Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

выставка Анатолия Прошкина

Он родился в 1907 году в Харькове. Почувствовав интерес к живописи, Прошкин стал брать частные уроки у художника Николая Сторожевского — пейзажиста, члена «Товарищества Харьковских художников» и «Союза искусств», видных групп новаторской украинской живописи.

выставка Анатолия Прошкина

В 1924 году Анатолий вместе с братом Виктором приехал в Ленинград, чтобы поступить во Всесоюзный художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Там ему посчастливилось учиться у таких выдающихся мастеров, как Кузьма Петров-Водкин, Александр Савинов, Алексей Карев. Эти наставники во многом сформировали его творческую систему и жизненные ориентиры. У Петрова-Водкина молодой художник научился контрастной цветовой гамме и теории сферической перспективы, у Карева — компиляции элементов импрессионизма и классики.

выставка Анатолия Прошкина

Но в то же время творческая юность Прошкина пришлась на чрезвычайно оживленную эпоху в культуре молодого государства. Художники нового поколения с энтузиазмом объединялись в группы, движимые новыми идеями, бросающие вызов прежним системам и догмам изобразительного искусства, вдохновляющиеся собственными манифестами. Среди товарищей Прошкина по учебе были будущие знаковые мастера — Александр Самохвалов, Валентин Курдов, Евгений Чарушин, Алексей Пахомов.

В 1929 году художник вступил в подобное объединение — это была ленинградская группа Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда «Октябрь».

выставка Анатолия Прошкина

В 1930-е годы новый индустриальный этап вызвал спрос на тематические картины. Сельское хозяйство, строительство, тяжелая промышленность становились центральной темой как живописи, так и графики.

И после окончания высшего учебного заведения Анатолий Прошкин был направлен на Харьковский тракторный завод для запечатления рабочего процесса. Производственная тема оказалась близкой и симпатичной художнику, он стремился придать своим сюжетам жизненность, динамичность, создать энергичные образы. Рутинный процесс он обращал в созидание, наделенное своеобразной красотой. По окончании этой работы он принял участие в выставке «Отчетные работы художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства» в Москве в 1931 году.

выставка Анатолия Прошкина

Тридцатые годы прошлого века были весьма насыщенными и важными в карьере Прошкина. Он вступил в Ассоциацию художников России, в Ленинградское отделение Союза советских художников, активно сотрудничал с ЛЕНИЗО, занимался празднично-оформительской деятельностью, участвовал в Первой выставке произведений ленинградских художников в Государственном Русском музее, московской выставке Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств.

Следующей важной и драматической вехой в жизни и искусстве Прошкина стала Великая Отечественная война. Он был членом народного ополчения, служил в штабе партизанского движения Волховского фронта, но не расставался с творчеством: при любой возможности он запечатлевал происходящее в этюдах и набросках, словом, обратил свое творчество в военную корреспонденцию. Особенно выразительны образы солдат, которых мастер, возможно, стремился вдохновить той уверенностью в победе, которой проникнута его фронтовая серия.

выставка Анатолия Прошкина

Еще до окончания войны эти работы были экспонированы в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (1942 год), в Государственной Третьяковской галерее (1943 год), в выставочном зале Дома Красной Армии (1943 год). Кроме того, Прошкин работал художником в Ленинградском филиале Военно-медицинского музея.

Но с наступлением мира живописец отошел от доминирующей темы военного патриотизма и обратился к лирическому пейзажу, трогательным изображениям русской природы, разным граням городского пространства, монументальности и в то же время романтичности облика Ленинграда в разные времена года и погодные условия.

Эти картины отличаются как обилием солнечного света, так и перламутровыми туманами, которые оттеняются выразительными яркими пятнами зданий. Прошкин писал и натюрморты, в которых преобладают мягкие и теплые тона, ассоциирующиеся с домашним уютом. Он по-своему интерпретировал знакомые всем пейзажи и неизведанные уголки, любил писать с высокой точки, придавая картине некое обаяние космоса.

выставка Анатолия Прошкина

В 1960-е годы художник работал преподавателем рисунка в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. Скончался он в 1986 году в Ленинграде.

Индивидуальность стиля Анатолия Прошкина выражается в обобщенности и лаконичности форм, сдержанности и тонкости цветовой палитры, налете поэтической задумчивости. Роли историка и летописца он предпочитал любовь к самому искусству и красоте, верность академическим традициям и в то же время интерес к нововведениям своего века. При всех сменах идеалов произведения художника отличает высокий уровень культуры, стиля, художественного вкуса.

выставка Анатолия Прошкина

На выставке в МИСП представлены картины различных периодов: как 1920-х, так и 1980-х годов минувшего столетия. Они хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном военно-морском музее в Петербурге, Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» в Ленинградской области, музеях Новгорода, Чувашии, Хакасии, в частных собраниях. Ни при жизни, ни после смерти Анатолия Прошкина до сих не прошло ни одной персональной выставки, так что мероприятие в МИСП является уникальным.

выставка Анатолия Прошкина

21 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.