Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее...

Театр эстрады, Они были молодыми

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) не мог остаться в стороне. В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, артисты представят спектакль «Когда мы были молодыми…» в постановке Юрия Гальцева.

Художественный руководитель петербургского Театра Эстрады часто повторяет, что для него нет праздника важнее и дороже Дня Победы. Все начинается с детства.

«Мой отец – руководитель большой строительной организации в Кургане – каждый год 9 Мая устраивал для наших местных ветеранов праздник, – вспоминает Гальцев. – На двух больших автобусах он вывозил их за город. А меня брал с собой. До сих пор не могу забыть: лес, палатки, у костра сидят фронтовики – ещё молодые и сильные, поют свои песни, а я играю для них на баяне».

Песни, услышанные артистом в далеком детстве, и легли в основу музыкального спектакля «Когда мы были молодыми…», премьера которого состоялась в мае 2015 года.

Театр эстрады, Они были молодыми

Не о войне

В тот год наша страна отмечала 70-летие Победы, и многие отечественные театры решили пополнить свой репертуар спектаклями военной тематики. Но постановку Гальцева «военной» не назовешь. Его спектакль разительно отличается от того, что сейчас принято ставить, писать, снимать и даже говорить о Великой Отечественной войне.

Он не о горе и страданиях, которые принесла война. Да и не о войне вовсе. Добрый, светлый, порой очень веселый, спектакль Юрия Гальцева в первую очередь посвящен тому удивительному поколению, которое подарило нам мир и победу.

Какими они были – юноши и девушки, ушедшие на фронт? Они умели любить свою страну бескорыстно и беззаветно, они искренне верили в светлое будущее, а самое главное – они умели радоваться жизни во всех ее проявлениях. Какие герои – такой и спектакль.

Театр эстрады, Они были молодыми

Они же были молодыми

По форме постановка Гальцева представляет из себя серию миниатюр. За два часа перед зрителем проносится целая череда коротких историй: это зарисовки из жизни совсем молодых людей до войны, во время и после.

Начинается спектакль с музыкального номера на песню «Студенческая». На сцене – юноши и девушки, они куда-то едут, спешат, торопятся, они уверены, что перед ними долгая дорога – жизнь. Песню о молодых студентах большой страны исполняет актриса Анастасия Кастрица, и для нее этот номер, конечно, испытание. Дело тут не в сложности музыкального материала. Во время войны эту песню пел ее дед – заслуженный артист РСФСР Леонид Кострица. Он воевал, а после ранения с концертами выступал перед бойцами на фронте.

Театр эстрады, Они были молодыми

Многие музыкально-танцевальные номера (например, на песню Клавдии Шульженко «Точно!») ассоциативно напоминают добрые и наивные советские комедии 1940-1950-х годов. Потому вдруг появившиеся на сцене «немцы» вызывают у публики смех, а не страх. Они изображены иронично, почти карикатурно. Это, в общем, тоже традиция советского кинематографа. Но, по словам некоторых актеров, первоначально задумка Гальцева очень их удивила.

«Когда Юрий Николаевич рассказал нам о своей идее и дал понять, что он видит постановку позитивной и радостной, многих это внутренне смутило, – призналась актриса театра Анастасия Ткаченко. – Сейчас я понимаю, что он был прав. Да, люди во время войны испытывали боль, страх, они теряли близких и друзей. Мы можем лишь попытаться представить масштаб этих страданий. Но ведь эти люди были так же молоды, как и мы! Вопреки всему они желали жить, они любили, они радовались и верили в Победу».

Всем миром

Один из самых запоминающихся номеров спектакля – «Пионерки». Девочки в красных галстуках задорно (полагаю, перед бойцами) исполняют песню «Пуговка» – о бдительном Алешке, нашедшем у границы пуговицу фашиста-диверсанта. Смех в спектакле резко контрастирует с драматическими сценами: танец-воспоминание девушки из блокадного Ленинграда – тоска о ее любимом человеке, сцена еврейской свадьбы, участники которой совсем скоро погибнут в огне войны.

Театр эстрады, Они были молодыми

Открытием спектакля стал актер Александр Шпунгин. Именно ему приходится эмоционально «делить» спектакль на до и после: его роль – «голос» Юрия Борисовича Левитана, человека, с которым вся страна переживала испытания эпохи. Повторить голос легендарного диктора, задача, конечно, непростая, но интонационно попадание получилось довольно точным. Во время подготовки к роли артист познакомился с правнуком Левитана, который очень помог театру – предоставил уникальные видеоматериалы, сохранившиеся в семейном архиве.

Вообще, в создании спектакля немалую роль сыграли родственники самих артистов, откликнувшиеся на идею Гальцева. Часть редкого музыкального материала была «найдена» в их семейных архивах, на старых грампластинках. Поэтому песни, звучащие здесь, чаще всего малоизвестны – из тех, что сейчас не на слуху, но были очень популярны в довоенное и военное время.

Театр эстрады, Они были молодыми

Вернувшееся счастье

А еще при создании постановки были использованы подлинные письма и воспоминания фронтовиков. И самые пронзительные сцены спектакля – документальны. В них молодые актрисы по очереди читают со сцены отрывки из дневников своих сверстниц, молодых девушек, в чью жизнь ворвалась война и забрала самое дорогое.

Но жизнь все равно сильнее, и ее победа отражена даже в композиции спектакля. Он заканчивается так же, как и начинался – музыкальным номером, во время которого на сцене оказываются почти все артисты театра. Они вновь счастливы и полны надежд, они гуляют по заснеженному городу, а звучащая в исполнении Анастасии Кипиной и Карена Галстяна песня «Зимний Ленинград» о занесенной пургою Неве – посвящение любимому городу, выстоявшему и победившему.

Театр эстрады, Они были молодыми

После боя сердце просит…

Недавно ушедший от нас Михаил Задорнов говорил, что юмор помогает нам «пережить». Думается, чувство юмора – это то, что не в последнюю очередь помогло нашей стране победить. Как здесь не вспомнить артистов концертных бригад и фронтовых театров, которые рисковали своей жизнью, просто чтобы поднять настроение бойцам, скрасить им тяжелые военные будни. Этот спектакль во многом – память о тех людях, которые позволяли измученным войной солдатам лишний раз улыбнуться.

Возможно, кого-то из зрителей спектакля смутит «не трагический» тон художественного произведения о Великой Отечественной войне. Но ведь здесь очень важно не уйти в пошлость, чтобы чувство юмора сочеталось с чувством такта и хорошим вкусом. В постановке Театра Эстрады все выдержано: есть шутки, но добрые и безобидные, есть и боль утраты, но с проблеском надежды.

Нет сомнений, что этот спектакль создавался с любовью и уважением к людям, на чью долю выпало испытание войной. Но оставляет он после себя очень светлое ощущение. В этом заслуга не только режиссера, а в первую очередь тех, кто стоит на сцене – молодых артистов, выпускников курса Юрия Гальцева.

На спектакль «Когда мы были молодыми…», наполненный атмосферой той далекой эпохи, добрым юмором и добрыми песнями, стоит прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть новую труппу Театра Эстрады.

Театр эстрады

Юрий Гальцев – популярный артист, известный публике благодаря юмористическим шоу-программам, возглавил Театр Эстрады имени Райкина девять лет назад. В 2014 году Гальцев выпустил свой первый курс артистов эстрады в Петербургской академии театрального искусства (ныне – РГИСИ) и почти полным составом привел его на знаменитую сцену. Сейчас его ученики составляют основу труппы театра. Несколько лет назад Юрий Гальцев решил попробовать себя в режиссуре. Спектакль «Когда мы были молодыми…» – одна из первых его работ.

19 января 2018.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады, автор: Оксана Ковтун.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!