Оправдание магии

В Издательстве Ивана Лимбаха вышла и уже поступила в продажу книга Иоана Петру Кулиану «Эрос и магия в эпоху Возрождения». Это — всемирно известное историческое исследование проблемы магии и фигуры мага. Кулиану предлагает современному читателю ключ к пониманию магии как «науки о манипуляции образами», обладавшей властью над человеком того времени.

Ioan Petru Culianu

Мир, из которого ушла магия. Довольно распространенный сюжет в фантастике. Именно такой — прагматичной, рациональной, лишенной волшебства обычно представляется наша реальность. Духота сциентизма, засилье технологий породили фэнтэзи — целое литературное направление, отдушину для тех, кто грезил о чем-то другом.

Люди бегут от реальности, полагая, что ценность эскапизма подкрепляется фактом несбыточности мира фантазий. Все остается на своих местах, ничего не меняется. Усталость от жизни в прагматичном и плоском мире слегка развеивается дурманом небывалого. Подышал и снова — делать деньги, пользоваться окружающим миром, позволять ему использовать себя по-новому. Удобная позиция святой простоты, мыслящего тростника.

Но, вдруг магия не выдумка? Что если многочисленные фэнтэзийные романы, соловьиный сад поэзии — невольная уступка человеческому воображению, на которую вынуждена пойти тоталитарная рациональность, не чистый вымысел, а подлинное воспоминание о том, каким наш мир был когда-то?

В классической работе «Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484» Иоан Кулиану ставит перед собой трудную задачу. Он хочет привести человечество в чувство, разбудить от многовекового сна, в который оно впало после Реформации, развеять идеологический дурман, мешающий в полной мере оценить реальный вклад Ренессанса в культуру.

Кулиану, с одной стороны, показывает, как изменилось наше восприятие действительности со времен Возрождения, эпохи, бывшей не столько преддверием современной научной мысли, сколько периодом расцвета оккультных наук. С другой — подчеркивает связь, до сих пор существующую между Ренессансом и современностью.

Поэтому книга распадается на две части. Первая, большая по объему, имеет исторический характер, содержит изложение истоков и сути магических представлений. Вторая, философская и культурологическая, анализирует процесс трансформации картины мира, лежащей в основе общекультурных и индивидуальных представлений.

Все последние века были посвящены разоблачению магии. В этом пафосе многие философы и ученые походили на Жоржа Бенгальского из «Мастера и Маргариты». Кулиану в отличие от них стремится понять магию, освободиться от упрощенного детского представления о ней как сумме разрозненных приемов.

«Магия… — это наука о воображаемом, которое она исследует свойственными ей средствами и манипулирует ими по собственному усмотрению». Магия — система, основанная на совершенно иных принципах, чем современные научные теории, это весьма специфичная картина мира, где судьба индивида связана с живым дыханием космоса, что и находит отражение в астрологии.

Кулиану говорит в своей книге о том, что можно назвать магической рациональностью, то есть — о таком способе представления и интерпретации действительности, который является альтернативным утвердившемуся ныне научному.

Магия и наука всегда шли бок о бок со времен Античности. Вернее даже сказать иначе, магия до определенного момента и была наукой, только более широкой в своем понимании окружающей жизни. Смысл Реформации и «научной революции» XVI-XVII веков заключался в опрощении человеческой мысли и запрете на воображение. Этот процесс и предопределил расцвет так называемых точных наук и технологий.

Издательство Ивана Лимбаха

Человечество двинулось вперед, искусственно сузив себя, выполнив пожелание Дмитрия Карамазова еще задолго до того, как он его озвучил в романе Достоевского. Но гони магию в дверь, она влезет в окно. Попытка вытеснить воображение не могла увенчаться успехом, Хочешь-не хочешь, приходится признавать его главную роль в культуре и обществе. Реабилитация магических практик в психоанализе, технологиях информационного воздействия — лишь первые трещины, побежавшие по панцирю узкорационалистического мировоззрения.

Тем не менее громадное количество страниц в «Эросе и магии Возрождения» посвящено анализу того, что было утрачено. Кулиану пишет о мнемотехнике, пневматической онтологии и антропологии, видах магии, типах магического влияния. Но главная потеря на пути прогресса — крушение магической картины мира, основанной на идее всеобщей взаимосвязи, утрата целостного восприятия действительности, предопределившая трудности позднейшей философии и неопределенность статуса гуманитарного знания.

Многие и поныне не в состоянии понять идею магии, которая представляется как нечто неестественное, как искусственная надстройка над единственно возможным материальным бытием. Магия по-прежнему воспринимается как искусство манипулятивное, взаимодействие с вещами, выстроенное в той же инструментальной манере, что и наше привычное отношение к окружающей действительности.

Кулиану, опираясь в первую очередь на работы Джордано Бруно и Фичино, показывает, что такой взгляд возникает как результат переноса современного представления о мире на феномен, принадлежащий к принципиально иной картине мира. Он совершенно не характерен для эпохи Возрождения. Магия — это не только манипулятивная технология, это форма любовного отношения к действительности, в которой момент доминирования и использования не является самоцелью.

Идея магии вырастает из концепции всеобщей взаимосвязи, взаимовлияния человека и космоса, а сам характер взаимосвязи рассматривается в терминологии любви, эроса. Чтобы убедиться в живучести подобного рода представлений, можно даже не обращаться к каким-то особым глубинам культурной традиции. Идея любви как всеобщей связи лежит на поверхности и воплощена в самых известных формулах, запечатленных в литературной классике. Традиция эта пролегает от Ренессанса («Любовь, что движет солнце и светила») до XX века («И море, и Гомер все движется любовью…»). Взаимосвязь явлений имеет духовный, эротический характер, а не упрощенную форму физического взаимодействия.

Такова вкратце магическая картина мира. Магия — это форма связи с самой сутью вещей, запечатленных в образах. Связь свободная, естественная и не ограниченная рамками материи. Эта работа с образами вещей, с теми представлениями, которые вызывают они у человека — фактически, поле гуманитарного знания. Поэтому тот, кто ждет от книги Кулиану изложения шаманских практик или интерпретации эротизма в грубом физиологическом смысле, наверняка будут разочарованы.

Будучи критически настроенным по отношению к традиционной научной рациональности и теоретическому схематизму, схоластической систематике (это отражено в нарочито рыхлой структуре книги), автор, тем не менее, стоит на твердой почве здравого смысла. «Научная» возрожденческая магия, о которой идет речь в книге, бесконечно далека от обывательских представлений о ней как реальной форме общения с демонами или материального преобразования объектов посредством колдовства.

По мнению Кулиану, магия, несмотря на гонения, не умерла, а видоизменилась. Теперь она имеет совершенно иной характер: «Маг сегодня занимается общественными связями, пропагандой, изучением рынка, социологическими опросами, рекламой информацией, цензурой, шпионажем и даже шифрованием, наукой, которая в XVI веке была одним из разделов магии».

Это было написано около тридцати лет назад. Излишне говорить, в какой степени разрослась сфера применения современного «магического» знания ныне в связи с разрастанием информационной виртуальной пневмы, Интернета, где образы реальности, демоны самых разных мастей созидаются современными «магами» с завидной регулярностью. Центральный вопрос сегодняшнего дня — овладение знанием о такого рода деятельности.

Современный человек становится жертвой манипулятивных магических практик. Та же идеология отпускного эскапизма, о которой шла речь в начале, является навязанным индивиду отношением к окружающему, мешающим осознать, что подлинное колдовство в отношении его совершается манипуляторами от пиар-технологий.

Современный мир давно стал магическим. Человек видит его в кривом зеркале созданных кем-то образов. Но могущественные маги-манипуляторы, такие как государство, политические партии, корпорации, звезды спорта, искусства, политики, не хотят, чтобы волшебное зеркало было разбито.

Книга Кулиану поэтому представляет интерес не только как дотошное и занимательное исследование магических представлений эпохи Возрождения или исполненное высокого пафоса пророчество о грядущем преображении научного знания, в котором вновь сольются воедино философия, эрос и поэзия. Она — призыв к практическому действию, к овладению, а не только разоблачению, магией современного информационного воздействия, потому что в нем, как и во всякой магии есть место только для двух позиций — манипулятора и манипулируемого. Однако не следует забывать об этике. Ведь настоящая магия — это искусство любви, а не подчинения.

4 июля 2017.
Текст: Сергей Морозов
Рубрика: Литература. Тэги: , .

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.