О том, как Гоголь москалей спасал

В минувшее воскресенье в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Гоголь. Начало» режиссера Егора Баранова. Она совпала с открытием современного кинотеатра в «Охта Молле». Как водится, собрались приглашенная публика и журналисты, которые задолго до начала киносеанса узнали, что в фильме много смешного и страшного…

Гоголь. НачалоЕсли кто-то подумал, что эта картина про жизнь Гоголя, то разочаруем — нет, не про него, несчастного. Если кому-то вдруг пришла мысль, что она состоит из веселых и страшных сказок из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», благодаря которым прославился этот писатель, то — лишь отчасти. В этом фильме нет ни напевности Малороссии, ни сдобных Салох (есть одна — протухшая), ни обольстительных и опасных панночек, ни смешных чертей.

Картина, скорее, напоминает творения Тима Бертона, мистические фильмы «Ван Хельсинг» (2004) или «Братья Гримм» (2005), но на российском, так сказать, материале. Это крепкий коктейль из сала, горилки и загадок жизни самого Николая Васильевича Гоголя, а также его неподражаемых историй о хуторе и окрестностях с изрядной долей фантазии. Впрочем, это не мешает наслаждаться пейзажами Псковской губернии (именно там проходили съемки), видом обнаженных дев, эротическими сценами, плавно перетекающими в сцены кровавые.

Фильм с этого и начинается: на экране трое головорезов издеваются над бедной девушкой, а на ней из одежды — только мешок на голове. Вот тут-то и появляется ужасный всадник, оформленный готично: вместо лица — темнота в капюшоне, эффектное кожаное облачение, сквозь которое прорываются то ли щупальца, то ли скорпионьи хвосты (привет от «Чужого»).

Гоголь. Начало

Он быстренько убивает головорезов, проливая реки крови, а затем и девушку, совершив над ней какой-то таинственный ритуал…

В это самое время молодой Николай Васильевич (актер Александр Петров) служит писарем в полицейском управлении и падает в обмороки при виде трупов. В пограничном состоянии он, как экстрасенс, видит то, что скрыто от других — души убиенных и нечистую силу. Собственно, после одного из таких обмороков Гоголь знакомится с легендой сыска Яковом Петровичем Гуро.

Гоголь. Начало

С первого же появления на экране этого ретро-следователя, которого играет Олег Меньшиков, становится понятно, что он личность неординарная и, судя по внешнему виду, отчаянный фрик начала XIX века. Яков Петрович появляется в «синих очках общежития» (как называл их Лев Толстой) с шорами, и сразу же догадывается, что Николай Васильевич обладает сверхъестественными способностями.

Затем господин Гуро еще раз встречается с молодым Гоголем, щеголяя в сапогах с самыми что ни на есть современными молниями в голенищах, и ненавязчиво вовлекает Николая Васильевича в опасное расследование серии загадочных убийств невинных дев в Диканьке.

Гоголь. Начало

По прибытию в далекие и мрачные малороссийские места из повозки Яков Петрович выходит в ярком красном пальто с серым барашковым воротником, и сразу становится понятно, кто здесь самый умный и проницательный.

Приезжих чиновников хлебом-солью встречает делегация во главе с господином Бинхом (Евгений Стычкин). Этот персонаж, может быть, не так ярок, как Гуро, но не менее интересен. На протяжении всего фильма он ведет себя так, как будто все уже знает, только не скажет никому… и вполне вероятно, что он имеет какое-то отношение и к убийствам, и ко всей нечистой силе.

Гоголь. Начало

«Мой герой очень любит Россию, и мне это близко. Он пьет водку, ест капусту, передвигается на лошадях и размахивает шашкой. Мне кажется, это здорово», — так охарактеризовал господина Бинха актер Евгений Стычкин, скромно преуменьшив значимость этого персонажа.

Евгений Стычкин

Коллеги Бинха сразу же сообщают прибывшим, что девушек убивает дьявол. А элегантный господин Гуро чуть позже объясняет Николаю Васильевичу, что убийцу непременно надо найти, потому что дьявол дьяволом, а местное население может еще, не дай Бог, приплести к убийствам «клятых москалей».

После вскрытия свежей жертвы черного всадника Гуро предлагает Гоголю «хлопнуть по рюмашке», но Николай Васильевич оценит это предложение лишь после трагической гибели Якова Петровича.

Таисия Вилкова

В Диканьке Гоголь встречает свою любовь — Лизу Данишевскую (Таисия Вилкова), весьма загадочную барышню и вроде бы чужую жену. Дом, в котором она проживает со своим зловещим родственником (Артем Ткаченко), подозрительно напоминает Гатчинский дворец, а зал в нем — Баскервиль-холл.

«Гоголь вынужден расследовать серию загадочных преступлений, и все они описаны в книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”… И вообще все, что есть в нашей версии, — это отнюдь не экранизация. Мы придумали, что он начинал дознавателем, а потом уже написал книгу об этих преступлениях. Даже личная линия Гоголя — это миф, никем не подтвержденная легенда», — рассказал один из продюсеров картины Александр Цекало перед премьерой.

Александр Цекало

В фильме Николай Васильевич еще неоднократно будет впадать в транс, встречая за гранью реальности умерших девушек, старых ведьм и даже Пушкина (Павел Деревянко). Те ему популярно объяснят, что он «темный», попросят помочь, а он не сможет отказать. После смерти Гуро, который на самом деле не умер, молодой дознаватель остается в Диканьке, чтобы защитить невинных, остановить убийства и надругательство над здравым смыслом…

Гоголь. Начало

К счастью, на съемочной площадке не происходило ничего мистического — никто не умер, не заболел, не был проклят. «Пролили много искусственной крови, веселились как могли, снимали в Санкт-Петербурге, в Пушкинских Горах под Псковом… Прекрасные места! Было холодно, грязно, отогревались по вечерам в бане. Никакой мистики, никаких чертей. Все чертики у нас творческие», — отметил Александр Цекало.

По словам продюсера, в продолжение этого фильма будут сняты еще два, и они выйдут на экраны российских кинотеатров осенью и зимой. Там-то, видимо, все станет ясно и понятно — все пазлы сложатся.

Александр Цекало

«Сейчас выходит первый фильм, а будет их всего три. Второй — “Гоголь. Вий”, третий — “Гоголь. Страшная месть”. На телевидении планируется показать восемь серий. Телевизионные зрители увидят чуть больше», — пояснил Александр Цекало, отметив, что идея этого проекта возникла три года назад.

Гоголь. Начало

Так что, особо экономным можно повременить с посещением кинотеатра, хотя о премьере сериала еще рано говорить: он выйдет не ранее весны 2018 года. Общий бюджет проекта составил $10 млн. Рейтинг полнометражных картин — «18 плюс», а сериал сделают для тех, кого можно отнести к возрастной категории «16 плюс».

Открытие кинотеатра в Охта Молле

Но как бы там ни было, по словам Евгения Стычкина, «нас ждет неожиданный эксперимент».

Остается добавить, что премьера «Гоголь. Начало» очень удачно совпала с Днем российского кино и открытием нового кинотеатра. Поэтому косплееры встречались в «Охта Молле» и его окрестностях почти на каждом шагу.

косплей

Правда среди ряженых были только герои из зарубежных блокбастеров. Хочется верить, что скоро и отечественное кино станет не менее популярным.

косплей

Тем более, что его создатели страстно к этому стремятся, заимствуя у своих заграничных коллег все самое лучшее.

косплей

Да! И рэп не забыт — фильм про Гоголя завершается под жизнеутверждающую композицию с рефреном, что «ночь темнее всего перед рассветом»…

Охта Молл

29 августа 2017.
Текст и фото: Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

Трезвые

Премьера «Трезвых» состоится в «Упсала цирке»

Спектакль «Трезвые» покажут на площадке «Упсала цирка» (Свердловская набережная, 44Ф) 28 и 29 ноября (20:00). Эту постановку подготовили артисты театрального товарищества «Комик-трест» во главе с Наталией Фиссон при участии актера Андрея Урганта, солиста группы «Аукцыон» Олега Гаркуши и художника Дмитрия Шагина. Они рассказали о предстоящей премьере на пресс-конференции.

Диана Вишнева

Context. Diana Vishneva закрылся большим гала-концером в Мариинском

Вечером воскресенья, 19 ноября, на исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге прошло торжественное закрытие пятого Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Зрители вечера увидели выступления ведущих балетных артистов из Великобритании, США, Германии, Нидерландов.

Плоды Просвещения

«Плоды Просвещения»: Сад познания средь серых многоэтажек

Созданное в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон» (проспект Энгельса, 154А) пространство для детских игр и развития под названием «Дивный город» — яркий пример того, что хорошие намерения иногда все же находят своих адресатов. Для тех петербуржцев, которым довелось жить на северной окраине города — ближайшей станцией метро является «Проспект Просвещения». Здесь, среди не слишком приветливых и живописных пейзажей, тусклых зимой и удушливых летом, «Дивный город» — это прекрасная возможность видеть красивое, наслаждаться им и прививать эту привычку своим детям.

Хосейн Нуршаг

Хосейн Нуршаг: То, что требует усилия для сохранения, уже умерло

В концертном зале «Колизей» 22 ноября выступят иранские музыканты с программой «Ушедший караван». Публика сможет насладиться авазом — уникальным аутентичным иранским пением в сопровождении исфаханского ансамбля «Фераг». Солировать будет певец Хосейн Нуршаг, который рассказал «Петербургскому авангарду», как рождается аваз, почему не стыдно плакать, что разделяет Россию и Иран и надо ли сохранять традиции.

Олег Виноградов, Николай Цискаридзе

«Балетмейстер» завершил первый день работы МКФ

Гала-концерт «Балетмейстер» в БКЗ «Октябрьский» был посвящен 80-летию известного балетмейстера Олега Виноградова, а также 60-летию его творческой деятельности. Грандиозный вечер балета включен в программу VI Международного культурного форума, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге.

Премия Аврора

Боярский, Дунаевский и Дога дали старт «Авроре»

В Санкт-Петербурге 15 ноября прошла торжественная церемония вручения первой Музыкальной премии кино и телевидения «Аврора». В этот вечер гости торжества, которое состоялось в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12), стали свидетелями уникального мероприятия, нацеленного на повышение качества музыкального оформления отечественных фильмов и увеличение количества музыкальных кинокартин.