Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

выставка Анатолия Прошкина

Он родился в 1907 году в Харькове. Почувствовав интерес к живописи, Прошкин стал брать частные уроки у художника Николая Сторожевского — пейзажиста, члена «Товарищества Харьковских художников» и «Союза искусств», видных групп новаторской украинской живописи.

выставка Анатолия Прошкина

В 1924 году Анатолий вместе с братом Виктором приехал в Ленинград, чтобы поступить во Всесоюзный художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Там ему посчастливилось учиться у таких выдающихся мастеров, как Кузьма Петров-Водкин, Александр Савинов, Алексей Карев. Эти наставники во многом сформировали его творческую систему и жизненные ориентиры. У Петрова-Водкина молодой художник научился контрастной цветовой гамме и теории сферической перспективы, у Карева — компиляции элементов импрессионизма и классики.

выставка Анатолия Прошкина

Но в то же время творческая юность Прошкина пришлась на чрезвычайно оживленную эпоху в культуре молодого государства. Художники нового поколения с энтузиазмом объединялись в группы, движимые новыми идеями, бросающие вызов прежним системам и догмам изобразительного искусства, вдохновляющиеся собственными манифестами. Среди товарищей Прошкина по учебе были будущие знаковые мастера — Александр Самохвалов, Валентин Курдов, Евгений Чарушин, Алексей Пахомов.

В 1929 году художник вступил в подобное объединение — это была ленинградская группа Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда «Октябрь».

выставка Анатолия Прошкина

В 1930-е годы новый индустриальный этап вызвал спрос на тематические картины. Сельское хозяйство, строительство, тяжелая промышленность становились центральной темой как живописи, так и графики.

И после окончания высшего учебного заведения Анатолий Прошкин был направлен на Харьковский тракторный завод для запечатления рабочего процесса. Производственная тема оказалась близкой и симпатичной художнику, он стремился придать своим сюжетам жизненность, динамичность, создать энергичные образы. Рутинный процесс он обращал в созидание, наделенное своеобразной красотой. По окончании этой работы он принял участие в выставке «Отчетные работы художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства» в Москве в 1931 году.

выставка Анатолия Прошкина

Тридцатые годы прошлого века были весьма насыщенными и важными в карьере Прошкина. Он вступил в Ассоциацию художников России, в Ленинградское отделение Союза советских художников, активно сотрудничал с ЛЕНИЗО, занимался празднично-оформительской деятельностью, участвовал в Первой выставке произведений ленинградских художников в Государственном Русском музее, московской выставке Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств.

Следующей важной и драматической вехой в жизни и искусстве Прошкина стала Великая Отечественная война. Он был членом народного ополчения, служил в штабе партизанского движения Волховского фронта, но не расставался с творчеством: при любой возможности он запечатлевал происходящее в этюдах и набросках, словом, обратил свое творчество в военную корреспонденцию. Особенно выразительны образы солдат, которых мастер, возможно, стремился вдохновить той уверенностью в победе, которой проникнута его фронтовая серия.

выставка Анатолия Прошкина

Еще до окончания войны эти работы были экспонированы в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (1942 год), в Государственной Третьяковской галерее (1943 год), в выставочном зале Дома Красной Армии (1943 год). Кроме того, Прошкин работал художником в Ленинградском филиале Военно-медицинского музея.

Но с наступлением мира живописец отошел от доминирующей темы военного патриотизма и обратился к лирическому пейзажу, трогательным изображениям русской природы, разным граням городского пространства, монументальности и в то же время романтичности облика Ленинграда в разные времена года и погодные условия.

Эти картины отличаются как обилием солнечного света, так и перламутровыми туманами, которые оттеняются выразительными яркими пятнами зданий. Прошкин писал и натюрморты, в которых преобладают мягкие и теплые тона, ассоциирующиеся с домашним уютом. Он по-своему интерпретировал знакомые всем пейзажи и неизведанные уголки, любил писать с высокой точки, придавая картине некое обаяние космоса.

выставка Анатолия Прошкина

В 1960-е годы художник работал преподавателем рисунка в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. Скончался он в 1986 году в Ленинграде.

Индивидуальность стиля Анатолия Прошкина выражается в обобщенности и лаконичности форм, сдержанности и тонкости цветовой палитры, налете поэтической задумчивости. Роли историка и летописца он предпочитал любовь к самому искусству и красоте, верность академическим традициям и в то же время интерес к нововведениям своего века. При всех сменах идеалов произведения художника отличает высокий уровень культуры, стиля, художественного вкуса.

выставка Анатолия Прошкина

На выставке в МИСП представлены картины различных периодов: как 1920-х, так и 1980-х годов минувшего столетия. Они хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном военно-морском музее в Петербурге, Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» в Ленинградской области, музеях Новгорода, Чувашии, Хакасии, в частных собраниях. Ни при жизни, ни после смерти Анатолия Прошкина до сих не прошло ни одной персональной выставки, так что мероприятие в МИСП является уникальным.

выставка Анатолия Прошкина

21 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.