Музыкальное путешествие во времени

В знаменитом Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная Фонтанки, 36) 3 ноября прошел первый тематический концерт цикла «Музыка во всем» под названием «Музыка, история, архитектура». Где, как не в стенах этого величественного архитектурного ансамбля на Фонтанке, что на протяжении целого столетия строили лучшие зодчие страны, рассказывать о связи мира музыки и архитектуры?

концерт в РНБ

Кажется, музыканты, действительно чувствуют мелодию во всем – в явлениях природы, в звуках животного мира, в игре света и тени, в движении звезд. Эта же связь заметна и в архитектуре, недаром Гете назвал архитектуру – музыкой, застывшей в камне. Организаторы концерта пошли немного дальше – они попытались понять, как определенная историческая эпоха, с ее восприятием мира и человека, с ее материальной культурой, влияет на создание музыки. Почему в тот или иной исторический период рождались определенные мелодии?

Гостей концерта «Музыка, история, архитектура» встречала интерактивная интермедия: девушки в стилизованных средневековых нарядах и типичных для готики конусовидных шляпах со шлейфом исполняли медленный танец под характерную для того времени клавесинную музыку.

А что типично для нашего XXI века? Открыли концерт Ирина Вакуленко (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Михаил Курильчик (труба), исполнив созданную Ириной Вакуленко «Серенаду Петербургу» – городу, где за несколько столетий смешались разнообразные архитектурные стили. Гитарист-виртуоз Андрей Любимов исполнил композицию, в которой узнавались и мелодии фламенко, и проигрыши легендарных песен Стинга, и старый добрый рок-н-ролл, и бардовские мотивы.

Все смешалось в нашем XXI веке. Видеопроекции с видами Петербурга — от шпиля Адмиралтейства и Казанского собора, до Лахта Центра и второй сцены Мариинского театра – лишь усиливали это ощущение.

концерт в РНБ

А затем зрителей «пригласили» в эпоху модерна. Конец XIX – начало XX века вошли в историю человечества как время технического прогресса, постоянного движения и ускорения времени, упрощения архитектурных форм и жажды всего нового. Это – время моды на джаз. В зале зазвучала знаменитая мелодия Гленна Миллера «В настроении» из легендарного фильма «Серенада солнечной долины».

Из ХХ века – сразу погружение в готику. На экране – величественные соборы с яркими витражами, высокими башням и шпилями. Прозвучал Грегорианский хорал – немного пугающий, монотонный, такой же строгий, как и устремленные в небо готические костелы.

Новая эпоха – Ренессанс – принесла миру не только любовь к более гармоничным архитектурным формам, но и подлинный интерес к душе человека. Прозвучала проникновенная Ave Maria Джулио Каччини в аранжировке Ирины Вакуленко. Вычурное барокко и строгий классицизм, столь близкий архитектуре Санкт-Петербурга с его колоннадами величественных дворцов, символизировали «Анданте-Сицилиана» Йозефа Гайдна и «Победная труба» Джереми Кларка.

Завершился концерт снова в XXI веке, времени, которое во всем, в том числе и в музыке, стремится к сочетанию несочетаемого: джаз уживается с рок-н-роллом, классика с рэпом и боссановой. Прекрасный духовой коллектив City Music Band исполнил на прощание «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи и «Этого достаточно» Лью Поллака.

Получилось интересно, познавательно и неутомительно. В зале было довольно много детей, которые с удивлением слушали старинные хоралы и пританцовывали на коленях у родителей под джазовую классику. Подобные тематические мероприятия – хорошая альтернатива для семей, где дети еще не в состоянии выдержать полноценный филармонический концерт. Это и знакомство с музыкальными направлениями, и расширение кругозора.

концерт в РНБ

Следующий концерт «Музыка, физика, химия» состоится в зале РНБ на Фонтанке 11 ноября (16:00), затем 17 ноября (16:00) музыканты расскажут о связи музыки, математики и астрономии. А концерт 25 ноября (16:00) «Музыка, кино, театр, поэзия, живопись» будет интересен и физикам, и лирикам.

АННА  СОЛОВЬЕВА

7 ноября 2018.
Текст: Анна Соловьева.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.