Обращение к корням в литографии Александра Федорова

В арт-пространстве «Тутти Кванти» (улица Рылеева, 3) до конца февраля открыта выставка художника-графика Александра Федорова. Его творчество отличается бережным отношением к жанрам и техникам, в то время как сейчас у большинства художников заметен перекос в сторону невнятного эпатажа, выставляющегося по всему городу и рекламируемого на ведущих ресурсах с культурно-развлекательной тематикой. А вот классическое и добротное изобразительное искусство от молодых мастеров отстраняется от бурных потоков и сосредотачивается в неких сосудах ностальгии и грусти, вроде этого камерного зала.

Выставка Александра Федорова

Хотя это в корне неверно: настоящая живопись и графика не закончились с позапрошлым веком, да и соцреализм, если говорить по справедливости, был их прямым продолжением. Сейчас же они продолжают жить и развиваться, и стоит завлечь на такие экспозиции публику, она поймет, насколько это ей ближе, чем агрессивно навязываемые новые представления о «современном искусстве».

К тому же, выставка Федорова по содержанию посвящена минувшему. Сейчас бытует мнение, что новому поколению стоит жить настоящим, но посыл творчества этого мастера в том, что тебя нет без прошлого и осознания его значимости.

Выставка Александра Федорова

Художник родился в 1979 году в городе Чебоксары, закончил Чебоксарское художественное училище и Санкт-Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где учился станковой графике у профессора Владимира Ветрогонского. В 2003 году молодой художник был награжден золотой медалью Академии художеств «За успехи в учебе».

Выставка Александра Федорова

Самой интересной техникой для Федорова стала литография (плоская печать, при которой эстампы получаются путем давления с плоского камня, а рисунок наносится жирной тушью или мягким жирным карандашом), а излюбленной темой — исследование культуры чувашского народа.

Выставка Александра Федорова

В 2010 году Федоров вступил в Санкт-Петербургский союз художников. Он удостоен многих наград, имеет звание «Заслуженный художник Чувашской республики». Также в его активе участие в сезонных выставках в Союзе художников в Санкт-Петербурге и в Чувашии, экспозициях регионального и международного масштаба, а также персональные выставки, в том числе в Итальянском зале Академии художеств.

Выставка Александра Федорова

Многие работы Федорова хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музее-театре «Булгаковский дом», и в региональных музеях — Новочебоксарский государственный художественный музей, Чувашский национальный музей, Киришский музей в Ленинградской области. Есть они и в частных коллекциях в России и за рубежом.

На выставке представлена серия литографских листов, озаглавленная как «Традиции и эпос Чувашского народа». Знание о прошлом художник считает залогом развития культуры и человечества. Темами и сюжетами картин стали традиции, обряды, а также мифология и повседневный быт.

Выставка Александра Федорова

Картина «Послы» посвящена прогрессивному событию в жизни народа чувашей и других жителей Среднего Поволжья — присоединению к Русскому государству в середине XVI века, после того, как чувашские послы обращались к Ивану IV с челобитной все лето 1551 года. Это событие значительно улучшило качество жизни народа, который прежде много страдал от разбойных набегов кочевников и внутренних боевых распрей.

Выставка Александра Федорова

Яркий пример религиозно-обрядового сюжета — картина «Киреметь», посвященная главному святилищу чувашей. До самой середины XVIII века этот народ придерживался языческих верований, которые предполагают существование добрых и злых божеств и духов, влияющих на человеческую жизнь, а также почитание предков. Для центрального элемента святилища избиралось старое высохшее дерево, вроде дуба или березы, к которому приносились жертвы, а также совершались моления. У киремети собирались по праздникам, в дни памяти предков, девушки приходили к ней с дарами перед свадьбой.

Выставка Александра Федорова

Картина «Преемственность» отражает семейные представления чувашей, согласно которым человек должен поддерживать родителей в старости и достойно воспитывать собственных детей. Древние чуваши бережно относились к передаваемым из поколения в поколение материальным и духовным ценностям, народным знаниям, которым обучало старшее поколение.

Присутствуют также литографии, посвященные свадебным обрядам. Вступление в брак было одним из трех главных событий в жизни, наряду с рождением и смертью, и символизировало переход в новую социальную группу (два других означают переходы между разными мирами).

Выставка Александра Федорова

Во многих культурах проводы невесты и жениха в супружескую жизнь сопровождались различными обрядами, из которых, собственно, и проистекают современные девичники и мальчишники, пусть и утратившие всякое духовное значение. У чувашского народа главным этапом свадьбы был переезд невесты из дома родителей в дом мужа, сопровождавшийся обрядовыми «причитаниями». На картине «Плач невесты» можно видеть этот обряд, призванный сделать дальнейшую жизнь молодоженов счастливой.

Картина «Подбрасывание жениха» изображает более веселый обряд, который, тем не менее, тоже означает прощание со беспечной юностью и приобретение статуса главы семьи.

Выставка Александра Федорова

Бытовые сюжеты, как правило, имеют обрядово-религиозный оттенок, как у всякого архаичного общества, видевшего человеческую жизнь как песчинку в масштабе вселенной, как бы ни рисовало ее то или иное верование. Литография «Первый снег» посвящена молитвенным воззваниям к шкурам скота, который с наступлением холодов шел на забой. Их вывешивали в Киремети. Особое отношение было и к скотине, которая использовалась как помощник, тягловая сила (быки, лошади).

Выставка Александра Федорова

Помимо чувашских сюжетов, на экспозиции присутствует серия офортов, выполненных Федоровым для редкого подарочного издания романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это другая техника печати, где используются металлические пластины, на которые рисунок наносится иглой, а затем заливается краской и оттискивается на бумагу. Федоров изобразил такие яркие моменты романа, как «нехорошая квартира», разговор на Патриарших, беседа Иешуа и Пилата, злоключения Бездомного в лечебнице, подготовка к балу Сатаны.

Выставка Александра Федорова

Также можно увидеть эстампы с использованием цвета — серия «Северная столица», которая посвящена историческим фигурам и архитектурному облику Санкт-Петербурга, и серия «Рыцарский турнир», и станковый лист к «Декамерону» Боккаччо, выполненный цветной темперой на бумаге.

Художник посвящает себя специфическому и весьма капризному жанру, в котором исправить или замаскировать ошибку гораздо сложнее, чем в живописи, кроме того, графика строга и аскетична. На выставке представлены работы разных лет.

Подробности можно найти на официальном сайте арт-площадки.

Выставка Александра Федорова

5 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.