Молодежная премьера «Обыкновенных чудиков»

На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке (набережная Фонтанки, 114) в воскресенье, 28 января, состоялся последний в этом месяце премьерный показ спектакля «Обыкновенные чудики». Миниатюры по рассказам Василия Шукшина представили студенты-третьекурсники мастерской Семена Спивака, художественного руководителя театра. Он же выступил режиссером студенческой постановки.

Василий Шукшин

Спектакль посвящен 38-летию Молодежного театра на Фонтанке. Для постановки были взяты рассказы «Чередниченко и цирк», «Светлые души», «Степка», «Думы», «Кукушкины слезки», «Ваня, ты как здесь?», «Хозяин бани и огорода», «Сапожки». Короткие, но емкие истории советского классика – о простых людях, их добром нраве и чудаковатом характере. Создатели нового спектакля просто не могли не включить их в современный репертуар Молодежного театра – так точно эти истории, близкие и понятные, проникнутые глубоким вниманием и любовью к Человеку, ложатся в общую канву постановок театра.

На Малой сцене Молодежки эти, вроде бы ничем не связанные, рассказы слились в живое и единое целое, сдобренное народными песнями и старыми советскими хитами. Современным молодым артистам удалось сделать невозможное: показать то, чего уже нет и, видимо, не будет в нашей жизни. Даже воспоминания о тех людях, о тех «светлых душах», о которых писал Шукшин, у людей более старшего поколения давно улетучились за ненадобностью и стали таким же раритетом, как старый фанерный чемодан. Тем больнее и острее узнавать эти персонажи в молодых студентах, одетых в скромные ситцевые платья их бабушек или модные кримпленовые клеши 1970-х.

По словам Семена Спивака, студентам было интересно попробовать себя в характерах, которые в современной драматургии не встретишь, как не встретишь и тот слой людей, что живут в произведениях Шукшина. «Не модные они нынче те чудики, что живут далеко-далеко, сохраняя себя. Но следовало бы у них поучиться любви, смирению, совестливости, прощению, терпению, свободе взглядов и проявлений, умению «беречь чужое таинство», иронично-мудрому отношению к жизни. Все это ставит Шукшина на центральную линию размышлений Молодежного театра. И надо отдать должное студентам, которые вместе с режиссерами сделали спектакль не «о том времени», а постарались найти территорию, на которой «то время» и сегодняшний день сходятся», — отметил режиссер.

Молодежный театр на Фонтанке

Мастер и его ученики создали спектакль, созвучный шукшинскому слову, манере писателя, настроению его героев. Смешное и комичное перетекает в горькое и невыносимо трагичное, оставляя очевидное невысказанным. Невероятно трогательны счастливые и глупые Михайло Беспалов (актер Владислав Бургард) и его жена Нюся (Василина Кириллова) в миниатюре «Светлые души». Вроде бы уставшие друг от друга супруги Матвей Иванович (Гарий Князев) и его жена Алена (Дарья Вершинина) в «Думах» понимают друг друга без слов и застывают в объятиях у раскрытого окна, понимая, что бесконечно этим дорожат. Сергей (Александр Тихановский) и Клавдия (Мария Величко) в «Сапожках» — еще одна история искренней и светлой любви, но грубовато застенчивой, без прикрас.

Удивительно смешны грозный Режиссер (Гарий Князев) и его Ассистентка (Светлана Стуликова). А встреча с деревенским парнем Пронькой (Руслан Бальбуциев) сбивает с Режиссера остатки спеси. Так же комичен плановик Николай Петрович Чередниченко (Ефим Чайка), предложившей артистке цирка Еве (Евгения Лыкова) переезжать к нему, пока она случайно не разбилась, упав с трапеции. В этом сюжете публику поражает почти настоящий цирковой номер в исполнении Евгении Лыковой, которая исполняет его буднично, привычно, мимоходом, как будто и вправду всю сознательную жизнь выступала на арене.

Все эти персонажи объединяет любовь и неспособность ее высказать, хотя парадоксальным образом это как раз удается Немой сестре Степки, которую играет Мария Вершинина. Ее безумное мычание, когда Степку (Дмитрий Бауман) задерживает Милиционер (Егор Матва), лучше всяких слов выражают все то, что на сердце у каждого. Искренность и смелость немой девушки — защита и сила Степки, сбежавшего из тюрьмы за три месяца до окончания срока. Угловатая, растрепанная, странная, она вызывает слезы своим горем, немым криком отчаяния и беспомощными руками, обхватившими брата…

Все эти миниатюры разворачиваются на фоне большого экрана, на который транслируются картины Михаила Кугача «Храм в себе Озеряево», Виктора Апановича «Крым, солнечный день», Георгия Ярцева «Село», Станислава Жуковского «Пейзаж. Лес», Игоря Рубинского «Снопы», Юрия Кугача «Задворки» и других. Не менее интересен видеоряд в начале, середине и финале спектакля. Он начинается с документальных картин из жизни нашего северного города — они сопровождают небольшой концерт в исполнении молодых актеров, составленный из хитов современных рок-групп. Затем на сцену «выходят» народные мелодии и видео с участием деревенских жителей на залитой солнцем пыльной дороге, а в финале на экране появляется сам Василий Макарович…

Остается добавить, что студенческие спектакли – давняя традиция для педагога и режиссера Семена Спивака, который представляет на сцене Молодежного театра уже четвертое поколение своих учеников. Первый студенческий спектакль «Крики из Одессы» был выпущен в 1998 году и до сих пор является одной из самых аншлаговых постановок Молодежного театра. Позднее студенты представляли «Метро», «Жестокие игры» и «Идиот.2012».

Подробности — на официальном сайте Молодежного театра на Фонтанке.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

30 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото предоставлено пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.