Опять проявили непроявленность

Впечатление от выставки номинантов Премии Сергея Курехина 2017 года в Центре, названном его именем, можно выразить лаконично: современное искусство выглядит постаревшим и усталым. Да, представьте себе: классические образцы в лучших музеях мира и произведения новых мастеров, которые, увы, распиарены куда меньше авангарда, гораздо более полны жизнью.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Они не утрачивают актуальность независимо от того, изображены ли на них сюжеты древних мифов, ужасы Средневековья, дворцовые интриги Золотого века или советская эпоха. И понятно почему — в них живут.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

В них мы видим природу, любовь, ненависть, войны, роскошь, нищету, прогресс, науку, — все, в чем живем мы сами, что мы знаем без мутных словоблудий рекламщиков, пишущих аннотации к таким выставкам…

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А в этом пристанище питерской богемы, опять безбожно эксплуатирующей термин «авангард», людей опять вынуждают разглядывать смысл бытия через конструкции из проволоки, всматриваться в бездны черных геометрических фигур, гадать на рассыпанном мусоре и бояться сесть на стул, ибо он тоже может оказаться произведением искусства.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Эта игра в ребусы и угадайки перестала удивлять лет 20 назад. С этого времени авангард в России стал съезжать с пьедестала моды и современности в мелкие, иногда полуподвальные галереи.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Считанные образцы — наподобие питерской «Эрарты» — выглядят скорее данью тем, кто причисляет себя к творческой интеллигенции, чем ядром живого искусства, которое на что-то влияет.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И то скопище непонятных инсталляций, а также видеоспектаклей и визуализаций, которые ни о чем не говорят, но обязательно что-то символизируют, выглядит мелким филиалом «Эрарты».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

И при всем уважении к памяти Курехина, подобная выставка могла быть посвящена кому и чему угодно.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Можно сослаться на то, что он был революционером и мистификатором своей эпохи, и кто как ни он должен быть символом для будущих поколений новаторов и энтузиастов.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Так-то оно так, но авторы представленного на выставке похожи не на новаторов, а на копировщиков, причем зачастую не только старых, но и слабых образцов супрематизма, поп- и оп-арта, ready-made и перформанса.
Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Новое во всем этом — только визуальные технологии, но что толку, если никакой идеи они в действительности не несут?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Только намеки в стиле «вам не понять», облеченные в вычурные названия с непременными «Временем», «Пространством», «Бытием» и «Сущностью».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Словом, выбираются те объекты, которые сложно подвергнуть анализу, ведь их не увидеть и не пощупать.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

А стало быть, на коронное «индивидуальное видение» возразить будет нечего. Но даже если объектом выбирается нечто более конкретное, например, «Человек», изображено это будет сплошными символами в два мазка или сваленной в кучу рухлядью, выглядящей так, словно ее купили на стихийном рынке у метро «Удельная».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Как тут не вспомнить мнение многих зрителей, что под такое нередко маскируют неумение или лень?

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Особенно умиляет произведение Елены Губановой и Ивана Говоркова «Видимое проявление непроявленности или как я прятался за маминой юбкой», состоящее из черных кружочков, как бы вибрирующих на белом фоне.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Откройте интернет — и вы увидите там столько подобных и даже более симпатичных подборок типа «15 оптических иллюзий, которые взорвут ваш мозг», что присутствие данной поделки на выставке в культурном центре кажется страной шуткой. Тем более с таким названием.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Единственный более-менее интересный экспонат — серия «Утварь» художницы Полины Заславской из акварельных коллажей на тему женской доли. Она технично исполнена и видно, что автор что-то пытался через нее выразить.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Ведь смысл произведения напрямую связан с вложенными в него силами, как бы нам сейчас ни внушали обратное. Но и эта работа является такой же однодневкой, как все содержание выставки.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Кстати, часть экспонатов была передана в дар будущему Музею, открытие которого состоится 1 июня 2017 года.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Там можно будет еще шире познакомиться с тенденциями питерского «искусства не для всех».

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Пока что закрытие выставки было ознаменовано перформансом художников Кирилла Шаманова и Сергея Филатова, который состоял в том, что один из дуэта громко зачитывал аннотации к каждому экспонату, а другой аккомпанировал на некоем ударном инструменте.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

На заднем плане же молодые крепкие ребята снимали картины и экраны со стен и выносили инсталляции.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Вот они, пожалуй, единственные, кто на этой выставке выполнил свою задачу на совесть.

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

Выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина

24 мая 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.