Музыкальная наука библиотечных концертов

В Концертном зале Российской национальной библиотеки (РНБ) 25 ноября завершился цикл познавательных программ «Музыка во всем». Созданный при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, этот цикл концертов был призван рассказать публике о связи музыки с различными науками и искусствами.

РНБ, концерт

Заключительный концерт «Музыка, кино, театр, живопись» прошел при полном аншлаге, что логично – ценители музыки чаще всего «лирики» по своему настрою. Однако предыдущие программы тоже вызвали большой интерес у горожан, очевидно, «физиков». Ведь во время них музыканты и артисты петербургских театров наглядно показывали связь музыки с физикой и химией, математикой и астрономией, медициной и архитектурой.

Каждый такой концерт начинала необычная интермедия: от средневекового танца под клавесин до настоящих химических опытов, в которых мог принять участие любой зритель. Главный музыкальный участник концерта – коллектив City Music Band. Что вполне логично, ведь сам проект был создан Фондом «Городу и миру», подарившему Петербургу фестиваль «Романтическая труба», позже ставший ежегодным под названием «Брасс-осень».

РНБ, концерт

На концерте «Музыка, кино, театр, живопись», конечно, звучали не только духовые инструменты. Услышали зрители и гитару (композитор и гитарист из Неаполя Альберто Капассо совместно с City Music Band исполнил тему из «Крестного отца»), и кристаллофон, и фортепиано. Но, по мнению ведущих, именно духовые инструменты стали незаменимыми для создания саундтреков к самым популярным голливудским фильмам, в основном криминально-гангстерской тематики. Кроме того, время их создания – это время моды на джаз. Поэтому на концерте звучали композиции из репертуара Гленна Миллера, музыка из легендарных фильмов от Нино Рота и Эннио Морриконе. Мелодии, которые хоть раз в жизни слышал каждый…

Именно эта тема и стала центральной в заключительном концерте: как музыка, будучи прикладной, второстепенной, написанной для создания определенного настроения фильма или спектакля, вдруг становится «самостоятельной». Как гениальная мелодия, когда-то созданная «на заказ», живет столетиями, возрождаясь в новый аранжировках.

Например – мелодия из знаменитого мюзикла «Хеллоу, Долли!». Этот модный ныне жанр – наследник оперы, впервые сделавшей музыку главным стержнем театрального представления. После этого на концерте зазвучал самый сложный «музыкальный инструмент» – голос. Вокалистка Кристина Безносова исполнила партию из оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» и арию Сильвы из одноименной оперетты Имре Кальмана.

РНБ, концерт

Концерт получился прекрасным: живое общение ведущих с публикой, узнаваемые мелодии в оригинальных обработках, самые разные музыкальные жанры, профессиональные и увлеченные своим делом музыканты. Пожалуй, главное отличительное качество этой программы – демократичность, направленность на самую широкую аудиторию. Каждый музыкальный номер предваряет рассказ о его создании, о композиторе или исполнителе, позволяющий зрителю заполнить пробелы в музыкальном образовании.

Но интересен и этот концерт, и весь проект, своим необычным внутренним содержанием. Как говорят сами участники концерта, у них за годы профессиональной деятельности накопилась масса наблюдений об удивительной, иногда парадоксальной, а порой и неразрывной связи музыки с окружающим нас миром. Сейчас музыку мы воспринимаем исключительно как искусство, а ведь до времен Леонардо да Винчи музыка считалась наукой, стоящей в одном ряду с арифметикой, позднее математикой. И эту связь музыканты видят и сейчас, хотят рассказать и вместе с публикой поразмышлять об этом феномене.

РНБ, концерт

МАРИНА  ВАСИЛЬЕВА

30 ноября 2018.
Текст и фото: Марина Васильева. Фотографии предоставлены организаторами.
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).