О том, как Гоголь москалей спасал

В минувшее воскресенье в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Гоголь. Начало» режиссера Егора Баранова. Она совпала с открытием современного кинотеатра в «Охта Молле». Как водится, собрались приглашенная публика и журналисты, которые задолго до начала киносеанса узнали, что в фильме много смешного и страшного…

Гоголь. НачалоЕсли кто-то подумал, что эта картина про жизнь Гоголя, то разочаруем — нет, не про него, несчастного. Если кому-то вдруг пришла мысль, что она состоит из веселых и страшных сказок из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», благодаря которым прославился этот писатель, то — лишь отчасти. В этом фильме нет ни напевности Малороссии, ни сдобных Салох (есть одна — протухшая), ни обольстительных и опасных панночек, ни смешных чертей.

Картина, скорее, напоминает творения Тима Бертона, мистические фильмы «Ван Хельсинг» (2004) или «Братья Гримм» (2005), но на российском, так сказать, материале. Это крепкий коктейль из сала, горилки и загадок жизни самого Николая Васильевича Гоголя, а также его неподражаемых историй о хуторе и окрестностях с изрядной долей фантазии. Впрочем, это не мешает наслаждаться пейзажами Псковской губернии (именно там проходили съемки), видом обнаженных дев, эротическими сценами, плавно перетекающими в сцены кровавые.

Фильм с этого и начинается: на экране трое головорезов издеваются над бедной девушкой, а на ней из одежды — только мешок на голове. Вот тут-то и появляется ужасный всадник, оформленный готично: вместо лица — темнота в капюшоне, эффектное кожаное облачение, сквозь которое прорываются то ли щупальца, то ли скорпионьи хвосты (привет от «Чужого»).

Гоголь. Начало

Он быстренько убивает головорезов, проливая реки крови, а затем и девушку, совершив над ней какой-то таинственный ритуал…

В это самое время молодой Николай Васильевич (актер Александр Петров) служит писарем в полицейском управлении и падает в обмороки при виде трупов. В пограничном состоянии он, как экстрасенс, видит то, что скрыто от других — души убиенных и нечистую силу. Собственно, после одного из таких обмороков Гоголь знакомится с легендой сыска Яковом Петровичем Гуро.

Гоголь. Начало

С первого же появления на экране этого ретро-следователя, которого играет Олег Меньшиков, становится понятно, что он личность неординарная и, судя по внешнему виду, отчаянный фрик начала XIX века. Яков Петрович появляется в «синих очках общежития» (как называл их Лев Толстой) с шорами, и сразу же догадывается, что Николай Васильевич обладает сверхъестественными способностями.

Затем господин Гуро еще раз встречается с молодым Гоголем, щеголяя в сапогах с самыми что ни на есть современными молниями в голенищах, и ненавязчиво вовлекает Николая Васильевича в опасное расследование серии загадочных убийств невинных дев в Диканьке.

Гоголь. Начало

По прибытию в далекие и мрачные малороссийские места из повозки Яков Петрович выходит в ярком красном пальто с серым барашковым воротником, и сразу становится понятно, кто здесь самый умный и проницательный.

Приезжих чиновников хлебом-солью встречает делегация во главе с господином Бинхом (Евгений Стычкин). Этот персонаж, может быть, не так ярок, как Гуро, но не менее интересен. На протяжении всего фильма он ведет себя так, как будто все уже знает, только не скажет никому… и вполне вероятно, что он имеет какое-то отношение и к убийствам, и ко всей нечистой силе.

Гоголь. Начало

«Мой герой очень любит Россию, и мне это близко. Он пьет водку, ест капусту, передвигается на лошадях и размахивает шашкой. Мне кажется, это здорово», — так охарактеризовал господина Бинха актер Евгений Стычкин, скромно преуменьшив значимость этого персонажа.

Евгений Стычкин

Коллеги Бинха сразу же сообщают прибывшим, что девушек убивает дьявол. А элегантный господин Гуро чуть позже объясняет Николаю Васильевичу, что убийцу непременно надо найти, потому что дьявол дьяволом, а местное население может еще, не дай Бог, приплести к убийствам «клятых москалей».

После вскрытия свежей жертвы черного всадника Гуро предлагает Гоголю «хлопнуть по рюмашке», но Николай Васильевич оценит это предложение лишь после трагической гибели Якова Петровича.

Таисия Вилкова

В Диканьке Гоголь встречает свою любовь — Лизу Данишевскую (Таисия Вилкова), весьма загадочную барышню и вроде бы чужую жену. Дом, в котором она проживает со своим зловещим родственником (Артем Ткаченко), подозрительно напоминает Гатчинский дворец, а зал в нем — Баскервиль-холл.

«Гоголь вынужден расследовать серию загадочных преступлений, и все они описаны в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки»… И вообще все, что есть в нашей версии, — это отнюдь не экранизация. Мы придумали, что он начинал дознавателем, а потом уже написал книгу об этих преступлениях. Даже личная линия Гоголя — это миф, никем не подтвержденная легенда», — рассказал один из продюсеров картины Александр Цекало перед премьерой.

Александр Цекало

В фильме Николай Васильевич еще неоднократно будет впадать в транс, встречая за гранью реальности умерших девушек, старых ведьм и даже Пушкина (Павел Деревянко). Те ему популярно объяснят, что он «темный», попросят помочь, а он не сможет отказать. После смерти Гуро, который на самом деле не умер, молодой дознаватель остается в Диканьке, чтобы защитить невинных, остановить убийства и надругательство над здравым смыслом…

Гоголь. Начало

К счастью, на съемочной площадке не происходило ничего мистического — никто не умер, не заболел, не был проклят. «Пролили много искусственной крови, веселились как могли, снимали в Санкт-Петербурге, в Пушкинских Горах под Псковом… Прекрасные места! Было холодно, грязно, отогревались по вечерам в бане. Никакой мистики, никаких чертей. Все чертики у нас творческие», — отметил Александр Цекало.

По словам продюсера, в продолжение этого фильма будут сняты еще два, и они выйдут на экраны российских кинотеатров осенью и зимой. Там-то, видимо, все станет ясно и понятно — все пазлы сложатся.

Александр Цекало

«Сейчас выходит первый фильм, а будет их всего три. Второй — «Гоголь. Вий», третий — «Гоголь. Страшная месть». На телевидении планируется показать восемь серий. Телевизионные зрители увидят чуть больше», — пояснил Александр Цекало, отметив, что идея этого проекта возникла три года назад.

Гоголь. Начало

Так что, особо экономным можно повременить с посещением кинотеатра, хотя о премьере сериала еще рано говорить: он выйдет не ранее весны 2018 года. Общий бюджет проекта составил $10 млн. Рейтинг полнометражных картин — «18 плюс», а сериал сделают для тех, кого можно отнести к возрастной категории «16 плюс».

Открытие кинотеатра в Охта Молле

Но как бы там ни было, по словам Евгения Стычкина, «нас ждет неожиданный эксперимент».

Остается добавить, что премьера «Гоголь. Начало» очень удачно совпала с Днем российского кино и открытием нового кинотеатра. Поэтому косплееры встречались в «Охта Молле» и его окрестностях почти на каждом шагу.

косплей

Правда среди ряженых были только герои из зарубежных блокбастеров. Хочется верить, что скоро и отечественное кино станет не менее популярным.

косплей

Тем более, что его создатели страстно к этому стремятся, заимствуя у своих заграничных коллег все самое лучшее.

косплей

Да! И рэп не забыт — фильм про Гоголя завершается под жизнеутверждающую композицию с рефреном, что «ночь темнее всего перед рассветом»…

Охта Молл

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

29 августа 2017.
Текст и фото: Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».

Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.