«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

реставрация Оргии Котабринского

Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (1890-е годы) была написана в Киеве и приобретена Александром III (1845-1894). То, что этот шедевр — сам по себе огромная редкость и в прямом (картина очень большая — три на пять метров), и в переносном смысле, понятно всем.

Реставрация Оргии Котабринского

Его возвращение к свету и цвету — не меньшее чудо. Даже в генеральном каталоге Русского музея «Оргия» была представлена лишь черно-белой фотографией начала 1900-х годов. Но еще более удивительно то, что реставраторам удалось реанимировать полотно, которое почти 100 лет пролежало накатанным на вал в запасниках Русского музея, заклеенное грубой оберточной бумагой прямо по краскам!

реставрация Оргии Котабринского

Именно об этом рассказывает фильм, подготовленный службой «Виртуальный Русский музей». Специалисты службы и раньше создавали видеоролики к выставкам, но в основном — для того, чтобы дополнить информацию о выставляемых картинах.

реставрация Оргии Котабринского

«Сейчас мы стремимся к тому, чтобы музейный фильм был живым и остро актуальным. Эту задачу мы себе ставим последние три-четыре года. Хочется показать живую музейную жизнь как она есть. Реставрация очень сложных вещей — это всегда открытие во всех отношениях, включая технологические вопросы. В каждом музее — своя школа, свои традиции, свои секреты. Мы ведем зрителя в святая святых, в реставрационные мастерские, где происходит чудо сохранения искусства», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» и автор сценария фильма Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

Уникальные реставрационные работы с  «Оргией» длились более полугода, сообщила она. Реставраторы работали с картиной без перчаток, поскольку именно так — ощущая полотно кончиками пальцев — они могли осторожно, слой за слоем, стереть с поверхности картины приклеенную бумагу. К сожалению, столь же совершенный и чувствительный инструмент, как человеческие руки, для этих работ в мире еще не изобрели.

реставрация Оргии Котабринского

Этот удивительный и трудоемкий процесс показан в фильме «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать» поэтапно, ясно и доступно. Его основная интрига — в том, что изначально не было ясности, каково состояние живописи под слоем толстой бумаги, приклеенной к полотну. При этом совершенно неразрешимой представляется другая головоломка — зачем картина была так грубо законсервирована? Возможно, именно вынужденный вандализм уберег ее от полного уничтожения и забвения…

реставрация Оргии Котабринского

«В тридцатые годы прошлого столетия в нашей стране прочно укоренялся тоталитарный режим, не совместимый со свободой творчества. Сюжет «Оргии» Котабринского — весьма вызывающий и неприличный в тех условиях. В то время многие музейщики спасали шедевры от ярости властей разными способами: бывали случаи, когда неугодные полотна записывали сверху другой живописью, прятали по чердакам. Может быть, с этой картиной произошла такая же история», — рассказала Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

Судя по толщине бумаги и клея, картину хотели закрыть так, чтобы никто не мог разглядеть, что на ней изображено. И чтобы снять этот защитный слой, реставраторам пришлось выработать специальный метод.

реставратор Марат Дашкин

Гигантское полотно площадью 15 квадратных метров было вычищено буквально подушечками пальцев трех петербургских реставраторов — Марата Дашкина (руководитель проекта), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой.

реставрация Оргии Котабринского

Они размягчали приклеенную бумагу специальным раствором целлюлозы. Тяжелый, кропотливый, но благодарный труд, находки и открытия специалистов в процессе восстановления шедевра, — все это удалось запечатлеть в фильме Русского музея.

реставрация Оргии Котабринского

«Надо сказать, что реставратор не может делать то, что он хочет. Он постоянно в контакте с коллегами: открыв что-то в картине, он созывает совещание с экспертами. Этапы реставрации, направление, в котором она пойдет дальше — это всегда коллективное решение. Наш фильм рассказывает об этом процессе. Безусловно, мы сделали научно-популярное кино, но при этом там есть игровой элемент, потому что ежедневная работа реставраторов — достаточно тяжела и, на первый взгляд, монотонна. Посетитель музея видит результат: прекрасную, чистую, блестящую живопись в золотой раме. Но этому предшествует длительный и напряженный реставрационный процесс, когда реаниматоры произведения искусства буквально по миллиметрам продвигаются к той идеальной картине, которую видят посетители. И об этом мы снимали наш фильм», — отметила Светлана Бирюкова.

реставрация Оргии Котабринского

В России такой кинорассказ — пока новинка, тем более, что запечатлеть уникальную реставрацию, как в случае с полотном Котабринского, — тоже редкая удача. Дело в том, что такие проекты не каждый день случаются. Тем труднее задача для кинематографистов, решившихся на профессиональный подвиг, не говоря о технической сложности съемок реставрационных работ.

реставрация Оргии Котабринского

И специалистам «Виртуального Русского музея» удалось сделать это зрелищно, но со вкусом, музыкально и даже поэтично. В фильме звучат воспоминания современников художника, сопровождаемые прекрасной музыкой Михаила Огинского.

реставрация Оргии Котабринского

Лента не стала просто сухим научным документом с констатацией фактов, она интересна и лирична. Каждый посетитель музея, побывавший на выставке и посмотревший фильм, откроет для себя удивительный мир реставрационной мастерской, заглянет в эпоху Котабринского, узнает что-то новое об истории его жизни и творчества.

реставрация Оргии Котабринского

По словам Светланы Бирюковой, в перспективе служба «Виртуальный Русский музей» планирует снимать фильмы, которые будут не только интересным рассказом об искусстве и реставрации, но и учебным пособием для реставраторов в других российских городах, имеющих свои музейные собрания и богатую историю — например, Вологде, Великом Новгороде, Пскове и других.

реставрация Оргии Котабринского

Несмотря на блестящую работу реставраторов Русского музея, картина Котабринского, восставшая из небытия, не транспортабельна. «Она пожизненно считается больной — над ней лучше не дышать. Возможно, ее введут в постоянную экспозицию музея. «Оргия» представляет собой так называемое салонное искусство. Эту живопись осуждали не только при советской власти, но и ранее, поскольку она считалась пошлой, коммерческой, безыдейной. Но картина Котабринского очень сильно выделяется в этом ряду: она эффектная, сочная, роскошная, прекрасно написана. Это — не искусственная античная сцена, а наполненный жизнью сюжет. Там нет и намека на пошлость!» — рассказала Светлана Бирюкова.

выставка в Корпусе Бенуа

Поэтому сейчас, возможно, у посетителей Русского музея есть уникальная возможность увидеть «Оргию» Котабринского, а заодно посмотреть интереснейший фильм о восстановлении этого (как говорится в фильме) «объекта наслаждения».

выставка в Корпусе Бенуа

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» открыта в Корпусе Бенуа до 2 апреля 2018 года. Там же можно будет воспользоваться бесплатным приложением для смартфонов Artefact с эффектом дополненной реальности.

выставка Генрих Семирадский в Корпусе Бенуа

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

16 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены службой «Виртуальный Русский музей».
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.