Параллельные миры Кало и Риверы (фото)

В Музее Фаберже (набережная Фонтанки, 21) до 19 мая проходит выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Ее организатором выступил культурно-исторический фонд «Связь времен». Экспозиция вошла в серию выставок самых знаменитых и влиятельных художников XX века, организованной Музеем Фаберже. Выставочный проект дает петербуржцам возможность увидеть произведения самой знаменитой супружеской пары в искусстве прошлого века, в которой оба — и культурный революционер Ривера, тяготеющий к эпическому и идеологическому жанрам, и страстная, болезненная натура Кало, изливающая в живописи свои глубокие душевные порывы, — были самодостаточными, хоть и очень разными мастерами.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Кроме того, выставка проникнута ярким и пряным духом их родины — Мексики. Образ Фриды, ее знаменитая цветочная корона, так хорошо известные в массовом искусстве, олицетворяет мексиканское солнце и такие же горячие нравы.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Встречает посетителей авторская инсталляция в форме руки от дизайнеров компании «Айра», олицетворяющая экспрессивный стиль Фриды Кало. Ладонь открыта в сторону гостей, символизируя приветствие и открытость.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ретроспектива состоит из более 90 работ Кало и Риверы, разных лет и направлений, включая живопись, рисунок и литографию. Основой являются экспонаты из собрания Музея Долорес Ольмедо, где находится крупнейшая в мире коллекция живописи художников.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Также здесь показаны работы из частных собраний Европы и Латинской Америки, из собрания внука Диего Риверы — Хуана Коронеля Риверы, из галереи «Арвил» в Мехико. Сопровождают выставку фотографии и документальные фильмы, посвященные жизни и искусству Риверы и Кало.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ранние работы Фриды Кало (художница родилась в 1907 году в пригороде Койоакан и в юности обучалась медицине в «Препаратории» — Национальной подготовительной школе) были близки портретному искусству эпохи Ренессанса, но уже тогда в них был дух традиций народов доколумбовой Америки.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Расцвет ее творчества начался именно с первой встречи с будущим мужем, который с 1921 по 1923 год работал в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Она показала ему свои работы, в которых заключалась «ее собственная реальность», омраченная тяжелыми недугами — с детства художница страдала полиомиелитом, а позже получила травмы в аварии.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Со временем ее искусство становилось все более близким болезненному сюрреализму. На выставке представлены ее полные драматизма работы — «Сломанная колонна», «Автопортрет с обезьянкой», «Больница Генри Форда», посвященные не только собственной судьбе, но и испытаниям, которые выпадают на долю множества женщин.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Диего Ривера, известный в нашей стране не только как художник, но и как политический деятель социалистического толка, родился в 1886 году в Гуанахуато и принял осознанное решение стать художником раньше, чем его будущая супруга.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Уже в 1896 году он брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 год он жил в Европе, учился в Академии художеств в Мадриде, жил и работал в Париже, Италии, Бельгии, Нидерландах и Великобритании.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

На его творчество оказало влияние общение с художественной элитой Европы, в том числе — с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом. Он был одновременно приверженцем классического европейского изобразительного искусства, которое изучал также по стенным росписям XIV—XVI веков, авангарда и традиционных мексиканских жанров и стилей.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

С 1920-х годов Ривера был одной из центральных фигур мексиканской школы монументальной живописи, расписывал общественные здания и создавал фрески малой формы. Излюбленной темой мастера были сюжеты из фольклора, верований и обычаев его народа, а также безусловно — революционное движение в стране. На выставке в Музее Фаберже можно проследить разные периоды творческого пути Риверы: от постимпрессионизма и реализма — до кубизма.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

В центральной части экспозиции работы обоих супругов встречаются, и можно увидеть их необычную гармонию, основанную на соперничестве в искусстве и беспокойной, мятежной страсти. Их союз не был примером взаимного умиротворения и душевного комфорта, однако разрушительные эмоции явно были источником вдохновения в творчестве.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ключевые сведения из жизни Диего Риверы и Фриды Кало можно узнать из статей Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы в иллюстрированном каталоге. Также в экспозицию вошли фотографии и видеодокументы из частных собраний и музеев, из семейного архива, и многие из них представляют собой отдельные произведения искусства.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

В том числе — работы отца Фриды, фотографа Гильермо Кало, снимки Жизель Фройд, запечатлевшие настоящую летопись жизни художницы в течение двух лет, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, друга, доверенного лица и возлюбленного Кало на протяжении 1930-1940-х годов.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Представлена также эксклюзивная переписка Фриды и Диего из собрания коллекционера любовных писем Анн-Мари Спрингер (Швейцария), и в этих документах запечатлена противоречивая и бурная совместная жизнь художников. Она однажды прерывалась из-за их постоянных ссор и разногласий — в 1939 году супруги расстались, однако через год пара воссоединилась. Кроме творчества, их объединяли идеологические взгляды.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Организация выставки указывает на то, что главной движущей силой искусства Фриды Кало и Диего Риверы была взаимная страсть и любовь к своему народу, а не политика и мода на эпатаж.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

25 марта 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фото: Людмила Семенова и пресс-служба Музея Фаберже.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.