На теплоходе к «Музейному Олимпу»

Около месяца осталось до церемония награждения лауреатов конкурса «Музейный Олимп» в Санкт-Петербурге. Торжество будет проходить 9 ноября в Военно-Морском музее, который был признан в 2016 году «Музеем года». В этом году в конкурсе «Музейный Олимп» принимает участие 31 музей, в том числе — семь федеральных, четыре музея федеральных ведомств, 14 городских, 5 муниципальных и один музей Ленинградской области. Лучшие проекты этих учреждений были представлены на борту «Музейного теплохода», которым стал «Константин Симонов» круизной компании «Водоходъ».

Музейный теплоход

Плавание-семинар проходило с 21 по 25 сентября: воды Невы, Свири, Ладоги и Онеги поочередно окружали гостеприимный теплоход, проследовавший к Валааму, а затем — к Петрозаводску и Верхним Мандрогам. «Константин Симонов» принял на борт более двухсот сотрудников петербургских музеев.

Традиция выездных семинаров на «Музейном пароходе» родилась в 2008 году. Тогда же появилась идея «Музейного Олимпа». Инициаторами создания премии и проведения семинара были возглавлявшие в те годы Комитет по культуре Антон Губанков и Василий Панкратов. Теперь семинар стал одним из этапов конкурса: во время путешествия музейные работники представили проекты, попавшие в шорт-лист претендентов на награды в номинациях «Престиж Петербурга», «Музей детям», «Музейная книга», «Музейный неформат», «Выставка года», «Экспозиция года» и «Музей года».

Надо сказать, что в этом году жюри рассмотрело 95 заявок, что стало рекордом за все время проведения конкурса. В шорт-лист были отобраны 17 проектов, которые сотрудники музеев представили на «Музейном пароходе».

Так, на звание «Музея года-2017» претендует Государственный историко-художественный музей-заповедник «Гатчина», который в этом году отмечает 250-летие Гатчинского дворца.

В номинации «Экспозиция года» были представлены проекты «Раскопай историю» от Мемориального музея «Разночинный Петербург» и новый музейный комплекс «Дорога жизни», реализованный Центральным военно-морским музеем, победителем прошлогоднего «Музейного Олимпа».

В категорию «Выставка года» вошли: государственный музей-заповедник «Царское Село» с выставкой «Царское Село. 1917. Накануне…», Манеж с проектом «Китайская армия. Выставка современных китайских художников» и Музей Анны Ахматовой с «Метафорой, которая близка…».

«Музейный неформат» показали ГМЗ «Гатчина» с Всероссийским детским творческим конкурсом «Хочу в Гатчину!», ГМЗ «Петергоф» с красочным изданием «Лица Петергофа», в котором представлены все сотрудники музея, включая сантехников и садовников, а также Всероссийский музей Пушкина с интернет-акцией «С днем рождения Пушкин!», в ходе которой в соцсетях поклонники творчества поэта публиковали оригинальные поздравления к его дню рождения.

Музейный теплоход

В ряды «Музейных книг» попал справочник «Система научного описания музейного предмета» в двух томах, подготовленный Российским этнографическим музеем. Это издание вызвало живейший интерес среди всех без исключения музейных работников. Кроме того, были представлены монография «Альберт Бенуа» Екатерины Савиновой, представляющей Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, а также издание из серии «Почтовая открытка из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга».

Живыми и необычными проектами порадовала номинация «Музей детям». Государственный музей городской скульптуры в своем филиале «Мастерская Аникушина» организовал интерактивную выставку «Перевод с Чуковского», которую более чем за полгода посетили 12,5 тысячи человек. Она имела такой успех, что сотрудники музея намерены повторить проект через пять лет.

ГМЗ «Царское Село» представило интерактивные детские программы «Дачные сезоны в Белой башне» — первый опыт проживания детей в музейном пространстве, когда юные посетители музея проводят весь день на территории Царского Села в общении с музейными сотрудниками. А Мемориальный музей «Разночинный Петербург» реализовал проект «Музейные грани», благодаря чему школьники приобретают навыки создания музея и работы с экспонатами.

В категорию «Престиж Петербурга» вошли два претендента: Государственный музей истории религии с выставкой «Искусство, религия, власть. Шедевры из собрания Музея истории религии», которая состоялась в городе Турку (Финляндия), и Государственный Русский музей с проектом «Культурно-выставочные центры Русского музея».

Музейный теплоход

Пожалуй, проект Русского музея можно назвать самым универсальным из всех представленных на конкурсе. И это неудивительно, ведь этот музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев и обладает богатым опытом реализации межмузейных и межрегиональных проектов.

Проект «Культурно-выставочные центры Русского музея» объединяет все направления сотрудничества музея с региональными и зарубежными музейными собраниями на почве выставочной и просветительской деятельности. Структура культурно-выставочного центра сочетает экспозиционно-выставочное пространство, в котором с определенной периодичностью проходят выставки из собрания Русского музея, а также ресурсный центр для развития детей и виртуальный филиал музея.

Таким образом в проекте участвуют практически все службы Русского музея, который благодаря своим центрам представлен не только в российских регионах, но и за рубежом. Первый культурно-выставочный центр был открыт еще в марте 2016 года — на базе Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Усадьба Сандецкого в Казани).

Там проводятся не только выставки, но и обучение старшеклассников в ресурсном центре по программам, разработанным Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Сотрудники казанского музея тоже создают свои авторские методики и программы, предполагающие занятия в школе и на экспозициях. Таким образом школьники знакомятся и с коллекцией Русского музея, и с коллекцией казанского музея. В рамках программ организуются поездки школьников из Казани в Санкт-Петербург. А в виртуальном филиале посетители могут посмотреть фильмы и другие программы видеотеки Русского музея. Там же проходят кинофестивали и сеансы видео-конференц-связи.

В казанском культурно-выставочном центре регулярно проходят лекции специалистов Русского музея, в том числе — в режиме онлайн.

Примечательно, что в рамках проекта Русский музей занимается обучением специалистов музеев, учреждений культуры и образования. За последний год центр в Казани стал популярной площадкой для профессионального и культурного обмена. Его посетили более 66 тысяч человек.

Музейный теплоход

«Этот проект интересен в плане развития культурного туризма. Мы стараемся обеспечить доступ граждан независимо от их территориальной принадлежности и социального статуса к культурным ценностям и информационным ресурсам, образовательным, просветительским программам, которые разработаны не только специалистами Русского музея. Наши культурно-выставочные центры в регионах России открыты для всех музеев», — рассказала заведующая отделом «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ» в Русском музее Марина Красовитова.

Она отметила, что культурно-выставочный центр Русского музея в Малаге (Испания) был открыт и активно работает с марта 2015 года. За это время его посетили более 200 тысяч человек. 29 августа 2017 года состоялось открытие культурно-выставочного центра Русского музея в Ярославле, на базе Художественного музея в Губернаторском доме. А в начале сентября аналогичный центр появился в Мурманске. Сейчас в Русский музей поступило 13 заявок на участие в проекте.

«Мы не тиражируем свои культурно-выставочные центры. Мы всегда учитываем опыт сотрудничества с музеями конкретного региона и условия размещения нашего центра. Например, в Казани культурно-выставочный центр открылся, когда там уже была сложившаяся структура — работали и виртуальный филиал, и ресурсный центр. А в Ярославле мы открыли все сразу — и культурно-выставочный центр, и виртуальный филиал, и ресурсный центр. У нас был опыт организации там выставок, мы видели большой потенциал сотрудников ярославского музея. Наши коллеги из службы «Русский музей: виртуальный филиал» предварительно туда приезжали, готовили сотрудников. Российский центр музейной педагогики проводил там образовательные семинары», — подчеркнула Марина Красовитова.

Остается добавить, что кроме презентации проектов в конференц-зале теплохода «Константин Симонов», на котором собрались представители музейного сообщества Санкт-Петербурга, прошли круглые столы и дискуссии, в ходе которых обсуждалась работа музеев с подростками и международное сотрудничество.

Музейный теплоход

В жюри «Музейного Олимпа» входят руководители крупнейших федеральных и городских музеев, а также ведущие эксперты в области музейного дела. Возглавляют жюри вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко.

По мнению одного из членов жюри «Музейного Олимпа» — заведующего отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея Бориса Столярова, такие встречи и семинары, как на «Музейном теплоходе», необходимы чаще, чем раз в год. «Музейщики должны собираться и общаться, делиться идеями, темами, которые всем интересны… Сейчас выросло качество проектов, представленных на «Музейном Олимпе». Здесь собрались люди, которые не могут без своего служения, а это — вопрос не зарплаты, а вопрос «болезни» музеем. Я 43 года работаю в Русском музее и не устал от этого, как будто вчера сюда зашел. В музее случайных людей мало, и если они появляются, то они быстро уходят», — уверен Борис Столяров.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

11 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.