Опять проявили непроявленность

Впечатление от выставки номинантов Премии Сергея Курехина 2017 года в Центре, названном его именем, можно выразить лаконично: современное искусство выглядит постаревшим и усталым. Да, представьте себе: классические образцы в лучших музеях мира и произведения новых мастеров, которые, увы, распиарены куда меньше авангарда, гораздо более полны жизнью.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Они не утрачивают актуальность независимо от того, изображены ли на них сюжеты древних мифов, ужасы Средневековья, дворцовые интриги Золотого века или советская эпоха. И понятно почему — в них живут.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

В них мы видим природу, любовь, ненависть, войны, роскошь, нищету, прогресс, науку, — все, в чем живем мы сами, что мы знаем без мутных словоблудий рекламщиков, пишущих аннотации к таким выставкам…

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А в этом пристанище питерской богемы, опять безбожно эксплуатирующей термин «авангард», людей опять вынуждают разглядывать смысл бытия через конструкции из проволоки, всматриваться в бездны черных геометрических фигур, гадать на рассыпанном мусоре и бояться сесть на стул, ибо он тоже может оказаться произведением искусства.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Эта игра в ребусы и угадайки перестала удивлять лет 20 назад. С этого времени авангард в России стал съезжать с пьедестала моды и современности в мелкие, иногда полуподвальные галереи.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Считанные образцы — наподобие питерской «Эрарты» — выглядят скорее данью тем, кто причисляет себя к творческой интеллигенции, чем ядром живого искусства, которое на что-то влияет.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И то скопище непонятных инсталляций, а также видеоспектаклей и визуализаций, которые ни о чем не говорят, но обязательно что-то символизируют, выглядит мелким филиалом «Эрарты».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И при всем уважении к памяти Курехина, подобная выставка могла быть посвящена кому и чему угодно.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Можно сослаться на то, что он был революционером и мистификатором своей эпохи, и кто как ни он должен быть символом для будущих поколений новаторов и энтузиастов.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Так-то оно так, но авторы представленного на выставке похожи не на новаторов, а на копировщиков, причем зачастую не только старых, но и слабых образцов супрематизма, поп- и оп-арта, ready-made и перформанса.
Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Новое во всем этом — только визуальные технологии, но что толку, если никакой идеи они в действительности не несут?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Только намеки в стиле «вам не понять», облеченные в вычурные названия с непременными «Временем», «Пространством», «Бытием» и «Сущностью».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Словом, выбираются те объекты, которые сложно подвергнуть анализу, ведь их не увидеть и не пощупать.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А стало быть, на коронное «индивидуальное видение» возразить будет нечего. Но даже если объектом выбирается нечто более конкретное, например, «Человек», изображено это будет сплошными символами в два мазка или сваленной в кучу рухлядью, выглядящей так, словно ее купили на стихийном рынке у метро «Удельная».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Как тут не вспомнить мнение многих зрителей, что под такое нередко маскируют неумение или лень?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Особенно умиляет произведение Елены Губановой и Ивана Говоркова «Видимое проявление непроявленности или как я прятался за маминой юбкой», состоящее из черных кружочков, как бы вибрирующих на белом фоне.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Откройте интернет — и вы увидите там столько подобных и даже более симпатичных подборок типа «15 оптических иллюзий, которые взорвут ваш мозг», что присутствие данной поделки на выставке в культурном центре кажется страной шуткой. Тем более с таким названием.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Единственный более-менее интересный экспонат — серия «Утварь» художницы Полины Заславской из акварельных коллажей на тему женской доли. Она технично исполнена и видно, что автор что-то пытался через нее выразить.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Ведь смысл произведения напрямую связан с вложенными в него силами, как бы нам сейчас ни внушали обратное. Но и эта работа является такой же однодневкой, как все содержание выставки.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Кстати, часть экспонатов была передана в дар будущему Музею, открытие которого состоится 1 июня 2017 года.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Там можно будет еще шире познакомиться с тенденциями питерского «искусства не для всех».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Пока что закрытие выставки было ознаменовано перформансом художников Кирилла Шаманова и Сергея Филатова, который состоял в том, что один из дуэта громко зачитывал аннотации к каждому экспонату, а другой аккомпанировал на некоем ударном инструменте.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

На заднем плане же молодые крепкие ребята снимали картины и экраны со стен и выносили инсталляции.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Вот они, пожалуй, единственные, кто на этой выставке выполнил свою задачу на совесть.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

24 мая 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

"Франкештейн" в Театре за Черной речкой

Первый русский «Франкенштейн»

Нынешняя весна в Театре за Черной речкой ознаменована премьерой спектакля «Франкенштейн» по всемирно известному роману английской писательницы Мэри Шелли. Он озаглавлен в репертуаре театра как «готический нуар».
Эпистолярный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован анонимно в 1818 году. Первый набросок романа Мэри Шелли написала в 1816 году во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании литераторов Перси Биши Шелли, лорда Джорджа Байрона и Джона Полидори.

Музей Дорога жизни

Тихие воды Ладоги и память о героях

Музей «Дорога жизни» находится во Всеволожском районе Ленинградской области, на Дороге Жизни, 58. Счастливым обладателям автомобилей поможет добраться навигатор, а тем, кто предпочитает общественный транспорт, необходимо сесть на электричку на Финляндском вокзале. Раз в час поезд отходит в сторону конечной станции Ладожское Озеро. Время в пути — примерно полтора часа. А там светлая идеальная дорога от станции приведет любопытствующих к музею.

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».