Молодежная премьера «Обыкновенных чудиков»

На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке (набережная Фонтанки, 114) в воскресенье, 28 января, состоялся последний в этом месяце премьерный показ спектакля «Обыкновенные чудики». Миниатюры по рассказам Василия Шукшина представили студенты-третьекурсники мастерской Семена Спивака, художественного руководителя театра. Он же выступил режиссером студенческой постановки.

Василий Шукшин

Спектакль посвящен 38-летию Молодежного театра на Фонтанке. Для постановки были взяты рассказы «Чередниченко и цирк», «Светлые души», «Степка», «Думы», «Кукушкины слезки», «Ваня, ты как здесь?», «Хозяин бани и огорода», «Сапожки». Короткие, но емкие истории советского классика – о простых людях, их добром нраве и чудаковатом характере. Создатели нового спектакля просто не могли не включить их в современный репертуар Молодежного театра – так точно эти истории, близкие и понятные, проникнутые глубоким вниманием и любовью к Человеку, ложатся в общую канву постановок театра.

На Малой сцене Молодежки эти, вроде бы ничем не связанные, рассказы слились в живое и единое целое, сдобренное народными песнями и старыми советскими хитами. Современным молодым артистам удалось сделать невозможное: показать то, чего уже нет и, видимо, не будет в нашей жизни. Даже воспоминания о тех людях, о тех «светлых душах», о которых писал Шукшин, у людей более старшего поколения давно улетучились за ненадобностью и стали таким же раритетом, как старый фанерный чемодан. Тем больнее и острее узнавать эти персонажи в молодых студентах, одетых в скромные ситцевые платья их бабушек или модные кримпленовые клеши 1970-х.

По словам Семена Спивака, студентам было интересно попробовать себя в характерах, которые в современной драматургии не встретишь, как не встретишь и тот слой людей, что живут в произведениях Шукшина. «Не модные они нынче те чудики, что живут далеко-далеко, сохраняя себя. Но следовало бы у них поучиться любви, смирению, совестливости, прощению, терпению, свободе взглядов и проявлений, умению «беречь чужое таинство», иронично-мудрому отношению к жизни. Все это ставит Шукшина на центральную линию размышлений Молодежного театра. И надо отдать должное студентам, которые вместе с режиссерами сделали спектакль не «о том времени», а постарались найти территорию, на которой «то время» и сегодняшний день сходятся», — отметил режиссер.

Молодежный театр на Фонтанке

Мастер и его ученики создали спектакль, созвучный шукшинскому слову, манере писателя, настроению его героев. Смешное и комичное перетекает в горькое и невыносимо трагичное, оставляя очевидное невысказанным. Невероятно трогательны счастливые и глупые Михайло Беспалов (актер Владислав Бургард) и его жена Нюся (Василина Кириллова) в миниатюре «Светлые души». Вроде бы уставшие друг от друга супруги Матвей Иванович (Гарий Князев) и его жена Алена (Дарья Вершинина) в «Думах» понимают друг друга без слов и застывают в объятиях у раскрытого окна, понимая, что бесконечно этим дорожат. Сергей (Александр Тихановский) и Клавдия (Мария Величко) в «Сапожках» — еще одна история искренней и светлой любви, но грубовато застенчивой, без прикрас.

Удивительно смешны грозный Режиссер (Гарий Князев) и его Ассистентка (Светлана Стуликова). А встреча с деревенским парнем Пронькой (Руслан Бальбуциев) сбивает с Режиссера остатки спеси. Так же комичен плановик Николай Петрович Чередниченко (Ефим Чайка), предложившей артистке цирка Еве (Евгения Лыкова) переезжать к нему, пока она случайно не разбилась, упав с трапеции. В этом сюжете публику поражает почти настоящий цирковой номер в исполнении Евгении Лыковой, которая исполняет его буднично, привычно, мимоходом, как будто и вправду всю сознательную жизнь выступала на арене.

Все эти персонажи объединяет любовь и неспособность ее высказать, хотя парадоксальным образом это как раз удается Немой сестре Степки, которую играет Мария Вершинина. Ее безумное мычание, когда Степку (Дмитрий Бауман) задерживает Милиционер (Егор Матва), лучше всяких слов выражают все то, что на сердце у каждого. Искренность и смелость немой девушки — защита и сила Степки, сбежавшего из тюрьмы за три месяца до окончания срока. Угловатая, растрепанная, странная, она вызывает слезы своим горем, немым криком отчаяния и беспомощными руками, обхватившими брата…

Все эти миниатюры разворачиваются на фоне большого экрана, на который транслируются картины Михаила Кугача «Храм в себе Озеряево», Виктора Апановича «Крым, солнечный день», Георгия Ярцева «Село», Станислава Жуковского «Пейзаж. Лес», Игоря Рубинского «Снопы», Юрия Кугача «Задворки» и других. Не менее интересен видеоряд в начале, середине и финале спектакля. Он начинается с документальных картин из жизни нашего северного города — они сопровождают небольшой концерт в исполнении молодых актеров, составленный из хитов современных рок-групп. Затем на сцену «выходят» народные мелодии и видео с участием деревенских жителей на залитой солнцем пыльной дороге, а в финале на экране появляется сам Василий Макарович…

Остается добавить, что студенческие спектакли – давняя традиция для педагога и режиссера Семена Спивака, который представляет на сцене Молодежного театра уже четвертое поколение своих учеников. Первый студенческий спектакль «Крики из Одессы» был выпущен в 1998 году и до сих пор является одной из самых аншлаговых постановок Молодежного театра. Позднее студенты представляли «Метро», «Жестокие игры» и «Идиот.2012».

Подробности — на официальном сайте Молодежного театра на Фонтанке.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

30 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото предоставлено пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.