Новогодняя сказка о любви

Злые тролли придумали зеркало, которое делает все доброе и прекрасное безобразным. И вот это зеркало разбито — осколки разлетелись по всему миру. Люди, которым осколок попал в глаза, начинали видеть во всем только дурное. Но страшнее всего было, если кусочек зеркала оказался в сердце — оно превращалось в лед. Однажды два таких осколка ранили друга маленькой Герды — Кая. А вскоре мальчик очутился в царстве Снежной Королевы. Теперь на плечи хрупкой девочки ложится непосильная задача — спасти друга...

История Кая и Герды

Историю о Снежной Королеве вновь показали на старой сцене Мариинского театра 17 декабря. Оперу петербургского классика детской музыки Сергея Баневича по сказке Ганса Кристиана Андерсена впервые представили публике 24 декабря 1980 года в Театре имени Кирова. Она выдержала более сотни представлений, а впоследствии была показана в разных городах России и за границей. В обновленном формате в Мариинском театре премьера состоялась 30 ноября 2016 года.

Режиссер спектакля — Алексей Степанюк (многие зрители помнят и другие его постановки в Мариинском театре — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Рождественская сказка»).

Фабулу «Снежной королевы» перевела на язык оперного либретто поэт Татьяна Калинина. Чтобы спектакль был понятен юной публике (все-таки предполагается, что его смотрят дети с шестилетнего возраста), его сделали более зрелищным, а сюжет немного сократили.

«Эта опера равно адресована и детям, и взрослым, она о потере и нахождении себя, как в воспитательных романах. Размышляя о Кае, я думаю и о тех сегодняшних подростках с осколками “зеркала зла” в сердцах, которые не знают, что такое любовь, не знают цену жизни, которые безжалостны и беспощадны», – говорит композитор.

История Кая и Герды

В этом спектакле и ребенок, и взрослый найдет то, что ему по душе. Чего стоит одна только проникновенная песня фонарщика (Григорий Чернецов) о том, что самое печальное и опасное — это нелюбовь. Или финальная сцена, где в знак любви и надежды герои держат в руках свечи, а Кай (Савва Хастаев) и Герда (Маргарита Иванова) стоят на коленях — отсылка к христианским мотивам.

Восхищают сказочные декорации — почти настоящее звездное небо, уютный городок, разукрашенные снежными узорами стекла, причудливые ночные деревья. Костюмы артистов продуманы до мелочей: разбойники-олени, совершенно инопланетные тролли, атаманша в нелепом наряде (Дмитрий Лебамба); скромное одеяние Герды и величественное Снежной Королевы (Надежда Сердюк), которая появляется на сцене в традиционных лапландских санях.

Конечно, многое зависит от мастерства исполнителя. Но когда слушаешь Маргариту Иванову, сомнений нет: это и есть та самая Герда — маленькая девочка с отважным сердцем.

В спектакле задействованы не только взрослые, но и дети. Пусть и в эпизодических ролях. Но то, что они появляются на сцене, позволяет добиться эффекта сближения с юной аудиторией.

Зрители, побывавшие на опере 17 декабря, говорили, что воспринимали происходящее очень органично, и просто наслаждались пением артистов, «картинкой» и волшебной музыкой.

История Кая и Герды

«У меня возникло ощущение, что я погрузилась в предпраздничные волшебную стихию и нахожусь где-то внутри происходящего. Не хотелось ничего оценивать, важно было просто наслаждаться музыкой и действием… Правда, все-таки превосходный вокал Маргариты Ивановой я про себя отметила. Посмеялась от души над молчаливым, но комичным Силачом (Валерий Калабухов), с интересом послушала перепалку «рогатых» разбойников-оленей… Понравился и сказочник-фонарщик (Григорий Чернецов)», — пишут благодарные зрители.

История Кая и Герды

«История Кая и Герды» — это спектакль о любви. Это та чудодейственная сила, которая смягчает сердце дикарки-разбойницы (Елена Горло), помогает Герде одержать верх над Снежной Королевой и спасти Кая. И неслучайно это слово, написанное огненными буквами, сменяет на экране холодную «Вечность». Это история о том, что добро всегда побеждает зло. И сказка, которой так не хватает в нашей жизни.

Сейчас самое время отправиться за новогодним настроением в театр. Следующий спектакль состоится 24 декабря, а 30 декабря в ролях Герды и Кая на сцену вновь выйдут Маргарита Иванова и Савва Хастаев.

18 декабря 2017.
Текст: Петр Михайлов, Фотографии: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.