Опять проявили непроявленность

Впечатление от выставки номинантов Премии Сергея Курехина 2017 года в Центре, названном его именем, можно выразить лаконично: современное искусство выглядит постаревшим и усталым. Да, представьте себе: классические образцы в лучших музеях мира и произведения новых мастеров, которые, увы, распиарены куда меньше авангарда, гораздо более полны жизнью.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Они не утрачивают актуальность независимо от того, изображены ли на них сюжеты древних мифов, ужасы Средневековья, дворцовые интриги Золотого века или советская эпоха. И понятно почему — в них живут.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

В них мы видим природу, любовь, ненависть, войны, роскошь, нищету, прогресс, науку, — все, в чем живем мы сами, что мы знаем без мутных словоблудий рекламщиков, пишущих аннотации к таким выставкам…

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А в этом пристанище питерской богемы, опять безбожно эксплуатирующей термин «авангард», людей опять вынуждают разглядывать смысл бытия через конструкции из проволоки, всматриваться в бездны черных геометрических фигур, гадать на рассыпанном мусоре и бояться сесть на стул, ибо он тоже может оказаться произведением искусства.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Эта игра в ребусы и угадайки перестала удивлять лет 20 назад. С этого времени авангард в России стал съезжать с пьедестала моды и современности в мелкие, иногда полуподвальные галереи.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Считанные образцы — наподобие питерской «Эрарты» — выглядят скорее данью тем, кто причисляет себя к творческой интеллигенции, чем ядром живого искусства, которое на что-то влияет.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И то скопище непонятных инсталляций, а также видеоспектаклей и визуализаций, которые ни о чем не говорят, но обязательно что-то символизируют, выглядит мелким филиалом «Эрарты».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И при всем уважении к памяти Курехина, подобная выставка могла быть посвящена кому и чему угодно.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Можно сослаться на то, что он был революционером и мистификатором своей эпохи, и кто как ни он должен быть символом для будущих поколений новаторов и энтузиастов.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Так-то оно так, но авторы представленного на выставке похожи не на новаторов, а на копировщиков, причем зачастую не только старых, но и слабых образцов супрематизма, поп- и оп-арта, ready-made и перформанса.
Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Новое во всем этом — только визуальные технологии, но что толку, если никакой идеи они в действительности не несут?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Только намеки в стиле «вам не понять», облеченные в вычурные названия с непременными «Временем», «Пространством», «Бытием» и «Сущностью».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Словом, выбираются те объекты, которые сложно подвергнуть анализу, ведь их не увидеть и не пощупать.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А стало быть, на коронное «индивидуальное видение» возразить будет нечего. Но даже если объектом выбирается нечто более конкретное, например, «Человек», изображено это будет сплошными символами в два мазка или сваленной в кучу рухлядью, выглядящей так, словно ее купили на стихийном рынке у метро «Удельная».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Как тут не вспомнить мнение многих зрителей, что под такое нередко маскируют неумение или лень?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Особенно умиляет произведение Елены Губановой и Ивана Говоркова «Видимое проявление непроявленности или как я прятался за маминой юбкой», состоящее из черных кружочков, как бы вибрирующих на белом фоне.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Откройте интернет — и вы увидите там столько подобных и даже более симпатичных подборок типа «15 оптических иллюзий, которые взорвут ваш мозг», что присутствие данной поделки на выставке в культурном центре кажется страной шуткой. Тем более с таким названием.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Единственный более-менее интересный экспонат — серия «Утварь» художницы Полины Заславской из акварельных коллажей на тему женской доли. Она технично исполнена и видно, что автор что-то пытался через нее выразить.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Ведь смысл произведения напрямую связан с вложенными в него силами, как бы нам сейчас ни внушали обратное. Но и эта работа является такой же однодневкой, как все содержание выставки.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Кстати, часть экспонатов была передана в дар будущему Музею, открытие которого состоится 1 июня 2017 года.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Там можно будет еще шире познакомиться с тенденциями питерского «искусства не для всех».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Пока что закрытие выставки было ознаменовано перформансом художников Кирилла Шаманова и Сергея Филатова, который состоял в том, что один из дуэта громко зачитывал аннотации к каждому экспонату, а другой аккомпанировал на некоем ударном инструменте.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

На заднем плане же молодые крепкие ребята снимали картины и экраны со стен и выносили инсталляции.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Вот они, пожалуй, единственные, кто на этой выставке выполнил свою задачу на совесть.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

24 мая 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.