Падение Выборга

Туристический центр Ленинградской области, уникальный город с 700-летней историей уничтожается планомерно на протяжении десятков лет. Выборгу не повезло: он достался России в результате двух тяжелых войн — со шведами в 1788-1790 годы и с финнами в 1939-1940 годы. Теперь власти решили снести целый исторический квартал города, чтобы отстроить заново. Смета уже готова.

Выборг

Численность населения в нем такая же, какой была в 1939 году, — около 70 тысяч человек. Ежегодно Выборг посещают до миллиона туристов, в основном — россияне.

Это не самый старый город России, сообщает Росбалт. Зато на улице Красина находится самый старый жилой дом в стране (XVII век), а многострадальный исторический квартал № 17 — через дорогу. Там проходят улицы Крепостная, Красина, Красноармейская и Сторожевой Башни. Это его губернатор Александр Дрозденко распорядился снести. Семь домов двадцать лет назад находились в неплохом состоянии — в них даже жили люди. Сейчас от них осталось три… половинки. Квартал не огорожен и не охраняется.

Выборг

На Крепостной улице сохранились два дома — 15 и 15а. Их разрушили сверху, но остались нижние этажи. На Красноармейской — дом 10. Его сломали сбоку, уцелела лишь фасадная стена. Остальные здания по улице Красина и Сторожевой Башни можно увидеть только на сайте «Виртуальный Выборг» в виде 3D-моделей.

Дома на Крепостной покрыты штукатуркой. Здание на Красноармейской, до недавнего времени — склад завода «Электроинструмент» — построено из красного фигурного кирпича и украшено художественной ковкой. В советские годы его укрепили железобетонными блоками, разрушить которые так и не удалось. Говорят, эти блоки «держали» на себе не только один дом, но и весь квартал.

Выборг

Здания расселили в 1990-е годы. Затем инвестора заставили переложить инженерные сети. Потом у него кончились деньги. Потом он умер. Дома пустовали и ветшали. Администрация добилась по суду возвращения права собственности, но и у нее денег на восстановление не было.

В 2013 году дома решили снести. Поводом стало обрушение кирпичей с фасада на углу улиц Крепостной и Красина. На дореволюционном здании в советские годы надстроили дополнительный этаж, с него-то 23 апреля 2013 года и посыпались кирпичи. Снести решили не этот этаж, и не весь дом, а сразу целый квартал. Работа велась несколько дней, пока градозащитники не вмешались.

По данным НИИ «Спецпроектреставрация», дома были внесены в список вновь выявленных объектов культурного значения, а значит, сносить их нельзя. Возможно, губернатор был не в курсе. Сам Александр Дрозденко считает, что наилучшим выходом из ситуации будет снос и новое строительство.

Выборг

«В Петербурге есть несколько зданий со старой фасадной стеной и выстроенным за ней новоделом. Например, на Малой Морской, 23, и на Большой Морской, 56. Зато домов, которые были разрушены и вновь выстроены по старым чертежам, только на Невском пять штук. Но это неправильный подход. Я выступаю за то, чтобы в выборгских домах сохранили хотя бы фасады», — отмечает заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.

Выборгские дома активно скупались в лихие 90-е, затем новые владельцы понимали, что закон не предоставляет им право собственности — только аренду с большим пакетом обременений. Были предприниматели, которые намеревались перестроить старые здания в гостиницы, но после очередного кризиса от своих идей отказались. Выборг — не Петербург, туристы здесь, в основном, однодневные. Перестраивать дома под бизнес-центры и вовсе бессмысленно. Поэтому разрушающиеся здания здесь буквально на каждом шагу.

В планах губернатора — построить здесь новый театр на 600 мест. В единственном выборгском театре «Святая крепость» есть свой зал на 100 с лишним мест, но, к сожалению, аншлагов не наблюдается. Хотя труппа, говорят, талантливая.

Выборг

Есть в Выборге бывший кинотеатр «Мир», некогда — финский театр, который, по сути, простаивает. Он отреставрирован, там прекрасная акустика. Так что театральных площадок в городе и так достаточно.

Своих денег у Выборга нет: чиновники рассчитывают на транш от Международного банка реконструкции и развития. Но МБРР дает деньги только на социально-культурные проекты. Поэтому на вопрос, что будет в новом здании, ответ всегда один: «Музей, театр, галерея!».

В культурном пространстве можно было бы проводить знаменитые выборгские фестивали, но их становится все меньше. И потом, организаторы предпочитают настоящую средневековую обстановку или openair. Как в финской Савонлинне.

Выборг

Фестиваль электронной музыки Castle Dance, джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка», рок-фестивали «Люди», «Дверь в лето» и «Дети холмов», — все они закрылись. Запретили музыкально-ярмарочный фестиваль «Майское дерево», который мог стать нашим северным «Октоберфестом», — чиновники испугались, что молодежь будут спаивать медовухой.

И даже знаменитые рыцарские турниры — визитную карточку Выборга — в 2013 году пытались запретить. Александр Буянов, который в то время был мэром, а сейчас возглавляет Парк Монрепо, прямо сказал, что обиделся на реконструкторов: почему они двадцать лет проводят свои ристалища и ни разу не согласовали их с чиновниками. Чтобы ни у кого не возникало сомнений в справедливости властей, гражданам объявили, что фашисты и тевтонцы — это одно и то же. Потом турниры разрешили проводить, но только под крылом администрации. Реконструкторам это не нравится, и они собираются искать площадку в Эстонии.

Выборг

Всего в Выборге 300 исторических объектов, требующих ремонта. Например, недавно в ЦПКО обвалился пороховой погреб XIX века, сконструированный Эдуардом Тотлебеном. Еще в 1990-е годы один из местных бизнесменов пытался открыть в нем кафе, но не прошел чиновничьи препоны. Между тем в эстонском городе Тарту похожий погреб, только на сто лет старше, успешно используется как пивной ресторан. В 2010 году свинцовую крышу погреба разобрали и вывезли. Его больше ничто не защищало от дождя, и через пять лет он рухнул. Второй погреб, на котором крыша сохранилась, еще держится.

Выборг страдает не только от дождей. Двухтысячные годы — эпоха пожаров. Возле Фридрихсгамских ворот сгорело здание Кордегардии 1776 года. Памятник в 2013 году полыхал дважды. Чиновники ни разу не посетили дом после пожаров, но сами градозащитники организовали субботник и вывезли весь мусор.

Выборг

В 2014 году сгорел дом Теслеффа на берегу залива, вместе со своей знаменитой башенкой. В 2009-м — элегантный Дом Говинга на Крепостной. Судьба у него такая же, как у 17-го квартала: расселили, забросили, готовят к сносу. Дом Говинга, правда, еще и разграбили: там были потрясающие кованые ворота, перила, изразцы и паркет. Виновных в пожаре так и не нашли, а пожар был нешуточным: обвалились перекрытия с первого по четвертый этаж. Дом по суду вернули от инвестора городу и теперь будут искать нового инвестора. Возможно, найдут, ведь все обременения сгорели. Но, скорее всего, просто снесут.

На ремонт Часовой башни было выделено 4 млн рублей. Кое-что было сделано: починили трещину нижнего четверика. Как говорит журналист Андрей Коломойский, трещину набили строительным мусором, залили портлендским цементом, что категорически запрещено, и скрылись. Теперь возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Проверка установила несоответствие выполненных работ условиям госконтракта на сумму не менее 3 млн рублей.

Выборг

По словам Коломойского, многотомная Концепция восстановления, подписанная Минкультом РФ, тотально непригодна для реставрации. Так, в концепции по восстановлению Часовой башни указана необходимость реставрации каменных полов балконной части. Их не существует — ни полов таких, ни балконной части. Есть требование о рытье трех исследовательских шурфов 2 на 2 и на 3 метра для исследования культурного слоя и фундаментов. Башню в XV веке построили на гигантском гранитном валуне, то есть там вообще нет грунта, в котором можно рыть шурфы. Зато в предметы охраны не внесены часы, впервые появившиеся там в XVII веке. А также знаменитый колокол, подаренный городу императрицей Екатериной II и отбивавший до недавних дней городское время. Адрес башни перепутан: вместо Крепостной улицы указан Замковый остров.

Зато стоимость восстановления 300 объектов была подсчитана до копейки: 28,5 млрд рублей различных бюджетов. И подготовили смету буквально за месяц.

Выборг

Губернатор уверен, что новодел не отпугнет туристов, а Выборг не растеряет свою популярность: дескать, есть примеры европейских городов, где все так и произошло. Например, в Германии это Фрейденштадт, где заново отстроили дома XVI и XVII веков. Во Франции — Сен-Мало на берегу Ла-Манша и Жьен в Нормандии. Возможно, они популярны у немцев и французов, но в России про них мало кто знает. Но вот Варшаву и Дрезден, которые заново собрали по камешку, ежегодно посещают по 10 млн человек.

Те города были разрушены войной. Выборг пал в мирное время.

9 августа 2017.
Текст и фото: Нина Астафьева
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.