Молодежная премьера «Обыкновенных чудиков»

На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке (набережная Фонтанки, 114) в воскресенье, 28 января, состоялся последний в этом месяце премьерный показ спектакля «Обыкновенные чудики». Миниатюры по рассказам Василия Шукшина представили студенты-третьекурсники мастерской Семена Спивака, художественного руководителя театра. Он же выступил режиссером студенческой постановки.

Василий Шукшин

Спектакль посвящен 38-летию Молодежного театра на Фонтанке. Для постановки были взяты рассказы «Чередниченко и цирк», «Светлые души», «Степка», «Думы», «Кукушкины слезки», «Ваня, ты как здесь?», «Хозяин бани и огорода», «Сапожки». Короткие, но емкие истории советского классика – о простых людях, их добром нраве и чудаковатом характере. Создатели нового спектакля просто не могли не включить их в современный репертуар Молодежного театра – так точно эти истории, близкие и понятные, проникнутые глубоким вниманием и любовью к Человеку, ложатся в общую канву постановок театра.

На Малой сцене Молодежки эти, вроде бы ничем не связанные, рассказы слились в живое и единое целое, сдобренное народными песнями и старыми советскими хитами. Современным молодым артистам удалось сделать невозможное: показать то, чего уже нет и, видимо, не будет в нашей жизни. Даже воспоминания о тех людях, о тех «светлых душах», о которых писал Шукшин, у людей более старшего поколения давно улетучились за ненадобностью и стали таким же раритетом, как старый фанерный чемодан. Тем больнее и острее узнавать эти персонажи в молодых студентах, одетых в скромные ситцевые платья их бабушек или модные кримпленовые клеши 1970-х.

По словам Семена Спивака, студентам было интересно попробовать себя в характерах, которые в современной драматургии не встретишь, как не встретишь и тот слой людей, что живут в произведениях Шукшина. «Не модные они нынче те чудики, что живут далеко-далеко, сохраняя себя. Но следовало бы у них поучиться любви, смирению, совестливости, прощению, терпению, свободе взглядов и проявлений, умению «беречь чужое таинство», иронично-мудрому отношению к жизни. Все это ставит Шукшина на центральную линию размышлений Молодежного театра. И надо отдать должное студентам, которые вместе с режиссерами сделали спектакль не «о том времени», а постарались найти территорию, на которой «то время» и сегодняшний день сходятся», — отметил режиссер.

Молодежный театр на Фонтанке

Мастер и его ученики создали спектакль, созвучный шукшинскому слову, манере писателя, настроению его героев. Смешное и комичное перетекает в горькое и невыносимо трагичное, оставляя очевидное невысказанным. Невероятно трогательны счастливые и глупые Михайло Беспалов (актер Владислав Бургард) и его жена Нюся (Василина Кириллова) в миниатюре «Светлые души». Вроде бы уставшие друг от друга супруги Матвей Иванович (Гарий Князев) и его жена Алена (Дарья Вершинина) в «Думах» понимают друг друга без слов и застывают в объятиях у раскрытого окна, понимая, что бесконечно этим дорожат. Сергей (Александр Тихановский) и Клавдия (Мария Величко) в «Сапожках» — еще одна история искренней и светлой любви, но грубовато застенчивой, без прикрас.

Удивительно смешны грозный Режиссер (Гарий Князев) и его Ассистентка (Светлана Стуликова). А встреча с деревенским парнем Пронькой (Руслан Бальбуциев) сбивает с Режиссера остатки спеси. Так же комичен плановик Николай Петрович Чередниченко (Ефим Чайка), предложившей артистке цирка Еве (Евгения Лыкова) переезжать к нему, пока она случайно не разбилась, упав с трапеции. В этом сюжете публику поражает почти настоящий цирковой номер в исполнении Евгении Лыковой, которая исполняет его буднично, привычно, мимоходом, как будто и вправду всю сознательную жизнь выступала на арене.

Все эти персонажи объединяет любовь и неспособность ее высказать, хотя парадоксальным образом это как раз удается Немой сестре Степки, которую играет Мария Вершинина. Ее безумное мычание, когда Степку (Дмитрий Бауман) задерживает Милиционер (Егор Матва), лучше всяких слов выражают все то, что на сердце у каждого. Искренность и смелость немой девушки — защита и сила Степки, сбежавшего из тюрьмы за три месяца до окончания срока. Угловатая, растрепанная, странная, она вызывает слезы своим горем, немым криком отчаяния и беспомощными руками, обхватившими брата…

Все эти миниатюры разворачиваются на фоне большого экрана, на который транслируются картины Михаила Кугача «Храм в себе Озеряево», Виктора Апановича «Крым, солнечный день», Георгия Ярцева «Село», Станислава Жуковского «Пейзаж. Лес», Игоря Рубинского «Снопы», Юрия Кугача «Задворки» и других. Не менее интересен видеоряд в начале, середине и финале спектакля. Он начинается с документальных картин из жизни нашего северного города — они сопровождают небольшой концерт в исполнении молодых актеров, составленный из хитов современных рок-групп. Затем на сцену «выходят» народные мелодии и видео с участием деревенских жителей на залитой солнцем пыльной дороге, а в финале на экране появляется сам Василий Макарович…

Остается добавить, что студенческие спектакли – давняя традиция для педагога и режиссера Семена Спивака, который представляет на сцене Молодежного театра уже четвертое поколение своих учеников. Первый студенческий спектакль «Крики из Одессы» был выпущен в 1998 году и до сих пор является одной из самых аншлаговых постановок Молодежного театра. Позднее студенты представляли «Метро», «Жестокие игры» и «Идиот.2012».

Подробности — на официальном сайте Молодежного театра на Фонтанке.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

30 января 2018.
Текст: Юлия Иванова. Фото предоставлено пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.