Обращение к корням в литографии Александра Федорова

В арт-пространстве «Тутти Кванти» (улица Рылеева, 3) до конца февраля открыта выставка художника-графика Александра Федорова. Его творчество отличается бережным отношением к жанрам и техникам, в то время как сейчас у большинства художников заметен перекос в сторону невнятного эпатажа, выставляющегося по всему городу и рекламируемого на ведущих ресурсах с культурно-развлекательной тематикой. А вот классическое и добротное изобразительное искусство от молодых мастеров отстраняется от бурных потоков и сосредотачивается в неких сосудах ностальгии и грусти, вроде этого камерного зала.

Выставка Александра Федорова

Хотя это в корне неверно: настоящая живопись и графика не закончились с позапрошлым веком, да и соцреализм, если говорить по справедливости, был их прямым продолжением. Сейчас же они продолжают жить и развиваться, и стоит завлечь на такие экспозиции публику, она поймет, насколько это ей ближе, чем агрессивно навязываемые новые представления о «современном искусстве».

К тому же, выставка Федорова по содержанию посвящена минувшему. Сейчас бытует мнение, что новому поколению стоит жить настоящим, но посыл творчества этого мастера в том, что тебя нет без прошлого и осознания его значимости.

Выставка Александра Федорова

Художник родился в 1979 году в городе Чебоксары, закончил Чебоксарское художественное училище и Санкт-Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где учился станковой графике у профессора Владимира Ветрогонского. В 2003 году молодой художник был награжден золотой медалью Академии художеств «За успехи в учебе».

Выставка Александра Федорова

Самой интересной техникой для Федорова стала литография (плоская печать, при которой эстампы получаются путем давления с плоского камня, а рисунок наносится жирной тушью или мягким жирным карандашом), а излюбленной темой — исследование культуры чувашского народа.

Выставка Александра Федорова

В 2010 году Федоров вступил в Санкт-Петербургский союз художников. Он удостоен многих наград, имеет звание «Заслуженный художник Чувашской республики». Также в его активе участие в сезонных выставках в Союзе художников в Санкт-Петербурге и в Чувашии, экспозициях регионального и международного масштаба, а также персональные выставки, в том числе в Итальянском зале Академии художеств.

Выставка Александра Федорова

Многие работы Федорова хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музее-театре «Булгаковский дом», и в региональных музеях — Новочебоксарский государственный художественный музей, Чувашский национальный музей, Киришский музей в Ленинградской области. Есть они и в частных коллекциях в России и за рубежом.

На выставке представлена серия литографских листов, озаглавленная как «Традиции и эпос Чувашского народа». Знание о прошлом художник считает залогом развития культуры и человечества. Темами и сюжетами картин стали традиции, обряды, а также мифология и повседневный быт.

Выставка Александра Федорова

Картина «Послы» посвящена прогрессивному событию в жизни народа чувашей и других жителей Среднего Поволжья — присоединению к Русскому государству в середине XVI века, после того, как чувашские послы обращались к Ивану IV с челобитной все лето 1551 года. Это событие значительно улучшило качество жизни народа, который прежде много страдал от разбойных набегов кочевников и внутренних боевых распрей.

Выставка Александра Федорова

Яркий пример религиозно-обрядового сюжета — картина «Киреметь», посвященная главному святилищу чувашей. До самой середины XVIII века этот народ придерживался языческих верований, которые предполагают существование добрых и злых божеств и духов, влияющих на человеческую жизнь, а также почитание предков. Для центрального элемента святилища избиралось старое высохшее дерево, вроде дуба или березы, к которому приносились жертвы, а также совершались моления. У киремети собирались по праздникам, в дни памяти предков, девушки приходили к ней с дарами перед свадьбой.

Выставка Александра Федорова

Картина «Преемственность» отражает семейные представления чувашей, согласно которым человек должен поддерживать родителей в старости и достойно воспитывать собственных детей. Древние чуваши бережно относились к передаваемым из поколения в поколение материальным и духовным ценностям, народным знаниям, которым обучало старшее поколение.

Присутствуют также литографии, посвященные свадебным обрядам. Вступление в брак было одним из трех главных событий в жизни, наряду с рождением и смертью, и символизировало переход в новую социальную группу (два других означают переходы между разными мирами).

Выставка Александра Федорова

Во многих культурах проводы невесты и жениха в супружескую жизнь сопровождались различными обрядами, из которых, собственно, и проистекают современные девичники и мальчишники, пусть и утратившие всякое духовное значение. У чувашского народа главным этапом свадьбы был переезд невесты из дома родителей в дом мужа, сопровождавшийся обрядовыми «причитаниями». На картине «Плач невесты» можно видеть этот обряд, призванный сделать дальнейшую жизнь молодоженов счастливой.

Картина «Подбрасывание жениха» изображает более веселый обряд, который, тем не менее, тоже означает прощание со беспечной юностью и приобретение статуса главы семьи.

Выставка Александра Федорова

Бытовые сюжеты, как правило, имеют обрядово-религиозный оттенок, как у всякого архаичного общества, видевшего человеческую жизнь как песчинку в масштабе вселенной, как бы ни рисовало ее то или иное верование. Литография «Первый снег» посвящена молитвенным воззваниям к шкурам скота, который с наступлением холодов шел на забой. Их вывешивали в Киремети. Особое отношение было и к скотине, которая использовалась как помощник, тягловая сила (быки, лошади).

Выставка Александра Федорова

Помимо чувашских сюжетов, на экспозиции присутствует серия офортов, выполненных Федоровым для редкого подарочного издания романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это другая техника печати, где используются металлические пластины, на которые рисунок наносится иглой, а затем заливается краской и оттискивается на бумагу. Федоров изобразил такие яркие моменты романа, как «нехорошая квартира», разговор на Патриарших, беседа Иешуа и Пилата, злоключения Бездомного в лечебнице, подготовка к балу Сатаны.

Выставка Александра Федорова

Также можно увидеть эстампы с использованием цвета — серия «Северная столица», которая посвящена историческим фигурам и архитектурному облику Санкт-Петербурга, и серия «Рыцарский турнир», и станковый лист к «Декамерону» Боккаччо, выполненный цветной темперой на бумаге.

Художник посвящает себя специфическому и весьма капризному жанру, в котором исправить или замаскировать ошибку гораздо сложнее, чем в живописи, кроме того, графика строга и аскетична. На выставке представлены работы разных лет.

Подробности можно найти на официальном сайте арт-площадки.

Выставка Александра Федорова

5 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

17 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.

Русский экспрессионизм

Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.