Молодежная премьера «Обыкновенных чудиков»

На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке (набережная Фонтанки, 114) в воскресенье, 28 января, состоялся последний в этом месяце премьерный показ спектакля «Обыкновенные чудики». Миниатюры по рассказам Василия Шукшина представили студенты-третьекурсники мастерской Семена Спивака, художественного руководителя театра. Он же выступил режиссером студенческой постановки.

Василий Шукшин

Спектакль посвящен 38-летию Молодежного театра на Фонтанке. Для постановки были взяты рассказы «Чередниченко и цирк», «Светлые души», «Степка», «Думы», «Кукушкины слезки», «Ваня, ты как здесь?», «Хозяин бани и огорода», «Сапожки». Короткие, но емкие истории советского классика – о простых людях, их добром нраве и чудаковатом характере. Создатели нового спектакля просто не могли не включить их в современный репертуар Молодежного театра – так точно эти истории, близкие и понятные, проникнутые глубоким вниманием и любовью к Человеку, ложатся в общую канву постановок театра.

На Малой сцене Молодежки эти, вроде бы ничем не связанные, рассказы слились в живое и единое целое, сдобренное народными песнями и старыми советскими хитами. Современным молодым артистам удалось сделать невозможное: показать то, чего уже нет и, видимо, не будет в нашей жизни. Даже воспоминания о тех людях, о тех «светлых душах», о которых писал Шукшин, у людей более старшего поколения давно улетучились за ненадобностью и стали таким же раритетом, как старый фанерный чемодан. Тем больнее и острее узнавать эти персонажи в молодых студентах, одетых в скромные ситцевые платья их бабушек или модные кримпленовые клеши 1970-х.

По словам Семена Спивака, студентам было интересно попробовать себя в характерах, которые в современной драматургии не встретишь, как не встретишь и тот слой людей, что живут в произведениях Шукшина. «Не модные они нынче те чудики, что живут далеко-далеко, сохраняя себя. Но следовало бы у них поучиться любви, смирению, совестливости, прощению, терпению, свободе взглядов и проявлений, умению «беречь чужое таинство», иронично-мудрому отношению к жизни. Все это ставит Шукшина на центральную линию размышлений Молодежного театра. И надо отдать должное студентам, которые вместе с режиссерами сделали спектакль не «о том времени», а постарались найти территорию, на которой «то время» и сегодняшний день сходятся», — отметил режиссер.

Молодежный театр на Фонтанке

Мастер и его ученики создали спектакль, созвучный шукшинскому слову, манере писателя, настроению его героев. Смешное и комичное перетекает в горькое и невыносимо трагичное, оставляя очевидное невысказанным. Невероятно трогательны счастливые и глупые Михайло Беспалов (актер Владислав Бургард) и его жена Нюся (Василина Кириллова) в миниатюре «Светлые души». Вроде бы уставшие друг от друга супруги Матвей Иванович (Гарий Князев) и его жена Алена (Дарья Вершинина) в «Думах» понимают друг друга без слов и застывают в объятиях у раскрытого окна, понимая, что бесконечно этим дорожат. Сергей (Александр Тихановский) и Клавдия (Мария Величко) в «Сапожках» — еще одна история искренней и светлой любви, но грубовато застенчивой, без прикрас.

Удивительно смешны грозный Режиссер (Гарий Князев) и его Ассистентка (Светлана Стуликова). А встреча с деревенским парнем Пронькой (Руслан Бальбуциев) сбивает с Режиссера остатки спеси. Так же комичен плановик Николай Петрович Чередниченко (Ефим Чайка), предложившей артистке цирка Еве (Евгения Лыкова) переезжать к нему, пока она случайно не разбилась, упав с трапеции. В этом сюжете публику поражает почти настоящий цирковой номер в исполнении Евгении Лыковой, которая исполняет его буднично, привычно, мимоходом, как будто и вправду всю сознательную жизнь выступала на арене.

Все эти персонажи объединяет любовь и неспособность ее высказать, хотя парадоксальным образом это как раз удается Немой сестре Степки, которую играет Мария Вершинина. Ее безумное мычание, когда Степку (Дмитрий Бауман) задерживает Милиционер (Егор Матва), лучше всяких слов выражают все то, что на сердце у каждого. Искренность и смелость немой девушки — защита и сила Степки, сбежавшего из тюрьмы за три месяца до окончания срока. Угловатая, растрепанная, странная, она вызывает слезы своим горем, немым криком отчаяния и беспомощными руками, обхватившими брата…

Все эти миниатюры разворачиваются на фоне большого экрана, на который транслируются картины Михаила Кугача «Храм в себе Озеряево», Виктора Апановича «Крым, солнечный день», Георгия Ярцева «Село», Станислава Жуковского «Пейзаж. Лес», Игоря Рубинского «Снопы», Юрия Кугача «Задворки» и других. Не менее интересен видеоряд в начале, середине и финале спектакля. Он начинается с документальных картин из жизни нашего северного города — они сопровождают небольшой концерт в исполнении молодых актеров, составленный из хитов современных рок-групп. Затем на сцену «выходят» народные мелодии и видео с участием деревенских жителей на залитой солнцем пыльной дороге, а в финале на экране появляется сам Василий Макарович…

Остается добавить, что студенческие спектакли – давняя традиция для педагога и режиссера Семена Спивака, который представляет на сцене Молодежного театра уже четвертое поколение своих учеников. Первый студенческий спектакль «Крики из Одессы» был выпущен в 1998 году и до сих пор является одной из самых аншлаговых постановок Молодежного театра. Позднее студенты представляли «Метро», «Жестокие игры» и «Идиот.2012».

Подробности — на официальном сайте Молодежного театра на Фонтанке.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

30 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото предоставлено пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!