Первый русский «Франкенштейн»

Нынешняя весна в Театре за Черной речкой ознаменована премьерой спектакля «Франкенштейн» по всемирно известному роману английской писательницы Мэри Шелли. Он озаглавлен в репертуаре театра как «готический нуар». Эпистолярный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован анонимно в 1818 году. Первый набросок романа Мэри Шелли написала в 1816 году во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании литераторов Перси Биши Шелли, лорда Джорджа Байрона и Джона Полидори.

"Франкештейн" в Театре за Черной речкой

Это был вечер сочинения «страшных рассказов» — товарищей вдохновила на это книга «Фантасмагориана» 1812 года, состоящая из немецких страшных сказок и рассказов о привидениях и проклятиях в переводе на французский язык. Байрон предложил своим товарищам написать каждому по «страшной повести», благодаря которому у Шелли родился замысел истории об ученом Викторе Франкенштейне, одержимом тайной зарождения жизни и состязанием с высшими силами. В основе романа, несомненно, лежат секреты алхимии, адепты которой опровергали неотвратимость Божьей воли.

Произведение было не сразу оценено критиками, но так заинтересовало публику, что уже в 1823 году его сюжет был перенесен на театральные подмостки. Это произошло еще до того, как роман был издан во Франции с указанием имени его реального автора, а затем опубликован Мэри Шелли также под своим именем, в переработанном издании с расширенным предисловием и рассказом об обстоятельствах создания романа.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Роман был многократно экранизирован и адаптирован для телевидения (самым известным фильмом по сей день остается хоррор Джеймса Уэйла 1931 года с Борисом Карлоффом), но из сценических постановок известна только пьеса Ника Диара и Дэнни Бойла на сцене Национального театра Великобритании в 2011 году. Две главные роли — профессора и его страшного творения, которых часто и ошибочно именуют одинаково, — исполнил актер Бенедикт Камбербэтч.

Однако в России этот роман, будучи столь благодатным полем для художественного и эмоционального выражения, до сих пор не находил воплощения на театральной сцене. И теперь 23 марта 2019 года петербургскому зрителю была представлена первая попытка — постановка Петра Васильева по сюжету драматурга Алексея Исаева на сцене Театра за Черной речкой. В спектакле заняты актеры Сергей Мендельсон, Анатолий Журавин, Вадим Франчук, Алла Данишевская.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Структура спектакля такова, что у каждого артиста сразу по две роли из двух параллельных темных миров. Один из них — заседание «круга литераторов» и исповедь писательницы, другой — сама история Виктора Франкенштейна, его отношения с семьей, педагогами и любимой женщиной. Связующей нитью являются разговоры автора и главного героя. В постановке петербургского театра писательница выглядит сопереживающим создателем, относящимся к созданному ею герою с гораздо большим вниманием и ответственностью, нежели сам он относится к своему непредсказуемому творению.

Зрителю не показывают, как происходит работа ученого над существом, сшитым из фрагментов мертвых людей, но атмосфера ужаса нагнетается с помощью масок и муляжей, предметов демонической лаборатории, звукового фона. Виктор Франкенштейн представлен как сложный персонаж, руководствующийся стремлением не только создать нечто бросающее вызов богу, но и разрушить, изуродовать облик божьих созданий (согласно произведению). И этот, возможно подсознательный, посыл становится началом дальнейших бед.

спектакль "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Режиссер Петр Васильев сообщил, что темой спектакля является ответственность за содеянное человеком: «Посмотрите вокруг, в каком кипящем котле мы живем, как множим ошибки, как разрушаем неведомые нам связи, как уничтожаем созданное до нас, оправдывая это погоней за счастьем. Но возможно ли построить его на руинах надежд? Рассказывая трагическую историю Виктора Франкенштейна, мы в первую очередь говорим о непредсказуемых последствиях необдуманного поступка, способных сделать жизнь человека невыносимой. Пытаясь управлять судьбой, человек неожиданно сам оказывается в ее руках, не в силах совладать с новой для него реальностью».

Драматург Алексей Исаев отметил, что роман Мэри Шелли является совершенно особенным произведением: «Подвижность его смыслов, от библейских до феминистских, оставляет широкий простор для интерпретаций канонической истории, что порождает бесчисленные ее переделки в кино, театре и литературе. И сегодня мы продолжаем быть живыми свидетелями этого процесса. В нашей работе мы продолжили культурную экспансию этого сюжета, рассказывая историю об изнаночном эффекте судьбы, когда творение, созданное творцом, способно подчинить себе его жизнь».

Алевтина Торик

Создателем визуальных эффектов постановки стала художник Алевтина Торик, хорошо известная петербургскому зрителю по спектаклям «Вий» и «Невский проспект» в Большом театре кукол. Она является лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Высшей национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». Теперь в ее активе также есть награда XXVIII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» в номинации «Лучшая работа художника» за спектакль «Франкенштейн».

награда спектакля "Франкенштейн" Театра за Черной речкой

Постановка также удостоилась похвал от многих театральных критиков и изданий, получила высокие оценки зрителей. Ближайший показ еще можно увидеть в текущем сезоне — он пройдет 8 июня. Следите за афишей на сайте Театра за Черной речкой.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

27 мая 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии Алексея Исаева с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!