Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в восьмой раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Все эти годы его художественным руководителем является ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеже лучших представителей мирового искусства XXI века.

Платоновский фестиваль

Для сравнения. Петербург дает фору многим российским городам по количеству и качеству происходящих в нем событий. Но есть некое существенное отличие в подаче этих событий. Северная столица в этом смысле разрознена.

Платоновский фестиваль

Практически о любом фестивале можно узнать лишь на локальной территории, город почти никогда не захвачен этим событием. Никакому фестивалю не придается такое значение, как например, проходящему в эти дни футбольному чемпионату с гуляниями, плакатами, билбордами.

Платоновский фестиваль

Так вот Платоновский в Воронеже – все равно что футбол в Питере. Кажется, все горожане — в курсе. И задействованных площадок – десятки! Всюду развеваются флаги фестиваля, развешаны плакаты с афишами, на театральных спектаклях и концертах – аншлаг. Приехали балет Прельжокажа из Франции, Театр «Берлинер ансамбль» со своей версией «Кавказского мелового круга» Брехта, Дмитрий Крымов с необычным прочтением «Поздней любви» Островского и даже Финци Паска со спектаклем La Verita.

Финци Паска

Представлен был совершенно уникальный совместный российско-германский проект Rimini Protokoll и Платоновского фестиваля искусств «100% Воронеж», в котором участвовали реальные сто жителей, выбранные по статистике и представляющие в миниатюре срез населения города.

Платоновский фестиваль

За десять лет существования этого проекта появились документальные спектакли о 30 городах мира: это Берлин, Лондон, Вена, Копенгаген, Амстердам, Париж, Монреаль, Мельбурн…

100% Воронеж

Санкт-Петербург был представлен на Платоновском фестивале искусств спектаклем Театра имени Ленсовета «Макбет. Кино» в постановке Юрия Бутусова. Не все зрители могли выдержать пять часов действия, но те, кто досмотрел до конца этот спектакль, были вознаграждены. Как сон, который забирает человека без остатка, так и это, в ритме жестокого рэпа, очень темпераментное высказывание вне логики и последовательности событий – способно втянуть и заворожить доверившегося стилю режиссера зрителя.

Макбет. Кино

Студенты третьего курса Санкт-Петербургского РГИСИ, Театральной мастерской Геннадия Тростянецкого сыграли спектакль «Корова» по Андрею Платонову. Помимо молодежного состава это еще и молодая режиссура: Камиля Хусаинова и Евгения Колесниченко – участницы режиссерской конференции в ГИТИСе.

Корова

Совершенно особенный, глубокий мир театра представлен на выставке ведущего театрального художника России, главного художника Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова Эдуарда Кочергина. Собранные из нескольких театральных музеев Москвы и Петербурга макеты спектаклей, эскизы декораций костюмов посвящены ведущим писателям, которые занимают Эдуарда Степановича: Федору Достоевскому, Льву Толстому, Антону Чехову.

Платоновский фестиваль

Авторский вечер Леонида Десятникова, композитора мирового звучания, имеющего петербургскую прописку, также стал ярким событием Платоновского фестиваля. А еще был Антон Адасинский (группа DEREVO) со спектаклем «Последний клоун на Земле», одновременно представлявший и Германию, и Россию, а прежде всего — культуру Питера, его андеграундные корни, причудливо разросшиеся в невероятное по духу и смыслу дерево.

Последний клоун на Земле

В концертный зал на «Старик и море» с Аллой Демидовой в постановке Анатолия Васильева попасть было невозможно: не помогала никакая журналистская аккредитация — билеты были давно раскуплены. Чуть менее напряженной была ситуация в Театре оперы и балета, на  спектакле «Автобиография» в постановке знаменитого британского хореографа Уэйна МакГрегора. Это самая свежая премьера – октября 2017 года. Представление завораживающее. МакГрегор впервые в мировой хореографии установил связь с учеными-генетиками и попробовал провести самоидентификацию с помощью изучения своего генома и передачи этого постижения языком современного балета.

Платоновский фестиваль

Танцоры движутся словно атомы, слепляясь и разделяясь, множась и поглощая друг друга. Притяжение и отталкивание, борьба и рождение новой структуры в самом себе. А главное – движение. В этом очень талантливо сделанном спектакле – по новизне пластики в том числе – поставлены извечные вопросы о смысле нахождения человека в этом мире, и они, конечно, неразрешимы. Главное здесь — получение зрителями эстетического и эмоционального впечатления, и оно было высочайшего уровня.

Платоновский фестиваль

А еще ждал концерт в Рамонском замке. Покой дворца принцессы Ольденбургской, в котором еще продолжается реставрация, где вздыхают по ночам привидения, теперь часто нарушаем концертами. Здесь, на фоне дворца, на лужайке проводятся фестивали «Усадьба-джаз».

Платоновский фестиваль

И вот случившаяся на фестивале фолк-джаз-поп-музыка в исполнении австрийской группы DelaDap и харизматичной вокалистки Йолы — именно то, чего просила душа. Мощная и радостная энергия, которая шла со сцены, заставила подняться, кажется, самых ленивых со стульев и дать зарядку своему телу.

Платоновский фестиваль

Территория замка за последние годы превратилась в маленький Версаль с клумбами роз и зелеными лужайками, где чинно гуляют посетители. Преобразился за последние годы и сам Воронеж. Не только в центре, но и по окраинам — побеленные фасады домов, ухоженные скверы и парки, отреставрированные храмы.

Воронеж

Таблички со штрих-кодами расположены на всех исторических домах, стоит поднести к ним айфон, отсылают к интернету, где вам все расскажут про события вековой-двухвековой давности.

выставка Фернана Леже

В программе Платоновского фестиваля искусств — много всего: встречи с писателями, театроведами, режиссерами, художниками, композиторами, выставки на самых разных площадках.

Платоновский фестиваль. Выставка Александра Родченко

Отличный выбор организаторов фестиваля – выставка живописи и графики Фернана Леже (до 29 июля) в Музее имени Крамского, которая приехала из Москвы, из Пушкинского музея.

Платоновский фестиваль. Выставка Александра Родиченко

Кроме того, «Индустриальный мир» — фотографии Александра Родченко из коллекции Московского мультимедиа арт-музея, где куратором выступила Ольга Свиблова.

выставка Александра Родченко

Фотографии промышленных объектов, лица работниц столовых, заводских рабочих 1920-х годов перекликаются с другой выставкой — в Доме губернатора — «Котлован» московского художника Михаила Рошняка.

Платоновский фестиваль. Выставка Михаила Рошняка

Такая оборотная сторона новой жизни: вдохновившись произведением Андрея Платонова, где главная тема — поиск смысла жизни и подготовка к смерти, — художник выполнил свои картины и объекты землей.

Платоновский фестиваль. Выставка Михаила Рошняка

Стоит увидеть выставку, которую предоставил Воронежу до 1 июля Московский музей современного искусства (ММОМА).

Платоновский фестиваль

В одной экспозиции компанию Нико Пиросмани составили художники наивного направления — Анри Руссо, Катя Медведева, Владимир Зазнобин, Елена Волкова.

Платоновский фестиваль

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

21 июня 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии: Елена Добрякова, пресс-службой Платоновского фестиваля искусств.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.