Они защищали балтийское небо…

Во Всеволожске открылся новый музей. Пока о нем широко не сообщается в СМИ. И все-таки он уже существует, но пока работает в тестовом режиме. Первый «десант» — члены общественного объединения «Дом музеев» — высадился здесь в конце апреля. Знакомство музейщиков с этим необычным домом подтвердило: такого, пожалуй, в музейной среде еще не бывало. Ведь Дом авиаторов — так называется филиал музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» во Всеволожске — это музей нового типа. Мультимедийная составляющая позволяет почувствовать себя свидетелем событий тех времен. Многое можно практически увидеть — вплоть до виртуального участия в тренировочном бою.

Дом авиаторов

И при этом дом этот полон настоящей истории. В первую очередь — памятью, которую хранили о нем местные жители, называвшие его «Домом 43 героев», потому что здесь, на пересечении Колтушского шоссе и Дороги жизни, жили в 1941-1943 годах летчики Первого минно-торпедного полка Краснознаменного Балтийского флота — прототипы героев книги Николая Чуковского «Балтийское небо». То есть летчики, охранявшие блокадный Ленинград и летавшие бомбить Берлин. А еще — историей борьбы за эту память. Это — предмет для большого разговора, к которому мы вернемся позже.

Директор местного краеведческого музея Марина Ратникова, которая его же и организовала и за него немало поборолась, много лет вела не тренировочные, а настоящие бои и за Дом авиаторов, и за возможность сохранить память о людях, которые здесь жили и откуда улетали воевать. А в 2015 году ей удалось пробиться на прямую линию с президентом РФ. Вот тогда-то мечты и планы о создании здесь музея, которым уже не менее тридцати лет, начали обретать очертания. Причем абсолютно реальные.

Дом авиаторов

В здании сделан ремонт и экспозиция, которая состоит на две трети из мультимедийных чудес, но примерно на треть все же из настоящих, исторических реликвий: здесь можно увидеть форму летчиков, документы, медали, письма. Под потолком реют макеты самолетов — точно таких, на которых летали герои этого дома. Трогательно выглядят предметы быта: рукомойник, одеяло в полоску, подушка, вышитая крестиком (примета того времени), «отложенная» перед вылетом книжка о боксе — ведь эти люди здесь ЖИЛИ. Музей создали и внедряют в жизнь талантливые, увлеченные и профессионально знающие о войне люди. Вот и специально для экскурсии с музейщиками сотрудник Дома авиаторов Юлий Виноградов раздобыл настоящую летную форму образца 1935 – 1942 годов…

Дом авиаторов

Здание музея построено в середине XIX века как рига для сушки, обработки и хранения зерна. После 1917 года здание использовалось в качестве жилья и дома отдыха. В течение 1941-1944 годов это был Дом авиаторов, в котором жили летчики, защищавшие Ленинград.

Дом авиаторов

НАТАЛЬЯ  КРЫЛОВА

9 мая 2019.
Фотографии: Юрия Мурашкина. Текст: Наталья Крылова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.