Обращение к корням в литографии Александра Федорова

В арт-пространстве «Тутти Кванти» (улица Рылеева, 3) до конца февраля открыта выставка художника-графика Александра Федорова. Его творчество отличается бережным отношением к жанрам и техникам, в то время как сейчас у большинства художников заметен перекос в сторону невнятного эпатажа, выставляющегося по всему городу и рекламируемого на ведущих ресурсах с культурно-развлекательной тематикой. А вот классическое и добротное изобразительное искусство от молодых мастеров отстраняется от бурных потоков и сосредотачивается в неких сосудах ностальгии и грусти, вроде этого камерного зала.

Выставка Александра Федорова

Хотя это в корне неверно: настоящая живопись и графика не закончились с позапрошлым веком, да и соцреализм, если говорить по справедливости, был их прямым продолжением. Сейчас же они продолжают жить и развиваться, и стоит завлечь на такие экспозиции публику, она поймет, насколько это ей ближе, чем агрессивно навязываемые новые представления о «современном искусстве».

К тому же, выставка Федорова по содержанию посвящена минувшему. Сейчас бытует мнение, что новому поколению стоит жить настоящим, но посыл творчества этого мастера в том, что тебя нет без прошлого и осознания его значимости.

Выставка Александра Федорова

Художник родился в 1979 году в городе Чебоксары, закончил Чебоксарское художественное училище и Санкт-Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где учился станковой графике у профессора Владимира Ветрогонского. В 2003 году молодой художник был награжден золотой медалью Академии художеств «За успехи в учебе».

Выставка Александра Федорова

Самой интересной техникой для Федорова стала литография (плоская печать, при которой эстампы получаются путем давления с плоского камня, а рисунок наносится жирной тушью или мягким жирным карандашом), а излюбленной темой — исследование культуры чувашского народа.

Выставка Александра Федорова

В 2010 году Федоров вступил в Санкт-Петербургский союз художников. Он удостоен многих наград, имеет звание «Заслуженный художник Чувашской республики». Также в его активе участие в сезонных выставках в Союзе художников в Санкт-Петербурге и в Чувашии, экспозициях регионального и международного масштаба, а также персональные выставки, в том числе в Итальянском зале Академии художеств.

Выставка Александра Федорова

Многие работы Федорова хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музее-театре «Булгаковский дом», и в региональных музеях — Новочебоксарский государственный художественный музей, Чувашский национальный музей, Киришский музей в Ленинградской области. Есть они и в частных коллекциях в России и за рубежом.

На выставке представлена серия литографских листов, озаглавленная как «Традиции и эпос Чувашского народа». Знание о прошлом художник считает залогом развития культуры и человечества. Темами и сюжетами картин стали традиции, обряды, а также мифология и повседневный быт.

Выставка Александра Федорова

Картина «Послы» посвящена прогрессивному событию в жизни народа чувашей и других жителей Среднего Поволжья — присоединению к Русскому государству в середине XVI века, после того, как чувашские послы обращались к Ивану IV с челобитной все лето 1551 года. Это событие значительно улучшило качество жизни народа, который прежде много страдал от разбойных набегов кочевников и внутренних боевых распрей.

Выставка Александра Федорова

Яркий пример религиозно-обрядового сюжета — картина «Киреметь», посвященная главному святилищу чувашей. До самой середины XVIII века этот народ придерживался языческих верований, которые предполагают существование добрых и злых божеств и духов, влияющих на человеческую жизнь, а также почитание предков. Для центрального элемента святилища избиралось старое высохшее дерево, вроде дуба или березы, к которому приносились жертвы, а также совершались моления. У киремети собирались по праздникам, в дни памяти предков, девушки приходили к ней с дарами перед свадьбой.

Выставка Александра Федорова

Картина «Преемственность» отражает семейные представления чувашей, согласно которым человек должен поддерживать родителей в старости и достойно воспитывать собственных детей. Древние чуваши бережно относились к передаваемым из поколения в поколение материальным и духовным ценностям, народным знаниям, которым обучало старшее поколение.

Присутствуют также литографии, посвященные свадебным обрядам. Вступление в брак было одним из трех главных событий в жизни, наряду с рождением и смертью, и символизировало переход в новую социальную группу (два других означают переходы между разными мирами).

Выставка Александра Федорова

Во многих культурах проводы невесты и жениха в супружескую жизнь сопровождались различными обрядами, из которых, собственно, и проистекают современные девичники и мальчишники, пусть и утратившие всякое духовное значение. У чувашского народа главным этапом свадьбы был переезд невесты из дома родителей в дом мужа, сопровождавшийся обрядовыми «причитаниями». На картине «Плач невесты» можно видеть этот обряд, призванный сделать дальнейшую жизнь молодоженов счастливой.

Картина «Подбрасывание жениха» изображает более веселый обряд, который, тем не менее, тоже означает прощание со беспечной юностью и приобретение статуса главы семьи.

Выставка Александра Федорова

Бытовые сюжеты, как правило, имеют обрядово-религиозный оттенок, как у всякого архаичного общества, видевшего человеческую жизнь как песчинку в масштабе вселенной, как бы ни рисовало ее то или иное верование. Литография «Первый снег» посвящена молитвенным воззваниям к шкурам скота, который с наступлением холодов шел на забой. Их вывешивали в Киремети. Особое отношение было и к скотине, которая использовалась как помощник, тягловая сила (быки, лошади).

Выставка Александра Федорова

Помимо чувашских сюжетов, на экспозиции присутствует серия офортов, выполненных Федоровым для редкого подарочного издания романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это другая техника печати, где используются металлические пластины, на которые рисунок наносится иглой, а затем заливается краской и оттискивается на бумагу. Федоров изобразил такие яркие моменты романа, как «нехорошая квартира», разговор на Патриарших, беседа Иешуа и Пилата, злоключения Бездомного в лечебнице, подготовка к балу Сатаны.

Выставка Александра Федорова

Также можно увидеть эстампы с использованием цвета — серия «Северная столица», которая посвящена историческим фигурам и архитектурному облику Санкт-Петербурга, и серия «Рыцарский турнир», и станковый лист к «Декамерону» Боккаччо, выполненный цветной темперой на бумаге.

Художник посвящает себя специфическому и весьма капризному жанру, в котором исправить или замаскировать ошибку гораздо сложнее, чем в живописи, кроме того, графика строга и аскетична. На выставке представлены работы разных лет.

Подробности можно найти на официальном сайте арт-площадки.

Выставка Александра Федорова

5 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.