Опять проявили непроявленность

Впечатление от выставки номинантов Премии Сергея Курехина 2017 года в Центре, названном его именем, можно выразить лаконично: современное искусство выглядит постаревшим и усталым. Да, представьте себе: классические образцы в лучших музеях мира и произведения новых мастеров, которые, увы, распиарены куда меньше авангарда, гораздо более полны жизнью.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Они не утрачивают актуальность независимо от того, изображены ли на них сюжеты древних мифов, ужасы Средневековья, дворцовые интриги Золотого века или советская эпоха. И понятно почему — в них живут.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

В них мы видим природу, любовь, ненависть, войны, роскошь, нищету, прогресс, науку, — все, в чем живем мы сами, что мы знаем без мутных словоблудий рекламщиков, пишущих аннотации к таким выставкам…

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А в этом пристанище питерской богемы, опять безбожно эксплуатирующей термин «авангард», людей опять вынуждают разглядывать смысл бытия через конструкции из проволоки, всматриваться в бездны черных геометрических фигур, гадать на рассыпанном мусоре и бояться сесть на стул, ибо он тоже может оказаться произведением искусства.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Эта игра в ребусы и угадайки перестала удивлять лет 20 назад. С этого времени авангард в России стал съезжать с пьедестала моды и современности в мелкие, иногда полуподвальные галереи.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Считанные образцы — наподобие питерской «Эрарты» — выглядят скорее данью тем, кто причисляет себя к творческой интеллигенции, чем ядром живого искусства, которое на что-то влияет.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И то скопище непонятных инсталляций, а также видеоспектаклей и визуализаций, которые ни о чем не говорят, но обязательно что-то символизируют, выглядит мелким филиалом «Эрарты».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И при всем уважении к памяти Курехина, подобная выставка могла быть посвящена кому и чему угодно.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Можно сослаться на то, что он был революционером и мистификатором своей эпохи, и кто как ни он должен быть символом для будущих поколений новаторов и энтузиастов.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Так-то оно так, но авторы представленного на выставке похожи не на новаторов, а на копировщиков, причем зачастую не только старых, но и слабых образцов супрематизма, поп- и оп-арта, ready-made и перформанса.
Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Новое во всем этом — только визуальные технологии, но что толку, если никакой идеи они в действительности не несут?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Только намеки в стиле «вам не понять», облеченные в вычурные названия с непременными «Временем», «Пространством», «Бытием» и «Сущностью».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Словом, выбираются те объекты, которые сложно подвергнуть анализу, ведь их не увидеть и не пощупать.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А стало быть, на коронное «индивидуальное видение» возразить будет нечего. Но даже если объектом выбирается нечто более конкретное, например, «Человек», изображено это будет сплошными символами в два мазка или сваленной в кучу рухлядью, выглядящей так, словно ее купили на стихийном рынке у метро «Удельная».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Как тут не вспомнить мнение многих зрителей, что под такое нередко маскируют неумение или лень?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Особенно умиляет произведение Елены Губановой и Ивана Говоркова «Видимое проявление непроявленности или как я прятался за маминой юбкой», состоящее из черных кружочков, как бы вибрирующих на белом фоне.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Откройте интернет — и вы увидите там столько подобных и даже более симпатичных подборок типа «15 оптических иллюзий, которые взорвут ваш мозг», что присутствие данной поделки на выставке в культурном центре кажется страной шуткой. Тем более с таким названием.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Единственный более-менее интересный экспонат — серия «Утварь» художницы Полины Заславской из акварельных коллажей на тему женской доли. Она технично исполнена и видно, что автор что-то пытался через нее выразить.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Ведь смысл произведения напрямую связан с вложенными в него силами, как бы нам сейчас ни внушали обратное. Но и эта работа является такой же однодневкой, как все содержание выставки.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Кстати, часть экспонатов была передана в дар будущему Музею, открытие которого состоится 1 июня 2017 года.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Там можно будет еще шире познакомиться с тенденциями питерского «искусства не для всех».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Пока что закрытие выставки было ознаменовано перформансом художников Кирилла Шаманова и Сергея Филатова, который состоял в том, что один из дуэта громко зачитывал аннотации к каждому экспонату, а другой аккомпанировал на некоем ударном инструменте.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

На заднем плане же молодые крепкие ребята снимали картины и экраны со стен и выносили инсталляции.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Вот они, пожалуй, единственные, кто на этой выставке выполнил свою задачу на совесть.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

24 мая 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.