Обращение к корням в литографии Александра Федорова

В арт-пространстве «Тутти Кванти» (улица Рылеева, 3) до конца февраля открыта выставка художника-графика Александра Федорова. Его творчество отличается бережным отношением к жанрам и техникам, в то время как сейчас у большинства художников заметен перекос в сторону невнятного эпатажа, выставляющегося по всему городу и рекламируемого на ведущих ресурсах с культурно-развлекательной тематикой. А вот классическое и добротное изобразительное искусство от молодых мастеров отстраняется от бурных потоков и сосредотачивается в неких сосудах ностальгии и грусти, вроде этого камерного зала.

Выставка Александра Федорова

Хотя это в корне неверно: настоящая живопись и графика не закончились с позапрошлым веком, да и соцреализм, если говорить по справедливости, был их прямым продолжением. Сейчас же они продолжают жить и развиваться, и стоит завлечь на такие экспозиции публику, она поймет, насколько это ей ближе, чем агрессивно навязываемые новые представления о «современном искусстве».

К тому же, выставка Федорова по содержанию посвящена минувшему. Сейчас бытует мнение, что новому поколению стоит жить настоящим, но посыл творчества этого мастера в том, что тебя нет без прошлого и осознания его значимости.

Выставка Александра Федорова

Художник родился в 1979 году в городе Чебоксары, закончил Чебоксарское художественное училище и Санкт-Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где учился станковой графике у профессора Владимира Ветрогонского. В 2003 году молодой художник был награжден золотой медалью Академии художеств «За успехи в учебе».

Выставка Александра Федорова

Самой интересной техникой для Федорова стала литография (плоская печать, при которой эстампы получаются путем давления с плоского камня, а рисунок наносится жирной тушью или мягким жирным карандашом), а излюбленной темой — исследование культуры чувашского народа.

Выставка Александра Федорова

В 2010 году Федоров вступил в Санкт-Петербургский союз художников. Он удостоен многих наград, имеет звание «Заслуженный художник Чувашской республики». Также в его активе участие в сезонных выставках в Союзе художников в Санкт-Петербурге и в Чувашии, экспозициях регионального и международного масштаба, а также персональные выставки, в том числе в Итальянском зале Академии художеств.

Выставка Александра Федорова

Многие работы Федорова хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музее-театре «Булгаковский дом», и в региональных музеях — Новочебоксарский государственный художественный музей, Чувашский национальный музей, Киришский музей в Ленинградской области. Есть они и в частных коллекциях в России и за рубежом.

На выставке представлена серия литографских листов, озаглавленная как «Традиции и эпос Чувашского народа». Знание о прошлом художник считает залогом развития культуры и человечества. Темами и сюжетами картин стали традиции, обряды, а также мифология и повседневный быт.

Выставка Александра Федорова

Картина «Послы» посвящена прогрессивному событию в жизни народа чувашей и других жителей Среднего Поволжья — присоединению к Русскому государству в середине XVI века, после того, как чувашские послы обращались к Ивану IV с челобитной все лето 1551 года. Это событие значительно улучшило качество жизни народа, который прежде много страдал от разбойных набегов кочевников и внутренних боевых распрей.

Выставка Александра Федорова

Яркий пример религиозно-обрядового сюжета — картина «Киреметь», посвященная главному святилищу чувашей. До самой середины XVIII века этот народ придерживался языческих верований, которые предполагают существование добрых и злых божеств и духов, влияющих на человеческую жизнь, а также почитание предков. Для центрального элемента святилища избиралось старое высохшее дерево, вроде дуба или березы, к которому приносились жертвы, а также совершались моления. У киремети собирались по праздникам, в дни памяти предков, девушки приходили к ней с дарами перед свадьбой.

Выставка Александра Федорова

Картина «Преемственность» отражает семейные представления чувашей, согласно которым человек должен поддерживать родителей в старости и достойно воспитывать собственных детей. Древние чуваши бережно относились к передаваемым из поколения в поколение материальным и духовным ценностям, народным знаниям, которым обучало старшее поколение.

Присутствуют также литографии, посвященные свадебным обрядам. Вступление в брак было одним из трех главных событий в жизни, наряду с рождением и смертью, и символизировало переход в новую социальную группу (два других означают переходы между разными мирами).

Выставка Александра Федорова

Во многих культурах проводы невесты и жениха в супружескую жизнь сопровождались различными обрядами, из которых, собственно, и проистекают современные девичники и мальчишники, пусть и утратившие всякое духовное значение. У чувашского народа главным этапом свадьбы был переезд невесты из дома родителей в дом мужа, сопровождавшийся обрядовыми «причитаниями». На картине «Плач невесты» можно видеть этот обряд, призванный сделать дальнейшую жизнь молодоженов счастливой.

Картина «Подбрасывание жениха» изображает более веселый обряд, который, тем не менее, тоже означает прощание со беспечной юностью и приобретение статуса главы семьи.

Выставка Александра Федорова

Бытовые сюжеты, как правило, имеют обрядово-религиозный оттенок, как у всякого архаичного общества, видевшего человеческую жизнь как песчинку в масштабе вселенной, как бы ни рисовало ее то или иное верование. Литография «Первый снег» посвящена молитвенным воззваниям к шкурам скота, который с наступлением холодов шел на забой. Их вывешивали в Киремети. Особое отношение было и к скотине, которая использовалась как помощник, тягловая сила (быки, лошади).

Выставка Александра Федорова

Помимо чувашских сюжетов, на экспозиции присутствует серия офортов, выполненных Федоровым для редкого подарочного издания романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это другая техника печати, где используются металлические пластины, на которые рисунок наносится иглой, а затем заливается краской и оттискивается на бумагу. Федоров изобразил такие яркие моменты романа, как «нехорошая квартира», разговор на Патриарших, беседа Иешуа и Пилата, злоключения Бездомного в лечебнице, подготовка к балу Сатаны.

Выставка Александра Федорова

Также можно увидеть эстампы с использованием цвета — серия «Северная столица», которая посвящена историческим фигурам и архитектурному облику Санкт-Петербурга, и серия «Рыцарский турнир», и станковый лист к «Декамерону» Боккаччо, выполненный цветной темперой на бумаге.

Художник посвящает себя специфическому и весьма капризному жанру, в котором исправить или замаскировать ошибку гораздо сложнее, чем в живописи, кроме того, графика строга и аскетична. На выставке представлены работы разных лет.

Подробности можно найти на официальном сайте арт-площадки.

Выставка Александра Федорова

5 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.