Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и... что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Совсем недавно в шкатулку камерной сцены Молодежки добавилось еще одно сокровище — спектакль по пьесе Жан Ануя «Нас обвенчает прилив…». Великий поэт сцены в последнее время стал очень популярным в России, и особенно — в Санкт-Петербурге, где с его гением хорошо совпало режиссерское видение Семена Спивака и Марии Мирош, как удачно найденная рифма.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Жан Ануй без труда переписывал великие сюжеты, обращаясь к Софоклу или Шекспиру и предельно усложняя задачу для их героев. Ануй извлекает давно известных персонажей из высокой трагедии и помещает в жизнь обыкновенных людей со свойственными ей бардаком, скукой и отсутствием средств к существованию. А это — испытание не для слабых, хотя с первого взгляда понять, кто слаб и кто силен в произведениях Ануя, не всегда удается…

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Пьеса «Нас обвенчает прилив…», которая больше известна как «Ромео и Жанетта» — практически парафраз «Ромео и Джульетты» Шекспира. Как известно, шекспировский герой прежде, чем влюбиться в свою Джульетту, воспылал страстью к ее кузине — Розалине, давшей обет безбрачия. И Жан Ануй сохраняет эту линию, но как истинный гений наполняет свой рисунок новыми смыслами и чувствами.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Не обошлось и без кровавой жертвы, которая едва не привела к изгнанию нового «Ромео», Фредерика (актер Константин Дунаевский), вместе с его двумя дамами — невестой Юлией (актриса Василина Кириллова) и Матерью (актриса Алла Одинг). И если у Шекспира это была смерть двоюродного брата Джульетты, которого убил Ромео, то у Ануя Мать «зверски» убивает… петуха по имени Леон, любимого цыпленка Жанетты (Эмилия Спивак). Только море помешало и Фредерику, и его Матери покинуть этот безалаберный, но родной для Юлии дом, в котором живут ее Отец (Константин Воробьев), брат Люсьен (Сергей Яценюк) и несносная сестра Жанетта, дом, в котором для того, чтобы встретить гостей, не нашлось ни еды, ни вина, дом, куда на свою беду Юлия привезла респектабельного жениха и его Мать, чтобы познакомить с родственниками…

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Похороны цыпленка — одна из самых смешных сцен спектакля, в которой слезы проступают сквозь смех, как при воспоминании о первом детском разочаровании, трогательном и наивном. Такова Жанетта — не утратившая свою искренность, непосредственность, детскость, но нарастившая цинизм как броню, защищающую то, что ей дорого.

Жанетта предстает перед респектабельными гостями в экстравагантных обносках (художник по костюмам Ирина Чередникова) под прекрасную «Песню Орфея», неся подсолнухи — как будто эти роскошные цветы могут спасти положение. В родном доме со вкусом одетую и причесанную Юлию (полная противоположность Жанетты) никто не ждал — ее встретили вечный бардак и обычная нищета, от которой она так удачно планирует избавиться благодаря своему жениху.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Но «Песня Орфея» и подсолнухи уже заворожили Фредерика: «Солнце каждый день будет сиять,/Мир каждый день будет слышать/Песню о любви,/Потому что ты будешь со мной,/Всегда со мной./Я обо всем могу мечтать,/Я на все могу надеяться/С тех пор, как ты со мной». Эта песня, звучащая, скорее, в душе «Ромео», прекрасно рифмуется с другой пьесой Ануя — «Эвридика». Она об убийственном любопытстве мужчин, погубившем прекрасную жену Орфея и заставляющем лгать влюбленных женщин. Именно поэтому Жанетте ближе «Кармен» в исполнении Эдит Пиаф. Жанетта «включает» свой цинизм — свою Кармен — когда ее загоняют в угол вопросы возлюбленного, когда некуда деваться от обвинений брата в измене. И ведь она все понимает, но не может иначе. Потому что нищета заставила ее встречаться с богатым и нелюбимым человеком, а в этом невыносимо признаться тому, кого любишь, поскольку он самый благородный и честный человек на свете.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Поэзия их отношений выливается в гармоничный ритмический диалог огненных волос Жанетты и языков огня в очаге сторожки, где возлюбленные уединяются от всех за стенами дождя. Пламя разгорается, как страсть Фредерика и Жанетты, а море то бушует, то отступает, сопровождая каждое событие и каждое слово главных героев. Волны буквально льются в огромные окна дома, невольно напоминая разумный Океан с планеты Солярис. В истории Жанетты и Фредерика море — еще один действующий персонаж (художник-постановщик Александр Орлов). Но поэма с участием волн заканчивается там, где на первый план выходят свадебное платье и фата — свидетельство недавнего романа Жанетты, в котором она, как и Юлия, захотела вырваться из нищеты.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Фредерик абсолютно честно предает свою скучную и правильную невесту, но для Жанетты и эта жертва, и ее прошлое, в котором она предала себя, невозможны и невыносимы. Она лжет и изворачивается, теряя возлюбленного.

И после этого вроде бы все приходит в норму, океан демонстрирует ровный штиль и вообще исчезает: Фредерик возвращается к Юлии, а Жанетта одевается в брачный наряд, как в кандалы. Но к сожалению, когда из жизни изгоняется любовь, людям ничего не остается, кроме пошлости. И хорошо, если спасение можно найти, уйдя в свежие морские волны…

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Финал остается открытым — зритель не видит смерти героев, хотя по тому, что говорят Отец и Люсьен, можно догадаться, что именно происходит в волнах прилива с Жанеттой и Фредериком. Но надежда на Любовь — спасительную и могущественную — все-таки остается. Потому что на излучаемый ею свет буквально нанизана каждая сцена в этом спектакле, полном юмора пополам с горечью, как и полагается хорошей поэзии. Как говорит Семен Спивак, спектакль всегда должен оставлять зрителю Надежду, и он оставляет.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Ближайшие дни, когда можно увидеть спектакль «Нас обвенчает прилив…» на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке, — 13, 14, 26 и 27 апреля.

7 апреля 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.