Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее...

Театр эстрады, Они были молодыми

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) не мог остаться в стороне. В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, артисты представят спектакль «Когда мы были молодыми…» в постановке Юрия Гальцева.

Художественный руководитель петербургского Театра Эстрады часто повторяет, что для него нет праздника важнее и дороже Дня Победы. Все начинается с детства.

«Мой отец – руководитель большой строительной организации в Кургане – каждый год 9 Мая устраивал для наших местных ветеранов праздник, – вспоминает Гальцев. – На двух больших автобусах он вывозил их за город. А меня брал с собой. До сих пор не могу забыть: лес, палатки, у костра сидят фронтовики – ещё молодые и сильные, поют свои песни, а я играю для них на баяне».

Песни, услышанные артистом в далеком детстве, и легли в основу музыкального спектакля «Когда мы были молодыми…», премьера которого состоялась в мае 2015 года.

Театр эстрады, Они были молодыми

Не о войне

В тот год наша страна отмечала 70-летие Победы, и многие отечественные театры решили пополнить свой репертуар спектаклями военной тематики. Но постановку Гальцева «военной» не назовешь. Его спектакль разительно отличается от того, что сейчас принято ставить, писать, снимать и даже говорить о Великой Отечественной войне.

Он не о горе и страданиях, которые принесла война. Да и не о войне вовсе. Добрый, светлый, порой очень веселый, спектакль Юрия Гальцева в первую очередь посвящен тому удивительному поколению, которое подарило нам мир и победу.

Какими они были – юноши и девушки, ушедшие на фронт? Они умели любить свою страну бескорыстно и беззаветно, они искренне верили в светлое будущее, а самое главное – они умели радоваться жизни во всех ее проявлениях. Какие герои – такой и спектакль.

Театр эстрады, Они были молодыми

Они же были молодыми

По форме постановка Гальцева представляет из себя серию миниатюр. За два часа перед зрителем проносится целая череда коротких историй: это зарисовки из жизни совсем молодых людей до войны, во время и после.

Начинается спектакль с музыкального номера на песню «Студенческая». На сцене – юноши и девушки, они куда-то едут, спешат, торопятся, они уверены, что перед ними долгая дорога – жизнь. Песню о молодых студентах большой страны исполняет актриса Анастасия Кастрица, и для нее этот номер, конечно, испытание. Дело тут не в сложности музыкального материала. Во время войны эту песню пел ее дед – заслуженный артист РСФСР Леонид Кострица. Он воевал, а после ранения с концертами выступал перед бойцами на фронте.

Театр эстрады, Они были молодыми

Многие музыкально-танцевальные номера (например, на песню Клавдии Шульженко «Точно!») ассоциативно напоминают добрые и наивные советские комедии 1940-1950-х годов. Потому вдруг появившиеся на сцене «немцы» вызывают у публики смех, а не страх. Они изображены иронично, почти карикатурно. Это, в общем, тоже традиция советского кинематографа. Но, по словам некоторых актеров, первоначально задумка Гальцева очень их удивила.

«Когда Юрий Николаевич рассказал нам о своей идее и дал понять, что он видит постановку позитивной и радостной, многих это внутренне смутило, – призналась актриса театра Анастасия Ткаченко. – Сейчас я понимаю, что он был прав. Да, люди во время войны испытывали боль, страх, они теряли близких и друзей. Мы можем лишь попытаться представить масштаб этих страданий. Но ведь эти люди были так же молоды, как и мы! Вопреки всему они желали жить, они любили, они радовались и верили в Победу».

Всем миром

Один из самых запоминающихся номеров спектакля – «Пионерки». Девочки в красных галстуках задорно (полагаю, перед бойцами) исполняют песню «Пуговка» – о бдительном Алешке, нашедшем у границы пуговицу фашиста-диверсанта. Смех в спектакле резко контрастирует с драматическими сценами: танец-воспоминание девушки из блокадного Ленинграда – тоска о ее любимом человеке, сцена еврейской свадьбы, участники которой совсем скоро погибнут в огне войны.

Театр эстрады, Они были молодыми

Открытием спектакля стал актер Александр Шпунгин. Именно ему приходится эмоционально «делить» спектакль на до и после: его роль – «голос» Юрия Борисовича Левитана, человека, с которым вся страна переживала испытания эпохи. Повторить голос легендарного диктора, задача, конечно, непростая, но интонационно попадание получилось довольно точным. Во время подготовки к роли артист познакомился с правнуком Левитана, который очень помог театру – предоставил уникальные видеоматериалы, сохранившиеся в семейном архиве.

Вообще, в создании спектакля немалую роль сыграли родственники самих артистов, откликнувшиеся на идею Гальцева. Часть редкого музыкального материала была «найдена» в их семейных архивах, на старых грампластинках. Поэтому песни, звучащие здесь, чаще всего малоизвестны – из тех, что сейчас не на слуху, но были очень популярны в довоенное и военное время.

Театр эстрады, Они были молодыми

Вернувшееся счастье

А еще при создании постановки были использованы подлинные письма и воспоминания фронтовиков. И самые пронзительные сцены спектакля – документальны. В них молодые актрисы по очереди читают со сцены отрывки из дневников своих сверстниц, молодых девушек, в чью жизнь ворвалась война и забрала самое дорогое.

Но жизнь все равно сильнее, и ее победа отражена даже в композиции спектакля. Он заканчивается так же, как и начинался – музыкальным номером, во время которого на сцене оказываются почти все артисты театра. Они вновь счастливы и полны надежд, они гуляют по заснеженному городу, а звучащая в исполнении Анастасии Кипиной и Карена Галстяна песня «Зимний Ленинград» о занесенной пургою Неве – посвящение любимому городу, выстоявшему и победившему.

Театр эстрады, Они были молодыми

После боя сердце просит…

Недавно ушедший от нас Михаил Задорнов говорил, что юмор помогает нам «пережить». Думается, чувство юмора – это то, что не в последнюю очередь помогло нашей стране победить. Как здесь не вспомнить артистов концертных бригад и фронтовых театров, которые рисковали своей жизнью, просто чтобы поднять настроение бойцам, скрасить им тяжелые военные будни. Этот спектакль во многом – память о тех людях, которые позволяли измученным войной солдатам лишний раз улыбнуться.

Возможно, кого-то из зрителей спектакля смутит «не трагический» тон художественного произведения о Великой Отечественной войне. Но ведь здесь очень важно не уйти в пошлость, чтобы чувство юмора сочеталось с чувством такта и хорошим вкусом. В постановке Театра Эстрады все выдержано: есть шутки, но добрые и безобидные, есть и боль утраты, но с проблеском надежды.

Нет сомнений, что этот спектакль создавался с любовью и уважением к людям, на чью долю выпало испытание войной. Но оставляет он после себя очень светлое ощущение. В этом заслуга не только режиссера, а в первую очередь тех, кто стоит на сцене – молодых артистов, выпускников курса Юрия Гальцева.

На спектакль «Когда мы были молодыми…», наполненный атмосферой той далекой эпохи, добрым юмором и добрыми песнями, стоит прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть новую труппу Театра Эстрады.

Театр эстрады

Юрий Гальцев – популярный артист, известный публике благодаря юмористическим шоу-программам, возглавил Театр Эстрады имени Райкина девять лет назад. В 2014 году Гальцев выпустил свой первый курс артистов эстрады в Петербургской академии театрального искусства (ныне – РГИСИ) и почти полным составом привел его на знаменитую сцену. Сейчас его ученики составляют основу труппы театра. Несколько лет назад Юрий Гальцев решил попробовать себя в режиссуре. Спектакль «Когда мы были молодыми…» – одна из первых его работ.

19 января 2018.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады, автор: Оксана Ковтун.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

фестиваль EarlyMusic

Абсолютная гармония EarlyMusic

C 27 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге будет проходить двадцать первый Международный фестиваль EarlyMusic. Ему оказывает поддержку Комитета по культуре Северной столицы. На самых престижных концертных площадках города будут представлены пять концертов, премьера барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановка школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».

Послание к человеку

«Послание к человеку» в диалоге с Северными странами

XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября 2018 года. В эти же дни на берегах Невы откроется традиционная «Неделя Северных стран». Оба фестиваля решили вступить в диалог: в «Послание к человеку» включены показы документальных фильмов из Швеции, Исландии, Дании, Норвегии. Финляндия представила аж два фильма.

Этномеханика

Музыкальные эксперименты со всего мира

Новая сцена Александринского театра (набережная Фонтанки, 49) в субботу, 15 сентября, примет фестиваль «Этномеханика», который в девятый раз откроет для петербургской публики новые имена. Он представит кладезь оригинальности, экспериментов и звуков, собранных из разных уголков мира. Здесь отлично сочетаются турецкая народная музыка и сёрф, панк и фолк, медитативная музыка и рок, кумбия и техно, африканские ритмы и рейв, языческие пения и транс, арабские мотивы и электро, ритмические движения обрядового танца и современной дискотеки. «Петербургский авангард» знакомит читателей с коллективами, которые примут участие в фестивале.

Петроджаз-танец

«Петроджаз-танец»: Общение в движении

В Санкт-Петербурге с 15 по 30 сентября будет проходить третий международный фестиваль социального танца «Петроджаз-танец». Как сообщают организаторы, принять участие в нем может каждый желающий независимо от возраста и мастерства, потому что: во-первых, на фестивале будут проходить мастер-классы, а во-вторых — танцы созданы для общения.

Мигель, Безликие

«Безликие» ушли, но обещали вернуться

О продлении иммерсивного шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге объявил один из продюсеров проекта Мигель (Сергей Шестеперов). В обновленном формате спектакль появится в октябре этого года: его дополнят более 100 новых сцен. Кроме того, создатели проекта в качестве благодарности зрителям за особую поддержку объявили о сохранении специальной цены на билеты, которые уже поступили в продажу.

Радуга, ТЮЗ

ТЮЗ имени Брянцева открыл сезон

С 1 сентября ТЮЗ имени Брянцева открыл новый 97-й театральный сезон в родных стенах. На самом деле, сезон в театре начался значительно раньше — гастролями в Китае в рамках XX фестиваля «Родители-дети». В середине августа в городах Тяньцзинь, Ляочэн и Цзинань юным зрителям Поднебесной петербургские артисты показали один из самых популярных детских спектаклей ТЮЗа «Про Иванушку-дурачка» по пьесе Михаила Бартенева.