Нездоровый символизм «Нашего Театра»

Все-таки перформанс, даже «музыкально-поэтический», — творчество совершенно не предназначенное для широкого круга зрителей. И ни в коем случае не потому, что среди них мало «глубоких» ценителей.

Наш Театр

Человек, желающий пойти в театр, а тем более — открыть для себя новые площадки и жанры, скорее всего, вполне культурно развит, чтобы отличить талантливую неординарность от банального надувательства, предлагающего искать в темноте отсутствующих черных кошек. А неспособная на это публика вообще предпочитает другие развлечения.

Для кого же тогда делается этот странный контент с неудобным названием? Ответ прост: для тех малочисленных поклонников, которые хорошо знают, чего от него ожидать, и идут на такие постановки не ради искусства, а ради собственного тщеславия, возможности поддержать при случае «умную» беседу и иногда просто по знакомству.

Наш Театр

По крайней мере, именно такое впечатление производит публика в Арт-подвале на проспекте Добролюбова — одной из площадок труппы «Нашего Театра».

Этот театр начал свою историю осенью 2000 года, благодаря выпускникам СПбГАТИ из класса профессора В. Петрова. Все эти годы художественным руководителем труппы остается Лев Стукалов, ученик Георгия Товстоногова, постановщик многих спектаклей в Театре драмы и комедии на Литейном, Молодежном театре, Театре Комедии имени Акимова, театре имени Веры Комиссаржевской, Учебном театре Академии театрального искусства.

Наш Театр

В репертуаре «Нашего Театра» можно увидеть как традиционные пьесы, так и различные эксперименты: мистерия, фарс, клоунада, сценическая фантазия, мюзикл и уже упомянутый музыкально-поэтический перформанс. Театр успел завоевать множество наград и номинаций на известных конкурсах — «Золотой софит», международный фестиваль «Добрый театр», фестиваль «Рождественский парад».

Но ни один театр не обходится без откровенных неудач, и в случае «Нашего Театра» ею стал перформанс «Поэзия Серебряного века», который можно увидеть на сцене Арт-подвала.

Наш Театр

Вся обстановка этого забавного уголка во дворе-колодце на Петроградской стороне пропитана домашним, каким-то свойским духом и производит куда более благоприятное впечатление, чем действие на сцене. Камерная экспозиция художницы Татьяны Рубановой, по совместительству супруги местного музыканта Николая Рубанова, любовно скомпонованный натюрморт из винтажных предметов, старенький магнитофон, обычная кухня, где каждый посетитель может налить себе чаю или кофе, — все это почти никого из пришедших на огонек не удивляет, что свидетельствует о том, что в основном собрались «свои люди», вероятно, друзья или близкие. Порой встречаются и щедрые гости, выставляющие для всех бутылку шампанского.

Наш Театр

Но вот у людей неподготовленных то, что произойдет дальше, может вызвать желание покинуть гостеприимный подвал раньше времени, если, конечно, они не журналисты-обозреватели. И, к слову, некоторые так и поступают.

«Наш Театр» откровенно позиционирует себя как театр-настроение, для которого важна не сюжетная линия, а эмоции, образы и окраски, как для джаза и блюза. Давно замечено, что под такой формулировкой можно просто прятать неумение рассказать что-то содержательное и интересное, но в данном случае отсутствие сюжета еще полбеды.

Наш Театр

Самое плохое труппа продемонстрировала тогда, когда взялась экспериментировать с поэзией Серебряного века, для которой сюжет тоже никогда не был главным. Одноименный перформанс показал, что скука, претенциозность и изобразительная скудость способны испортить любой материал и что хранить тайну и напускать на себя таинственный вид — принципиально разные вещи.

И беда уж точно не в отсутствии диалогов — любой номер из «Ледникового периода» на Первом канале, состоящий только из катания, звуков и декораций, был на порядок содержательнее данной пьесы, которая идет гораздо дольше.

Наш Театр

Собственно, держится она на передвижениях трех актеров по сцене под зачитывание артисткой Ольгой Павловой стихотворений Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина, Набокова, Анненского, Брюсова и что удивило — Арсения Тарковского, который с Серебряным веком был связан только тем, что мальчиком посещал поэтические вечера символистов. Похоже, что вычурность слога и мутность содержания для постановщика оказалась важнее культурной и исторической точности, и это сказалось на всем.

Наш Театр

Ведь что мы знаем об искусстве Серебряного века? Это эпоха столкновения мыслей, чувств и этапов истории и культуры, переоценки и сомнения, тайны и познания, контакта с мировой культурой, можно сказать — первых шагов к глобализации в лучшем ее виде, когда творцы стремились к высоким планкам, а не гнули всех под низкие. И конечно же, это время тревожного ощущения грядущей катастрофы, которое приобретало все более явственные очертания от произведения к произведению. Не случайно эти новаторы действовали на публику неоднозначно: кого-то смущал пессимистический настрой, а кого-то раздражали европеизированные манеры, тяготеющие к модерну и бросающие вызов традициям — одна любовь Зинаиды Гиппиус к брюкам чего стоила…

Наш Театр

Можно как угодно относиться к странным текстам, унынию декадентов и причудам именитых мастеров — к примеру, Александр Бенуа мог пригласить к себе на ужин саму императрицу Елизавету Петровну. Но нельзя не принять во внимание, что именно творчество этих чудаков стало толчком для знаменитых Дягилевских сезонов, открывших Западной Европе имена превосходных артистов, композиторов и художников сцены и сделавших тех настоящими мировыми звездами своей эпохи.

Новая культура говорила на языке образов, символов, мистицизма и вопросов мироздания, философии и космоса, причем поэты, поневоле ставшие соавторами «Нашего Театра», говорили еще и на утонченном и высоком русском языке. И такой же тонкости они были бы вправе требовать от всех, кто решил как-то воплотить этот материал.

Наш Театр

Но авторы перформанса пошли иным путем. Если рассмотреть их изобразительный язык, может показаться, что они и вовсе перепутали Серебряный век с авангардом и должны были читать нечто вроде легендарного «Дыр бул щыл», принадлежащего перу Алексея Крученых — основателя «заумного языка». Вместо обещанной «живой музыки» — невнятный гул, вместо пластики — конвульсии, вместо игры — гримасы. И заявленного «настроения» тоже в итоге не получается.

Надо отдать должное: что-то от символизма и декаданса во всей этой какофонии угадывается — белые наряды юношества меняются, очевидно, на алый цвет страстей и конфликтов, а затем — на черный, символизирующий увядание и потери, мистику нагнетают маски и зеркала, отсылки к балам и корриде, зловещие звуки.

Наш Театр

Но это все обрывки, никак не складывающиеся в цельную картину, которой, впрочем, вряд ли возможно было добиться в перформансе. Это тот жанр, который предполагает только самопрезентацию и самолюбование автора, но никак не рассказ о том, что заявлено в теме и названии.

Поэтому если кого-то сбили с толку слова «музыкально-поэтический» и он ожидает увидеть в Арт-подвале мюзикл, моноспектакль или литературно-творческий вечер, то следует иметь в виду: ничего подобного не будет. Перформанс есть перформанс, и под него с равным успехом можно зачитывать любой текст. И если вы просто любите поэзию Серебряного века, вам точно лучше еще раз ее перечитать.

Наш Театр

26 сентября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.