«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Оскар

Каждый год мы получаем ещё одну тему для светской беседы. В феврале с друзьями и коллегами (кроме мерзкой погоды и нового эпизода актуального сериала) можно несколько дней пообсуждать итоги «Оскара». Каждый год решения американской киноакадемии вызывают ожесточенные споры, нешуточные перепалки в фейсбуке в общем, порождают лихорадочный ажиотаж в социальных сетях и перешептывания в курилках. Впрочем, уже через несколько дней широкая общественность забудет про очередные итоги, и лишь кинокритики, как всегда, будут истошно упражняться, нещадно раздавая многочисленные оплеухи монстру по имени «Оскар». Тем не менее, есть несколько причин, по которым нынешний список награжденных войдёт в историю киноиндустрии. 

В прошлом 2019 году зрителям повезло: на экраны выходили нестыдные фильмы разной степени проработанности. За долгие годы все ленты, которые вошли в основные оскаровские номинации вроде «Лучшего фильма», хотелось посмотреть. И после не было привычного ощущения: ну, это кино включили в лучшие из высоких гуманистических соображений и, конечно же, и оно получит по заслугам, да. А несколько тысяч киноакадемиков, представителей могущественной американской индустрии, проголосовав, присудят ему награду. Дикость, впрочем, как и любой компромисс. Работы, которые более-менее всех устраивают, вот что можно сказать примерно про всех лауреатов и номинантов премии. 

На этой раз оскаровские картины были в чём-то несовершенны, но стали Событиями — большими или не очень. «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, «Джокер» Тодда Филиппса, «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити, «1917» Сэма Мендеса, «Брачная история» Ноа Баумака и другие ленты точно заслуживают вашего просмотра. 2019 год не стал, впрочем, новым 1999 по количеству и качеству вышедших на экраны и вошедших в учебники картин. И все упомянутые работы не выводят из зоны зрительского комфорта. 

Есть исключение из списка добротных шедевров от признанных мастеров кино, простите за чрезмерный нафталин. Это «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун-Хо. Впервые в истории «Оскара» фильм на иностранном языке победил в номинации «Лучший фильм». Картина стала и «лучшим международным фильмом» (до сегодняшней церемонии категория называлась «лучший фильм на иностранном языке»). Пон Джун-Хо стал лучшим режиссером. Ну и статуэтка за лучший сценарий тоже у «Паразитов». В целом консервативное и довольно инертное жюри наградило остросюжетный социальный триллер южнокорейского автора, легитимизировав тем самым максимально широко интереснейший национальный кинематограф. 

В «Паразитах» бедная корейская семья живёт в убогом подвале, перебивается случайными халтурами и мечтает о лучшей жизни. И однажды хитростью перебирается к богатой семье, чтобы жить в ней и работать, отравляя её изнутри. Старшей сестрой «Паразитов» можно назвать «Елену» Андрея Звягинцева, завоевавшую девять лет назад в Каннах приз жюри. В нём бедная Елена вышла замуж за богатого. После смерти мужа она «помогает» своему сыну и его семье. Россия шансона постепенно занимает место России айфона. И по-прежнему, как писали критики, «что с этим делать решительно непонятно». При этом непонятно и в Южной Корее, и в России, и по всему миру.

Россия шансона постепенно занимает место России айфона. И по-прежнему, как писали критики, «что с этим делать — решительно непонятно». Судя по всему, непонятно до сих пор — причем не только в России и в Южной Корее, но и во всем мире.
Такой универсальной злободневности, пожалуй, от конформного «Оскара» мы и не ждали.

Текст: Артем Мельник 

10 февраля 2020.
Текст: Артем Мельник, фото: https://vk.com/oscars.russia
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.