О том, как Гоголь москалей спасал

В минувшее воскресенье в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Гоголь. Начало» режиссера Егора Баранова. Она совпала с открытием современного кинотеатра в «Охта Молле». Как водится, собрались приглашенная публика и журналисты, которые задолго до начала киносеанса узнали, что в фильме много смешного и страшного…

Гоголь. НачалоЕсли кто-то подумал, что эта картина про жизнь Гоголя, то разочаруем — нет, не про него, несчастного. Если кому-то вдруг пришла мысль, что она состоит из веселых и страшных сказок из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», благодаря которым прославился этот писатель, то — лишь отчасти. В этом фильме нет ни напевности Малороссии, ни сдобных Салох (есть одна — протухшая), ни обольстительных и опасных панночек, ни смешных чертей.

Картина, скорее, напоминает творения Тима Бертона, мистические фильмы «Ван Хельсинг» (2004) или «Братья Гримм» (2005), но на российском, так сказать, материале. Это крепкий коктейль из сала, горилки и загадок жизни самого Николая Васильевича Гоголя, а также его неподражаемых историй о хуторе и окрестностях с изрядной долей фантазии. Впрочем, это не мешает наслаждаться пейзажами Псковской губернии (именно там проходили съемки), видом обнаженных дев, эротическими сценами, плавно перетекающими в сцены кровавые.

Фильм с этого и начинается: на экране трое головорезов издеваются над бедной девушкой, а на ней из одежды — только мешок на голове. Вот тут-то и появляется ужасный всадник, оформленный готично: вместо лица — темнота в капюшоне, эффектное кожаное облачение, сквозь которое прорываются то ли щупальца, то ли скорпионьи хвосты (привет от «Чужого»).

Гоголь. Начало

Он быстренько убивает головорезов, проливая реки крови, а затем и девушку, совершив над ней какой-то таинственный ритуал…

В это самое время молодой Николай Васильевич (актер Александр Петров) служит писарем в полицейском управлении и падает в обмороки при виде трупов. В пограничном состоянии он, как экстрасенс, видит то, что скрыто от других — души убиенных и нечистую силу. Собственно, после одного из таких обмороков Гоголь знакомится с легендой сыска Яковом Петровичем Гуро.

Гоголь. Начало

С первого же появления на экране этого ретро-следователя, которого играет Олег Меньшиков, становится понятно, что он личность неординарная и, судя по внешнему виду, отчаянный фрик начала XIX века. Яков Петрович появляется в «синих очках общежития» (как называл их Лев Толстой) с шорами, и сразу же догадывается, что Николай Васильевич обладает сверхъестественными способностями.

Затем господин Гуро еще раз встречается с молодым Гоголем, щеголяя в сапогах с самыми что ни на есть современными молниями в голенищах, и ненавязчиво вовлекает Николая Васильевича в опасное расследование серии загадочных убийств невинных дев в Диканьке.

Гоголь. Начало

По прибытию в далекие и мрачные малороссийские места из повозки Яков Петрович выходит в ярком красном пальто с серым барашковым воротником, и сразу становится понятно, кто здесь самый умный и проницательный.

Приезжих чиновников хлебом-солью встречает делегация во главе с господином Бинхом (Евгений Стычкин). Этот персонаж, может быть, не так ярок, как Гуро, но не менее интересен. На протяжении всего фильма он ведет себя так, как будто все уже знает, только не скажет никому… и вполне вероятно, что он имеет какое-то отношение и к убийствам, и ко всей нечистой силе.

Гоголь. Начало

«Мой герой очень любит Россию, и мне это близко. Он пьет водку, ест капусту, передвигается на лошадях и размахивает шашкой. Мне кажется, это здорово», — так охарактеризовал господина Бинха актер Евгений Стычкин, скромно преуменьшив значимость этого персонажа.

Евгений Стычкин

Коллеги Бинха сразу же сообщают прибывшим, что девушек убивает дьявол. А элегантный господин Гуро чуть позже объясняет Николаю Васильевичу, что убийцу непременно надо найти, потому что дьявол дьяволом, а местное население может еще, не дай Бог, приплести к убийствам «клятых москалей».

После вскрытия свежей жертвы черного всадника Гуро предлагает Гоголю «хлопнуть по рюмашке», но Николай Васильевич оценит это предложение лишь после трагической гибели Якова Петровича.

Таисия Вилкова

В Диканьке Гоголь встречает свою любовь — Лизу Данишевскую (Таисия Вилкова), весьма загадочную барышню и вроде бы чужую жену. Дом, в котором она проживает со своим зловещим родственником (Артем Ткаченко), подозрительно напоминает Гатчинский дворец, а зал в нем — Баскервиль-холл.

«Гоголь вынужден расследовать серию загадочных преступлений, и все они описаны в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки»… И вообще все, что есть в нашей версии, — это отнюдь не экранизация. Мы придумали, что он начинал дознавателем, а потом уже написал книгу об этих преступлениях. Даже личная линия Гоголя — это миф, никем не подтвержденная легенда», — рассказал один из продюсеров картины Александр Цекало перед премьерой.

Александр Цекало

В фильме Николай Васильевич еще неоднократно будет впадать в транс, встречая за гранью реальности умерших девушек, старых ведьм и даже Пушкина (Павел Деревянко). Те ему популярно объяснят, что он «темный», попросят помочь, а он не сможет отказать. После смерти Гуро, который на самом деле не умер, молодой дознаватель остается в Диканьке, чтобы защитить невинных, остановить убийства и надругательство над здравым смыслом…

Гоголь. Начало

К счастью, на съемочной площадке не происходило ничего мистического — никто не умер, не заболел, не был проклят. «Пролили много искусственной крови, веселились как могли, снимали в Санкт-Петербурге, в Пушкинских Горах под Псковом… Прекрасные места! Было холодно, грязно, отогревались по вечерам в бане. Никакой мистики, никаких чертей. Все чертики у нас творческие», — отметил Александр Цекало.

По словам продюсера, в продолжение этого фильма будут сняты еще два, и они выйдут на экраны российских кинотеатров осенью и зимой. Там-то, видимо, все станет ясно и понятно — все пазлы сложатся.

Александр Цекало

«Сейчас выходит первый фильм, а будет их всего три. Второй — «Гоголь. Вий», третий — «Гоголь. Страшная месть». На телевидении планируется показать восемь серий. Телевизионные зрители увидят чуть больше», — пояснил Александр Цекало, отметив, что идея этого проекта возникла три года назад.

Гоголь. Начало

Так что, особо экономным можно повременить с посещением кинотеатра, хотя о премьере сериала еще рано говорить: он выйдет не ранее весны 2018 года. Общий бюджет проекта составил $10 млн. Рейтинг полнометражных картин — «18 плюс», а сериал сделают для тех, кого можно отнести к возрастной категории «16 плюс».

Открытие кинотеатра в Охта Молле

Но как бы там ни было, по словам Евгения Стычкина, «нас ждет неожиданный эксперимент».

Остается добавить, что премьера «Гоголь. Начало» очень удачно совпала с Днем российского кино и открытием нового кинотеатра. Поэтому косплееры встречались в «Охта Молле» и его окрестностях почти на каждом шагу.

косплей

Правда среди ряженых были только герои из зарубежных блокбастеров. Хочется верить, что скоро и отечественное кино станет не менее популярным.

косплей

Тем более, что его создатели страстно к этому стремятся, заимствуя у своих заграничных коллег все самое лучшее.

косплей

Да! И рэп не забыт — фильм про Гоголя завершается под жизнеутверждающую композицию с рефреном, что «ночь темнее всего перед рассветом»…

Охта Молл

29 августа 2017.
Текст и фото: Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.