Новогодняя сказка о любви

Злые тролли придумали зеркало, которое делает все доброе и прекрасное безобразным. И вот это зеркало разбито — осколки разлетелись по всему миру. Люди, которым осколок попал в глаза, начинали видеть во всем только дурное. Но страшнее всего было, если кусочек зеркала оказался в сердце — оно превращалось в лед. Однажды два таких осколка ранили друга маленькой Герды — Кая. А вскоре мальчик очутился в царстве Снежной Королевы. Теперь на плечи хрупкой девочки ложится непосильная задача — спасти друга...

История Кая и Герды

Историю о Снежной Королеве вновь показали на старой сцене Мариинского театра 17 декабря. Оперу петербургского классика детской музыки Сергея Баневича по сказке Ганса Кристиана Андерсена впервые представили публике 24 декабря 1980 года в Театре имени Кирова. Она выдержала более сотни представлений, а впоследствии была показана в разных городах России и за границей. В обновленном формате в Мариинском театре премьера состоялась 30 ноября 2016 года.

Режиссер спектакля — Алексей Степанюк (многие зрители помнят и другие его постановки в Мариинском театре — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Рождественская сказка»).

Фабулу «Снежной королевы» перевела на язык оперного либретто поэт Татьяна Калинина. Чтобы спектакль был понятен юной публике (все-таки предполагается, что его смотрят дети с шестилетнего возраста), его сделали более зрелищным, а сюжет немного сократили.

«Эта опера равно адресована и детям, и взрослым, она о потере и нахождении себя, как в воспитательных романах. Размышляя о Кае, я думаю и о тех сегодняшних подростках с осколками “зеркала зла” в сердцах, которые не знают, что такое любовь, не знают цену жизни, которые безжалостны и беспощадны», – говорит композитор.

История Кая и Герды

В этом спектакле и ребенок, и взрослый найдет то, что ему по душе. Чего стоит одна только проникновенная песня фонарщика (Григорий Чернецов) о том, что самое печальное и опасное — это нелюбовь. Или финальная сцена, где в знак любви и надежды герои держат в руках свечи, а Кай (Савва Хастаев) и Герда (Маргарита Иванова) стоят на коленях — отсылка к христианским мотивам.

Восхищают сказочные декорации — почти настоящее звездное небо, уютный городок, разукрашенные снежными узорами стекла, причудливые ночные деревья. Костюмы артистов продуманы до мелочей: разбойники-олени, совершенно инопланетные тролли, атаманша в нелепом наряде (Дмитрий Лебамба); скромное одеяние Герды и величественное Снежной Королевы (Надежда Сердюк), которая появляется на сцене в традиционных лапландских санях.

Конечно, многое зависит от мастерства исполнителя. Но когда слушаешь Маргариту Иванову, сомнений нет: это и есть та самая Герда — маленькая девочка с отважным сердцем.

В спектакле задействованы не только взрослые, но и дети. Пусть и в эпизодических ролях. Но то, что они появляются на сцене, позволяет добиться эффекта сближения с юной аудиторией.

Зрители, побывавшие на опере 17 декабря, говорили, что воспринимали происходящее очень органично, и просто наслаждались пением артистов, «картинкой» и волшебной музыкой.

История Кая и Герды

«У меня возникло ощущение, что я погрузилась в предпраздничные волшебную стихию и нахожусь где-то внутри происходящего. Не хотелось ничего оценивать, важно было просто наслаждаться музыкой и действием… Правда, все-таки превосходный вокал Маргариты Ивановой я про себя отметила. Посмеялась от души над молчаливым, но комичным Силачом (Валерий Калабухов), с интересом послушала перепалку «рогатых» разбойников-оленей… Понравился и сказочник-фонарщик (Григорий Чернецов)», — пишут благодарные зрители.

История Кая и Герды

«История Кая и Герды» — это спектакль о любви. Это та чудодейственная сила, которая смягчает сердце дикарки-разбойницы (Елена Горло), помогает Герде одержать верх над Снежной Королевой и спасти Кая. И неслучайно это слово, написанное огненными буквами, сменяет на экране холодную «Вечность». Это история о том, что добро всегда побеждает зло. И сказка, которой так не хватает в нашей жизни.

Сейчас самое время отправиться за новогодним настроением в театр. Следующий спектакль состоится 24 декабря, а 30 декабря в ролях Герды и Кая на сцену вновь выйдут Маргарита Иванова и Савва Хастаев.

18 декабря 2017.
Текст: Петр Михайлов, Фотографии: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».