Параллельные миры Кало и Риверы (фото)

В Музее Фаберже (набережная Фонтанки, 21) до 19 мая проходит выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Ее организатором выступил культурно-исторический фонд «Связь времен». Экспозиция вошла в серию выставок самых знаменитых и влиятельных художников XX века, организованной Музеем Фаберже. Выставочный проект дает петербуржцам возможность увидеть произведения самой знаменитой супружеской пары в искусстве прошлого века, в которой оба — и культурный революционер Ривера, тяготеющий к эпическому и идеологическому жанрам, и страстная, болезненная натура Кало, изливающая в живописи свои глубокие душевные порывы, — были самодостаточными, хоть и очень разными мастерами.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Кроме того, выставка проникнута ярким и пряным духом их родины — Мексики. Образ Фриды, ее знаменитая цветочная корона, так хорошо известные в массовом искусстве, олицетворяет мексиканское солнце и такие же горячие нравы.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Встречает посетителей авторская инсталляция в форме руки от дизайнеров компании «Айра», олицетворяющая экспрессивный стиль Фриды Кало. Ладонь открыта в сторону гостей, символизируя приветствие и открытость.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ретроспектива состоит из более 90 работ Кало и Риверы, разных лет и направлений, включая живопись, рисунок и литографию. Основой являются экспонаты из собрания Музея Долорес Ольмедо, где находится крупнейшая в мире коллекция живописи художников.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Также здесь показаны работы из частных собраний Европы и Латинской Америки, из собрания внука Диего Риверы — Хуана Коронеля Риверы, из галереи «Арвил» в Мехико. Сопровождают выставку фотографии и документальные фильмы, посвященные жизни и искусству Риверы и Кало.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ранние работы Фриды Кало (художница родилась в 1907 году в пригороде Койоакан и в юности обучалась медицине в «Препаратории» — Национальной подготовительной школе) были близки портретному искусству эпохи Ренессанса, но уже тогда в них был дух традиций народов доколумбовой Америки.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Расцвет ее творчества начался именно с первой встречи с будущим мужем, который с 1921 по 1923 год работал в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Она показала ему свои работы, в которых заключалась «ее собственная реальность», омраченная тяжелыми недугами — с детства художница страдала полиомиелитом, а позже получила травмы в аварии.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Со временем ее искусство становилось все более близким болезненному сюрреализму. На выставке представлены ее полные драматизма работы — «Сломанная колонна», «Автопортрет с обезьянкой», «Больница Генри Форда», посвященные не только собственной судьбе, но и испытаниям, которые выпадают на долю множества женщин.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Диего Ривера, известный в нашей стране не только как художник, но и как политический деятель социалистического толка, родился в 1886 году в Гуанахуато и принял осознанное решение стать художником раньше, чем его будущая супруга.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Уже в 1896 году он брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 год он жил в Европе, учился в Академии художеств в Мадриде, жил и работал в Париже, Италии, Бельгии, Нидерландах и Великобритании.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

На его творчество оказало влияние общение с художественной элитой Европы, в том числе — с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом. Он был одновременно приверженцем классического европейского изобразительного искусства, которое изучал также по стенным росписям XIV—XVI веков, авангарда и традиционных мексиканских жанров и стилей.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

С 1920-х годов Ривера был одной из центральных фигур мексиканской школы монументальной живописи, расписывал общественные здания и создавал фрески малой формы. Излюбленной темой мастера были сюжеты из фольклора, верований и обычаев его народа, а также безусловно — революционное движение в стране. На выставке в Музее Фаберже можно проследить разные периоды творческого пути Риверы: от постимпрессионизма и реализма — до кубизма.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

В центральной части экспозиции работы обоих супругов встречаются, и можно увидеть их необычную гармонию, основанную на соперничестве в искусстве и беспокойной, мятежной страсти. Их союз не был примером взаимного умиротворения и душевного комфорта, однако разрушительные эмоции явно были источником вдохновения в творчестве.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ключевые сведения из жизни Диего Риверы и Фриды Кало можно узнать из статей Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы в иллюстрированном каталоге. Также в экспозицию вошли фотографии и видеодокументы из частных собраний и музеев, из семейного архива, и многие из них представляют собой отдельные произведения искусства.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

В том числе — работы отца Фриды, фотографа Гильермо Кало, снимки Жизель Фройд, запечатлевшие настоящую летопись жизни художницы в течение двух лет, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, друга, доверенного лица и возлюбленного Кало на протяжении 1930-1940-х годов.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Представлена также эксклюзивная переписка Фриды и Диего из собрания коллекционера любовных писем Анн-Мари Спрингер (Швейцария), и в этих документах запечатлена противоречивая и бурная совместная жизнь художников. Она однажды прерывалась из-за их постоянных ссор и разногласий — в 1939 году супруги расстались, однако через год пара воссоединилась. Кроме творчества, их объединяли идеологические взгляды.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Организация выставки указывает на то, что главной движущей силой искусства Фриды Кало и Диего Риверы была взаимная страсть и любовь к своему народу, а не политика и мода на эпатаж.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

25 марта 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фото: Людмила Семенова и пресс-служба Музея Фаберже.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.