«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

реставрация Оргии Котабринского

Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (1890-е годы) была написана в Киеве и приобретена Александром III (1845-1894). То, что этот шедевр — сам по себе огромная редкость и в прямом (картина очень большая — три на пять метров), и в переносном смысле, понятно всем.

Реставрация Оргии Котабринского

Его возвращение к свету и цвету — не меньшее чудо. Даже в генеральном каталоге Русского музея «Оргия» была представлена лишь черно-белой фотографией начала 1900-х годов. Но еще более удивительно то, что реставраторам удалось реанимировать полотно, которое почти 100 лет пролежало накатанным на вал в запасниках Русского музея, заклеенное грубой оберточной бумагой прямо по краскам!

реставрация Оргии Котабринского

Именно об этом рассказывает фильм, подготовленный службой «Виртуальный Русский музей». Специалисты службы и раньше создавали видеоролики к выставкам, но в основном — для того, чтобы дополнить информацию о выставляемых картинах.

реставрация Оргии Котабринского

«Сейчас мы стремимся к тому, чтобы музейный фильм был живым и остро актуальным. Эту задачу мы себе ставим последние три-четыре года. Хочется показать живую музейную жизнь как она есть. Реставрация очень сложных вещей — это всегда открытие во всех отношениях, включая технологические вопросы. В каждом музее — своя школа, свои традиции, свои секреты. Мы ведем зрителя в святая святых, в реставрационные мастерские, где происходит чудо сохранения искусства», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» и автор сценария фильма Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

Уникальные реставрационные работы с  «Оргией» длились более полугода, сообщила она. Реставраторы работали с картиной без перчаток, поскольку именно так — ощущая полотно кончиками пальцев — они могли осторожно, слой за слоем, стереть с поверхности картины приклеенную бумагу. К сожалению, столь же совершенный и чувствительный инструмент, как человеческие руки, для этих работ в мире еще не изобрели.

реставрация Оргии Котабринского

Этот удивительный и трудоемкий процесс показан в фильме «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать» поэтапно, ясно и доступно. Его основная интрига — в том, что изначально не было ясности, каково состояние живописи под слоем толстой бумаги, приклеенной к полотну. При этом совершенно неразрешимой представляется другая головоломка — зачем картина была так грубо законсервирована? Возможно, именно вынужденный вандализм уберег ее от полного уничтожения и забвения…

реставрация Оргии Котабринского

«В тридцатые годы прошлого столетия в нашей стране прочно укоренялся тоталитарный режим, не совместимый со свободой творчества. Сюжет «Оргии» Котабринского — весьма вызывающий и неприличный в тех условиях. В то время многие музейщики спасали шедевры от ярости властей разными способами: бывали случаи, когда неугодные полотна записывали сверху другой живописью, прятали по чердакам. Может быть, с этой картиной произошла такая же история», — рассказала Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

Судя по толщине бумаги и клея, картину хотели закрыть так, чтобы никто не мог разглядеть, что на ней изображено. И чтобы снять этот защитный слой, реставраторам пришлось выработать специальный метод.

реставратор Марат Дашкин

Гигантское полотно площадью 15 квадратных метров было вычищено буквально подушечками пальцев трех петербургских реставраторов — Марата Дашкина (руководитель проекта), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой.

реставрация Оргии Котабринского

Они размягчали приклеенную бумагу специальным раствором целлюлозы. Тяжелый, кропотливый, но благодарный труд, находки и открытия специалистов в процессе восстановления шедевра, — все это удалось запечатлеть в фильме Русского музея.

реставрация Оргии Котабринского

«Надо сказать, что реставратор не может делать то, что он хочет. Он постоянно в контакте с коллегами: открыв что-то в картине, он созывает совещание с экспертами. Этапы реставрации, направление, в котором она пойдет дальше — это всегда коллективное решение. Наш фильм рассказывает об этом процессе. Безусловно, мы сделали научно-популярное кино, но при этом там есть игровой элемент, потому что ежедневная работа реставраторов — достаточно тяжела и, на первый взгляд, монотонна. Посетитель музея видит результат: прекрасную, чистую, блестящую живопись в золотой раме. Но этому предшествует длительный и напряженный реставрационный процесс, когда реаниматоры произведения искусства буквально по миллиметрам продвигаются к той идеальной картине, которую видят посетители. И об этом мы снимали наш фильм», — отметила Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

В России такой кинорассказ — пока новинка, тем более, что запечатлеть уникальную реставрацию, как в случае с полотном Котабринского, — тоже редкая удача. Дело в том, что такие проекты не каждый день случаются. Тем труднее задача для кинематографистов, решившихся на профессиональный подвиг, не говоря о технической сложности съемок реставрационных работ.

реставрация Оргии Котабринского

И специалистам «Виртуального Русского музея» удалось сделать это зрелищно, но со вкусом, музыкально и даже поэтично. В фильме звучат воспоминания современников художника, сопровождаемые прекрасной музыкой Михаила Огинского.

реставрация Оргии Котабринского

Лента не стала просто сухим научным документом с констатацией фактов, она интересна и лирична. Каждый посетитель музея, побывавший на выставке и посмотревший фильм, откроет для себя удивительный мир реставрационной мастерской, заглянет в эпоху Котабринского, узнает что-то новое об истории его жизни и творчества.

реставрация Оргии Котабринского

По словам Светланы Бирюковой, в перспективе служба «Виртуальный Русский музей» планирует снимать фильмы, которые будут не только интересным рассказом об искусстве и реставрации, но и учебным пособием для реставраторов в других российских городах, имеющих свои музейные собрания и богатую историю — например, Вологде, Великом Новгороде, Пскове и других.

реставрация Оргии Котабринского

Несмотря на блестящую работу реставраторов Русского музея, картина Котабринского, восставшая из небытия, не транспортабельна. «Она пожизненно считается больной — над ней лучше не дышать. Возможно, ее введут в постоянную экспозицию музея. «Оргия» представляет собой так называемое салонное искусство. Эту живопись осуждали не только при советской власти, но и ранее, поскольку она считалась пошлой, коммерческой, безыдейной. Но картина Котабринского очень сильно выделяется в этом ряду: она эффектная, сочная, роскошная, прекрасно написана. Это — не искусственная античная сцена, а наполненный жизнью сюжет. Там нет и намека на пошлость!» — рассказала Светлана Бирюкова.

выставка в Корпусе Бенуа

Поэтому сейчас, возможно, у посетителей Русского музея есть уникальная возможность увидеть «Оргию» Котабринского, а заодно посмотреть интереснейший фильм о восстановлении этого (как говорится в фильме) «объекта наслаждения».

выставка в Корпусе Бенуа

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» открыта в Корпусе Бенуа до 2 апреля 2018 года. Там же можно будет воспользоваться бесплатным приложением для смартфонов Artefact с эффектом дополненной реальности.

выставка Генрих Семирадский в Корпусе Бенуа

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

16 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены службой «Виртуальный Русский музей».
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.