Оправдание магии

В Издательстве Ивана Лимбаха вышла и уже поступила в продажу книга Иоана Петру Кулиану «Эрос и магия в эпоху Возрождения». Это — всемирно известное историческое исследование проблемы магии и фигуры мага. Кулиану предлагает современному читателю ключ к пониманию магии как «науки о манипуляции образами», обладавшей властью над человеком того времени.

Ioan Petru Culianu

Мир, из которого ушла магия. Довольно распространенный сюжет в фантастике. Именно такой — прагматичной, рациональной, лишенной волшебства обычно представляется наша реальность. Духота сциентизма, засилье технологий породили фэнтэзи — целое литературное направление, отдушину для тех, кто грезил о чем-то другом.

Люди бегут от реальности, полагая, что ценность эскапизма подкрепляется фактом несбыточности мира фантазий. Все остается на своих местах, ничего не меняется. Усталость от жизни в прагматичном и плоском мире слегка развеивается дурманом небывалого. Подышал и снова — делать деньги, пользоваться окружающим миром, позволять ему использовать себя по-новому. Удобная позиция святой простоты, мыслящего тростника.

Но, вдруг магия не выдумка? Что если многочисленные фэнтэзийные романы, соловьиный сад поэзии — невольная уступка человеческому воображению, на которую вынуждена пойти тоталитарная рациональность, не чистый вымысел, а подлинное воспоминание о том, каким наш мир был когда-то?

В классической работе «Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484» Иоан Кулиану ставит перед собой трудную задачу. Он хочет привести человечество в чувство, разбудить от многовекового сна, в который оно впало после Реформации, развеять идеологический дурман, мешающий в полной мере оценить реальный вклад Ренессанса в культуру.

Кулиану, с одной стороны, показывает, как изменилось наше восприятие действительности со времен Возрождения, эпохи, бывшей не столько преддверием современной научной мысли, сколько периодом расцвета оккультных наук. С другой — подчеркивает связь, до сих пор существующую между Ренессансом и современностью.

Поэтому книга распадается на две части. Первая, большая по объему, имеет исторический характер, содержит изложение истоков и сути магических представлений. Вторая, философская и культурологическая, анализирует процесс трансформации картины мира, лежащей в основе общекультурных и индивидуальных представлений.

Все последние века были посвящены разоблачению магии. В этом пафосе многие философы и ученые походили на Жоржа Бенгальского из «Мастера и Маргариты». Кулиану в отличие от них стремится понять магию, освободиться от упрощенного детского представления о ней как сумме разрозненных приемов.

«Магия… — это наука о воображаемом, которое она исследует свойственными ей средствами и манипулирует ими по собственному усмотрению». Магия — система, основанная на совершенно иных принципах, чем современные научные теории, это весьма специфичная картина мира, где судьба индивида связана с живым дыханием космоса, что и находит отражение в астрологии.

Кулиану говорит в своей книге о том, что можно назвать магической рациональностью, то есть — о таком способе представления и интерпретации действительности, который является альтернативным утвердившемуся ныне научному.

Магия и наука всегда шли бок о бок со времен Античности. Вернее даже сказать иначе, магия до определенного момента и была наукой, только более широкой в своем понимании окружающей жизни. Смысл Реформации и «научной революции» XVI-XVII веков заключался в опрощении человеческой мысли и запрете на воображение. Этот процесс и предопределил расцвет так называемых точных наук и технологий.

Издательство Ивана Лимбаха

Человечество двинулось вперед, искусственно сузив себя, выполнив пожелание Дмитрия Карамазова еще задолго до того, как он его озвучил в романе Достоевского. Но гони магию в дверь, она влезет в окно. Попытка вытеснить воображение не могла увенчаться успехом, Хочешь-не хочешь, приходится признавать его главную роль в культуре и обществе. Реабилитация магических практик в психоанализе, технологиях информационного воздействия — лишь первые трещины, побежавшие по панцирю узкорационалистического мировоззрения.

Тем не менее громадное количество страниц в «Эросе и магии Возрождения» посвящено анализу того, что было утрачено. Кулиану пишет о мнемотехнике, пневматической онтологии и антропологии, видах магии, типах магического влияния. Но главная потеря на пути прогресса — крушение магической картины мира, основанной на идее всеобщей взаимосвязи, утрата целостного восприятия действительности, предопределившая трудности позднейшей философии и неопределенность статуса гуманитарного знания.

Многие и поныне не в состоянии понять идею магии, которая представляется как нечто неестественное, как искусственная надстройка над единственно возможным материальным бытием. Магия по-прежнему воспринимается как искусство манипулятивное, взаимодействие с вещами, выстроенное в той же инструментальной манере, что и наше привычное отношение к окружающей действительности.

Кулиану, опираясь в первую очередь на работы Джордано Бруно и Фичино, показывает, что такой взгляд возникает как результат переноса современного представления о мире на феномен, принадлежащий к принципиально иной картине мира. Он совершенно не характерен для эпохи Возрождения. Магия — это не только манипулятивная технология, это форма любовного отношения к действительности, в которой момент доминирования и использования не является самоцелью.

Идея магии вырастает из концепции всеобщей взаимосвязи, взаимовлияния человека и космоса, а сам характер взаимосвязи рассматривается в терминологии любви, эроса. Чтобы убедиться в живучести подобного рода представлений, можно даже не обращаться к каким-то особым глубинам культурной традиции. Идея любви как всеобщей связи лежит на поверхности и воплощена в самых известных формулах, запечатленных в литературной классике. Традиция эта пролегает от Ренессанса («Любовь, что движет солнце и светила») до XX века («И море, и Гомер все движется любовью…»). Взаимосвязь явлений имеет духовный, эротический характер, а не упрощенную форму физического взаимодействия.

Такова вкратце магическая картина мира. Магия — это форма связи с самой сутью вещей, запечатленных в образах. Связь свободная, естественная и не ограниченная рамками материи. Эта работа с образами вещей, с теми представлениями, которые вызывают они у человека — фактически, поле гуманитарного знания. Поэтому тот, кто ждет от книги Кулиану изложения шаманских практик или интерпретации эротизма в грубом физиологическом смысле, наверняка будут разочарованы.

Будучи критически настроенным по отношению к традиционной научной рациональности и теоретическому схематизму, схоластической систематике (это отражено в нарочито рыхлой структуре книги), автор, тем не менее, стоит на твердой почве здравого смысла. «Научная» возрожденческая магия, о которой идет речь в книге, бесконечно далека от обывательских представлений о ней как реальной форме общения с демонами или материального преобразования объектов посредством колдовства.

По мнению Кулиану, магия, несмотря на гонения, не умерла, а видоизменилась. Теперь она имеет совершенно иной характер: «Маг сегодня занимается общественными связями, пропагандой, изучением рынка, социологическими опросами, рекламой информацией, цензурой, шпионажем и даже шифрованием, наукой, которая в XVI веке была одним из разделов магии».

Это было написано около тридцати лет назад. Излишне говорить, в какой степени разрослась сфера применения современного «магического» знания ныне в связи с разрастанием информационной виртуальной пневмы, Интернета, где образы реальности, демоны самых разных мастей созидаются современными «магами» с завидной регулярностью. Центральный вопрос сегодняшнего дня — овладение знанием о такого рода деятельности.

Современный человек становится жертвой манипулятивных магических практик. Та же идеология отпускного эскапизма, о которой шла речь в начале, является навязанным индивиду отношением к окружающему, мешающим осознать, что подлинное колдовство в отношении его совершается манипуляторами от пиар-технологий.

Современный мир давно стал магическим. Человек видит его в кривом зеркале созданных кем-то образов. Но могущественные маги-манипуляторы, такие как государство, политические партии, корпорации, звезды спорта, искусства, политики, не хотят, чтобы волшебное зеркало было разбито.

Книга Кулиану поэтому представляет интерес не только как дотошное и занимательное исследование магических представлений эпохи Возрождения или исполненное высокого пафоса пророчество о грядущем преображении научного знания, в котором вновь сольются воедино философия, эрос и поэзия. Она — призыв к практическому действию, к овладению, а не только разоблачению, магией современного информационного воздействия, потому что в нем, как и во всякой магии есть место только для двух позиций — манипулятора и манипулируемого. Однако не следует забывать об этике. Ведь настоящая магия — это искусство любви, а не подчинения.

4 июля 2017.
Текст: Сергей Морозов
Рубрика: Литература. Тэги: , .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.