Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

выставка Анатолия Прошкина

Он родился в 1907 году в Харькове. Почувствовав интерес к живописи, Прошкин стал брать частные уроки у художника Николая Сторожевского — пейзажиста, члена «Товарищества Харьковских художников» и «Союза искусств», видных групп новаторской украинской живописи.

выставка Анатолия Прошкина

В 1924 году Анатолий вместе с братом Виктором приехал в Ленинград, чтобы поступить во Всесоюзный художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Там ему посчастливилось учиться у таких выдающихся мастеров, как Кузьма Петров-Водкин, Александр Савинов, Алексей Карев. Эти наставники во многом сформировали его творческую систему и жизненные ориентиры. У Петрова-Водкина молодой художник научился контрастной цветовой гамме и теории сферической перспективы, у Карева — компиляции элементов импрессионизма и классики.

выставка Анатолия Прошкина

Но в то же время творческая юность Прошкина пришлась на чрезвычайно оживленную эпоху в культуре молодого государства. Художники нового поколения с энтузиазмом объединялись в группы, движимые новыми идеями, бросающие вызов прежним системам и догмам изобразительного искусства, вдохновляющиеся собственными манифестами. Среди товарищей Прошкина по учебе были будущие знаковые мастера — Александр Самохвалов, Валентин Курдов, Евгений Чарушин, Алексей Пахомов.

В 1929 году художник вступил в подобное объединение — это была ленинградская группа Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда «Октябрь».

выставка Анатолия Прошкина

В 1930-е годы новый индустриальный этап вызвал спрос на тематические картины. Сельское хозяйство, строительство, тяжелая промышленность становились центральной темой как живописи, так и графики.

И после окончания высшего учебного заведения Анатолий Прошкин был направлен на Харьковский тракторный завод для запечатления рабочего процесса. Производственная тема оказалась близкой и симпатичной художнику, он стремился придать своим сюжетам жизненность, динамичность, создать энергичные образы. Рутинный процесс он обращал в созидание, наделенное своеобразной красотой. По окончании этой работы он принял участие в выставке «Отчетные работы художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства» в Москве в 1931 году.

выставка Анатолия Прошкина

Тридцатые годы прошлого века были весьма насыщенными и важными в карьере Прошкина. Он вступил в Ассоциацию художников России, в Ленинградское отделение Союза советских художников, активно сотрудничал с ЛЕНИЗО, занимался празднично-оформительской деятельностью, участвовал в Первой выставке произведений ленинградских художников в Государственном Русском музее, московской выставке Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств.

Следующей важной и драматической вехой в жизни и искусстве Прошкина стала Великая Отечественная война. Он был членом народного ополчения, служил в штабе партизанского движения Волховского фронта, но не расставался с творчеством: при любой возможности он запечатлевал происходящее в этюдах и набросках, словом, обратил свое творчество в военную корреспонденцию. Особенно выразительны образы солдат, которых мастер, возможно, стремился вдохновить той уверенностью в победе, которой проникнута его фронтовая серия.

выставка Анатолия Прошкина

Еще до окончания войны эти работы были экспонированы в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (1942 год), в Государственной Третьяковской галерее (1943 год), в выставочном зале Дома Красной Армии (1943 год). Кроме того, Прошкин работал художником в Ленинградском филиале Военно-медицинского музея.

Но с наступлением мира живописец отошел от доминирующей темы военного патриотизма и обратился к лирическому пейзажу, трогательным изображениям русской природы, разным граням городского пространства, монументальности и в то же время романтичности облика Ленинграда в разные времена года и погодные условия.

Эти картины отличаются как обилием солнечного света, так и перламутровыми туманами, которые оттеняются выразительными яркими пятнами зданий. Прошкин писал и натюрморты, в которых преобладают мягкие и теплые тона, ассоциирующиеся с домашним уютом. Он по-своему интерпретировал знакомые всем пейзажи и неизведанные уголки, любил писать с высокой точки, придавая картине некое обаяние космоса.

выставка Анатолия Прошкина

В 1960-е годы художник работал преподавателем рисунка в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. Скончался он в 1986 году в Ленинграде.

Индивидуальность стиля Анатолия Прошкина выражается в обобщенности и лаконичности форм, сдержанности и тонкости цветовой палитры, налете поэтической задумчивости. Роли историка и летописца он предпочитал любовь к самому искусству и красоте, верность академическим традициям и в то же время интерес к нововведениям своего века. При всех сменах идеалов произведения художника отличает высокий уровень культуры, стиля, художественного вкуса.

выставка Анатолия Прошкина

На выставке в МИСП представлены картины различных периодов: как 1920-х, так и 1980-х годов минувшего столетия. Они хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном военно-морском музее в Петербурге, Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» в Ленинградской области, музеях Новгорода, Чувашии, Хакасии, в частных собраниях. Ни при жизни, ни после смерти Анатолия Прошкина до сих не прошло ни одной персональной выставки, так что мероприятие в МИСП является уникальным.

выставка Анатолия Прошкина

21 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.