Опять проявили непроявленность

Впечатление от выставки номинантов Премии Сергея Курехина 2017 года в Центре, названном его именем, можно выразить лаконично: современное искусство выглядит постаревшим и усталым. Да, представьте себе: классические образцы в лучших музеях мира и произведения новых мастеров, которые, увы, распиарены куда меньше авангарда, гораздо более полны жизнью.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Они не утрачивают актуальность независимо от того, изображены ли на них сюжеты древних мифов, ужасы Средневековья, дворцовые интриги Золотого века или советская эпоха. И понятно почему — в них живут.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

В них мы видим природу, любовь, ненависть, войны, роскошь, нищету, прогресс, науку, — все, в чем живем мы сами, что мы знаем без мутных словоблудий рекламщиков, пишущих аннотации к таким выставкам…

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А в этом пристанище питерской богемы, опять безбожно эксплуатирующей термин «авангард», людей опять вынуждают разглядывать смысл бытия через конструкции из проволоки, всматриваться в бездны черных геометрических фигур, гадать на рассыпанном мусоре и бояться сесть на стул, ибо он тоже может оказаться произведением искусства.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Эта игра в ребусы и угадайки перестала удивлять лет 20 назад. С этого времени авангард в России стал съезжать с пьедестала моды и современности в мелкие, иногда полуподвальные галереи.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Считанные образцы — наподобие питерской «Эрарты» — выглядят скорее данью тем, кто причисляет себя к творческой интеллигенции, чем ядром живого искусства, которое на что-то влияет.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И то скопище непонятных инсталляций, а также видеоспектаклей и визуализаций, которые ни о чем не говорят, но обязательно что-то символизируют, выглядит мелким филиалом «Эрарты».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И при всем уважении к памяти Курехина, подобная выставка могла быть посвящена кому и чему угодно.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Можно сослаться на то, что он был революционером и мистификатором своей эпохи, и кто как ни он должен быть символом для будущих поколений новаторов и энтузиастов.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Так-то оно так, но авторы представленного на выставке похожи не на новаторов, а на копировщиков, причем зачастую не только старых, но и слабых образцов супрематизма, поп- и оп-арта, ready-made и перформанса.
Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Новое во всем этом — только визуальные технологии, но что толку, если никакой идеи они в действительности не несут?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Только намеки в стиле «вам не понять», облеченные в вычурные названия с непременными «Временем», «Пространством», «Бытием» и «Сущностью».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Словом, выбираются те объекты, которые сложно подвергнуть анализу, ведь их не увидеть и не пощупать.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А стало быть, на коронное «индивидуальное видение» возразить будет нечего. Но даже если объектом выбирается нечто более конкретное, например, «Человек», изображено это будет сплошными символами в два мазка или сваленной в кучу рухлядью, выглядящей так, словно ее купили на стихийном рынке у метро «Удельная».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Как тут не вспомнить мнение многих зрителей, что под такое нередко маскируют неумение или лень?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Особенно умиляет произведение Елены Губановой и Ивана Говоркова «Видимое проявление непроявленности или как я прятался за маминой юбкой», состоящее из черных кружочков, как бы вибрирующих на белом фоне.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Откройте интернет — и вы увидите там столько подобных и даже более симпатичных подборок типа «15 оптических иллюзий, которые взорвут ваш мозг», что присутствие данной поделки на выставке в культурном центре кажется страной шуткой. Тем более с таким названием.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Единственный более-менее интересный экспонат — серия «Утварь» художницы Полины Заславской из акварельных коллажей на тему женской доли. Она технично исполнена и видно, что автор что-то пытался через нее выразить.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Ведь смысл произведения напрямую связан с вложенными в него силами, как бы нам сейчас ни внушали обратное. Но и эта работа является такой же однодневкой, как все содержание выставки.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Кстати, часть экспонатов была передана в дар будущему Музею, открытие которого состоится 1 июня 2017 года.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Там можно будет еще шире познакомиться с тенденциями питерского «искусства не для всех».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Пока что закрытие выставки было ознаменовано перформансом художников Кирилла Шаманова и Сергея Филатова, который состоял в том, что один из дуэта громко зачитывал аннотации к каждому экспонату, а другой аккомпанировал на некоем ударном инструменте.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

На заднем плане же молодые крепкие ребята снимали картины и экраны со стен и выносили инсталляции.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Вот они, пожалуй, единственные, кто на этой выставке выполнил свою задачу на совесть.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

24 мая 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.