Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее...

Театр эстрады, Они были молодыми

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) не мог остаться в стороне. В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, артисты представят спектакль «Когда мы были молодыми…» в постановке Юрия Гальцева.

Художественный руководитель петербургского Театра Эстрады часто повторяет, что для него нет праздника важнее и дороже Дня Победы. Все начинается с детства.

«Мой отец – руководитель большой строительной организации в Кургане – каждый год 9 Мая устраивал для наших местных ветеранов праздник, – вспоминает Гальцев. – На двух больших автобусах он вывозил их за город. А меня брал с собой. До сих пор не могу забыть: лес, палатки, у костра сидят фронтовики – ещё молодые и сильные, поют свои песни, а я играю для них на баяне».

Песни, услышанные артистом в далеком детстве, и легли в основу музыкального спектакля «Когда мы были молодыми…», премьера которого состоялась в мае 2015 года.

Театр эстрады, Они были молодыми

Не о войне

В тот год наша страна отмечала 70-летие Победы, и многие отечественные театры решили пополнить свой репертуар спектаклями военной тематики. Но постановку Гальцева «военной» не назовешь. Его спектакль разительно отличается от того, что сейчас принято ставить, писать, снимать и даже говорить о Великой Отечественной войне.

Он не о горе и страданиях, которые принесла война. Да и не о войне вовсе. Добрый, светлый, порой очень веселый, спектакль Юрия Гальцева в первую очередь посвящен тому удивительному поколению, которое подарило нам мир и победу.

Какими они были – юноши и девушки, ушедшие на фронт? Они умели любить свою страну бескорыстно и беззаветно, они искренне верили в светлое будущее, а самое главное – они умели радоваться жизни во всех ее проявлениях. Какие герои – такой и спектакль.

Театр эстрады, Они были молодыми

Они же были молодыми

По форме постановка Гальцева представляет из себя серию миниатюр. За два часа перед зрителем проносится целая череда коротких историй: это зарисовки из жизни совсем молодых людей до войны, во время и после.

Начинается спектакль с музыкального номера на песню «Студенческая». На сцене – юноши и девушки, они куда-то едут, спешат, торопятся, они уверены, что перед ними долгая дорога – жизнь. Песню о молодых студентах большой страны исполняет актриса Анастасия Кастрица, и для нее этот номер, конечно, испытание. Дело тут не в сложности музыкального материала. Во время войны эту песню пел ее дед – заслуженный артист РСФСР Леонид Кострица. Он воевал, а после ранения с концертами выступал перед бойцами на фронте.

Театр эстрады, Они были молодыми

Многие музыкально-танцевальные номера (например, на песню Клавдии Шульженко «Точно!») ассоциативно напоминают добрые и наивные советские комедии 1940-1950-х годов. Потому вдруг появившиеся на сцене «немцы» вызывают у публики смех, а не страх. Они изображены иронично, почти карикатурно. Это, в общем, тоже традиция советского кинематографа. Но, по словам некоторых актеров, первоначально задумка Гальцева очень их удивила.

«Когда Юрий Николаевич рассказал нам о своей идее и дал понять, что он видит постановку позитивной и радостной, многих это внутренне смутило, – призналась актриса театра Анастасия Ткаченко. – Сейчас я понимаю, что он был прав. Да, люди во время войны испытывали боль, страх, они теряли близких и друзей. Мы можем лишь попытаться представить масштаб этих страданий. Но ведь эти люди были так же молоды, как и мы! Вопреки всему они желали жить, они любили, они радовались и верили в Победу».

Всем миром

Один из самых запоминающихся номеров спектакля – «Пионерки». Девочки в красных галстуках задорно (полагаю, перед бойцами) исполняют песню «Пуговка» – о бдительном Алешке, нашедшем у границы пуговицу фашиста-диверсанта. Смех в спектакле резко контрастирует с драматическими сценами: танец-воспоминание девушки из блокадного Ленинграда – тоска о ее любимом человеке, сцена еврейской свадьбы, участники которой совсем скоро погибнут в огне войны.

Театр эстрады, Они были молодыми

Открытием спектакля стал актер Александр Шпунгин. Именно ему приходится эмоционально «делить» спектакль на до и после: его роль – «голос» Юрия Борисовича Левитана, человека, с которым вся страна переживала испытания эпохи. Повторить голос легендарного диктора, задача, конечно, непростая, но интонационно попадание получилось довольно точным. Во время подготовки к роли артист познакомился с правнуком Левитана, который очень помог театру – предоставил уникальные видеоматериалы, сохранившиеся в семейном архиве.

Вообще, в создании спектакля немалую роль сыграли родственники самих артистов, откликнувшиеся на идею Гальцева. Часть редкого музыкального материала была «найдена» в их семейных архивах, на старых грампластинках. Поэтому песни, звучащие здесь, чаще всего малоизвестны – из тех, что сейчас не на слуху, но были очень популярны в довоенное и военное время.

Театр эстрады, Они были молодыми

Вернувшееся счастье

А еще при создании постановки были использованы подлинные письма и воспоминания фронтовиков. И самые пронзительные сцены спектакля – документальны. В них молодые актрисы по очереди читают со сцены отрывки из дневников своих сверстниц, молодых девушек, в чью жизнь ворвалась война и забрала самое дорогое.

Но жизнь все равно сильнее, и ее победа отражена даже в композиции спектакля. Он заканчивается так же, как и начинался – музыкальным номером, во время которого на сцене оказываются почти все артисты театра. Они вновь счастливы и полны надежд, они гуляют по заснеженному городу, а звучащая в исполнении Анастасии Кипиной и Карена Галстяна песня «Зимний Ленинград» о занесенной пургою Неве – посвящение любимому городу, выстоявшему и победившему.

Театр эстрады, Они были молодыми

После боя сердце просит…

Недавно ушедший от нас Михаил Задорнов говорил, что юмор помогает нам «пережить». Думается, чувство юмора – это то, что не в последнюю очередь помогло нашей стране победить. Как здесь не вспомнить артистов концертных бригад и фронтовых театров, которые рисковали своей жизнью, просто чтобы поднять настроение бойцам, скрасить им тяжелые военные будни. Этот спектакль во многом – память о тех людях, которые позволяли измученным войной солдатам лишний раз улыбнуться.

Возможно, кого-то из зрителей спектакля смутит «не трагический» тон художественного произведения о Великой Отечественной войне. Но ведь здесь очень важно не уйти в пошлость, чтобы чувство юмора сочеталось с чувством такта и хорошим вкусом. В постановке Театра Эстрады все выдержано: есть шутки, но добрые и безобидные, есть и боль утраты, но с проблеском надежды.

Нет сомнений, что этот спектакль создавался с любовью и уважением к людям, на чью долю выпало испытание войной. Но оставляет он после себя очень светлое ощущение. В этом заслуга не только режиссера, а в первую очередь тех, кто стоит на сцене – молодых артистов, выпускников курса Юрия Гальцева.

На спектакль «Когда мы были молодыми…», наполненный атмосферой той далекой эпохи, добрым юмором и добрыми песнями, стоит прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть новую труппу Театра Эстрады.

Театр эстрады

Юрий Гальцев – популярный артист, известный публике благодаря юмористическим шоу-программам, возглавил Театр Эстрады имени Райкина девять лет назад. В 2014 году Гальцев выпустил свой первый курс артистов эстрады в Петербургской академии театрального искусства (ныне – РГИСИ) и почти полным составом привел его на знаменитую сцену. Сейчас его ученики составляют основу труппы театра. Несколько лет назад Юрий Гальцев решил попробовать себя в режиссуре. Спектакль «Когда мы были молодыми…» – одна из первых его работ.

19 января 2018.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады, автор: Оксана Ковтун.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.