О том, как Гоголь москалей спасал

В минувшее воскресенье в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Гоголь. Начало» режиссера Егора Баранова. Она совпала с открытием современного кинотеатра в «Охта Молле». Как водится, собрались приглашенная публика и журналисты, которые задолго до начала киносеанса узнали, что в фильме много смешного и страшного…

Гоголь. НачалоЕсли кто-то подумал, что эта картина про жизнь Гоголя, то разочаруем — нет, не про него, несчастного. Если кому-то вдруг пришла мысль, что она состоит из веселых и страшных сказок из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», благодаря которым прославился этот писатель, то — лишь отчасти. В этом фильме нет ни напевности Малороссии, ни сдобных Салох (есть одна — протухшая), ни обольстительных и опасных панночек, ни смешных чертей.

Картина, скорее, напоминает творения Тима Бертона, мистические фильмы «Ван Хельсинг» (2004) или «Братья Гримм» (2005), но на российском, так сказать, материале. Это крепкий коктейль из сала, горилки и загадок жизни самого Николая Васильевича Гоголя, а также его неподражаемых историй о хуторе и окрестностях с изрядной долей фантазии. Впрочем, это не мешает наслаждаться пейзажами Псковской губернии (именно там проходили съемки), видом обнаженных дев, эротическими сценами, плавно перетекающими в сцены кровавые.

Фильм с этого и начинается: на экране трое головорезов издеваются над бедной девушкой, а на ней из одежды — только мешок на голове. Вот тут-то и появляется ужасный всадник, оформленный готично: вместо лица — темнота в капюшоне, эффектное кожаное облачение, сквозь которое прорываются то ли щупальца, то ли скорпионьи хвосты (привет от «Чужого»).

Гоголь. Начало

Он быстренько убивает головорезов, проливая реки крови, а затем и девушку, совершив над ней какой-то таинственный ритуал…

В это самое время молодой Николай Васильевич (актер Александр Петров) служит писарем в полицейском управлении и падает в обмороки при виде трупов. В пограничном состоянии он, как экстрасенс, видит то, что скрыто от других — души убиенных и нечистую силу. Собственно, после одного из таких обмороков Гоголь знакомится с легендой сыска Яковом Петровичем Гуро.

Гоголь. Начало

С первого же появления на экране этого ретро-следователя, которого играет Олег Меньшиков, становится понятно, что он личность неординарная и, судя по внешнему виду, отчаянный фрик начала XIX века. Яков Петрович появляется в «синих очках общежития» (как называл их Лев Толстой) с шорами, и сразу же догадывается, что Николай Васильевич обладает сверхъестественными способностями.

Затем господин Гуро еще раз встречается с молодым Гоголем, щеголяя в сапогах с самыми что ни на есть современными молниями в голенищах, и ненавязчиво вовлекает Николая Васильевича в опасное расследование серии загадочных убийств невинных дев в Диканьке.

Гоголь. Начало

По прибытию в далекие и мрачные малороссийские места из повозки Яков Петрович выходит в ярком красном пальто с серым барашковым воротником, и сразу становится понятно, кто здесь самый умный и проницательный.

Приезжих чиновников хлебом-солью встречает делегация во главе с господином Бинхом (Евгений Стычкин). Этот персонаж, может быть, не так ярок, как Гуро, но не менее интересен. На протяжении всего фильма он ведет себя так, как будто все уже знает, только не скажет никому… и вполне вероятно, что он имеет какое-то отношение и к убийствам, и ко всей нечистой силе.

Гоголь. Начало

«Мой герой очень любит Россию, и мне это близко. Он пьет водку, ест капусту, передвигается на лошадях и размахивает шашкой. Мне кажется, это здорово», — так охарактеризовал господина Бинха актер Евгений Стычкин, скромно преуменьшив значимость этого персонажа.

Евгений Стычкин

Коллеги Бинха сразу же сообщают прибывшим, что девушек убивает дьявол. А элегантный господин Гуро чуть позже объясняет Николаю Васильевичу, что убийцу непременно надо найти, потому что дьявол дьяволом, а местное население может еще, не дай Бог, приплести к убийствам «клятых москалей».

После вскрытия свежей жертвы черного всадника Гуро предлагает Гоголю «хлопнуть по рюмашке», но Николай Васильевич оценит это предложение лишь после трагической гибели Якова Петровича.

Таисия Вилкова

В Диканьке Гоголь встречает свою любовь — Лизу Данишевскую (Таисия Вилкова), весьма загадочную барышню и вроде бы чужую жену. Дом, в котором она проживает со своим зловещим родственником (Артем Ткаченко), подозрительно напоминает Гатчинский дворец, а зал в нем — Баскервиль-холл.

«Гоголь вынужден расследовать серию загадочных преступлений, и все они описаны в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки»… И вообще все, что есть в нашей версии, — это отнюдь не экранизация. Мы придумали, что он начинал дознавателем, а потом уже написал книгу об этих преступлениях. Даже личная линия Гоголя — это миф, никем не подтвержденная легенда», — рассказал один из продюсеров картины Александр Цекало перед премьерой.

Александр Цекало

В фильме Николай Васильевич еще неоднократно будет впадать в транс, встречая за гранью реальности умерших девушек, старых ведьм и даже Пушкина (Павел Деревянко). Те ему популярно объяснят, что он «темный», попросят помочь, а он не сможет отказать. После смерти Гуро, который на самом деле не умер, молодой дознаватель остается в Диканьке, чтобы защитить невинных, остановить убийства и надругательство над здравым смыслом…

Гоголь. Начало

К счастью, на съемочной площадке не происходило ничего мистического — никто не умер, не заболел, не был проклят. «Пролили много искусственной крови, веселились как могли, снимали в Санкт-Петербурге, в Пушкинских Горах под Псковом… Прекрасные места! Было холодно, грязно, отогревались по вечерам в бане. Никакой мистики, никаких чертей. Все чертики у нас творческие», — отметил Александр Цекало.

По словам продюсера, в продолжение этого фильма будут сняты еще два, и они выйдут на экраны российских кинотеатров осенью и зимой. Там-то, видимо, все станет ясно и понятно — все пазлы сложатся.

Александр Цекало

«Сейчас выходит первый фильм, а будет их всего три. Второй — «Гоголь. Вий», третий — «Гоголь. Страшная месть». На телевидении планируется показать восемь серий. Телевизионные зрители увидят чуть больше», — пояснил Александр Цекало, отметив, что идея этого проекта возникла три года назад.

Гоголь. Начало

Так что, особо экономным можно повременить с посещением кинотеатра, хотя о премьере сериала еще рано говорить: он выйдет не ранее весны 2018 года. Общий бюджет проекта составил $10 млн. Рейтинг полнометражных картин — «18 плюс», а сериал сделают для тех, кого можно отнести к возрастной категории «16 плюс».

Открытие кинотеатра в Охта Молле

Но как бы там ни было, по словам Евгения Стычкина, «нас ждет неожиданный эксперимент».

Остается добавить, что премьера «Гоголь. Начало» очень удачно совпала с Днем российского кино и открытием нового кинотеатра. Поэтому косплееры встречались в «Охта Молле» и его окрестностях почти на каждом шагу.

косплей

Правда среди ряженых были только герои из зарубежных блокбастеров. Хочется верить, что скоро и отечественное кино станет не менее популярным.

косплей

Тем более, что его создатели страстно к этому стремятся, заимствуя у своих заграничных коллег все самое лучшее.

косплей

Да! И рэп не забыт — фильм про Гоголя завершается под жизнеутверждающую композицию с рефреном, что «ночь темнее всего перед рассветом»…

Охта Молл

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

29 августа 2017.
Текст и фото: Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.