Музыкальная наука библиотечных концертов

В Концертном зале Российской национальной библиотеки (РНБ) 25 ноября завершился цикл познавательных программ «Музыка во всем». Созданный при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, этот цикл концертов был призван рассказать публике о связи музыки с различными науками и искусствами.

РНБ, концерт

Заключительный концерт «Музыка, кино, театр, живопись» прошел при полном аншлаге, что логично – ценители музыки чаще всего «лирики» по своему настрою. Однако предыдущие программы тоже вызвали большой интерес у горожан, очевидно, «физиков». Ведь во время них музыканты и артисты петербургских театров наглядно показывали связь музыки с физикой и химией, математикой и астрономией, медициной и архитектурой.

Каждый такой концерт начинала необычная интермедия: от средневекового танца под клавесин до настоящих химических опытов, в которых мог принять участие любой зритель. Главный музыкальный участник концерта – коллектив City Music Band. Что вполне логично, ведь сам проект был создан Фондом «Городу и миру», подарившему Петербургу фестиваль «Романтическая труба», позже ставший ежегодным под названием «Брасс-осень».

РНБ, концерт

На концерте «Музыка, кино, театр, живопись», конечно, звучали не только духовые инструменты. Услышали зрители и гитару (композитор и гитарист из Неаполя Альберто Капассо совместно с City Music Band исполнил тему из «Крестного отца»), и кристаллофон, и фортепиано. Но, по мнению ведущих, именно духовые инструменты стали незаменимыми для создания саундтреков к самым популярным голливудским фильмам, в основном криминально-гангстерской тематики. Кроме того, время их создания – это время моды на джаз. Поэтому на концерте звучали композиции из репертуара Гленна Миллера, музыка из легендарных фильмов от Нино Рота и Эннио Морриконе. Мелодии, которые хоть раз в жизни слышал каждый…

Именно эта тема и стала центральной в заключительном концерте: как музыка, будучи прикладной, второстепенной, написанной для создания определенного настроения фильма или спектакля, вдруг становится «самостоятельной». Как гениальная мелодия, когда-то созданная «на заказ», живет столетиями, возрождаясь в новый аранжировках.

Например – мелодия из знаменитого мюзикла «Хеллоу, Долли!». Этот модный ныне жанр – наследник оперы, впервые сделавшей музыку главным стержнем театрального представления. После этого на концерте зазвучал самый сложный «музыкальный инструмент» – голос. Вокалистка Кристина Безносова исполнила партию из оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» и арию Сильвы из одноименной оперетты Имре Кальмана.

РНБ, концерт

Концерт получился прекрасным: живое общение ведущих с публикой, узнаваемые мелодии в оригинальных обработках, самые разные музыкальные жанры, профессиональные и увлеченные своим делом музыканты. Пожалуй, главное отличительное качество этой программы – демократичность, направленность на самую широкую аудиторию. Каждый музыкальный номер предваряет рассказ о его создании, о композиторе или исполнителе, позволяющий зрителю заполнить пробелы в музыкальном образовании.

Но интересен и этот концерт, и весь проект, своим необычным внутренним содержанием. Как говорят сами участники концерта, у них за годы профессиональной деятельности накопилась масса наблюдений об удивительной, иногда парадоксальной, а порой и неразрывной связи музыки с окружающим нас миром. Сейчас музыку мы воспринимаем исключительно как искусство, а ведь до времен Леонардо да Винчи музыка считалась наукой, стоящей в одном ряду с арифметикой, позднее математикой. И эту связь музыканты видят и сейчас, хотят рассказать и вместе с публикой поразмышлять об этом феномене.

РНБ, концерт

МАРИНА  ВАСИЛЬЕВА

30 ноября 2018.
Текст и фото: Марина Васильева. Фотографии предоставлены организаторами.
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.