«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

20 лет после Войны

Город на Неве и так растворяет в своей красоте все плохое, делая из химер обычных обитателей коммунальных квартир — порой даже вполне очаровательных. Но в «Ночь музеев» северная Венеция увлекает в свой омут настолько глубоко, что трудно предугадать, чем это может закончиться… Хотя нет ничего страшного, когда ночи светлы и непродолжительны!

Грозные «Тополя» и очередь в субтропики

Более 13 тысяч гостей пришли в Артиллерийский музей неподалеку от Петропавловской крепости. Там проходили экскурсии, раскрывающие секреты превращения железа в сталь клинка, а олова и меди – в оружейный металл. Под открытым небом развернулись военно-исторические лагеря от эпохи Древнего Рима и до войны в Афганистане. Всю ночь работали выставки образцов вооружения разных стран и эпох, проходили реконструкции сражений. Был открыт внутренний двор, обычно закрытый для гостей — там стоят «Тополи», грозное оружие двадцать первого века.

Ночь музеев - артиллерийский

Ботанический сад имени Петра Великого на Петроградской стороне за ночь посетили более 15 тысяч человек. Очередь растянулась по улице Попова. Желающим предлагалось два маршрута, и выбрать можно было только один. Несмотря на то, что внутрь пропускали только маленькими группами, оранжереи были наполнены людьми. Теснота прогулки под стеклянной крышей компенсировалась музыкой в исполнении двух оркестров снаружи. Для посетителей были открыты субтропики — четыре оранжереи, посвященные царству растений из Австралии, Новой Зеландии, Америки, Азии и Африки.

Ночь музеев - артиллерийский

В Ботаническом саду также проходили увлекательные квесты по экспозициям открытого грунта и мастер-классы для всей семьи. Детей развлекали фокусники, выдувающие гигантские мыльные пузыри.

Ночь музеев - Ботанический сад

Сэлфи с белым медведем

На входе в Музей Арктики и Антарктики (улица Марата, 24А) каждому посетителю выдавали стикер с номером и предлагали наклеить его на соответствующее место в панно. Это коллективный пазл — к концу ночи должно было получиться северное сияние.

музарктики_антарктики_1 (1)

В музее были открыты все экспозиции. Особой популярностью пользовалось чучело белого медведя, с которым то и дело сэлфились гости. Поэтому мордочка у мишки слегка «повытерлась» — будто бы он побрился. Но своего очарования этот герой снежных пустошей не потерял. Кроме него в музее представлены личные вещи полярников и северных жителей, чучела животных, приборы, одежда макеты кораблей и техники, а также самый настоящий самолет, парящий над выставочным пространством.

музарктики_антарктики_1 (2)

Почти все активности в музее были связаны в эту ночь с культурой народов севера – чукчей и эскимосов. Их представители пели, танцевали, рассказывали о своей истории и учили детей создавать традиционные повязки на голову.

музартики_антарктики (3)

На выставке декоративно-прикладного искусства Чукотского автономного округа все экспонаты можно было потрогать руками. Посетители поражались, сколько всего, оказывается, можно сделать из кости моржа или кита. Все очень красиво, но животных все-таки жалко.

музартики_антарктики (4)

Анна Павлова и твари из бездны

Arts Square Gallery (Итальянская улица, 5) подготовил для посетителей путешествие на дно Марианской впадины. Стимулом для создания проекта Deep Space, состоящего из картин и медиа-инсталляций, послужили съемки, проведенные в бездне Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США в 2016 году.

arts_square_gallery (3)

В основном зале представлена серия медиа-картин. Запечатленные на них загадочные существа и невиданные растения ожили благодаря анимации, которая транслировалась на полотна проекторами. Смотреть на них можно бесконечно — как на гипножабу мультфильма «Футурама». И вообще казалось, что многие представители глубинной живности — это ее родственники.

arts_square_gallery (4)

В другом помещении любой желающий мог надеть пуанты и встать в первую или пятую позицию у станка в зеркальной комнате Анны Павловой. Для неподготовленного человека сделать это зачастую оказывалось сложно. Там же были представлены и другие вещи, напоминающие о легендарной балерине. Эта экспозиция неслучайна — пространство Arts Square Gallery находится в здании, где жила Павлова.

arts_square_gallery (5)

Царство мертвых по пути в «Пушкинград»

Великий русский певец Федор Шаляпин считал, что «искусство вечно». И в этом убедились гости Некрополя (площадь Александра Невского, 1Б) у Александро-Невской лавры. Здесь покоятся выдающиеся деятели отечественной и мировой культуры: Чайковский, Достоевский, Глинка, Мусоргский, Карамзин, Жуковский, Куинджи, Кустодиев, Товстоногов, Сперанский и многие другие.

Ночь музеев - Некрополь

Посетителям рассказали о творчестве деятелей русской культуры, нашедших там упокоение. Мим-мечтатель дарил подарки, состоялся поэтический open-air, а также игра «В поисках потерянных элементов». Можно было побывать на могилах людей, сыгравших важную роль в жизни Пушкина, и послушать увлекательный рассказ экскурсовода. А для того, чтобы не было слишком страшно, играл квартет флейтистов.

Ночь музеев - Некрополь

Неподалеку от Некрополя, который входит в состав Музея городской скульптуры, находится Новый выставочный зал того же музея. Там тема поэзии и великого Пушкина продолжилась экспозицией «Пушкинград». Она демонстрирует, как скульпторы и художники-графики воплощали образ гения русской литературы. На выставке можно было влиться в экскурсию, принять участие в мастер-классе по актерскому мастерству, переняв опыт вживания в произведения скульптуры. Попробовать себя в качестве художника на мастер-классе по смешиванию цвета в технике флюид-арт (абстрактная живопись жидким акрилом) или посмотреть спектакль-пантомиму «О скульптуре».

Рогатый транспорт

Об эволюции городского электрического транспорта можно было узнать в посвященном ему городском музее (Средний проспект Васильевского острова, 77). Экскурсия началась с поездки на трамвае 1933 года выпуска — этот «рогатый транспорт» дьявольски трясется и угрожающе скрипит. Если сидячих мест не осталось, то нужно обязательно ухватиться за что-нибудь, иначе велик шанс упасть на пол. Кстати, пол в этом трамвае тоже непростой – деревянный и с рейками, чтобы стекали грязь, вода и мокрый снег. Водитель – а в то время на этой должности работали в основном женщины – переходил из одного вагона в другой, когда трамвай подъезжал к конечной остановке. Как в песне «Земфиры» он двигался в то время не по кругу, а «от края до края».

музей_городского_электрического_транспорта (2)

Самый древний экспонат в музее – это предок трамвая, конка, запряженная лошадьми. Она была медленной и неповоротливой, как и подобает «динозавру». При движении на мост лошадиных сил не хватало, и в конку впрягали, а затем распрягали, дополнительное животное.

музей_городского_электрического_транспорта (3)

Любопытно, что в первых трамваях главным лицом был кондуктор. Водитель просто отвечал за движение, а вот кондуктор следил, чтобы в салоне никто не плевал и не мусорил – в то время это было огромным новшеством. Кондуктор же взимал с пассажиров плату – разную, в зависимости от того, в какой зоне транспорта они хотели разместиться. Да-да, в дореволюционных трамваях можно было поехать «первым классом».

музей_городского_электрического_транспорта (4)

У каждого трамвая было свое народное имя. К примеру, по улицам Ленинграда в разное время ходили «Брешки», «Американки», «Слоны» и «Стиляги». Последний из упомянутых «рогатых» появился в 1957 году. В нем уже не было реек на полу, который стали покрывать искусственным каучуком, поэтому тонкие каблуки, вошедшие в то время в моду, ломались не так часто, как могли бы. А еще, как доподлинно установил корреспондент «Петербургского авангарда» именно в этом трамвае были самые комфортные и мягкие сиденья – не чета дореволюционным или современным.

музей_городского_электрического_транспорта (7)

Ленинградский быт 1960-х

Молодой частный музей «XX лет после Войны» (4-я линия В.О., 19, квартира 11) расположен в бывшей коммуналке, на пятом этаже жилого дома. Пока гости поднимались по лестнице, их ждали станции квеста, посвященного жизни обычных граждан нашего города – «Периодическая система элементов повседневности». Каждому участнику выдавался путевой лист, в который он должен был вписать особо поразившие его предметы и факты из прошлого. На первой станции у корреспондента «Петербургского авангарда» такой вещью оказался рубель – деревянный девайс, позволяющий постирать и погладить без утюга вещи. Кстати, некоторые использовали его еще и как музыкальный инструмент. Здесь же можно было оставить креативное послание соседям на доске объявлений.

20_лет_после_войны (2)

Первое, что слышал посетитель, поднявшись выше – суровая фраза «Кто не работает, тот не ест». После этого можно было ознакомиться с содержанием статьи за тунеядство, а также подержать в руках незаменимую вещь в жизни каждого советского инженера – выпрямитель галстука. Это простое, но хитроумное приспособление могло бы с успехом продаваться в современных магазинах одежды.

20_лет_после_войны (3)

Третий этаж был отведен советскому магазину. Здесь проходил мастер-класс обучения работы на счетах, вызывающих недоумение у многих представителей молодежи. Советская коляска-трансформер могла бы дать фору многим современным конструкциям для перевозки детей – как по дизайну, так и по количеству продуктов, которые в ней помещались.

20_лет_после_войны (4)

Четвертый этаж – это школа 1930-х годов ХХ века. Из эпохи немного выбивается, но все равно очень интересно. Любой желающий мог оказаться на месте первоклашки и попробовать вывести красивые буковки из прописи, изданной в те годы. Еще можно было сфотографироваться в стиле картины «Переэкзаменовка» от автора всенародно любимого полотна «Опять двойка» Федора Решетникова.

20_лет_после_войны (5)

На пятом этаже находится сам музей. В его мемориальной комнате представлена живая картина – молодая портниха шьет платья на заказ. Все здесь воссоздано до мельчайших деталей – смотришь и веришь, что на дворе 1958 год. Иногда героиня общалась со зрителями, рассказывая им о времени, в котором живет, и показывая некоторые вещи вблизи. Представительниц прекрасно пола особенно интересовал журнал мод.

20_лет_после_войны (6)

«Стимулом к созданию музея стала моя ностальгия по детству. Сначала я собирала советский фарфор, и уже потом переключилась на коллекционирование других предметов. Никакой другой фарфор в мире не прославлял так женщин-работниц как наш. А ведь именно они поднимали страну после войны», — рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» учредитель музея Наталья Баландина.

20_лет_после_войны (7)

В главном помещении представлена выставка мелочей, без которых советская послевоенная эпоха была бы немыслима: статуэтки пионеров, балерин, клоунов, рабочих, опасная бритва, зубной порошок, фотоаппарат «Смена», подстаканники, вазы. Музей маленький, но очень живой и уютный.

Ночной театр

Театр имени Комиссаржевской (Итальянская улица, 19) впервые принимал участие в акции, и надо сказать — дебют удался.

театр_комиссаржевской (1)

В программе «Театральные тайны» нашлось место для небольшого, но эффектного представления — труппа в сопровождении живого оркестра провела на сцене эстрадную экскурсию по достопримечательностям Северной столицы.

театр_комиссаржевской (2)театр_комиссаржевской (2)

Проводником по театру стал артист Константин Демидов. Он не только рассказал о его истории, но и поделился с участниками секретами своей профессии. Отношение к акции «Ночь музеев» у него особое.

театр_комиссаржевской (3)

«Я снимался у Сокурова в фильме «Ковчег», который был снят одним кадром в Эрмитаже. В тот раз энергетика ночного культурного места просто потрясла меня, и я стараюсь каждый год участвовать в этой акции», — отметил Демидов.

театр_комиссаржевской (6)

Гости театра могли перевоплотиться в персонажей известных и не очень пьес, благодаря помощи костюмеров, и сделать фото на память.

театр_комиссаржевской (7)

Машина по созданию шума ветра привлекала внимание не только детей, но и взрослых. Восковая фигура актера Ивана Краско, одетая в сценический костюм, также оказалась весьма востребованной.

театр_комиссаржевской (10)

Мир воды

Территория музейного комплекса «Вселенная воды» (Шпалерная улица, 56) и в обычное время выглядит неординарно, а во время акции она и вовсе превратилась в площадку почти фестивальную. На свежем воздухе у фонтанов грациозно двигались живые скульптуры, рядом проходило дефиле моделей в образах фантастических существ.

водоканал.вселенная воды (1)

Кавер-группа исполняла популярные песни разных лет, объединенные общей и ожидаемой темой – вода. В просторном кафе комплекса можно было утолить голод ночных путников по городу-музею.

водоканал.вселенная воды (2)

Гости могли на выбор посетить одну из постоянных экспозиций музея – мультимедийную экспозицию, находящуюся в подвале одного из зданий, либо подняться на знаменитую водонапорную башню, в которой тоже было на что посмотреть.

водоканал.вселенная воды (3)

Одним из экскурсоводов по мультимедийной выставке стал симпатичный робот Всеволод, рассказавший о зарождении жизни в воде. Здесь же можно было полюбоваться на удивительные арт-объекты.

водоканал.вселенная воды (4)

Оба путешествия были яркими и запоминающимися, правда на вершине башни ждал дополнительный бонус – возможность полюбоваться панорамным видом на ночной Петербург и сделать фото на память.

водоканал.вселенная воды (7)

Единственный минус – это огромная очередь на вход в комплекс. Однако те, кто отважился ее выстоять, были вознаграждены сполна. Важным дополнением мероприятия стала хорошая погода – воде в виде дождя точно никто не был бы рад.

водоканал.вселенная воды (14)

Психологи и космонавты

Военно-медицинский музей (Лазаретный переулок, 2) подготовил насыщенную программу: опытные инструкторы рассказывали, что делать в экстремальных ситуациях, как устроена пожарная машина и реанимобиль, раскрывали секреты алхимии и фармацевтики.

Ночь музеев - военно-медицинский

В музее можно было сделать селфи в боевой экипировке с оружием, послушать лекции о кинологии, пользе пиявок и анатомическом театре, протестироваться у профессиональных психологов и измерить уровень чувств.

Ночь музеев - военно-медицинский

В Музее космонавтики и ракетных войск (Петропавловская крепость) акция началась во внутреннем дворе с лекций и видеопоказов. Там можно было посмотреть в телескоп на Луну и принять участие в квесте об исследовании спутника Земли.

Ночь музеев - космонавтики

Но самое интересное — это безусловно общение с настоящими космонавтами Павлом Виноградовым и Андреем Борисенко. Они выступили с лекцией и ответили на вопросы слушателей.

Ночь музеев - космонавтики

Кино, рок и Бог

Лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная улица, 8В), прихожанами которой были Фаберже, Брюллов и Пестель, в советское время была кинотеатром «Спартак», в 1990-е годы — рок-клубом и казино, а теперь возрождается после страшного пожара. Это — необычный храм. Здесь проходят концерты, выставки и другие творческие акции.

Ночь музеев - Анненкирхе

В «Ночь музеев» на винтовых лестницах храма сияли звезды и вращались планеты, а опаленные стены стали экранами для видеомэппинга. Каждые 45 минут в стенах Анненкирхе проходил концерт. В течение всей ночи можно было принять участие в квесте.

ТАТЬЯНА ХРУЛЕВА и ДМИТРИЙ ГЛЕБОВ

19 мая 2019.
Текст: Татьяна Хрулева, Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.