Молодежная премьера «Обыкновенных чудиков»

На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке (набережная Фонтанки, 114) в воскресенье, 28 января, состоялся последний в этом месяце премьерный показ спектакля «Обыкновенные чудики». Миниатюры по рассказам Василия Шукшина представили студенты-третьекурсники мастерской Семена Спивака, художественного руководителя театра. Он же выступил режиссером студенческой постановки.

Василий Шукшин

Спектакль посвящен 38-летию Молодежного театра на Фонтанке. Для постановки были взяты рассказы «Чередниченко и цирк», «Светлые души», «Степка», «Думы», «Кукушкины слезки», «Ваня, ты как здесь?», «Хозяин бани и огорода», «Сапожки». Короткие, но емкие истории советского классика – о простых людях, их добром нраве и чудаковатом характере. Создатели нового спектакля просто не могли не включить их в современный репертуар Молодежного театра – так точно эти истории, близкие и понятные, проникнутые глубоким вниманием и любовью к Человеку, ложатся в общую канву постановок театра.

На Малой сцене Молодежки эти, вроде бы ничем не связанные, рассказы слились в живое и единое целое, сдобренное народными песнями и старыми советскими хитами. Современным молодым артистам удалось сделать невозможное: показать то, чего уже нет и, видимо, не будет в нашей жизни. Даже воспоминания о тех людях, о тех «светлых душах», о которых писал Шукшин, у людей более старшего поколения давно улетучились за ненадобностью и стали таким же раритетом, как старый фанерный чемодан. Тем больнее и острее узнавать эти персонажи в молодых студентах, одетых в скромные ситцевые платья их бабушек или модные кримпленовые клеши 1970-х.

По словам Семена Спивака, студентам было интересно попробовать себя в характерах, которые в современной драматургии не встретишь, как не встретишь и тот слой людей, что живут в произведениях Шукшина. «Не модные они нынче те чудики, что живут далеко-далеко, сохраняя себя. Но следовало бы у них поучиться любви, смирению, совестливости, прощению, терпению, свободе взглядов и проявлений, умению «беречь чужое таинство», иронично-мудрому отношению к жизни. Все это ставит Шукшина на центральную линию размышлений Молодежного театра. И надо отдать должное студентам, которые вместе с режиссерами сделали спектакль не «о том времени», а постарались найти территорию, на которой «то время» и сегодняшний день сходятся», — отметил режиссер.

Молодежный театр на Фонтанке

Мастер и его ученики создали спектакль, созвучный шукшинскому слову, манере писателя, настроению его героев. Смешное и комичное перетекает в горькое и невыносимо трагичное, оставляя очевидное невысказанным. Невероятно трогательны счастливые и глупые Михайло Беспалов (актер Владислав Бургард) и его жена Нюся (Василина Кириллова) в миниатюре «Светлые души». Вроде бы уставшие друг от друга супруги Матвей Иванович (Гарий Князев) и его жена Алена (Дарья Вершинина) в «Думах» понимают друг друга без слов и застывают в объятиях у раскрытого окна, понимая, что бесконечно этим дорожат. Сергей (Александр Тихановский) и Клавдия (Мария Величко) в «Сапожках» — еще одна история искренней и светлой любви, но грубовато застенчивой, без прикрас.

Удивительно смешны грозный Режиссер (Гарий Князев) и его Ассистентка (Светлана Стуликова). А встреча с деревенским парнем Пронькой (Руслан Бальбуциев) сбивает с Режиссера остатки спеси. Так же комичен плановик Николай Петрович Чередниченко (Ефим Чайка), предложившей артистке цирка Еве (Евгения Лыкова) переезжать к нему, пока она случайно не разбилась, упав с трапеции. В этом сюжете публику поражает почти настоящий цирковой номер в исполнении Евгении Лыковой, которая исполняет его буднично, привычно, мимоходом, как будто и вправду всю сознательную жизнь выступала на арене.

Все эти персонажи объединяет любовь и неспособность ее высказать, хотя парадоксальным образом это как раз удается Немой сестре Степки, которую играет Мария Вершинина. Ее безумное мычание, когда Степку (Дмитрий Бауман) задерживает Милиционер (Егор Матва), лучше всяких слов выражают все то, что на сердце у каждого. Искренность и смелость немой девушки — защита и сила Степки, сбежавшего из тюрьмы за три месяца до окончания срока. Угловатая, растрепанная, странная, она вызывает слезы своим горем, немым криком отчаяния и беспомощными руками, обхватившими брата…

Все эти миниатюры разворачиваются на фоне большого экрана, на который транслируются картины Михаила Кугача «Храм в себе Озеряево», Виктора Апановича «Крым, солнечный день», Георгия Ярцева «Село», Станислава Жуковского «Пейзаж. Лес», Игоря Рубинского «Снопы», Юрия Кугача «Задворки» и других. Не менее интересен видеоряд в начале, середине и финале спектакля. Он начинается с документальных картин из жизни нашего северного города — они сопровождают небольшой концерт в исполнении молодых актеров, составленный из хитов современных рок-групп. Затем на сцену «выходят» народные мелодии и видео с участием деревенских жителей на залитой солнцем пыльной дороге, а в финале на экране появляется сам Василий Макарович…

Остается добавить, что студенческие спектакли – давняя традиция для педагога и режиссера Семена Спивака, который представляет на сцене Молодежного театра уже четвертое поколение своих учеников. Первый студенческий спектакль «Крики из Одессы» был выпущен в 1998 году и до сих пор является одной из самых аншлаговых постановок Молодежного театра. Позднее студенты представляли «Метро», «Жестокие игры» и «Идиот.2012».

Подробности — на официальном сайте Молодежного театра на Фонтанке.

30 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото предоставлено пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».