Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

выставка Анатолия Прошкина

Он родился в 1907 году в Харькове. Почувствовав интерес к живописи, Прошкин стал брать частные уроки у художника Николая Сторожевского — пейзажиста, члена «Товарищества Харьковских художников» и «Союза искусств», видных групп новаторской украинской живописи.

выставка Анатолия Прошкина

В 1924 году Анатолий вместе с братом Виктором приехал в Ленинград, чтобы поступить во Всесоюзный художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Там ему посчастливилось учиться у таких выдающихся мастеров, как Кузьма Петров-Водкин, Александр Савинов, Алексей Карев. Эти наставники во многом сформировали его творческую систему и жизненные ориентиры. У Петрова-Водкина молодой художник научился контрастной цветовой гамме и теории сферической перспективы, у Карева — компиляции элементов импрессионизма и классики.

выставка Анатолия Прошкина

Но в то же время творческая юность Прошкина пришлась на чрезвычайно оживленную эпоху в культуре молодого государства. Художники нового поколения с энтузиазмом объединялись в группы, движимые новыми идеями, бросающие вызов прежним системам и догмам изобразительного искусства, вдохновляющиеся собственными манифестами. Среди товарищей Прошкина по учебе были будущие знаковые мастера — Александр Самохвалов, Валентин Курдов, Евгений Чарушин, Алексей Пахомов.

В 1929 году художник вступил в подобное объединение — это была ленинградская группа Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда «Октябрь».

выставка Анатолия Прошкина

В 1930-е годы новый индустриальный этап вызвал спрос на тематические картины. Сельское хозяйство, строительство, тяжелая промышленность становились центральной темой как живописи, так и графики.

И после окончания высшего учебного заведения Анатолий Прошкин был направлен на Харьковский тракторный завод для запечатления рабочего процесса. Производственная тема оказалась близкой и симпатичной художнику, он стремился придать своим сюжетам жизненность, динамичность, создать энергичные образы. Рутинный процесс он обращал в созидание, наделенное своеобразной красотой. По окончании этой работы он принял участие в выставке «Отчетные работы художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства» в Москве в 1931 году.

выставка Анатолия Прошкина

Тридцатые годы прошлого века были весьма насыщенными и важными в карьере Прошкина. Он вступил в Ассоциацию художников России, в Ленинградское отделение Союза советских художников, активно сотрудничал с ЛЕНИЗО, занимался празднично-оформительской деятельностью, участвовал в Первой выставке произведений ленинградских художников в Государственном Русском музее, московской выставке Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств.

Следующей важной и драматической вехой в жизни и искусстве Прошкина стала Великая Отечественная война. Он был членом народного ополчения, служил в штабе партизанского движения Волховского фронта, но не расставался с творчеством: при любой возможности он запечатлевал происходящее в этюдах и набросках, словом, обратил свое творчество в военную корреспонденцию. Особенно выразительны образы солдат, которых мастер, возможно, стремился вдохновить той уверенностью в победе, которой проникнута его фронтовая серия.

выставка Анатолия Прошкина

Еще до окончания войны эти работы были экспонированы в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (1942 год), в Государственной Третьяковской галерее (1943 год), в выставочном зале Дома Красной Армии (1943 год). Кроме того, Прошкин работал художником в Ленинградском филиале Военно-медицинского музея.

Но с наступлением мира живописец отошел от доминирующей темы военного патриотизма и обратился к лирическому пейзажу, трогательным изображениям русской природы, разным граням городского пространства, монументальности и в то же время романтичности облика Ленинграда в разные времена года и погодные условия.

Эти картины отличаются как обилием солнечного света, так и перламутровыми туманами, которые оттеняются выразительными яркими пятнами зданий. Прошкин писал и натюрморты, в которых преобладают мягкие и теплые тона, ассоциирующиеся с домашним уютом. Он по-своему интерпретировал знакомые всем пейзажи и неизведанные уголки, любил писать с высокой точки, придавая картине некое обаяние космоса.

выставка Анатолия Прошкина

В 1960-е годы художник работал преподавателем рисунка в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. Скончался он в 1986 году в Ленинграде.

Индивидуальность стиля Анатолия Прошкина выражается в обобщенности и лаконичности форм, сдержанности и тонкости цветовой палитры, налете поэтической задумчивости. Роли историка и летописца он предпочитал любовь к самому искусству и красоте, верность академическим традициям и в то же время интерес к нововведениям своего века. При всех сменах идеалов произведения художника отличает высокий уровень культуры, стиля, художественного вкуса.

выставка Анатолия Прошкина

На выставке в МИСП представлены картины различных периодов: как 1920-х, так и 1980-х годов минувшего столетия. Они хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном военно-морском музее в Петербурге, Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» в Ленинградской области, музеях Новгорода, Чувашии, Хакасии, в частных собраниях. Ни при жизни, ни после смерти Анатолия Прошкина до сих не прошло ни одной персональной выставки, так что мероприятие в МИСП является уникальным.

выставка Анатолия Прошкина

21 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.