Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее...

Театр эстрады, Они были молодыми

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) не мог остаться в стороне. В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, артисты представят спектакль «Когда мы были молодыми…» в постановке Юрия Гальцева.

Художественный руководитель петербургского Театра Эстрады часто повторяет, что для него нет праздника важнее и дороже Дня Победы. Все начинается с детства.

«Мой отец – руководитель большой строительной организации в Кургане – каждый год 9 Мая устраивал для наших местных ветеранов праздник, – вспоминает Гальцев. – На двух больших автобусах он вывозил их за город. А меня брал с собой. До сих пор не могу забыть: лес, палатки, у костра сидят фронтовики – ещё молодые и сильные, поют свои песни, а я играю для них на баяне».

Песни, услышанные артистом в далеком детстве, и легли в основу музыкального спектакля «Когда мы были молодыми…», премьера которого состоялась в мае 2015 года.

Театр эстрады, Они были молодыми

Не о войне

В тот год наша страна отмечала 70-летие Победы, и многие отечественные театры решили пополнить свой репертуар спектаклями военной тематики. Но постановку Гальцева «военной» не назовешь. Его спектакль разительно отличается от того, что сейчас принято ставить, писать, снимать и даже говорить о Великой Отечественной войне.

Он не о горе и страданиях, которые принесла война. Да и не о войне вовсе. Добрый, светлый, порой очень веселый, спектакль Юрия Гальцева в первую очередь посвящен тому удивительному поколению, которое подарило нам мир и победу.

Какими они были – юноши и девушки, ушедшие на фронт? Они умели любить свою страну бескорыстно и беззаветно, они искренне верили в светлое будущее, а самое главное – они умели радоваться жизни во всех ее проявлениях. Какие герои – такой и спектакль.

Театр эстрады, Они были молодыми

Они же были молодыми

По форме постановка Гальцева представляет из себя серию миниатюр. За два часа перед зрителем проносится целая череда коротких историй: это зарисовки из жизни совсем молодых людей до войны, во время и после.

Начинается спектакль с музыкального номера на песню «Студенческая». На сцене – юноши и девушки, они куда-то едут, спешат, торопятся, они уверены, что перед ними долгая дорога – жизнь. Песню о молодых студентах большой страны исполняет актриса Анастасия Кастрица, и для нее этот номер, конечно, испытание. Дело тут не в сложности музыкального материала. Во время войны эту песню пел ее дед – заслуженный артист РСФСР Леонид Кострица. Он воевал, а после ранения с концертами выступал перед бойцами на фронте.

Театр эстрады, Они были молодыми

Многие музыкально-танцевальные номера (например, на песню Клавдии Шульженко «Точно!») ассоциативно напоминают добрые и наивные советские комедии 1940-1950-х годов. Потому вдруг появившиеся на сцене «немцы» вызывают у публики смех, а не страх. Они изображены иронично, почти карикатурно. Это, в общем, тоже традиция советского кинематографа. Но, по словам некоторых актеров, первоначально задумка Гальцева очень их удивила.

«Когда Юрий Николаевич рассказал нам о своей идее и дал понять, что он видит постановку позитивной и радостной, многих это внутренне смутило, – призналась актриса театра Анастасия Ткаченко. – Сейчас я понимаю, что он был прав. Да, люди во время войны испытывали боль, страх, они теряли близких и друзей. Мы можем лишь попытаться представить масштаб этих страданий. Но ведь эти люди были так же молоды, как и мы! Вопреки всему они желали жить, они любили, они радовались и верили в Победу».

Всем миром

Один из самых запоминающихся номеров спектакля – «Пионерки». Девочки в красных галстуках задорно (полагаю, перед бойцами) исполняют песню «Пуговка» – о бдительном Алешке, нашедшем у границы пуговицу фашиста-диверсанта. Смех в спектакле резко контрастирует с драматическими сценами: танец-воспоминание девушки из блокадного Ленинграда – тоска о ее любимом человеке, сцена еврейской свадьбы, участники которой совсем скоро погибнут в огне войны.

Театр эстрады, Они были молодыми

Открытием спектакля стал актер Александр Шпунгин. Именно ему приходится эмоционально «делить» спектакль на до и после: его роль – «голос» Юрия Борисовича Левитана, человека, с которым вся страна переживала испытания эпохи. Повторить голос легендарного диктора, задача, конечно, непростая, но интонационно попадание получилось довольно точным. Во время подготовки к роли артист познакомился с правнуком Левитана, который очень помог театру – предоставил уникальные видеоматериалы, сохранившиеся в семейном архиве.

Вообще, в создании спектакля немалую роль сыграли родственники самих артистов, откликнувшиеся на идею Гальцева. Часть редкого музыкального материала была «найдена» в их семейных архивах, на старых грампластинках. Поэтому песни, звучащие здесь, чаще всего малоизвестны – из тех, что сейчас не на слуху, но были очень популярны в довоенное и военное время.

Театр эстрады, Они были молодыми

Вернувшееся счастье

А еще при создании постановки были использованы подлинные письма и воспоминания фронтовиков. И самые пронзительные сцены спектакля – документальны. В них молодые актрисы по очереди читают со сцены отрывки из дневников своих сверстниц, молодых девушек, в чью жизнь ворвалась война и забрала самое дорогое.

Но жизнь все равно сильнее, и ее победа отражена даже в композиции спектакля. Он заканчивается так же, как и начинался – музыкальным номером, во время которого на сцене оказываются почти все артисты театра. Они вновь счастливы и полны надежд, они гуляют по заснеженному городу, а звучащая в исполнении Анастасии Кипиной и Карена Галстяна песня «Зимний Ленинград» о занесенной пургою Неве – посвящение любимому городу, выстоявшему и победившему.

Театр эстрады, Они были молодыми

После боя сердце просит…

Недавно ушедший от нас Михаил Задорнов говорил, что юмор помогает нам «пережить». Думается, чувство юмора – это то, что не в последнюю очередь помогло нашей стране победить. Как здесь не вспомнить артистов концертных бригад и фронтовых театров, которые рисковали своей жизнью, просто чтобы поднять настроение бойцам, скрасить им тяжелые военные будни. Этот спектакль во многом – память о тех людях, которые позволяли измученным войной солдатам лишний раз улыбнуться.

Возможно, кого-то из зрителей спектакля смутит «не трагический» тон художественного произведения о Великой Отечественной войне. Но ведь здесь очень важно не уйти в пошлость, чтобы чувство юмора сочеталось с чувством такта и хорошим вкусом. В постановке Театра Эстрады все выдержано: есть шутки, но добрые и безобидные, есть и боль утраты, но с проблеском надежды.

Нет сомнений, что этот спектакль создавался с любовью и уважением к людям, на чью долю выпало испытание войной. Но оставляет он после себя очень светлое ощущение. В этом заслуга не только режиссера, а в первую очередь тех, кто стоит на сцене – молодых артистов, выпускников курса Юрия Гальцева.

На спектакль «Когда мы были молодыми…», наполненный атмосферой той далекой эпохи, добрым юмором и добрыми песнями, стоит прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть новую труппу Театра Эстрады.

Театр эстрады

Юрий Гальцев – популярный артист, известный публике благодаря юмористическим шоу-программам, возглавил Театр Эстрады имени Райкина девять лет назад. В 2014 году Гальцев выпустил свой первый курс артистов эстрады в Петербургской академии театрального искусства (ныне – РГИСИ) и почти полным составом привел его на знаменитую сцену. Сейчас его ученики составляют основу труппы театра. Несколько лет назад Юрий Гальцев решил попробовать себя в режиссуре. Спектакль «Когда мы были молодыми…» – одна из первых его работ.

19 января 2018.
Текст: Валерия Троицкая. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады, автор: Оксана Ковтун.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.