Музыкальная наука библиотечных концертов

В Концертном зале Российской национальной библиотеки (РНБ) 25 ноября завершился цикл познавательных программ «Музыка во всем». Созданный при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, этот цикл концертов был призван рассказать публике о связи музыки с различными науками и искусствами.

РНБ, концерт

Заключительный концерт «Музыка, кино, театр, живопись» прошел при полном аншлаге, что логично – ценители музыки чаще всего «лирики» по своему настрою. Однако предыдущие программы тоже вызвали большой интерес у горожан, очевидно, «физиков». Ведь во время них музыканты и артисты петербургских театров наглядно показывали связь музыки с физикой и химией, математикой и астрономией, медициной и архитектурой.

Каждый такой концерт начинала необычная интермедия: от средневекового танца под клавесин до настоящих химических опытов, в которых мог принять участие любой зритель. Главный музыкальный участник концерта – коллектив City Music Band. Что вполне логично, ведь сам проект был создан Фондом «Городу и миру», подарившему Петербургу фестиваль «Романтическая труба», позже ставший ежегодным под названием «Брасс-осень».

РНБ, концерт

На концерте «Музыка, кино, театр, живопись», конечно, звучали не только духовые инструменты. Услышали зрители и гитару (композитор и гитарист из Неаполя Альберто Капассо совместно с City Music Band исполнил тему из «Крестного отца»), и кристаллофон, и фортепиано. Но, по мнению ведущих, именно духовые инструменты стали незаменимыми для создания саундтреков к самым популярным голливудским фильмам, в основном криминально-гангстерской тематики. Кроме того, время их создания – это время моды на джаз. Поэтому на концерте звучали композиции из репертуара Гленна Миллера, музыка из легендарных фильмов от Нино Рота и Эннио Морриконе. Мелодии, которые хоть раз в жизни слышал каждый…

Именно эта тема и стала центральной в заключительном концерте: как музыка, будучи прикладной, второстепенной, написанной для создания определенного настроения фильма или спектакля, вдруг становится «самостоятельной». Как гениальная мелодия, когда-то созданная «на заказ», живет столетиями, возрождаясь в новый аранжировках.

Например – мелодия из знаменитого мюзикла «Хеллоу, Долли!». Этот модный ныне жанр – наследник оперы, впервые сделавшей музыку главным стержнем театрального представления. После этого на концерте зазвучал самый сложный «музыкальный инструмент» – голос. Вокалистка Кристина Безносова исполнила партию из оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» и арию Сильвы из одноименной оперетты Имре Кальмана.

РНБ, концерт

Концерт получился прекрасным: живое общение ведущих с публикой, узнаваемые мелодии в оригинальных обработках, самые разные музыкальные жанры, профессиональные и увлеченные своим делом музыканты. Пожалуй, главное отличительное качество этой программы – демократичность, направленность на самую широкую аудиторию. Каждый музыкальный номер предваряет рассказ о его создании, о композиторе или исполнителе, позволяющий зрителю заполнить пробелы в музыкальном образовании.

Но интересен и этот концерт, и весь проект, своим необычным внутренним содержанием. Как говорят сами участники концерта, у них за годы профессиональной деятельности накопилась масса наблюдений об удивительной, иногда парадоксальной, а порой и неразрывной связи музыки с окружающим нас миром. Сейчас музыку мы воспринимаем исключительно как искусство, а ведь до времен Леонардо да Винчи музыка считалась наукой, стоящей в одном ряду с арифметикой, позднее математикой. И эту связь музыканты видят и сейчас, хотят рассказать и вместе с публикой поразмышлять об этом феномене.

РНБ, концерт

МАРИНА  ВАСИЛЬЕВА

30 ноября 2018.
Текст и фото: Марина Васильева. Фотографии предоставлены организаторами.
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.