«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

реставрация Оргии Котабринского

Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (1890-е годы) была написана в Киеве и приобретена Александром III (1845-1894). То, что этот шедевр — сам по себе огромная редкость и в прямом (картина очень большая — три на пять метров), и в переносном смысле, понятно всем.

Реставрация Оргии Котабринского

Его возвращение к свету и цвету — не меньшее чудо. Даже в генеральном каталоге Русского музея «Оргия» была представлена лишь черно-белой фотографией начала 1900-х годов. Но еще более удивительно то, что реставраторам удалось реанимировать полотно, которое почти 100 лет пролежало накатанным на вал в запасниках Русского музея, заклеенное грубой оберточной бумагой прямо по краскам!

реставрация Оргии Котабринского

Именно об этом рассказывает фильм, подготовленный службой «Виртуальный Русский музей». Специалисты службы и раньше создавали видеоролики к выставкам, но в основном — для того, чтобы дополнить информацию о выставляемых картинах.

реставрация Оргии Котабринского

«Сейчас мы стремимся к тому, чтобы музейный фильм был живым и остро актуальным. Эту задачу мы себе ставим последние три-четыре года. Хочется показать живую музейную жизнь как она есть. Реставрация очень сложных вещей — это всегда открытие во всех отношениях, включая технологические вопросы. В каждом музее — своя школа, свои традиции, свои секреты. Мы ведем зрителя в святая святых, в реставрационные мастерские, где происходит чудо сохранения искусства», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» и автор сценария фильма Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

Уникальные реставрационные работы с  «Оргией» длились более полугода, сообщила она. Реставраторы работали с картиной без перчаток, поскольку именно так — ощущая полотно кончиками пальцев — они могли осторожно, слой за слоем, стереть с поверхности картины приклеенную бумагу. К сожалению, столь же совершенный и чувствительный инструмент, как человеческие руки, для этих работ в мире еще не изобрели.

реставрация Оргии Котабринского

Этот удивительный и трудоемкий процесс показан в фильме «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать» поэтапно, ясно и доступно. Его основная интрига — в том, что изначально не было ясности, каково состояние живописи под слоем толстой бумаги, приклеенной к полотну. При этом совершенно неразрешимой представляется другая головоломка — зачем картина была так грубо законсервирована? Возможно, именно вынужденный вандализм уберег ее от полного уничтожения и забвения…

реставрация Оргии Котабринского

«В тридцатые годы прошлого столетия в нашей стране прочно укоренялся тоталитарный режим, не совместимый со свободой творчества. Сюжет «Оргии» Котабринского — весьма вызывающий и неприличный в тех условиях. В то время многие музейщики спасали шедевры от ярости властей разными способами: бывали случаи, когда неугодные полотна записывали сверху другой живописью, прятали по чердакам. Может быть, с этой картиной произошла такая же история», — рассказала Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

Судя по толщине бумаги и клея, картину хотели закрыть так, чтобы никто не мог разглядеть, что на ней изображено. И чтобы снять этот защитный слой, реставраторам пришлось выработать специальный метод.

реставратор Марат Дашкин

Гигантское полотно площадью 15 квадратных метров было вычищено буквально подушечками пальцев трех петербургских реставраторов — Марата Дашкина (руководитель проекта), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой.

реставрация Оргии Котабринского

Они размягчали приклеенную бумагу специальным раствором целлюлозы. Тяжелый, кропотливый, но благодарный труд, находки и открытия специалистов в процессе восстановления шедевра, — все это удалось запечатлеть в фильме Русского музея.

реставрация Оргии Котабринского

«Надо сказать, что реставратор не может делать то, что он хочет. Он постоянно в контакте с коллегами: открыв что-то в картине, он созывает совещание с экспертами. Этапы реставрации, направление, в котором она пойдет дальше — это всегда коллективное решение. Наш фильм рассказывает об этом процессе. Безусловно, мы сделали научно-популярное кино, но при этом там есть игровой элемент, потому что ежедневная работа реставраторов — достаточно тяжела и, на первый взгляд, монотонна. Посетитель музея видит результат: прекрасную, чистую, блестящую живопись в золотой раме. Но этому предшествует длительный и напряженный реставрационный процесс, когда реаниматоры произведения искусства буквально по миллиметрам продвигаются к той идеальной картине, которую видят посетители. И об этом мы снимали наш фильм», — отметила Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

В России такой кинорассказ — пока новинка, тем более, что запечатлеть уникальную реставрацию, как в случае с полотном Котабринского, — тоже редкая удача. Дело в том, что такие проекты не каждый день случаются. Тем труднее задача для кинематографистов, решившихся на профессиональный подвиг, не говоря о технической сложности съемок реставрационных работ.

реставрация Оргии Котабринского

И специалистам «Виртуального Русского музея» удалось сделать это зрелищно, но со вкусом, музыкально и даже поэтично. В фильме звучат воспоминания современников художника, сопровождаемые прекрасной музыкой Михаила Огинского.

реставрация Оргии Котабринского

Лента не стала просто сухим научным документом с констатацией фактов, она интересна и лирична. Каждый посетитель музея, побывавший на выставке и посмотревший фильм, откроет для себя удивительный мир реставрационной мастерской, заглянет в эпоху Котабринского, узнает что-то новое об истории его жизни и творчества.

реставрация Оргии Котабринского

По словам Светланы Бирюковой, в перспективе служба «Виртуальный Русский музей» планирует снимать фильмы, которые будут не только интересным рассказом об искусстве и реставрации, но и учебным пособием для реставраторов в других российских городах, имеющих свои музейные собрания и богатую историю — например, Вологде, Великом Новгороде, Пскове и других.

реставрация Оргии Котабринского

Несмотря на блестящую работу реставраторов Русского музея, картина Котабринского, восставшая из небытия, не транспортабельна. «Она пожизненно считается больной — над ней лучше не дышать. Возможно, ее введут в постоянную экспозицию музея. «Оргия» представляет собой так называемое салонное искусство. Эту живопись осуждали не только при советской власти, но и ранее, поскольку она считалась пошлой, коммерческой, безыдейной. Но картина Котабринского очень сильно выделяется в этом ряду: она эффектная, сочная, роскошная, прекрасно написана. Это — не искусственная античная сцена, а наполненный жизнью сюжет. Там нет и намека на пошлость!» — рассказала Светлана Бирюкова.

выставка в Корпусе Бенуа

Поэтому сейчас, возможно, у посетителей Русского музея есть уникальная возможность увидеть «Оргию» Котабринского, а заодно посмотреть интереснейший фильм о восстановлении этого (как говорится в фильме) «объекта наслаждения».

выставка в Корпусе Бенуа

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» открыта в Корпусе Бенуа до 2 апреля 2018 года. Там же можно будет воспользоваться бесплатным приложением для смартфонов Artefact с эффектом дополненной реальности.

выставка Генрих Семирадский в Корпусе Бенуа

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

16 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены службой «Виртуальный Русский музей».
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.