь человека невыносимой. Пытаясь управлять судьбой, человек неожиданно сам оказывается в ее руках, не в силах совладать с новой для него реальностью».

Драматург Алексей Исаев отметил, что роман Мэри Шелли является совершенно особенным произведением: «Подвижность его смыслов, от библейских до феминистских, оставляет широкий простор для интерпретаций канонической истории, что порождает бесчисленные ее переделки в кино, театре и литературе. И сегодня мы продолжаем быть живыми свидетелями этого процесса. В нашей работе мы продолжили культурную экспансию этого сюжета, рассказывая историю об изнаночном эффекте судьбы, когда творение, созданное творцом, способно подчинить себе его жизнь».

Алевтина Торик

Создателем визуальных эффектов постановки стала художник Алевтина Торик, хорошо известная петербургскому зрителю по спектаклям «Вий» и «Невский проспект» в Большом театре кукол. Она является лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Высшей национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». Теперь в ее активе также есть награда XXVIII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» в номинации «Лучшая работа художника» за спектакль «Франкенштейн».

награда спектакля "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Постановка также удостоилась похвал от многих театральных критиков и изданий, получила высокие оценки зрителей. Ближайший показ еще можно увидеть в текущем сезоне — он пройдет 8 июня. Следите за афишей на сайте Театра за Черной речкой.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

27 мая 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии Алексея Исаева с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.