Музыкальная наука библиотечных концертов

В Концертном зале Российской национальной библиотеки (РНБ) 25 ноября завершился цикл познавательных программ «Музыка во всем». Созданный при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, этот цикл концертов был призван рассказать публике о связи музыки с различными науками и искусствами.

РНБ, концерт

Заключительный концерт «Музыка, кино, театр, живопись» прошел при полном аншлаге, что логично – ценители музыки чаще всего «лирики» по своему настрою. Однако предыдущие программы тоже вызвали большой интерес у горожан, очевидно, «физиков». Ведь во время них музыканты и артисты петербургских театров наглядно показывали связь музыки с физикой и химией, математикой и астрономией, медициной и архитектурой.

Каждый такой концерт начинала необычная интермедия: от средневекового танца под клавесин до настоящих химических опытов, в которых мог принять участие любой зритель. Главный музыкальный участник концерта – коллектив City Music Band. Что вполне логично, ведь сам проект был создан Фондом «Городу и миру», подарившему Петербургу фестиваль «Романтическая труба», позже ставший ежегодным под названием «Брасс-осень».

РНБ, концерт

На концерте «Музыка, кино, театр, живопись», конечно, звучали не только духовые инструменты. Услышали зрители и гитару (композитор и гитарист из Неаполя Альберто Капассо совместно с City Music Band исполнил тему из «Крестного отца»), и кристаллофон, и фортепиано. Но, по мнению ведущих, именно духовые инструменты стали незаменимыми для создания саундтреков к самым популярным голливудским фильмам, в основном криминально-гангстерской тематики. Кроме того, время их создания – это время моды на джаз. Поэтому на концерте звучали композиции из репертуара Гленна Миллера, музыка из легендарных фильмов от Нино Рота и Эннио Морриконе. Мелодии, которые хоть раз в жизни слышал каждый…

Именно эта тема и стала центральной в заключительном концерте: как музыка, будучи прикладной, второстепенной, написанной для создания определенного настроения фильма или спектакля, вдруг становится «самостоятельной». Как гениальная мелодия, когда-то созданная «на заказ», живет столетиями, возрождаясь в новый аранжировках.

Например – мелодия из знаменитого мюзикла «Хеллоу, Долли!». Этот модный ныне жанр – наследник оперы, впервые сделавшей музыку главным стержнем театрального представления. После этого на концерте зазвучал самый сложный «музыкальный инструмент» – голос. Вокалистка Кристина Безносова исполнила партию из оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» и арию Сильвы из одноименной оперетты Имре Кальмана.

РНБ, концерт

Концерт получился прекрасным: живое общение ведущих с публикой, узнаваемые мелодии в оригинальных обработках, самые разные музыкальные жанры, профессиональные и увлеченные своим делом музыканты. Пожалуй, главное отличительное качество этой программы – демократичность, направленность на самую широкую аудиторию. Каждый музыкальный номер предваряет рассказ о его создании, о композиторе или исполнителе, позволяющий зрителю заполнить пробелы в музыкальном образовании.

Но интересен и этот концерт, и весь проект, своим необычным внутренним содержанием. Как говорят сами участники концерта, у них за годы профессиональной деятельности накопилась масса наблюдений об удивительной, иногда парадоксальной, а порой и неразрывной связи музыки с окружающим нас миром. Сейчас музыку мы воспринимаем исключительно как искусство, а ведь до времен Леонардо да Винчи музыка считалась наукой, стоящей в одном ряду с арифметикой, позднее математикой. И эту связь музыканты видят и сейчас, хотят рассказать и вместе с публикой поразмышлять об этом феномене.

РНБ, концерт

МАРИНА  ВАСИЛЬЕВА

30 ноября 2018.
Текст и фото: Марина Васильева. Фотографии предоставлены организаторами.
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…