Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее...

Театр эстрады, Они были молодыми

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) не мог остаться в стороне. В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, артисты представят спектакль «Когда мы были молодыми…» в постановке Юрия Гальцева.

Художественный руководитель петербургского Театра Эстрады часто повторяет, что для него нет праздника важнее и дороже Дня Победы. Все начинается с детства.

«Мой отец – руководитель большой строительной организации в Кургане – каждый год 9 Мая устраивал для наших местных ветеранов праздник, – вспоминает Гальцев. – На двух больших автобусах он вывозил их за город. А меня брал с собой. До сих пор не могу забыть: лес, палатки, у костра сидят фронтовики – ещё молодые и сильные, поют свои песни, а я играю для них на баяне».

Песни, услышанные артистом в далеком детстве, и легли в основу музыкального спектакля «Когда мы были молодыми…», премьера которого состоялась в мае 2015 года.

Театр эстрады, Они были молодыми

Не о войне

В тот год наша страна отмечала 70-летие Победы, и многие отечественные театры решили пополнить свой репертуар спектаклями военной тематики. Но постановку Гальцева «военной» не назовешь. Его спектакль разительно отличается от того, что сейчас принято ставить, писать, снимать и даже говорить о Великой Отечественной войне.

Он не о горе и страданиях, которые принесла война. Да и не о войне вовсе. Добрый, светлый, порой очень веселый, спектакль Юрия Гальцева в первую очередь посвящен тому удивительному поколению, которое подарило нам мир и победу.

Какими они были – юноши и девушки, ушедшие на фронт? Они умели любить свою страну бескорыстно и беззаветно, они искренне верили в светлое будущее, а самое главное – они умели радоваться жизни во всех ее проявлениях. Какие герои – такой и спектакль.

Театр эстрады, Они были молодыми

Они же были молодыми

По форме постановка Гальцева представляет из себя серию миниатюр. За два часа перед зрителем проносится целая череда коротких историй: это зарисовки из жизни совсем молодых людей до войны, во время и после.

Начинается спектакль с музыкального номера на песню «Студенческая». На сцене – юноши и девушки, они куда-то едут, спешат, торопятся, они уверены, что перед ними долгая дорога – жизнь. Песню о молодых студентах большой страны исполняет актриса Анастасия Кастрица, и для нее этот номер, конечно, испытание. Дело тут не в сложности музыкального материала. Во время войны эту песню пел ее дед – заслуженный артист РСФСР Леонид Кострица. Он воевал, а после ранения с концертами выступал перед бойцами на фронте.

Театр эстрады, Они были молодыми

Многие музыкально-танцевальные номера (например, на песню Клавдии Шульженко «Точно!») ассоциативно напоминают добрые и наивные советские комедии 1940-1950-х годов. Потому вдруг появившиеся на сцене «немцы» вызывают у публики смех, а не страх. Они изображены иронично, почти карикатурно. Это, в общем, тоже традиция советского кинематографа. Но, по словам некоторых актеров, первоначально задумка Гальцева очень их удивила.

«Когда Юрий Николаевич рассказал нам о своей идее и дал понять, что он видит постановку позитивной и радостной, многих это внутренне смутило, – призналась актриса театра Анастасия Ткаченко. – Сейчас я понимаю, что он был прав. Да, люди во время войны испытывали боль, страх, они теряли близких и друзей. Мы можем лишь попытаться представить масштаб этих страданий. Но ведь эти люди были так же молоды, как и мы! Вопреки всему они желали жить, они любили, они радовались и верили в Победу».

Всем миром

Один из самых запоминающихся номеров спектакля – «Пионерки». Девочки в красных галстуках задорно (полагаю, перед бойцами) исполняют песню «Пуговка» – о бдительном Алешке, нашедшем у границы пуговицу фашиста-диверсанта. Смех в спектакле резко контрастирует с драматическими сценами: танец-воспоминание девушки из блокадного Ленинграда – тоска о ее любимом человеке, сцена еврейской свадьбы, участники которой совсем скоро погибнут в огне войны.

Театр эстрады, Они были молодыми

Открытием спектакля стал актер Александр Шпунгин. Именно ему приходится эмоционально «делить» спектакль на до и после: его роль – «голос» Юрия Борисовича Левитана, человека, с которым вся страна переживала испытания эпохи. Повторить голос легендарного диктора, задача, конечно, непростая, но интонационно попадание получилось довольно точным. Во время подготовки к роли артист познакомился с правнуком Левитана, который очень помог театру – предоставил уникальные видеоматериалы, сохранившиеся в семейном архиве.

Вообще, в создании спектакля немалую роль сыграли родственники самих артистов, откликнувшиеся на идею Гальцева. Часть редкого музыкального материала была «найдена» в их семейных архивах, на старых грампластинках. Поэтому песни, звучащие здесь, чаще всего малоизвестны – из тех, что сейчас не на слуху, но были очень популярны в довоенное и военное время.

Театр эстрады, Они были молодыми

Вернувшееся счастье

А еще при создании постановки были использованы подлинные письма и воспоминания фронтовиков. И самые пронзительные сцены спектакля – документальны. В них молодые актрисы по очереди читают со сцены отрывки из дневников своих сверстниц, молодых девушек, в чью жизнь ворвалась война и забрала самое дорогое.

Но жизнь все равно сильнее, и ее победа отражена даже в композиции спектакля. Он заканчивается так же, как и начинался – музыкальным номером, во время которого на сцене оказываются почти все артисты театра. Они вновь счастливы и полны надежд, они гуляют по заснеженному городу, а звучащая в исполнении Анастасии Кипиной и Карена Галстяна песня «Зимний Ленинград» о занесенной пургою Неве – посвящение любимому городу, выстоявшему и победившему.

Театр эстрады, Они были молодыми

После боя сердце просит…

Недавно ушедший от нас Михаил Задорнов говорил, что юмор помогает нам «пережить». Думается, чувство юмора – это то, что не в последнюю очередь помогло нашей стране победить. Как здесь не вспомнить артистов концертных бригад и фронтовых театров, которые рисковали своей жизнью, просто чтобы поднять настроение бойцам, скрасить им тяжелые военные будни. Этот спектакль во многом – память о тех людях, которые позволяли измученным войной солдатам лишний раз улыбнуться.

Возможно, кого-то из зрителей спектакля смутит «не трагический» тон художественного произведения о Великой Отечественной войне. Но ведь здесь очень важно не уйти в пошлость, чтобы чувство юмора сочеталось с чувством такта и хорошим вкусом. В постановке Театра Эстрады все выдержано: есть шутки, но добрые и безобидные, есть и боль утраты, но с проблеском надежды.

Нет сомнений, что этот спектакль создавался с любовью и уважением к людям, на чью долю выпало испытание войной. Но оставляет он после себя очень светлое ощущение. В этом заслуга не только режиссера, а в первую очередь тех, кто стоит на сцене – молодых артистов, выпускников курса Юрия Гальцева.

На спектакль «Когда мы были молодыми…», наполненный атмосферой той далекой эпохи, добрым юмором и добрыми песнями, стоит прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть новую труппу Театра Эстрады.

Театр эстрады

Юрий Гальцев – популярный артист, известный публике благодаря юмористическим шоу-программам, возглавил Театр Эстрады имени Райкина девять лет назад. В 2014 году Гальцев выпустил свой первый курс артистов эстрады в Петербургской академии театрального искусства (ныне – РГИСИ) и почти полным составом привел его на знаменитую сцену. Сейчас его ученики составляют основу труппы театра. Несколько лет назад Юрий Гальцев решил попробовать себя в режиссуре. Спектакль «Когда мы были молодыми…» – одна из первых его работ.

19 января 2018.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады, автор: Оксана Ковтун.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.