Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

спектакль Нора

Режиссер Тимофей Кулябин, в свойственной себе манере, не просто экспериментирует с формой, а исследуют различные способы человеческой коммуникации. Язык глухонемых героев «Трех сестер» (театр «Красный факел») поражал своей эмоциональностью и глубиной. Стремление выйти за границы собственных возможностей и чувств наполняли существование героев. В «Норе» происходит нечто иное: герои намеренно кастрируют свою возможность живого общения, становясь немыми, да и порой глухими. Текст Ибсена (в переработке режиссера) транслируется с проектора, на котором представлены дисплеи телефонов главных героев. Смартфон становится отражением души человека.

Сценографическое пространство спектакля представляет собой пустую авансцену и прозрачную стену, некий аквариум, за которым находятся герои. Для каждого уготовлено свое пространство. Одновременно перед глазами зрителей разворачивается несколько картин: мы видим жизнь героев не в последовательном описании, от сцене к сцене, а созвучии, параллельном течении, а, значит, полном объеме.

спектакль Нора

Персонажи ведут себя в духе современного времени: в основном, пишут друг другу сообщения, иногда поддерживают бытовые диалоги – и зритель слышит отдельные междометия, мелодические напевы, шум разговора – незначащий текст. Лишь в редких случаях герои общаются полноценно, находясь в активном диалоге. Иногда все четверо: Нора, Торвальд, Кристина и Крогстад, общаются друг с другом одновременно. И зритель начинает теряться в этом полифоничном мире, пытаясь сфокусироваться на разных объектах: прочитать перевод (спектакль идет на немецком языке), оценить, как себя ведет отправляющий и принимающий сообщение (что хорошо заметно потому, какие страницы он параллельно просматривает в интернете), проанализировать эмоциональное состояние молчащих и говорящих героев. Иногда, словно в чеховской поэтике, реплики накладываются друг на друга, рождая иронический смысл. Такая перебивка реплик происходит в разговоре между Кристиной и Норой, Норой и Крогстадом. Фраза восхищающейся Кристины «Вот это бенефис!» встраивается в диалог Норы и Крогстада, которого увольняют с работы.

Дисплеи смартфонов несут на себе событийную нагрузку, знакомя зрителей с переосмысленным сюжетом ибсеновской драмы. В спектакле нет доктора Ранка, количество детей главной героини сокращено до двух, но добавлены новые персонажи: знакомые Торвальда и Норы. Четыре персонажа – Нора, Торвальд, Кристина и Крогстад, динамично влияют друг на друга, разрушая выстроенные социальные и личностные преграды.

спектакль Нора

Перед нами раскрывается история женщины, которая живет с оглядкой на мужа, умело используя его слабые стороны. Она соглашается принимать условия игры и ведет в себя в соответствии с желаниями мужа, параллельно проживая другую, тайную жизнь. Нора устает от этого двоемирия, хочет совершить поступок, доказать мужу и окружающим, что она самостоятельная и сильная личность. Что она больше, чем просто «жаворонок», «белочка» и «неаполитанка». Жена и мать хочет выйти за границы данных социальных статусов и стать в первую очередь человеком, имеющим свое собственное представление о жизни и право на выбор.

Торвальд педантичен и зависим от мнения окружающих. Он чувствует себя безупречным, слегка снисходительно относясь к Норе. Он досконально планирует режим дня, плоть до выделения времени для игр с детьми. Торвальд неукоснительно следует своему расписанию и стремится превратить свою жену в идеальную для себя женщину. Для него очень важен внешний образ и социальное положение в обществе. Узнав о тайне Норы, герой впервые теряет самообладание и показывает себя с неожиданной стороны. Для Норы это срывание масок оказывается пуантом: она больше не может жить по старым правилам. Торвальд же, видя благополучный исход дела, возвращается в привычное для себя состояние, не принимая во внимание, что его жена оказалась совершенно другим человеком. Неумение принимать близких такими, какие они есть, жажда перевоспитания окружающих, обезличивает людей и подминает их волю.

спектакль Нора

В отличие от пьесы, Тимофей Кулябин полностью исключил момент пробуждения самосознания у Торвальда, акцентировав внимание на изменении самой Норы. Ее привычное представление о муже растаяло как облако, когда она поняла, насколько эгоистичны и лицемерны его поступки. Умение натягивать маску и жить согласно придуманному образу хорошей семьи, читая сыну книгу на ночь, поощряя женские слабости жены, опираясь на холодную расчетливость – для многих вполне узнаваемая картина жизни. Этот образ транслируется из социальных сетей и кинофильмов, являясь определенным каноном для подражания. Но зачастую за ним не кроется ничего, кроме стремления соответствовать выдуманным идеалам.

Постоянное вытеснение настоящего, живого общения мультимедийной реальностью, рождает неприятный осадок. В спектакле герои мало общаются лично, режиссер создает такие условия, в которых они вынуждены переписываться, разводя персонажей по разным локациям. Они очень мало проводят времени вместе, не успевая встроить личное общение в динамичный ход жизни. То же происходит и в нашем мире.

спектакль Нора

Когда локации меняются, происходит затемнение, и зритель окунается в тревожащую пустоту, наполненную музыкой. Именно в этот момент метафора «кукольного дома» становится осязаемой: за стеклом рождаются картины жизни человека, препарируется его душа. Театр превращается в пространство анализа человеческой личности, артисты — в марионеток, вынужденных открываться, а зрители — студентов, пришедших на практику.

Артисты театра Шаушпильхаус поставлены перед тяжелой задачей: они не могут проговорить текст и выразить голосом свои эмоции, все время должны находиться в сцепке с транслирующимися на экранах словами, проживать главные события внутри. Общение с внешней средой – друзьями на костюмированном вечере, девушками на танцевальном занятии, сотрудниками в банке – происходит мельком и вскользь, в это время все внимание приковано к телефону и коммуникации с главными людьми. Лишь несколько самых главных диалогов звучат полноценно: признание Кристины Крогстаду и срывание маски Торвальда перед Норой. Именно в этих сценах люди искренно открываются друг другу, приближаясь к главному.

спектакль Нора

В прощальной сцене Нора и Торвальд вновь общаются по телефону, дабы не тревожить своего маленького сына. Это последнее следование этикету и внешней форме, на которое решается Нора. Она пишет последнее «прощай» и выключает свой телефон, отрезая все возможные путь к воссоединяю. Ее смартфон – связующее звено с Торвальдом. Нора совершает своеобразное отречение от прежней жизни, прощаясь со всем тем, что дорого. Телефон как микрокосмос, в который был тщательно встроен образ Норы, остается в прошлом. Героиня идет в новую жизнь.

Прекрасна деталь – ребенок тоже становится одним из тех, кто вписывается в номофобное пространство – он получает в подарок от отца телефон. Номофобия становится формой защиты от окружающего мира, способом побороть отсутствие коммуникабельности между людьми и заполнить пустоту отношений.

Тема обезличивания человека, поднятая Ибсеном в конце девятнадцатого века, получила спустя два столетия совершенно иной виток развития. Виртуальное общение усилило маскарадность человеческой жизни. Одиночество человека и постоянное влияние среды на личность, отсутствие возможности побыть собой, стремление играть приписываемые другими роли – извечный недуг глобального характера. С малых лет насильственное включение в виртуальное пространство уменьшает связь человека с реальным миром, заставляя постоянно находится в ощущении мнимой близости с людьми, за которой стоит пустота и безразличие. Только от самого человека зависит появление осознанного отношения к жизни: умение побороть страх стать собой – панацея от катастрофы одиночества.

ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

1 июня 2019.
Текст: Елизавета Ронгинская. Фото: Наталья Кореновская.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!