Нездоровый символизм «Нашего Театра»

Все-таки перформанс, даже «музыкально-поэтический», — творчество совершенно не предназначенное для широкого круга зрителей. И ни в коем случае не потому, что среди них мало «глубоких» ценителей.

Наш Театр

Человек, желающий пойти в театр, а тем более — открыть для себя новые площадки и жанры, скорее всего, вполне культурно развит, чтобы отличить талантливую неординарность от банального надувательства, предлагающего искать в темноте отсутствующих черных кошек. А неспособная на это публика вообще предпочитает другие развлечения.

Для кого же тогда делается этот странный контент с неудобным названием? Ответ прост: для тех малочисленных поклонников, которые хорошо знают, чего от него ожидать, и идут на такие постановки не ради искусства, а ради собственного тщеславия, возможности поддержать при случае «умную» беседу и иногда просто по знакомству.

Наш Театр

По крайней мере, именно такое впечатление производит публика в Арт-подвале на проспекте Добролюбова — одной из площадок труппы «Нашего Театра».

Этот театр начал свою историю осенью 2000 года, благодаря выпускникам СПбГАТИ из класса профессора В. Петрова. Все эти годы художественным руководителем труппы остается Лев Стукалов, ученик Георгия Товстоногова, постановщик многих спектаклей в Театре драмы и комедии на Литейном, Молодежном театре, Театре Комедии имени Акимова, театре имени Веры Комиссаржевской, Учебном театре Академии театрального искусства.

Наш Театр

В репертуаре «Нашего Театра» можно увидеть как традиционные пьесы, так и различные эксперименты: мистерия, фарс, клоунада, сценическая фантазия, мюзикл и уже упомянутый музыкально-поэтический перформанс. Театр успел завоевать множество наград и номинаций на известных конкурсах — «Золотой софит», международный фестиваль «Добрый театр», фестиваль «Рождественский парад».

Но ни один театр не обходится без откровенных неудач, и в случае «Нашего Театра» ею стал перформанс «Поэзия Серебряного века», который можно увидеть на сцене Арт-подвала.

Наш Театр

Вся обстановка этого забавного уголка во дворе-колодце на Петроградской стороне пропитана домашним, каким-то свойским духом и производит куда более благоприятное впечатление, чем действие на сцене. Камерная экспозиция художницы Татьяны Рубановой, по совместительству супруги местного музыканта Николая Рубанова, любовно скомпонованный натюрморт из винтажных предметов, старенький магнитофон, обычная кухня, где каждый посетитель может налить себе чаю или кофе, — все это почти никого из пришедших на огонек не удивляет, что свидетельствует о том, что в основном собрались «свои люди», вероятно, друзья или близкие. Порой встречаются и щедрые гости, выставляющие для всех бутылку шампанского.

Наш Театр

Но вот у людей неподготовленных то, что произойдет дальше, может вызвать желание покинуть гостеприимный подвал раньше времени, если, конечно, они не журналисты-обозреватели. И, к слову, некоторые так и поступают.

«Наш Театр» откровенно позиционирует себя как театр-настроение, для которого важна не сюжетная линия, а эмоции, образы и окраски, как для джаза и блюза. Давно замечено, что под такой формулировкой можно просто прятать неумение рассказать что-то содержательное и интересное, но в данном случае отсутствие сюжета еще полбеды.

Наш Театр

Самое плохое труппа продемонстрировала тогда, когда взялась экспериментировать с поэзией Серебряного века, для которой сюжет тоже никогда не был главным. Одноименный перформанс показал, что скука, претенциозность и изобразительная скудость способны испортить любой материал и что хранить тайну и напускать на себя таинственный вид — принципиально разные вещи.

И беда уж точно не в отсутствии диалогов — любой номер из «Ледникового периода» на Первом канале, состоящий только из катания, звуков и декораций, был на порядок содержательнее данной пьесы, которая идет гораздо дольше.

Наш Театр

Собственно, держится она на передвижениях трех актеров по сцене под зачитывание артисткой Ольгой Павловой стихотворений Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина, Набокова, Анненского, Брюсова и что удивило — Арсения Тарковского, который с Серебряным веком был связан только тем, что мальчиком посещал поэтические вечера символистов. Похоже, что вычурность слога и мутность содержания для постановщика оказалась важнее культурной и исторической точности, и это сказалось на всем.

Наш Театр

Ведь что мы знаем об искусстве Серебряного века? Это эпоха столкновения мыслей, чувств и этапов истории и культуры, переоценки и сомнения, тайны и познания, контакта с мировой культурой, можно сказать — первых шагов к глобализации в лучшем ее виде, когда творцы стремились к высоким планкам, а не гнули всех под низкие. И конечно же, это время тревожного ощущения грядущей катастрофы, которое приобретало все более явственные очертания от произведения к произведению. Не случайно эти новаторы действовали на публику неоднозначно: кого-то смущал пессимистический настрой, а кого-то раздражали европеизированные манеры, тяготеющие к модерну и бросающие вызов традициям — одна любовь Зинаиды Гиппиус к брюкам чего стоила…

Наш Театр

Можно как угодно относиться к странным текстам, унынию декадентов и причудам именитых мастеров — к примеру, Александр Бенуа мог пригласить к себе на ужин саму императрицу Елизавету Петровну. Но нельзя не принять во внимание, что именно творчество этих чудаков стало толчком для знаменитых Дягилевских сезонов, открывших Западной Европе имена превосходных артистов, композиторов и художников сцены и сделавших тех настоящими мировыми звездами своей эпохи.

Новая культура говорила на языке образов, символов, мистицизма и вопросов мироздания, философии и космоса, причем поэты, поневоле ставшие соавторами «Нашего Театра», говорили еще и на утонченном и высоком русском языке. И такой же тонкости они были бы вправе требовать от всех, кто решил как-то воплотить этот материал.

Наш Театр

Но авторы перформанса пошли иным путем. Если рассмотреть их изобразительный язык, может показаться, что они и вовсе перепутали Серебряный век с авангардом и должны были читать нечто вроде легендарного «Дыр бул щыл», принадлежащего перу Алексея Крученых — основателя «заумного языка». Вместо обещанной «живой музыки» — невнятный гул, вместо пластики — конвульсии, вместо игры — гримасы. И заявленного «настроения» тоже в итоге не получается.

Надо отдать должное: что-то от символизма и декаданса во всей этой какофонии угадывается — белые наряды юношества меняются, очевидно, на алый цвет страстей и конфликтов, а затем — на черный, символизирующий увядание и потери, мистику нагнетают маски и зеркала, отсылки к балам и корриде, зловещие звуки.

Наш Театр

Но это все обрывки, никак не складывающиеся в цельную картину, которой, впрочем, вряд ли возможно было добиться в перформансе. Это тот жанр, который предполагает только самопрезентацию и самолюбование автора, но никак не рассказ о том, что заявлено в теме и названии.

Поэтому если кого-то сбили с толку слова «музыкально-поэтический» и он ожидает увидеть в Арт-подвале мюзикл, моноспектакль или литературно-творческий вечер, то следует иметь в виду: ничего подобного не будет. Перформанс есть перформанс, и под него с равным успехом можно зачитывать любой текст. И если вы просто любите поэзию Серебряного века, вам точно лучше еще раз ее перечитать.

Наш Театр

26 сентября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.