Музыкальное путешествие во времени

В знаменитом Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная Фонтанки, 36) 3 ноября прошел первый тематический концерт цикла «Музыка во всем» под названием «Музыка, история, архитектура». Где, как не в стенах этого величественного архитектурного ансамбля на Фонтанке, что на протяжении целого столетия строили лучшие зодчие страны, рассказывать о связи мира музыки и архитектуры?

концерт в РНБ

Кажется, музыканты, действительно чувствуют мелодию во всем – в явлениях природы, в звуках животного мира, в игре света и тени, в движении звезд. Эта же связь заметна и в архитектуре, недаром Гете назвал архитектуру – музыкой, застывшей в камне. Организаторы концерта пошли немного дальше – они попытались понять, как определенная историческая эпоха, с ее восприятием мира и человека, с ее материальной культурой, влияет на создание музыки. Почему в тот или иной исторический период рождались определенные мелодии?

Гостей концерта «Музыка, история, архитектура» встречала интерактивная интермедия: девушки в стилизованных средневековых нарядах и типичных для готики конусовидных шляпах со шлейфом исполняли медленный танец под характерную для того времени клавесинную музыку.

А что типично для нашего XXI века? Открыли концерт Ирина Вакуленко (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Михаил Курильчик (труба), исполнив созданную Ириной Вакуленко «Серенаду Петербургу» – городу, где за несколько столетий смешались разнообразные архитектурные стили. Гитарист-виртуоз Андрей Любимов исполнил композицию, в которой узнавались и мелодии фламенко, и проигрыши легендарных песен Стинга, и старый добрый рок-н-ролл, и бардовские мотивы.

Все смешалось в нашем XXI веке. Видеопроекции с видами Петербурга — от шпиля Адмиралтейства и Казанского собора, до Лахта Центра и второй сцены Мариинского театра – лишь усиливали это ощущение.

концерт в РНБ

А затем зрителей «пригласили» в эпоху модерна. Конец XIX – начало XX века вошли в историю человечества как время технического прогресса, постоянного движения и ускорения времени, упрощения архитектурных форм и жажды всего нового. Это – время моды на джаз. В зале зазвучала знаменитая мелодия Гленна Миллера «В настроении» из легендарного фильма «Серенада солнечной долины».

Из ХХ века – сразу погружение в готику. На экране – величественные соборы с яркими витражами, высокими башням и шпилями. Прозвучал Грегорианский хорал – немного пугающий, монотонный, такой же строгий, как и устремленные в небо готические костелы.

Новая эпоха – Ренессанс – принесла миру не только любовь к более гармоничным архитектурным формам, но и подлинный интерес к душе человека. Прозвучала проникновенная Ave Maria Джулио Каччини в аранжировке Ирины Вакуленко. Вычурное барокко и строгий классицизм, столь близкий архитектуре Санкт-Петербурга с его колоннадами величественных дворцов, символизировали «Анданте-Сицилиана» Йозефа Гайдна и «Победная труба» Джереми Кларка.

Завершился концерт снова в XXI веке, времени, которое во всем, в том числе и в музыке, стремится к сочетанию несочетаемого: джаз уживается с рок-н-роллом, классика с рэпом и боссановой. Прекрасный духовой коллектив City Music Band исполнил на прощание «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи и «Этого достаточно» Лью Поллака.

Получилось интересно, познавательно и неутомительно. В зале было довольно много детей, которые с удивлением слушали старинные хоралы и пританцовывали на коленях у родителей под джазовую классику. Подобные тематические мероприятия – хорошая альтернатива для семей, где дети еще не в состоянии выдержать полноценный филармонический концерт. Это и знакомство с музыкальными направлениями, и расширение кругозора.

концерт в РНБ

Следующий концерт «Музыка, физика, химия» состоится в зале РНБ на Фонтанке 11 ноября (16:00), затем 17 ноября (16:00) музыканты расскажут о связи музыки, математики и астрономии. А концерт 25 ноября (16:00) «Музыка, кино, театр, поэзия, живопись» будет интересен и физикам, и лирикам.

АННА  СОЛОВЬЕВА

7 ноября 2018.
Текст: Анна Соловьева.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.