Музыкальное путешествие во времени

В знаменитом Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная Фонтанки, 36) 3 ноября прошел первый тематический концерт цикла «Музыка во всем» под названием «Музыка, история, архитектура». Где, как не в стенах этого величественного архитектурного ансамбля на Фонтанке, что на протяжении целого столетия строили лучшие зодчие страны, рассказывать о связи мира музыки и архитектуры?

концерт в РНБ

Кажется, музыканты, действительно чувствуют мелодию во всем – в явлениях природы, в звуках животного мира, в игре света и тени, в движении звезд. Эта же связь заметна и в архитектуре, недаром Гете назвал архитектуру – музыкой, застывшей в камне. Организаторы концерта пошли немного дальше – они попытались понять, как определенная историческая эпоха, с ее восприятием мира и человека, с ее материальной культурой, влияет на создание музыки. Почему в тот или иной исторический период рождались определенные мелодии?

Гостей концерта «Музыка, история, архитектура» встречала интерактивная интермедия: девушки в стилизованных средневековых нарядах и типичных для готики конусовидных шляпах со шлейфом исполняли медленный танец под характерную для того времени клавесинную музыку.

А что типично для нашего XXI века? Открыли концерт Ирина Вакуленко (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Михаил Курильчик (труба), исполнив созданную Ириной Вакуленко «Серенаду Петербургу» – городу, где за несколько столетий смешались разнообразные архитектурные стили. Гитарист-виртуоз Андрей Любимов исполнил композицию, в которой узнавались и мелодии фламенко, и проигрыши легендарных песен Стинга, и старый добрый рок-н-ролл, и бардовские мотивы.

Все смешалось в нашем XXI веке. Видеопроекции с видами Петербурга — от шпиля Адмиралтейства и Казанского собора, до Лахта Центра и второй сцены Мариинского театра – лишь усиливали это ощущение.

концерт в РНБ

А затем зрителей «пригласили» в эпоху модерна. Конец XIX – начало XX века вошли в историю человечества как время технического прогресса, постоянного движения и ускорения времени, упрощения архитектурных форм и жажды всего нового. Это – время моды на джаз. В зале зазвучала знаменитая мелодия Гленна Миллера «В настроении» из легендарного фильма «Серенада солнечной долины».

Из ХХ века – сразу погружение в готику. На экране – величественные соборы с яркими витражами, высокими башням и шпилями. Прозвучал Грегорианский хорал – немного пугающий, монотонный, такой же строгий, как и устремленные в небо готические костелы.

Новая эпоха – Ренессанс – принесла миру не только любовь к более гармоничным архитектурным формам, но и подлинный интерес к душе человека. Прозвучала проникновенная Ave Maria Джулио Каччини в аранжировке Ирины Вакуленко. Вычурное барокко и строгий классицизм, столь близкий архитектуре Санкт-Петербурга с его колоннадами величественных дворцов, символизировали «Анданте-Сицилиана» Йозефа Гайдна и «Победная труба» Джереми Кларка.

Завершился концерт снова в XXI веке, времени, которое во всем, в том числе и в музыке, стремится к сочетанию несочетаемого: джаз уживается с рок-н-роллом, классика с рэпом и боссановой. Прекрасный духовой коллектив City Music Band исполнил на прощание «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи и «Этого достаточно» Лью Поллака.

Получилось интересно, познавательно и неутомительно. В зале было довольно много детей, которые с удивлением слушали старинные хоралы и пританцовывали на коленях у родителей под джазовую классику. Подобные тематические мероприятия – хорошая альтернатива для семей, где дети еще не в состоянии выдержать полноценный филармонический концерт. Это и знакомство с музыкальными направлениями, и расширение кругозора.

концерт в РНБ

Следующий концерт «Музыка, физика, химия» состоится в зале РНБ на Фонтанке 11 ноября (16:00), затем 17 ноября (16:00) музыканты расскажут о связи музыки, математики и астрономии. А концерт 25 ноября (16:00) «Музыка, кино, театр, поэзия, живопись» будет интересен и физикам, и лирикам.

АННА  СОЛОВЬЕВА

7 ноября 2018.
Текст: Анна Соловьева.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.