Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в восьмой раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Все эти годы его художественным руководителем является ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеже лучших представителей мирового искусства XXI века.

Платоновский фестиваль

Для сравнения. Петербург дает фору многим российским городам по количеству и качеству происходящих в нем событий. Но есть некое существенное отличие в подаче этих событий. Северная столица в этом смысле разрознена.

Платоновский фестиваль

Практически о любом фестивале можно узнать лишь на локальной территории, город почти никогда не захвачен этим событием. Никакому фестивалю не придается такое значение, как например, проходящему в эти дни футбольному чемпионату с гуляниями, плакатами, билбордами.

Платоновский фестиваль

Так вот Платоновский в Воронеже – все равно что футбол в Питере. Кажется, все горожане — в курсе. И задействованных площадок – десятки! Всюду развеваются флаги фестиваля, развешаны плакаты с афишами, на театральных спектаклях и концертах – аншлаг. Приехали балет Прельжокажа из Франции, Театр «Берлинер ансамбль» со своей версией «Кавказского мелового круга» Брехта, Дмитрий Крымов с необычным прочтением «Поздней любви» Островского и даже Финци Паска со спектаклем La Verita.

Финци Паска

Представлен был совершенно уникальный совместный российско-германский проект Rimini Protokoll и Платоновского фестиваля искусств «100% Воронеж», в котором участвовали реальные сто жителей, выбранные по статистике и представляющие в миниатюре срез населения города.

Платоновский фестиваль

За десять лет существования этого проекта появились документальные спектакли о 30 городах мира: это Берлин, Лондон, Вена, Копенгаген, Амстердам, Париж, Монреаль, Мельбурн…

100% Воронеж

Санкт-Петербург был представлен на Платоновском фестивале искусств спектаклем Театра имени Ленсовета «Макбет. Кино» в постановке Юрия Бутусова. Не все зрители могли выдержать пять часов действия, но те, кто досмотрел до конца этот спектакль, были вознаграждены. Как сон, который забирает человека без остатка, так и это, в ритме жестокого рэпа, очень темпераментное высказывание вне логики и последовательности событий – способно втянуть и заворожить доверившегося стилю режиссера зрителя.

Макбет. Кино

Студенты третьего курса Санкт-Петербургского РГИСИ, Театральной мастерской Геннадия Тростянецкого сыграли спектакль «Корова» по Андрею Платонову. Помимо молодежного состава это еще и молодая режиссура: Камиля Хусаинова и Евгения Колесниченко – участницы режиссерской конференции в ГИТИСе.

Корова

Совершенно особенный, глубокий мир театра представлен на выставке ведущего театрального художника России, главного художника Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова Эдуарда Кочергина. Собранные из нескольких театральных музеев Москвы и Петербурга макеты спектаклей, эскизы декораций костюмов посвящены ведущим писателям, которые занимают Эдуарда Степановича: Федору Достоевскому, Льву Толстому, Антону Чехову.

Платоновский фестиваль

Авторский вечер Леонида Десятникова, композитора мирового звучания, имеющего петербургскую прописку, также стал ярким событием Платоновского фестиваля. А еще был Антон Адасинский (группа DEREVO) со спектаклем «Последний клоун на Земле», одновременно представлявший и Германию, и Россию, а прежде всего — культуру Питера, его андеграундные корни, причудливо разросшиеся в невероятное по духу и смыслу дерево.

Последний клоун на Земле

В концертный зал на «Старик и море» с Аллой Демидовой в постановке Анатолия Васильева попасть было невозможно: не помогала никакая журналистская аккредитация — билеты были давно раскуплены. Чуть менее напряженной была ситуация в Театре оперы и балета, на  спектакле «Автобиография» в постановке знаменитого британского хореографа Уэйна МакГрегора. Это самая свежая премьера – октября 2017 года. Представление завораживающее. МакГрегор впервые в мировой хореографии установил связь с учеными-генетиками и попробовал провести самоидентификацию с помощью изучения своего генома и передачи этого постижения языком современного балета.

Платоновский фестиваль

Танцоры движутся словно атомы, слепляясь и разделяясь, множась и поглощая друг друга. Притяжение и отталкивание, борьба и рождение новой структуры в самом себе. А главное – движение. В этом очень талантливо сделанном спектакле – по новизне пластики в том числе – поставлены извечные вопросы о смысле нахождения человека в этом мире, и они, конечно, неразрешимы. Главное здесь — получение зрителями эстетического и эмоционального впечатления, и оно было высочайшего уровня.

Платоновский фестиваль

А еще ждал концерт в Рамонском замке. Покой дворца принцессы Ольденбургской, в котором еще продолжается реставрация, где вздыхают по ночам привидения, теперь часто нарушаем концертами. Здесь, на фоне дворца, на лужайке проводятся фестивали «Усадьба-джаз».

Платоновский фестиваль

И вот случившаяся на фестивале фолк-джаз-поп-музыка в исполнении австрийской группы DelaDap и харизматичной вокалистки Йолы — именно то, чего просила душа. Мощная и радостная энергия, которая шла со сцены, заставила подняться, кажется, самых ленивых со стульев и дать зарядку своему телу.

Платоновский фестиваль

Территория замка за последние годы превратилась в маленький Версаль с клумбами роз и зелеными лужайками, где чинно гуляют посетители. Преобразился за последние годы и сам Воронеж. Не только в центре, но и по окраинам — побеленные фасады домов, ухоженные скверы и парки, отреставрированные храмы.

Воронеж

Таблички со штрих-кодами расположены на всех исторических домах, стоит поднести к ним айфон, отсылают к интернету, где вам все расскажут про события вековой-двухвековой давности.

выставка Фернана Леже

В программе Платоновского фестиваля искусств — много всего: встречи с писателями, театроведами, режиссерами, художниками, композиторами, выставки на самых разных площадках.

Платоновский фестиваль. Выставка Александра Родченко

Отличный выбор организаторов фестиваля – выставка живописи и графики Фернана Леже (до 29 июля) в Музее имени Крамского, которая приехала из Москвы, из Пушкинского музея.

Платоновский фестиваль. Выставка Александра Родиченко

Кроме того, «Индустриальный мир» — фотографии Александра Родченко из коллекции Московского мультимедиа арт-музея, где куратором выступила Ольга Свиблова.

выставка Александра Родченко

Фотографии промышленных объектов, лица работниц столовых, заводских рабочих 1920-х годов перекликаются с другой выставкой — в Доме губернатора — «Котлован» московского художника Михаила Рошняка.

Платоновский фестиваль. Выставка Михаила Рошняка

Такая оборотная сторона новой жизни: вдохновившись произведением Андрея Платонова, где главная тема — поиск смысла жизни и подготовка к смерти, — художник выполнил свои картины и объекты землей.

Платоновский фестиваль. Выставка Михаила Рошняка

Стоит увидеть выставку, которую предоставил Воронежу до 1 июля Московский музей современного искусства (ММОМА).

Платоновский фестиваль

В одной экспозиции компанию Нико Пиросмани составили художники наивного направления — Анри Руссо, Катя Медведева, Владимир Зазнобин, Елена Волкова.

Платоновский фестиваль

ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

21 июня 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии: Елена Добрякова, пресс-службой Платоновского фестиваля искусств.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!