Музыкальное путешествие во времени

В знаменитом Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная Фонтанки, 36) 3 ноября прошел первый тематический концерт цикла «Музыка во всем» под названием «Музыка, история, архитектура». Где, как не в стенах этого величественного архитектурного ансамбля на Фонтанке, что на протяжении целого столетия строили лучшие зодчие страны, рассказывать о связи мира музыки и архитектуры?

концерт в РНБ

Кажется, музыканты, действительно чувствуют мелодию во всем – в явлениях природы, в звуках животного мира, в игре света и тени, в движении звезд. Эта же связь заметна и в архитектуре, недаром Гете назвал архитектуру – музыкой, застывшей в камне. Организаторы концерта пошли немного дальше – они попытались понять, как определенная историческая эпоха, с ее восприятием мира и человека, с ее материальной культурой, влияет на создание музыки. Почему в тот или иной исторический период рождались определенные мелодии?

Гостей концерта «Музыка, история, архитектура» встречала интерактивная интермедия: девушки в стилизованных средневековых нарядах и типичных для готики конусовидных шляпах со шлейфом исполняли медленный танец под характерную для того времени клавесинную музыку.

А что типично для нашего XXI века? Открыли концерт Ирина Вакуленко (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Михаил Курильчик (труба), исполнив созданную Ириной Вакуленко «Серенаду Петербургу» – городу, где за несколько столетий смешались разнообразные архитектурные стили. Гитарист-виртуоз Андрей Любимов исполнил композицию, в которой узнавались и мелодии фламенко, и проигрыши легендарных песен Стинга, и старый добрый рок-н-ролл, и бардовские мотивы.

Все смешалось в нашем XXI веке. Видеопроекции с видами Петербурга — от шпиля Адмиралтейства и Казанского собора, до Лахта Центра и второй сцены Мариинского театра – лишь усиливали это ощущение.

концерт в РНБ

А затем зрителей «пригласили» в эпоху модерна. Конец XIX – начало XX века вошли в историю человечества как время технического прогресса, постоянного движения и ускорения времени, упрощения архитектурных форм и жажды всего нового. Это – время моды на джаз. В зале зазвучала знаменитая мелодия Гленна Миллера «В настроении» из легендарного фильма «Серенада солнечной долины».

Из ХХ века – сразу погружение в готику. На экране – величественные соборы с яркими витражами, высокими башням и шпилями. Прозвучал Грегорианский хорал – немного пугающий, монотонный, такой же строгий, как и устремленные в небо готические костелы.

Новая эпоха – Ренессанс – принесла миру не только любовь к более гармоничным архитектурным формам, но и подлинный интерес к душе человека. Прозвучала проникновенная Ave Maria Джулио Каччини в аранжировке Ирины Вакуленко. Вычурное барокко и строгий классицизм, столь близкий архитектуре Санкт-Петербурга с его колоннадами величественных дворцов, символизировали «Анданте-Сицилиана» Йозефа Гайдна и «Победная труба» Джереми Кларка.

Завершился концерт снова в XXI веке, времени, которое во всем, в том числе и в музыке, стремится к сочетанию несочетаемого: джаз уживается с рок-н-роллом, классика с рэпом и боссановой. Прекрасный духовой коллектив City Music Band исполнил на прощание «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи и «Этого достаточно» Лью Поллака.

Получилось интересно, познавательно и неутомительно. В зале было довольно много детей, которые с удивлением слушали старинные хоралы и пританцовывали на коленях у родителей под джазовую классику. Подобные тематические мероприятия – хорошая альтернатива для семей, где дети еще не в состоянии выдержать полноценный филармонический концерт. Это и знакомство с музыкальными направлениями, и расширение кругозора.

концерт в РНБ

Следующий концерт «Музыка, физика, химия» состоится в зале РНБ на Фонтанке 11 ноября (16:00), затем 17 ноября (16:00) музыканты расскажут о связи музыки, математики и астрономии. А концерт 25 ноября (16:00) «Музыка, кино, театр, поэзия, живопись» будет интересен и физикам, и лирикам.

АННА  СОЛОВЬЕВА

7 ноября 2018.
Текст: Анна Соловьева.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Дмитрий Пимонов

Дмитрий Пимонов: Фантазию творца ограничить невозможно

Дмитрий Пимонов — разносторонне одаренный человек и талантливый хореограф, начавший свой творческий путь со Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Он танцевал в Городском театре Лахти (Финляндия), сотрудничал с Компанией неоклассического танца Каталонии (Испания), с Академией танца Фернанды Каноссы (Португалия), Балетной труппой казино и телевидения острова Мадейра, работал в Театре танца «Эри» (Финляндия). В 2010 году он окончил Академию Русского балета имени Вагановой по специальности хореограф. Дипломной работой Дмитрия Пимонова стала музыкально-хореографическая сюита по мотивам сказки Гофмана «Шелкунчик и Мышиный король» — совместный спектакль Академии Вагановой и Нового японского филармонического оркестра в Suntory Hall (Токио).

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.