Музей, с которым можно поговорить

Каждый уважающий себя музей мира сейчас проводит открытые лекции, куда могут прийти все желающие. И уже ни одно музейное собрание в современном мире не обходится без технологий, позволяющих транслировать лекции и мероприятия в Глобальную Сеть для почти безграничной аудитории. Казалось бы, куда уж лучше? Такая просветительская деятельность музеев вызывает только восхищение. Но Русский музей шагнул дальше — в будущее. Сотрудники службы «Виртуальный Русский музей» не только организуют работу лектория с участием самых маститых искусствоведов, реставраторов, археологов и других специалистов, но еще и обеспечивают обратную связь…

Центр мультимедиа Русского музея

«Сам по себе лекторий — вполне традиционная форма деятельности музеев, которой трудно кого-либо удивить. Другое дело — насколько она востребована и нужна. Для нас главное — системный подход ко всем информационным проектам Русского музея. Все, что мы делаем, укладывается в четкий план и имеет определенное пролонгированное значение. Наша цель — массовое гуманитарное воздействие, поэтому и взаимодействие с нашими коллегами и слушателями в регионах — это тоже признак системности. Наш лекторий — это важная форма взаимодействия и привлечения постоянной аудитории и постоянного зрителя в Русский музей», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова.

Центр мультимедиа Русского музея

Именно Центр мультимедиа Русского музея располагает техническими возможностями для трансляции лекций на сайте музея и в социальных сетях. При этом сотрудники центра принимают от слушателей вопросы, передавая их лектору, и если необходимо — отвечают на комментарии участников дискуссии, которая может развернуться в ходе онлайн-лекции.

Центр мультимедиа Русского музея

Этот нелегкий труд ложится на плечи Анастасии Гордеевой, заведующей сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея. По ее словам, лекции в формате видеоконференции стартовали в 2013 году при поддержке Некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский музей».

Центр мультимедиа Русского музея

«Наша задача состояла в том, чтобы организовать работу в достаточно небольшом помещении кинотеатра Западного павильона Михайловского замка. Аудиторию нам позволяют расширить наши технические возможности. Центр мультимедиа оснащен оборудованием для видеоконференцсвязи как раз для того, чтобы транслировать лекции ведущих научных сотрудников музея в российские регионы и за рубеж. Сейчас мы не ограничиваемся трансляцией лекций через систему видеоконференцсвязи — наш лекторий вышел на сайт «Культура.РФ», который привлекает дополнительную почти миллионную аудиторию. У нас даже сложился свой постоянный пул поклонников трансляций. Многих мы знаем и даже получаем от них достаточно профессиональные вопросы к специалистам», — рассказала Анастасия Гордеева.

Центр мультимедиа Русского музея

Самая большая аудитория у лектория Русского музея сложилась в социальной сети «Одноклассники», отметила она. Максимум единовременных просмотров, который был зафиксирован в этой сети, достиг 6 млн человек. География их проживания — тоже широка: это и российские города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, а также Германия, которая дает примерно 10% аудитории. Там проживает достаточно обширная русскоязычная диаспора.

Центр мультимедиа Русского музея

Анастасия Гордеева сообщила, что в чате на сайте онлайн-лектория Русского музея люди обсуждают непосредственно темы лекций и затронутые в них проблемы, а в социальных сетях слушатели частенько выходят за рамки обсуждения искусства. Например, лекция про двойной портрет, где на полотне с одной стороны изображен Николай II кисти Ильи Галкина, а на обороте портрет Ленина, написанный Владиславом Измайловичем, вызвала бурную реакцию в социальных сетях. И дискуссия касалась вовсе не достоинств художественного произведения, а политических взглядов и убеждений.

Центр мультимедиа Русского музея

В России виртуальные филиалы Русского музея в 43 регионах имеют в своем распоряжении комплекты оборудования для видеоконференцсвязи, которые позволяют общаться с лектором в прямом эфире. Это — уникальная система, разработанная специально для Русского музея, подчеркнула Анастасия Гордеева. Многие музеи, в том числе — зарубежные, транслируют свои лекции или другие мероприятия в Интернете, но только в Русском музее предусмотрена обратная связь и возможность общения в прямом эфире сразу с несколькими площадками.

Центр мультимедиа Русского музея

Особенно приятно, что необходимое программное обеспечение было разработано российскими производителями специально для Русского музея. К слову сказать, один комплект оборудования — довольно компактный и относительно недорогой: 50-60 тысяч рублей. Сейчас виртуальные филиалы Русского музея могут получить эти комплекты бесплатно. Более того, Русский музей готов даже предоставлять это оборудование другим музеям для лекций или мероприятий, где необходима видеоконференцсвязь.

Центр мультимедиа Русского музея

Возможность общения между лектором и аудиторией — бесценна. Традиционно Русский музей всегда помогал развитию региональных музеев. Поэтому и музейный онлайн-лекторий развивается именно таким образом: для специалистов Русского музея важна обратная связь, вопросы аудитории, ее мнение и отклик. Пожалуй, это характерно лишь для этого петербургского музея и его сотрудников. Поэтому они знают о своей аудитории почти все, и она, чувствуя такой интерес, отзывается таким же вниманием к проектам музея.

Центр мультимедиа Русского музея

Сама онлайн-лекция в Центре мультимедиа Русского музея — это всегда событие, всегда сложносочиненный перформанс с богатым видеорядом. Лекторы заранее продумывают и обсуждают со специалистами центра драматургию рассказа, визуальный ряд (фото- и видеоматериалы). Во время трансляции зрители могут видеть и лектора, и медиаматериалы одновременно — на одном экране. Более того, система управления визуальным рядом позволяет увеличивать необходимые фрагменты цифровых копий артефактов.

Центр мультимедиа Русского музея

Поэтому онлайн-лекция смотрится как видеофильм, который создается буквально на глазах зрителей. Порой к трансляции подключаются несколько лекторов, которые ведут диалог, дополняя друг друга. Например, в лекции искусствоведа Русского музея о творчестве Айвазовского принимали участие эксперты Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Они дополнили рассказ о картинах выдающегося мариниста информацией об особенностях морских баталий.

Центр мультимедиа Русского музея

Лекция «Пикассо и русское искусство XX века» вообще собрала международный состав — в частности, участвовал директор филиала Русского музея в Малаге (Испания) и директор дома-музея Пабло Пикассо в Малаге Хосе Мария Луна Агилар. А лекции по ландшафтному искусству в рамках проекта «Имперские сады» представляли французские специалисты из Версаля.

Центр мультимедиа Русского музея

Для лекторов трансляции из Центра мультимедиа Русского музея — прекрасная возможность рассказать о том, что еще не опубликовано в книгах и научных работах, а для слушателей — это уникальный способ узнать о новейших открытиях и находках хранителей, искусствоведов, реставраторов и других специалистов.

Центр мультимедиа Русского музея

Среди лекторов — такие выдающиеся ученые, как: известный искусствовед, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX веков Русского музея Григорий Голдовский; российский искусствовед, критик, переводчик, доктор философских наук, главный научный сотрудник Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке Алексей Курбановский; ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — XXI веков Русского музея Павел Климов и многие другие. Каждая лекция этих специалистов — захватывающий рассказ на стыке разных научных дисциплин и искусств. И уже этого достаточно, чтобы получить удовольствие от лекции. Но ведь лекторам еще можно задать вопрос и получить удовольствие от беседы.

Центр мультимедиа Русского музея

В планах «Виртуального Русского музея» — новый цикл лекций о скульптуре. Слушатели узнают, как смотреть произведение скульптора, как воспринимать этот особый вид искусства. Они смогут установить взаимосвязь творчества конкретных мастеров со временем, в котором они жили, и с творчеством других маститых коллег. Особый интерес поклонников искусства вызовет лекция об истории Русского музея в фотографиях, которая будет представлена к юбилею музея.

Центр мультимедиа Русского музея

Кроме того, в честь 120-летия Русского музея Центр мультимедиа планирует начать цикл фильмов «Профессия — Русский музей». Основой проекта станут лекции музейных специалистов о выдающихся служителях музейного дела. Как ожидается, начнется этот цикл с рассказа директора Русского музея Владимира Гусева о его предшественнике Василии Пушкареве.

Центр мультимедиа Русского музея

«Музей — это всегда собрание технологий: технологий в живописи и графике, в реставрации, педагогике, арт-терапии и других сферах. Таково современное понимание деятельности музея, которое не все специалисты старой школы разделяют. Но постепенно и они открываются для инноваций, а значит — музей развивается сам и развивает свою аудиторию. А как известно: чем больше в стране образованных людей, тем выше смысл жизни», — резюмировала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

28 февраля 2018.
Текст: Юлия Иванова, Фотографии предоставлены службой «Виртуальный Русский музей».
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.