«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.

Учебный театр на Моховой

Сергей Бызгу давно мечтал об этой постановке, но брался за нее с осторожностью — как из-за сложности материала, так и из-за прежних постановок, задавших высокий уровень. Но в процессе работы и к режиссеру, и к молодым актерам пришло чувство вдохновения и легкости. Поэтому теперь с уверенностью можно сказать о состоявшейся новой странице в истории этого произведения.

В родных Штатах повесть оказала влияние на массовую культуру на много лет вперед — ее цитировали в других книгах, фильмах, телесериалах, мультипликации, песнях рок-групп, даже в компьютерных играх. И это при том, что сюжет привязан к реалиям определенного времени, которые хорошо знал Стейнбек, сам в молодости трудившийся сезонным рабочим на ранчо. Мало того, он лично знал рабочего, ставшего прототипом Ленни Малыша, он видел своими глазами, как тот совершил тяжкое преступление.

Учебный театр на Моховой

Новые поколения писателей и режиссеров этого не знали и не жили в пору Великой Депрессии — а книга посвящена именно этому периоду истории США и тяжелой жизни простых работяг, — но по-видимому, эта история обладает какой-то удивительной окрыляющей силой, проникающей даже в самое низкопробное творчество и мышление и, возможно, способной его возвысить.

Коснулось это, разумеется, театральных подмостков по всему миру. Несмотря на чисто западную историю и эпоху, Россия тоже не осталась в стороне. В 1967 году Учебный театр уже показывал постановку под заглавием «Люди и мыши» — на курсе Георгия Товстоногова. Студенты, игравшие в ней, — Александр Товстоногов, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, — впоследствии стали известными театральными деятелями.

Не обошлось и без антрепризы: в 1996 году режиссер Михаил Горевой поставил спектакль с Дмитрием Харатьяном и Александром Балуевым в главных ролях, и его премьерный показ даже был признан наиболее ярким театральным событием того года.

Учебный театр на Моховой

А первые показы постановки Сергея Бызгу состоялись в январе 2018 года, и для зрителей, которые ею прониклись, она уже несомненно стала чрезвычайно ярким событием, даже если оно не будет отражено в светских новостях.

Молодые актеры Егор Шмыга и Амин Хуратов играют двух главных героев — неразлучных друзей Джорджа и Ленни. У них удивительно крепкая связь, слишком взаимозависимая для дружбы и слишком безусловная для родственности. Ленни любит Джорджа потому, что тот связывает его с прошлым, где была строгая, но по-видимому, любимая тетушка, и с будущим, где наступит счастливая жизнь на собственном ранчо. Джордж не дает ему потеряться в настоящем — как в самом буквальном, так и в переносном смысле.

Учебный театр на Моховой

Почему Джордж любит Ленни? Это более глубокий вопрос, разобраться с которым поможет эпиграф к спектаклю — слова из повести: «А добрым быть ума не надо. И даже наоборот, мне иной раз думается: взять по-настоящему умного человека — такой редко окажется добрым». На самом деле образ Джорджа как раз призван показать обратное — он умный и самостоятельный человек, и это только усиливает его уязвимость от собственной доброты. А именно ею и продиктована такая беззаветная привязанность к Ленни, забота об этом чересчур сильном (на их беду) ребенке, который никогда не повзрослеет, любовь, не ждущая признания и вознаграждения. А понятия любви и доброты нельзя разделять, в противном случае это уже не любовь.

Учебный театр на Моховой

Ведь если вспомнить наиболее знаковые истории о ментально неполноценных людях, то можно заметить, что в большинстве из них рядом с главным героем присутствует другой человек, которому по неким внутренним побуждениям важна судьба этого беззащитного создания и ради этого он готов поступиться своим покоем и комфортом. Именно это нашло отражение в фильмах «Человек дождя», «Босиком по мостовой», «Снежный пирог»… Не вполне справедливо, что широкой публике запоминаются главные персонажи — люди «со странностями» — но далеко не все помнят имена тех, кто их опекал, направлял, вникал в их сложное мировоззрение, хотя вполне мог от этого отказаться в пользу чего-то более легкого и приятного, вроде игры в бильярд и визитов в публичный дом, как хотел Джордж.

Посмотрев этот спектакль, понимаешь, чего на самом деле не надо, чтобы быть добрым, — поучений, морализаторства, идеологии, насаждаемой благотворительными фондами, сторонниками «инклюзивной системы» и «безбарьерной среды». От всего этого пиршества саморекламы пахнет лицемерием за версту. А на примере Джорджа видно, что на самом деле крепкая дружба с инвалидом — не повод ни для гордости, ни для радости. Это просто их жизненная данность, отменить которую может только конец жизни.

Учебный театр на Моховой

Другие персонажи тоже выглядят ярко и красноречиво: всем им чего-то недостает для душевного покоя и все время от времени вызывают сочувствие. Старый работяга, чернокожий горбун, красавица-жена хозяйского сына, — все это глубокие и осмысленные роли, чуть утрированные, но не гротескные. Поскольку в повести важную роль играют животные — как реальные, так и выдуманные, — то и на сцене Учебного театра зритель видит печального дряхлого пса и кроликов из грез Ленни, которые в финале становятся ангелами…

В отличие от вышеупомянутых фильмов, у повести и спектакля — конец страшный, и увы, скорее всего, более близкий к реальности. Кинематограф скован некоторыми неписаными, но очень суровыми правилами, связанными с большими деньгами. В мире театра и литературы все несколько иначе. «Босиком по мостовой» показывает то, что хочет зритель, а спектакль по Стейнбеку показывает то, что есть, и не ждите никаких пасторальных чудес.

Учебный театр на Моховой

Однако люди после финального поклона уходят не с разочарованием и обидой, а со светлой грустью и гордостью за новое театральное поколение. Если эти чувства искренни, то актеры и мастер выполнили свою задачу — донести до зрителя, что значит быть добрым. А лучшего завершения учебы накануне получения дипломов и не пожелать! Главное, чтобы ребята не растеряли своего вдохновения в будущем.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

16 апреля 2018.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии с сайта театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.