Музыкальная наука библиотечных концертов

В Концертном зале Российской национальной библиотеки (РНБ) 25 ноября завершился цикл познавательных программ «Музыка во всем». Созданный при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, этот цикл концертов был призван рассказать публике о связи музыки с различными науками и искусствами.

РНБ, концерт

Заключительный концерт «Музыка, кино, театр, живопись» прошел при полном аншлаге, что логично – ценители музыки чаще всего «лирики» по своему настрою. Однако предыдущие программы тоже вызвали большой интерес у горожан, очевидно, «физиков». Ведь во время них музыканты и артисты петербургских театров наглядно показывали связь музыки с физикой и химией, математикой и астрономией, медициной и архитектурой.

Каждый такой концерт начинала необычная интермедия: от средневекового танца под клавесин до настоящих химических опытов, в которых мог принять участие любой зритель. Главный музыкальный участник концерта – коллектив City Music Band. Что вполне логично, ведь сам проект был создан Фондом «Городу и миру», подарившему Петербургу фестиваль «Романтическая труба», позже ставший ежегодным под названием «Брасс-осень».

РНБ, концерт

На концерте «Музыка, кино, театр, живопись», конечно, звучали не только духовые инструменты. Услышали зрители и гитару (композитор и гитарист из Неаполя Альберто Капассо совместно с City Music Band исполнил тему из «Крестного отца»), и кристаллофон, и фортепиано. Но, по мнению ведущих, именно духовые инструменты стали незаменимыми для создания саундтреков к самым популярным голливудским фильмам, в основном криминально-гангстерской тематики. Кроме того, время их создания – это время моды на джаз. Поэтому на концерте звучали композиции из репертуара Гленна Миллера, музыка из легендарных фильмов от Нино Рота и Эннио Морриконе. Мелодии, которые хоть раз в жизни слышал каждый…

Именно эта тема и стала центральной в заключительном концерте: как музыка, будучи прикладной, второстепенной, написанной для создания определенного настроения фильма или спектакля, вдруг становится «самостоятельной». Как гениальная мелодия, когда-то созданная «на заказ», живет столетиями, возрождаясь в новый аранжировках.

Например – мелодия из знаменитого мюзикла «Хеллоу, Долли!». Этот модный ныне жанр – наследник оперы, впервые сделавшей музыку главным стержнем театрального представления. После этого на концерте зазвучал самый сложный «музыкальный инструмент» – голос. Вокалистка Кристина Безносова исполнила партию из оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» и арию Сильвы из одноименной оперетты Имре Кальмана.

РНБ, концерт

Концерт получился прекрасным: живое общение ведущих с публикой, узнаваемые мелодии в оригинальных обработках, самые разные музыкальные жанры, профессиональные и увлеченные своим делом музыканты. Пожалуй, главное отличительное качество этой программы – демократичность, направленность на самую широкую аудиторию. Каждый музыкальный номер предваряет рассказ о его создании, о композиторе или исполнителе, позволяющий зрителю заполнить пробелы в музыкальном образовании.

Но интересен и этот концерт, и весь проект, своим необычным внутренним содержанием. Как говорят сами участники концерта, у них за годы профессиональной деятельности накопилась масса наблюдений об удивительной, иногда парадоксальной, а порой и неразрывной связи музыки с окружающим нас миром. Сейчас музыку мы воспринимаем исключительно как искусство, а ведь до времен Леонардо да Винчи музыка считалась наукой, стоящей в одном ряду с арифметикой, позднее математикой. И эту связь музыканты видят и сейчас, хотят рассказать и вместе с публикой поразмышлять об этом феномене.

РНБ, концерт

МАРИНА  ВАСИЛЬЕВА

30 ноября 2018.
Текст и фото: Марина Васильева. Фотографии предоставлены организаторами.
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.