Музей, с которым можно поговорить

Каждый уважающий себя музей мира сейчас проводит открытые лекции, куда могут прийти все желающие. И уже ни одно музейное собрание в современном мире не обходится без технологий, позволяющих транслировать лекции и мероприятия в Глобальную Сеть для почти безграничной аудитории. Казалось бы, куда уж лучше? Такая просветительская деятельность музеев вызывает только восхищение. Но Русский музей шагнул дальше — в будущее. Сотрудники службы «Виртуальный Русский музей» не только организуют работу лектория с участием самых маститых искусствоведов, реставраторов, археологов и других специалистов, но еще и обеспечивают обратную связь…

Центр мультимедиа Русского музея

«Сам по себе лекторий — вполне традиционная форма деятельности музеев, которой трудно кого-либо удивить. Другое дело — насколько она востребована и нужна. Для нас главное — системный подход ко всем информационным проектам Русского музея. Все, что мы делаем, укладывается в четкий план и имеет определенное пролонгированное значение. Наша цель — массовое гуманитарное воздействие, поэтому и взаимодействие с нашими коллегами и слушателями в регионах — это тоже признак системности. Наш лекторий — это важная форма взаимодействия и привлечения постоянной аудитории и постоянного зрителя в Русский музей», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова.

Центр мультимедиа Русского музея

Именно Центр мультимедиа Русского музея располагает техническими возможностями для трансляции лекций на сайте музея и в социальных сетях. При этом сотрудники центра принимают от слушателей вопросы, передавая их лектору, и если необходимо — отвечают на комментарии участников дискуссии, которая может развернуться в ходе онлайн-лекции.

Центр мультимедиа Русского музея

Этот нелегкий труд ложится на плечи Анастасии Гордеевой, заведующей сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея. По ее словам, лекции в формате видеоконференции стартовали в 2013 году при поддержке Некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский музей».

Центр мультимедиа Русского музея

«Наша задача состояла в том, чтобы организовать работу в достаточно небольшом помещении кинотеатра Западного павильона Михайловского замка. Аудиторию нам позволяют расширить наши технические возможности. Центр мультимедиа оснащен оборудованием для видеоконференцсвязи как раз для того, чтобы транслировать лекции ведущих научных сотрудников музея в российские регионы и за рубеж. Сейчас мы не ограничиваемся трансляцией лекций через систему видеоконференцсвязи — наш лекторий вышел на сайт «Культура.РФ», который привлекает дополнительную почти миллионную аудиторию. У нас даже сложился свой постоянный пул поклонников трансляций. Многих мы знаем и даже получаем от них достаточно профессиональные вопросы к специалистам», — рассказала Анастасия Гордеева.

Центр мультимедиа Русского музея

Самая большая аудитория у лектория Русского музея сложилась в социальной сети «Одноклассники», отметила она. Максимум единовременных просмотров, который был зафиксирован в этой сети, достиг 6 млн человек. География их проживания — тоже широка: это и российские города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, а также Германия, которая дает примерно 10% аудитории. Там проживает достаточно обширная русскоязычная диаспора.

Центр мультимедиа Русского музея

Анастасия Гордеева сообщила, что в чате на сайте онлайн-лектория Русского музея люди обсуждают непосредственно темы лекций и затронутые в них проблемы, а в социальных сетях слушатели частенько выходят за рамки обсуждения искусства. Например, лекция про двойной портрет, где на полотне с одной стороны изображен Николай II кисти Ильи Галкина, а на обороте портрет Ленина, написанный Владиславом Измайловичем, вызвала бурную реакцию в социальных сетях. И дискуссия касалась вовсе не достоинств художественного произведения, а политических взглядов и убеждений.

Центр мультимедиа Русского музея

В России виртуальные филиалы Русского музея в 43 регионах имеют в своем распоряжении комплекты оборудования для видеоконференцсвязи, которые позволяют общаться с лектором в прямом эфире. Это — уникальная система, разработанная специально для Русского музея, подчеркнула Анастасия Гордеева. Многие музеи, в том числе — зарубежные, транслируют свои лекции или другие мероприятия в Интернете, но только в Русском музее предусмотрена обратная связь и возможность общения в прямом эфире сразу с несколькими площадками.

Центр мультимедиа Русского музея

Особенно приятно, что необходимое программное обеспечение было разработано российскими производителями специально для Русского музея. К слову сказать, один комплект оборудования — довольно компактный и относительно недорогой: 50-60 тысяч рублей. Сейчас виртуальные филиалы Русского музея могут получить эти комплекты бесплатно. Более того, Русский музей готов даже предоставлять это оборудование другим музеям для лекций или мероприятий, где необходима видеоконференцсвязь.

Центр мультимедиа Русского музея

Возможность общения между лектором и аудиторией — бесценна. Традиционно Русский музей всегда помогал развитию региональных музеев. Поэтому и музейный онлайн-лекторий развивается именно таким образом: для специалистов Русского музея важна обратная связь, вопросы аудитории, ее мнение и отклик. Пожалуй, это характерно лишь для этого петербургского музея и его сотрудников. Поэтому они знают о своей аудитории почти все, и она, чувствуя такой интерес, отзывается таким же вниманием к проектам музея.

Центр мультимедиа Русского музея

Сама онлайн-лекция в Центре мультимедиа Русского музея — это всегда событие, всегда сложносочиненный перформанс с богатым видеорядом. Лекторы заранее продумывают и обсуждают со специалистами центра драматургию рассказа, визуальный ряд (фото- и видеоматериалы). Во время трансляции зрители могут видеть и лектора, и медиаматериалы одновременно — на одном экране. Более того, система управления визуальным рядом позволяет увеличивать необходимые фрагменты цифровых копий артефактов.

Центр мультимедиа Русского музея

Поэтому онлайн-лекция смотрится как видеофильм, который создается буквально на глазах зрителей. Порой к трансляции подключаются несколько лекторов, которые ведут диалог, дополняя друг друга. Например, в лекции искусствоведа Русского музея о творчестве Айвазовского принимали участие эксперты Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Они дополнили рассказ о картинах выдающегося мариниста информацией об особенностях морских баталий.

Центр мультимедиа Русского музея

Лекция «Пикассо и русское искусство XX века» вообще собрала международный состав — в частности, участвовал директор филиала Русского музея в Малаге (Испания) и директор дома-музея Пабло Пикассо в Малаге Хосе Мария Луна Агилар. А лекции по ландшафтному искусству в рамках проекта «Имперские сады» представляли французские специалисты из Версаля.

Центр мультимедиа Русского музея

Для лекторов трансляции из Центра мультимедиа Русского музея — прекрасная возможность рассказать о том, что еще не опубликовано в книгах и научных работах, а для слушателей — это уникальный способ узнать о новейших открытиях и находках хранителей, искусствоведов, реставраторов и других специалистов.

Центр мультимедиа Русского музея

Среди лекторов — такие выдающиеся ученые, как: известный искусствовед, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX веков Русского музея Григорий Голдовский; российский искусствовед, критик, переводчик, доктор философских наук, главный научный сотрудник Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке Алексей Курбановский; ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — XXI веков Русского музея Павел Климов и многие другие. Каждая лекция этих специалистов — захватывающий рассказ на стыке разных научных дисциплин и искусств. И уже этого достаточно, чтобы получить удовольствие от лекции. Но ведь лекторам еще можно задать вопрос и получить удовольствие от беседы.

Центр мультимедиа Русского музея

В планах «Виртуального Русского музея» — новый цикл лекций о скульптуре. Слушатели узнают, как смотреть произведение скульптора, как воспринимать этот особый вид искусства. Они смогут установить взаимосвязь творчества конкретных мастеров со временем, в котором они жили, и с творчеством других маститых коллег. Особый интерес поклонников искусства вызовет лекция об истории Русского музея в фотографиях, которая будет представлена к юбилею музея.

Центр мультимедиа Русского музея

Кроме того, в честь 120-летия Русского музея Центр мультимедиа планирует начать цикл фильмов «Профессия — Русский музей». Основой проекта станут лекции музейных специалистов о выдающихся служителях музейного дела. Как ожидается, начнется этот цикл с рассказа директора Русского музея Владимира Гусева о его предшественнике Василии Пушкареве.

Центр мультимедиа Русского музея

«Музей — это всегда собрание технологий: технологий в живописи и графике, в реставрации, педагогике, арт-терапии и других сферах. Таково современное понимание деятельности музея, которое не все специалисты старой школы разделяют. Но постепенно и они открываются для инноваций, а значит — музей развивается сам и развивает свою аудиторию. А как известно: чем больше в стране образованных людей, тем выше смысл жизни», — резюмировала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

28 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова, Фотографии предоставлены службой «Виртуальный Русский музей».
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!