Параллельные миры Кало и Риверы (фото)

В Музее Фаберже (набережная Фонтанки, 21) до 19 мая проходит выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Ее организатором выступил культурно-исторический фонд «Связь времен». Экспозиция вошла в серию выставок самых знаменитых и влиятельных художников XX века, организованной Музеем Фаберже. Выставочный проект дает петербуржцам возможность увидеть произведения самой знаменитой супружеской пары в искусстве прошлого века, в которой оба — и культурный революционер Ривера, тяготеющий к эпическому и идеологическому жанрам, и страстная, болезненная натура Кало, изливающая в живописи свои глубокие душевные порывы, — были самодостаточными, хоть и очень разными мастерами.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Кроме того, выставка проникнута ярким и пряным духом их родины — Мексики. Образ Фриды, ее знаменитая цветочная корона, так хорошо известные в массовом искусстве, олицетворяет мексиканское солнце и такие же горячие нравы.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Встречает посетителей авторская инсталляция в форме руки от дизайнеров компании «Айра», олицетворяющая экспрессивный стиль Фриды Кало. Ладонь открыта в сторону гостей, символизируя приветствие и открытость.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ретроспектива состоит из более 90 работ Кало и Риверы, разных лет и направлений, включая живопись, рисунок и литографию. Основой являются экспонаты из собрания Музея Долорес Ольмедо, где находится крупнейшая в мире коллекция живописи художников.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Также здесь показаны работы из частных собраний Европы и Латинской Америки, из собрания внука Диего Риверы — Хуана Коронеля Риверы, из галереи «Арвил» в Мехико. Сопровождают выставку фотографии и документальные фильмы, посвященные жизни и искусству Риверы и Кало.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ранние работы Фриды Кало (художница родилась в 1907 году в пригороде Койоакан и в юности обучалась медицине в «Препаратории» — Национальной подготовительной школе) были близки портретному искусству эпохи Ренессанса, но уже тогда в них был дух традиций народов доколумбовой Америки.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Расцвет ее творчества начался именно с первой встречи с будущим мужем, который с 1921 по 1923 год работал в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Она показала ему свои работы, в которых заключалась «ее собственная реальность», омраченная тяжелыми недугами — с детства художница страдала полиомиелитом, а позже получила травмы в аварии.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Со временем ее искусство становилось все более близким болезненному сюрреализму. На выставке представлены ее полные драматизма работы — «Сломанная колонна», «Автопортрет с обезьянкой», «Больница Генри Форда», посвященные не только собственной судьбе, но и испытаниям, которые выпадают на долю множества женщин.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Диего Ривера, известный в нашей стране не только как художник, но и как политический деятель социалистического толка, родился в 1886 году в Гуанахуато и принял осознанное решение стать художником раньше, чем его будущая супруга.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Уже в 1896 году он брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 год он жил в Европе, учился в Академии художеств в Мадриде, жил и работал в Париже, Италии, Бельгии, Нидерландах и Великобритании.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

На его творчество оказало влияние общение с художественной элитой Европы, в том числе — с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом. Он был одновременно приверженцем классического европейского изобразительного искусства, которое изучал также по стенным росписям XIV—XVI веков, авангарда и традиционных мексиканских жанров и стилей.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

С 1920-х годов Ривера был одной из центральных фигур мексиканской школы монументальной живописи, расписывал общественные здания и создавал фрески малой формы. Излюбленной темой мастера были сюжеты из фольклора, верований и обычаев его народа, а также безусловно — революционное движение в стране. На выставке в Музее Фаберже можно проследить разные периоды творческого пути Риверы: от постимпрессионизма и реализма — до кубизма.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

В центральной части экспозиции работы обоих супругов встречаются, и можно увидеть их необычную гармонию, основанную на соперничестве в искусстве и беспокойной, мятежной страсти. Их союз не был примером взаимного умиротворения и душевного комфорта, однако разрушительные эмоции явно были источником вдохновения в творчестве.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Ключевые сведения из жизни Диего Риверы и Фриды Кало можно узнать из статей Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы в иллюстрированном каталоге. Также в экспозицию вошли фотографии и видеодокументы из частных собраний и музеев, из семейного архива, и многие из них представляют собой отдельные произведения искусства.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

В том числе — работы отца Фриды, фотографа Гильермо Кало, снимки Жизель Фройд, запечатлевшие настоящую летопись жизни художницы в течение двух лет, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, друга, доверенного лица и возлюбленного Кало на протяжении 1930-1940-х годов.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Представлена также эксклюзивная переписка Фриды и Диего из собрания коллекционера любовных писем Анн-Мари Спрингер (Швейцария), и в этих документах запечатлена противоречивая и бурная совместная жизнь художников. Она однажды прерывалась из-за их постоянных ссор и разногласий — в 1939 году супруги расстались, однако через год пара воссоединилась. Кроме творчества, их объединяли идеологические взгляды.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Организация выставки указывает на то, что главной движущей силой искусства Фриды Кало и Диего Риверы была взаимная страсть и любовь к своему народу, а не политика и мода на эпатаж.

выставка Фриды Кало и Диего Риверы

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

25 марта 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фото: Людмила Семенова и пресс-служба Музея Фаберже.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Фотограф Таисия Овод, Предоставлено Молодежным театром на Фонтанке

«Театр в объективе» показал мастеров

В Молодежном театре на Фонтанке назвали имена победителей Второго конкурса молодых фотографов. Первый конкурс «Театр в объективе» состоялся в 2018 году. Он был учрежден Молодежным театром на Фонтанке при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Мик Мосс, Antimatter

Мик Мосс: Когда сочиняю, я — хирург, который оперирует сам себя

Группа Antimatter посетила Россию с очередным туром месяц назад и оставила такой неизгладимый след, что ее никто не хотел отпускать. Мик Мосс со товарищи привез в Москву и Петербург свой очередной новый альбом — Black Market Enlightenment. Потом он успел вернуться домой и получить номинацию на премию Progressive Music Awards. Между тем «Петербургский авангард» порасспросил Мика о прошедших и будущих концертах в России и о том, как и почему он создает свою музыку.

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.