О том, как Гоголь москалей спасал

В минувшее воскресенье в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Гоголь. Начало» режиссера Егора Баранова. Она совпала с открытием современного кинотеатра в «Охта Молле». Как водится, собрались приглашенная публика и журналисты, которые задолго до начала киносеанса узнали, что в фильме много смешного и страшного…

Гоголь. НачалоЕсли кто-то подумал, что эта картина про жизнь Гоголя, то разочаруем — нет, не про него, несчастного. Если кому-то вдруг пришла мысль, что она состоит из веселых и страшных сказок из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», благодаря которым прославился этот писатель, то — лишь отчасти. В этом фильме нет ни напевности Малороссии, ни сдобных Салох (есть одна — протухшая), ни обольстительных и опасных панночек, ни смешных чертей.

Картина, скорее, напоминает творения Тима Бертона, мистические фильмы «Ван Хельсинг» (2004) или «Братья Гримм» (2005), но на российском, так сказать, материале. Это крепкий коктейль из сала, горилки и загадок жизни самого Николая Васильевича Гоголя, а также его неподражаемых историй о хуторе и окрестностях с изрядной долей фантазии. Впрочем, это не мешает наслаждаться пейзажами Псковской губернии (именно там проходили съемки), видом обнаженных дев, эротическими сценами, плавно перетекающими в сцены кровавые.

Фильм с этого и начинается: на экране трое головорезов издеваются над бедной девушкой, а на ней из одежды — только мешок на голове. Вот тут-то и появляется ужасный всадник, оформленный готично: вместо лица — темнота в капюшоне, эффектное кожаное облачение, сквозь которое прорываются то ли щупальца, то ли скорпионьи хвосты (привет от «Чужого»).

Гоголь. Начало

Он быстренько убивает головорезов, проливая реки крови, а затем и девушку, совершив над ней какой-то таинственный ритуал…

В это самое время молодой Николай Васильевич (актер Александр Петров) служит писарем в полицейском управлении и падает в обмороки при виде трупов. В пограничном состоянии он, как экстрасенс, видит то, что скрыто от других — души убиенных и нечистую силу. Собственно, после одного из таких обмороков Гоголь знакомится с легендой сыска Яковом Петровичем Гуро.

Гоголь. Начало

С первого же появления на экране этого ретро-следователя, которого играет Олег Меньшиков, становится понятно, что он личность неординарная и, судя по внешнему виду, отчаянный фрик начала XIX века. Яков Петрович появляется в «синих очках общежития» (как называл их Лев Толстой) с шорами, и сразу же догадывается, что Николай Васильевич обладает сверхъестественными способностями.

Затем господин Гуро еще раз встречается с молодым Гоголем, щеголяя в сапогах с самыми что ни на есть современными молниями в голенищах, и ненавязчиво вовлекает Николая Васильевича в опасное расследование серии загадочных убийств невинных дев в Диканьке.

Гоголь. Начало

По прибытию в далекие и мрачные малороссийские места из повозки Яков Петрович выходит в ярком красном пальто с серым барашковым воротником, и сразу становится понятно, кто здесь самый умный и проницательный.

Приезжих чиновников хлебом-солью встречает делегация во главе с господином Бинхом (Евгений Стычкин). Этот персонаж, может быть, не так ярок, как Гуро, но не менее интересен. На протяжении всего фильма он ведет себя так, как будто все уже знает, только не скажет никому… и вполне вероятно, что он имеет какое-то отношение и к убийствам, и ко всей нечистой силе.

Гоголь. Начало

«Мой герой очень любит Россию, и мне это близко. Он пьет водку, ест капусту, передвигается на лошадях и размахивает шашкой. Мне кажется, это здорово», — так охарактеризовал господина Бинха актер Евгений Стычкин, скромно преуменьшив значимость этого персонажа.

Евгений Стычкин

Коллеги Бинха сразу же сообщают прибывшим, что девушек убивает дьявол. А элегантный господин Гуро чуть позже объясняет Николаю Васильевичу, что убийцу непременно надо найти, потому что дьявол дьяволом, а местное население может еще, не дай Бог, приплести к убийствам «клятых москалей».

После вскрытия свежей жертвы черного всадника Гуро предлагает Гоголю «хлопнуть по рюмашке», но Николай Васильевич оценит это предложение лишь после трагической гибели Якова Петровича.

Таисия Вилкова

В Диканьке Гоголь встречает свою любовь — Лизу Данишевскую (Таисия Вилкова), весьма загадочную барышню и вроде бы чужую жену. Дом, в котором она проживает со своим зловещим родственником (Артем Ткаченко), подозрительно напоминает Гатчинский дворец, а зал в нем — Баскервиль-холл.

«Гоголь вынужден расследовать серию загадочных преступлений, и все они описаны в книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”… И вообще все, что есть в нашей версии, — это отнюдь не экранизация. Мы придумали, что он начинал дознавателем, а потом уже написал книгу об этих преступлениях. Даже личная линия Гоголя — это миф, никем не подтвержденная легенда», — рассказал один из продюсеров картины Александр Цекало перед премьерой.

Александр Цекало

В фильме Николай Васильевич еще неоднократно будет впадать в транс, встречая за гранью реальности умерших девушек, старых ведьм и даже Пушкина (Павел Деревянко). Те ему популярно объяснят, что он «темный», попросят помочь, а он не сможет отказать. После смерти Гуро, который на самом деле не умер, молодой дознаватель остается в Диканьке, чтобы защитить невинных, остановить убийства и надругательство над здравым смыслом…

Гоголь. Начало

К счастью, на съемочной площадке не происходило ничего мистического — никто не умер, не заболел, не был проклят. «Пролили много искусственной крови, веселились как могли, снимали в Санкт-Петербурге, в Пушкинских Горах под Псковом… Прекрасные места! Было холодно, грязно, отогревались по вечерам в бане. Никакой мистики, никаких чертей. Все чертики у нас творческие», — отметил Александр Цекало.

По словам продюсера, в продолжение этого фильма будут сняты еще два, и они выйдут на экраны российских кинотеатров осенью и зимой. Там-то, видимо, все станет ясно и понятно — все пазлы сложатся.

Александр Цекало

«Сейчас выходит первый фильм, а будет их всего три. Второй — “Гоголь. Вий”, третий — “Гоголь. Страшная месть”. На телевидении планируется показать восемь серий. Телевизионные зрители увидят чуть больше», — пояснил Александр Цекало, отметив, что идея этого проекта возникла три года назад.

Гоголь. Начало

Так что, особо экономным можно повременить с посещением кинотеатра, хотя о премьере сериала еще рано говорить: он выйдет не ранее весны 2018 года. Общий бюджет проекта составил $10 млн. Рейтинг полнометражных картин — «18 плюс», а сериал сделают для тех, кого можно отнести к возрастной категории «16 плюс».

Открытие кинотеатра в Охта Молле

Но как бы там ни было, по словам Евгения Стычкина, «нас ждет неожиданный эксперимент».

Остается добавить, что премьера «Гоголь. Начало» очень удачно совпала с Днем российского кино и открытием нового кинотеатра. Поэтому косплееры встречались в «Охта Молле» и его окрестностях почти на каждом шагу.

косплей

Правда среди ряженых были только герои из зарубежных блокбастеров. Хочется верить, что скоро и отечественное кино станет не менее популярным.

косплей

Тем более, что его создатели страстно к этому стремятся, заимствуя у своих заграничных коллег все самое лучшее.

косплей

Да! И рэп не забыт — фильм про Гоголя завершается под жизнеутверждающую композицию с рефреном, что «ночь темнее всего перед рассветом»…

Охта Молл

29 августа 2017.
Текст и фото: Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

Уильям Шекспир

Шекспир не уходит в отставку

Вечный театральный спор «как ставить классику?» в литературе решен уже давно. Большинство художественных текстов – новые версии известных сюжетов, заимствованных из античной литературы, основанных на использовании библейских мотивов, фольклора. Переосмысление авторских текстов, старая сказка на новый лад – вполне укоренившаяся традиция. Шекспир тоже не брезговал чужими произведениями.

Послание к человеку

«Послание к человеку»: Впечатляющее начало

Кинофестиваль «Послание к человеку» в 27-й раз проходит в Северной столице, как и полагается в нашем городе, под аккомпанемент ливня. Публика на Дворцовой площади увидела, пожалуй, самый известный документальный фильм Дзиги Вертова, с изучения которого начинают первые шаги в профессии будущие кинематографисты.

Александр Мелихов

Александр Мелихов: Почему мы себя не убиваем

В ходе проекта «Квартирники» в пресс-центре Росбалта предлагаем встретится с известным петербургским писателем, публицистом, критиком, лауреатом многих литературных премий, заместителем главного редактора журнала «Нева» Александром Мелиховым. Прозаик-мыслитель рассказал нашему корреспонденту о своих взглядах на происходящее в обществе и литературе:

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова: «Паханы с района» легко проникли в нашу жизнь

Наступила осень… Безудержно хочется кофе с коньяком и теплого пледа. А вместо этого за уютными стенами наших квартир — дети берут ружье и идут убивать, из торговых комплексов эвакуируют людей из-за обострения у телефонных террористов, у Поклонской мироточит бюст, а впереди — День Учителя, и уже многие не воспринимают второе слово в названии праздника в его первоначальном значении.

Как в этих условиях найти эффективный способ договориться с мозгом о том, чтобы он спал ночью и бодрствовал днем, с начальником — о прибавке к жалованью, с ребенком — чтобы он учил таблицу умножения вместо того, чтобы пялиться в планшет? К счастью, в нашем мире есть умные люди, которые давно научились решать эти проблемы не то чтобы легко, но эффективно, профессионально и надолго. Нам бы с ними поговорить за чашечкой кофе (можно и без коньяка)…

Росбалт решился на этот шаг и предлагает всем безотлагательно собраться на «Квартирник». В рамках этого проекта мы приглашаем на нашу «кухню» — в пресс-центр Росбалта — психологов, философов, писателей, музыкантов, чтобы поговорить о том, как нам жить дальше.

На первый «Квартирник» 18 сентября к нам придет дипломированный биолог, семейный психолог, автор книг для родителей подростков Катерина Мурашова. Она расскажет о десяти самых распространенных родительских ошибках. Цена вопроса, в смысле — визита на встречу, для желающих поговорить с экспертом составляет 300 рублей. Беседы гарантированно обещают быть интересными и полезными. Читайте интервью, думайте, приходите. Не упустите возможность начать новую жизнь с понедельника!

День Д

«День Д». Вторая оттепель (фоторепортаж)

В Санкт-Петербурге во второй раз масштабно отметили день рождения писателя Сергея Довлатова. В этом году лейтмотивом фестиваля стала «вторая оттепель» — время довлатовской юности, его надежд и искренней веры в то, что он станет популярным писателем и обеспечит себе беззаботную жизнь.

Инженерный замок

Квест в гостях у Павла Первого

У гостей и жителей Санкт-Петербурга есть уникальная возможность посетить техно-игровой маршрут «Романтический наш император» в Центре мультимедиа Русского музея. Проект посвящен создателю и владельцу Михайловского замка Павлу I.