«Милый друг» в джинсах от Prada

В Балтийском доме состоялась премьера «Милого друга» по пьесе Юрия Лоттина, в основу которой лег одноименный роман Ги де Мопассана. Произведение французского классика уже второй век сохраняет свою актуальность, поэтому неудивительно, что эта история, перенесенная в наше время, заиграла новыми красками...

Милый друг

Новый спектакль Балтийского дома начинается еще до того, как зритель попал в здание театра. По всему городу завлекают и одновременно вызывают недоумение афиши, с которых смотрит молодой человек, вальяжно расположившийся в кресле — аллюзия на рекламу товаров модных брендов Dior, Prada и Paco Rabanne. Игра с аудиторией, рождающая интригу… Что же представляет из себя постановка? Коммерческий спектакль, обернутый в гламурную упаковку, или удачную трактовку самобытного романа Ги де Мопассана?

Роман «Милый друг» сразу после выхода 1985 году вызвал шквал негативных эмоций из-за обилия непристойных сцен и безнравственности главного героя. Жорж Дюруа после службы в армии приезжает в Париж без гроша в кармане. У него нет ни покровителей, ни особых умений и навыков, ни хороших манер. Весь его капитал — статная фигура и привлекательное лицо.

Милый друг

Случайная встреча с бывшим сослуживцем помогает Дюруа попасть в круги высшего света. С этого момента начинается стремительная карьера бывшего солдата, который добивается вершин успеха благодаря своему обаянию и успеху у женщин.

Режиссер спектакля Наталья Индейкина переносит сюжет романа «Милый друг» в наши дни. Теперь антураж — это не издательский дом, где Дюруа работает журналистом, а целый медиахолдинг, и главный герой в нем — один из создателей популярной политической передачи. Действующие лица беспрестанно пользуются сотовыми телефонами, делают селфи, ходят в «Бургер кинг».

Милый друг

Адаптация романа XIX века под наше время у Индейкиной получилась очень уместной и органичной. Режиссер не просто наряжает героев в джинсы, ей и труппе спектакля удается создать нужную атмосферу, проанализировать, как бы изменилась эта история в реалиях XXI века.

Персонажи также трансформируются, приобретая черты современных типажей. Светская дама Клотильда де Марель в спектакле — гламурная блондинка на шпильках; владелец газеты Вальтер — успешный бизнесмен; журналист Сен-Потен — хипстер, катающийся на самокате и предпочитающий сигаретам вейп.

Милый друг

Жорж Дюруа в спектакле также отличается от своего литературного прототипа. У Мопассана Дюруа имел античный профиль и белокурые усы, которые сводили всех дам с ума. Сегодня каноны мужской красоты иные, поэтому со стороны режиссера было логично сделать Дюруа обладателем модельной внешности — парнем, каких мы видим в рекламе дорого мужского парфюма: стильная укладка, легкая щетина, высокие скулы, красивый торс. Дамы в спектакле не скромны, как барышни XIX века, мужчины не галантны: и те, и другие ведут себя более развязно, более агрессивно.

Для роли Жоржа Дюруа мало обладать привлекательной внешностью, немаловажный аспект — харизма и обаяние, внутренний огонь, который притягивает женщин. Поэтому перед исполнителем главной роли — 26-летним актером Егором Лесниковым — стояла трудная задача: создать на сцене образ пленительного мужчины, ловкого и обаятельного манипулятора женскими сердцами.

Егор Лесников

При просмотре спектакля складывается ощущение, что сам Егор Лесников не относится к категории сердцеедов, поэтому все, что он делает на сцене, — отточенная и наработанная техника. Это производит впечатление, потому что пластика актера, его мимика и интонации, действительно, очень точны. Судя по всему, Лесников проделал большую и ювелирную работу, чтобы вжиться в образ своего персонажа.

В отличие от произведения Мопассана в спектакле главный герой почти не предается рефлексии. В книге читатель постоянно наблюдает за изменениями персонажа, писатель дает понять, что его герой добивается высот не только благодаря красоте. Его Жорж Дюруа много наблюдает, анализирует, быстро учится необходимым навыкам. Именно эта трансформация и вызывает наибольший интерес в романе.

Милый друг

В постановке этого почти нет — Наталья Индейкина делает ставку на динамику. Но для выбранного ею формата спектакля это довольно уместно. Складывается впечатление, что на сцене идет увлекательное шоу. Деньги, роскошь, сияние огней, красивый головокружительный праздник. Похожая атмосфера царит в фильмах «Волк с Уолл-Стрит» и «99 франков». Заданный темп не снижается ни на минуту, именно поэтому три часа спектакля пролетают на одном дыхании.

Интересно наблюдать не только за происходящим на сцене, но и за видеорядом на большом экране, который является частью декораций. Время от времени зритель видит там опасную касатку, выпрыгивающую из волн — намек на хищную натуру Дюруа, или свору гончих — аллюзия к тому, как жадно главный герой стремится к своей цели.

Милый друг

На экране показано и то, что почти отсутствует на сцене, но в изобилии есть в романе — эротические моменты. Сняты они наподобие современных клипов, достаточно чувственно и эстетично. Время от времени на экране появляется фигура главного героя: сначала пламя, изображенное рядом с ним, совсем небольшое, но по мере его побед на сцене, оно становится более внушительным, пока не затмевает всю фигуру.

Несмотря на гламурность постановки, она не выглядит плоской и упрощенной. В ней много иронии, а также острых сцен, связанных с политикой и масс-медиа. Что касается главного героя, при всей своей ловкости, он нередко совершает ошибки, выкручивается из трудных, а подчас — комичных, ситуаций.

Милый друг

Спектакль «Милый друг» — игристый напиток, в котором есть все необходимые ингредиенты, чтобы понравиться зрителю — и зрелищность, и интригующая история, и яркие персонажи, и главное — юмор. Так почему бы не попробовать его в один из вечеров?

На сцене Балтийского дома в следующий раз «Милый друг» появится 4 и 23 августа.

31 июля 2017.
Текст: Катерина Корф, Антонида Пашинина Фото: Балтийский дом
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.