«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Учебный театр на Моховой

Сергей Бызгу давно мечтал об этой постановке, но брался за нее с осторожностью — как из-за сложности материала, так и из-за прежних постановок, задавших высокий уровень. Но в процессе работы и к режиссеру, и к молодым актерам пришло чувство вдохновения и легкости. Поэтому теперь с уверенностью можно сказать о состоявшейся новой странице в истории этого произведения.

В родных Штатах повесть оказала влияние на массовую культуру на много лет вперед — ее цитировали в других книгах, фильмах, телесериалах, мультипликации, песнях рок-групп, даже в компьютерных играх. И это при том, что сюжет привязан к реалиям определенного времени, которые хорошо знал Стейнбек, сам в молодости трудившийся сезонным рабочим на ранчо. Мало того, он лично знал рабочего, ставшего прототипом Ленни Малыша, он видел своими глазами, как тот совершил тяжкое преступление.

Учебный театр на Моховой

Новые поколения писателей и режиссеров этого не знали и не жили в пору Великой Депрессии — а книга посвящена именно этому периоду истории США и тяжелой жизни простых работяг, — но по-видимому, эта история обладает какой-то удивительной окрыляющей силой, проникающей даже в самое низкопробное творчество и мышление и, возможно, способной его возвысить.

Коснулось это, разумеется, театральных подмостков по всему миру. Несмотря на чисто западную историю и эпоху, Россия тоже не осталась в стороне. В 1967 году Учебный театр уже показывал постановку под заглавием «Люди и мыши» — на курсе Георгия Товстоногова. Студенты, игравшие в ней, — Александр Товстоногов, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, — впоследствии стали известными театральными деятелями.

Не обошлось и без антрепризы: в 1996 году режиссер Михаил Горевой поставил спектакль с Дмитрием Харатьяном и Александром Балуевым в главных ролях, и его премьерный показ даже был признан наиболее ярким театральным событием того года.

Учебный театр на Моховой

А первые показы постановки Сергея Бызгу состоялись в январе 2018 года, и для зрителей, которые ею прониклись, она уже несомненно стала чрезвычайно ярким событием, даже если оно не будет отражено в светских новостях.

Молодые актеры Егор Шмыга и Амин Хуратов играют двух главных героев — неразлучных друзей Джорджа и Ленни. У них удивительно крепкая связь, слишком взаимозависимая для дружбы и слишком безусловная для родственности. Ленни любит Джорджа потому, что тот связывает его с прошлым, где была строгая, но по-видимому, любимая тетушка, и с будущим, где наступит счастливая жизнь на собственном ранчо. Джордж не дает ему потеряться в настоящем — как в самом буквальном, так и в переносном смысле.

Учебный театр на Моховой

Почему Джордж любит Ленни? Это более глубокий вопрос, разобраться с которым поможет эпиграф к спектаклю — слова из повести: «А добрым быть ума не надо. И даже наоборот, мне иной раз думается: взять по-настоящему умного человека — такой редко окажется добрым». На самом деле образ Джорджа как раз призван показать обратное — он умный и самостоятельный человек, и это только усиливает его уязвимость от собственной доброты. А именно ею и продиктована такая беззаветная привязанность к Ленни, забота об этом чересчур сильном (на их беду) ребенке, который никогда не повзрослеет, любовь, не ждущая признания и вознаграждения. А понятия любви и доброты нельзя разделять, в противном случае это уже не любовь.

Учебный театр на Моховой

Ведь если вспомнить наиболее знаковые истории о ментально неполноценных людях, то можно заметить, что в большинстве из них рядом с главным героем присутствует другой человек, которому по неким внутренним побуждениям важна судьба этого беззащитного создания и ради этого он готов поступиться своим покоем и комфортом. Именно это нашло отражение в фильмах «Человек дождя», «Босиком по мостовой», «Снежный пирог»… Не вполне справедливо, что широкой публике запоминаются главные персонажи — люди «со странностями» — но далеко не все помнят имена тех, кто их опекал, направлял, вникал в их сложное мировоззрение, хотя вполне мог от этого отказаться в пользу чего-то более легкого и приятного, вроде игры в бильярд и визитов в публичный дом, как хотел Джордж.

Посмотрев это спектакль, понимаешь, чего на самом деле не надо, чтобы быть добрым, — поучений, морализаторства, идеологии, насаждаемой благотворительными фондами, сторонниками «инклюзивной системы» и «безбарьерной среды». От всего этого пиршества саморекламы пахнет лицемерием за версту. А на примере Джорджа видно, что на самом деле крепкая дружба с инвалидом — не повод ни для гордости, ни для радости. Это просто их жизненная данность, отменить которую может только конец жизни.

Учебный театр на Моховой

Другие персонажи тоже выглядят ярко и красноречиво: всем им чего-то недостает для душевного покоя и все время от времени вызывают сочувствие. Старый работяга, чернокожий горбун, красавица-жена хозяйского сына, — все это глубокие и осмысленные роли, чуть утрированные, но не гротескные. Поскольку в повести важную роль играют животные — как реальные, так и выдуманные, — то и на сцене Учебного театра зритель видит печального дряхлого пса и кроликов из грез Ленни, которые в финале становятся ангелами…

В отличие от вышеупомянутых фильмов, у повести и спектакля — конец страшный, и увы, скорее всего, более близкий к реальности. Кинематограф скован некоторыми неписаными, но очень суровыми правилами, связанными с большими деньгами. В мире театра и литературы все несколько иначе. «Босиком по мостовой» показывает то, что хочет зритель, а спектакль по Стейнбеку показывает то, что есть, и не ждите никаких пасторальных чудес.

Учебный театр на Моховой

Однако люди после финального поклона уходят не с разочарованием и обидой, а со светлой грустью и гордостью за новое театральное поколение. Если эти чувства искренни, то актеры и мастер выполнили свою задачу — донести до зрителя, что значит быть добрым. А лучшего завершения учебы накануне получения дипломов и не пожелать! Главное, чтобы ребята не растеряли своего вдохновения в будущем.

16 апреля 2018.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.