Музыкальное путешествие во времени

В знаменитом Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная Фонтанки, 36) 3 ноября прошел первый тематический концерт цикла «Музыка во всем» под названием «Музыка, история, архитектура». Где, как не в стенах этого величественного архитектурного ансамбля на Фонтанке, что на протяжении целого столетия строили лучшие зодчие страны, рассказывать о связи мира музыки и архитектуры?

концерт в РНБ

Кажется, музыканты, действительно чувствуют мелодию во всем – в явлениях природы, в звуках животного мира, в игре света и тени, в движении звезд. Эта же связь заметна и в архитектуре, недаром Гете назвал архитектуру – музыкой, застывшей в камне. Организаторы концерта пошли немного дальше – они попытались понять, как определенная историческая эпоха, с ее восприятием мира и человека, с ее материальной культурой, влияет на создание музыки. Почему в тот или иной исторический период рождались определенные мелодии?

Гостей концерта «Музыка, история, архитектура» встречала интерактивная интермедия: девушки в стилизованных средневековых нарядах и типичных для готики конусовидных шляпах со шлейфом исполняли медленный танец под характерную для того времени клавесинную музыку.

А что типично для нашего XXI века? Открыли концерт Ирина Вакуленко (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Михаил Курильчик (труба), исполнив созданную Ириной Вакуленко «Серенаду Петербургу» – городу, где за несколько столетий смешались разнообразные архитектурные стили. Гитарист-виртуоз Андрей Любимов исполнил композицию, в которой узнавались и мелодии фламенко, и проигрыши легендарных песен Стинга, и старый добрый рок-н-ролл, и бардовские мотивы.

Все смешалось в нашем XXI веке. Видеопроекции с видами Петербурга — от шпиля Адмиралтейства и Казанского собора, до Лахта Центра и второй сцены Мариинского театра – лишь усиливали это ощущение.

концерт в РНБ

А затем зрителей «пригласили» в эпоху модерна. Конец XIX – начало XX века вошли в историю человечества как время технического прогресса, постоянного движения и ускорения времени, упрощения архитектурных форм и жажды всего нового. Это – время моды на джаз. В зале зазвучала знаменитая мелодия Гленна Миллера «В настроении» из легендарного фильма «Серенада солнечной долины».

Из ХХ века – сразу погружение в готику. На экране – величественные соборы с яркими витражами, высокими башням и шпилями. Прозвучал Грегорианский хорал – немного пугающий, монотонный, такой же строгий, как и устремленные в небо готические костелы.

Новая эпоха – Ренессанс – принесла миру не только любовь к более гармоничным архитектурным формам, но и подлинный интерес к душе человека. Прозвучала проникновенная Ave Maria Джулио Каччини в аранжировке Ирины Вакуленко. Вычурное барокко и строгий классицизм, столь близкий архитектуре Санкт-Петербурга с его колоннадами величественных дворцов, символизировали «Анданте-Сицилиана» Йозефа Гайдна и «Победная труба» Джереми Кларка.

Завершился концерт снова в XXI веке, времени, которое во всем, в том числе и в музыке, стремится к сочетанию несочетаемого: джаз уживается с рок-н-роллом, классика с рэпом и боссановой. Прекрасный духовой коллектив City Music Band исполнил на прощание «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи и «Этого достаточно» Лью Поллака.

Получилось интересно, познавательно и неутомительно. В зале было довольно много детей, которые с удивлением слушали старинные хоралы и пританцовывали на коленях у родителей под джазовую классику. Подобные тематические мероприятия – хорошая альтернатива для семей, где дети еще не в состоянии выдержать полноценный филармонический концерт. Это и знакомство с музыкальными направлениями, и расширение кругозора.

концерт в РНБ

Следующий концерт «Музыка, физика, химия» состоится в зале РНБ на Фонтанке 11 ноября (16:00), затем 17 ноября (16:00) музыканты расскажут о связи музыки, математики и астрономии. А концерт 25 ноября (16:00) «Музыка, кино, театр, поэзия, живопись» будет интересен и физикам, и лирикам.

АННА  СОЛОВЬЕВА

7 ноября 2018.
Текст: Анна Соловьева.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.