Новогодняя сказка о любви

Злые тролли придумали зеркало, которое делает все доброе и прекрасное безобразным. И вот это зеркало разбито — осколки разлетелись по всему миру. Люди, которым осколок попал в глаза, начинали видеть во всем только дурное. Но страшнее всего было, если кусочек зеркала оказался в сердце — оно превращалось в лед. Однажды два таких осколка ранили друга маленькой Герды — Кая. А вскоре мальчик очутился в царстве Снежной Королевы. Теперь на плечи хрупкой девочки ложится непосильная задача — спасти друга...

История Кая и Герды

Историю о Снежной Королеве вновь показали на старой сцене Мариинского театра 17 декабря. Оперу петербургского классика детской музыки Сергея Баневича по сказке Ганса Кристиана Андерсена впервые представили публике 24 декабря 1980 года в Театре имени Кирова. Она выдержала более сотни представлений, а впоследствии была показана в разных городах России и за границей. В обновленном формате в Мариинском театре премьера состоялась 30 ноября 2016 года.

Режиссер спектакля — Алексей Степанюк (многие зрители помнят и другие его постановки в Мариинском театре — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Рождественская сказка»).

Фабулу «Снежной королевы» перевела на язык оперного либретто поэт Татьяна Калинина. Чтобы спектакль был понятен юной публике (все-таки предполагается, что его смотрят дети с шестилетнего возраста), его сделали более зрелищным, а сюжет немного сократили.

«Эта опера равно адресована и детям, и взрослым, она о потере и нахождении себя, как в воспитательных романах. Размышляя о Кае, я думаю и о тех сегодняшних подростках с осколками “зеркала зла” в сердцах, которые не знают, что такое любовь, не знают цену жизни, которые безжалостны и беспощадны», – говорит композитор.

История Кая и Герды

В этом спектакле и ребенок, и взрослый найдет то, что ему по душе. Чего стоит одна только проникновенная песня фонарщика (Григорий Чернецов) о том, что самое печальное и опасное — это нелюбовь. Или финальная сцена, где в знак любви и надежды герои держат в руках свечи, а Кай (Савва Хастаев) и Герда (Маргарита Иванова) стоят на коленях — отсылка к христианским мотивам.

Восхищают сказочные декорации — почти настоящее звездное небо, уютный городок, разукрашенные снежными узорами стекла, причудливые ночные деревья. Костюмы артистов продуманы до мелочей: разбойники-олени, совершенно инопланетные тролли, атаманша в нелепом наряде (Дмитрий Лебамба); скромное одеяние Герды и величественное Снежной Королевы (Надежда Сердюк), которая появляется на сцене в традиционных лапландских санях.

Конечно, многое зависит от мастерства исполнителя. Но когда слушаешь Маргариту Иванову, сомнений нет: это и есть та самая Герда — маленькая девочка с отважным сердцем.

В спектакле задействованы не только взрослые, но и дети. Пусть и в эпизодических ролях. Но то, что они появляются на сцене, позволяет добиться эффекта сближения с юной аудиторией.

Зрители, побывавшие на опере 17 декабря, говорили, что воспринимали происходящее очень органично, и просто наслаждались пением артистов, «картинкой» и волшебной музыкой.

История Кая и Герды

«У меня возникло ощущение, что я погрузилась в предпраздничные волшебную стихию и нахожусь где-то внутри происходящего. Не хотелось ничего оценивать, важно было просто наслаждаться музыкой и действием… Правда, все-таки превосходный вокал Маргариты Ивановой я про себя отметила. Посмеялась от души над молчаливым, но комичным Силачом (Валерий Калабухов), с интересом послушала перепалку «рогатых» разбойников-оленей… Понравился и сказочник-фонарщик (Григорий Чернецов)», — пишут благодарные зрители.

История Кая и Герды

«История Кая и Герды» — это спектакль о любви. Это та чудодейственная сила, которая смягчает сердце дикарки-разбойницы (Елена Горло), помогает Герде одержать верх над Снежной Королевой и спасти Кая. И неслучайно это слово, написанное огненными буквами, сменяет на экране холодную «Вечность». Это история о том, что добро всегда побеждает зло. И сказка, которой так не хватает в нашей жизни.

Сейчас самое время отправиться за новогодним настроением в театр. Следующий спектакль состоится 24 декабря, а 30 декабря в ролях Герды и Кая на сцену вновь выйдут Маргарита Иванова и Савва Хастаев.

18 декабря 2017.
Текст: Петр Михайлов, Фотографии: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.