«Милый друг» в джинсах от Prada

В Балтийском доме состоялась премьера «Милого друга» по пьесе Юрия Лоттина, в основу которой лег одноименный роман Ги де Мопассана. Произведение французского классика уже второй век сохраняет свою актуальность, поэтому неудивительно, что эта история, перенесенная в наше время, заиграла новыми красками...

Милый друг

Новый спектакль Балтийского дома начинается еще до того, как зритель попал в здание театра. По всему городу завлекают и одновременно вызывают недоумение афиши, с которых смотрит молодой человек, вальяжно расположившийся в кресле — аллюзия на рекламу товаров модных брендов Dior, Prada и Paco Rabanne. Игра с аудиторией, рождающая интригу… Что же представляет из себя постановка? Коммерческий спектакль, обернутый в гламурную упаковку, или удачную трактовку самобытного романа Ги де Мопассана?

Роман «Милый друг» сразу после выхода 1985 году вызвал шквал негативных эмоций из-за обилия непристойных сцен и безнравственности главного героя. Жорж Дюруа после службы в армии приезжает в Париж без гроша в кармане. У него нет ни покровителей, ни особых умений и навыков, ни хороших манер. Весь его капитал — статная фигура и привлекательное лицо.

Милый друг

Случайная встреча с бывшим сослуживцем помогает Дюруа попасть в круги высшего света. С этого момента начинается стремительная карьера бывшего солдата, который добивается вершин успеха благодаря своему обаянию и успеху у женщин.

Режиссер спектакля Наталья Индейкина переносит сюжет романа «Милый друг» в наши дни. Теперь антураж — это не издательский дом, где Дюруа работает журналистом, а целый медиахолдинг, и главный герой в нем — один из создателей популярной политической передачи. Действующие лица беспрестанно пользуются сотовыми телефонами, делают селфи, ходят в «Бургер кинг».

Милый друг

Адаптация романа XIX века под наше время у Индейкиной получилась очень уместной и органичной. Режиссер не просто наряжает героев в джинсы, ей и труппе спектакля удается создать нужную атмосферу, проанализировать, как бы изменилась эта история в реалиях XXI века.

Персонажи также трансформируются, приобретая черты современных типажей. Светская дама Клотильда де Марель в спектакле — гламурная блондинка на шпильках; владелец газеты Вальтер — успешный бизнесмен; журналист Сен-Потен — хипстер, катающийся на самокате и предпочитающий сигаретам вейп.

Милый друг

Жорж Дюруа в спектакле также отличается от своего литературного прототипа. У Мопассана Дюруа имел античный профиль и белокурые усы, которые сводили всех дам с ума. Сегодня каноны мужской красоты иные, поэтому со стороны режиссера было логично сделать Дюруа обладателем модельной внешности — парнем, каких мы видим в рекламе дорого мужского парфюма: стильная укладка, легкая щетина, высокие скулы, красивый торс. Дамы в спектакле не скромны, как барышни XIX века, мужчины не галантны: и те, и другие ведут себя более развязно, более агрессивно.

Для роли Жоржа Дюруа мало обладать привлекательной внешностью, немаловажный аспект — харизма и обаяние, внутренний огонь, который притягивает женщин. Поэтому перед исполнителем главной роли — 26-летним актером Егором Лесниковым — стояла трудная задача: создать на сцене образ пленительного мужчины, ловкого и обаятельного манипулятора женскими сердцами.

Егор Лесников

При просмотре спектакля складывается ощущение, что сам Егор Лесников не относится к категории сердцеедов, поэтому все, что он делает на сцене, — отточенная и наработанная техника. Это производит впечатление, потому что пластика актера, его мимика и интонации, действительно, очень точны. Судя по всему, Лесников проделал большую и ювелирную работу, чтобы вжиться в образ своего персонажа.

В отличие от произведения Мопассана в спектакле главный герой почти не предается рефлексии. В книге читатель постоянно наблюдает за изменениями персонажа, писатель дает понять, что его герой добивается высот не только благодаря красоте. Его Жорж Дюруа много наблюдает, анализирует, быстро учится необходимым навыкам. Именно эта трансформация и вызывает наибольший интерес в романе.

Милый друг

В постановке этого почти нет — Наталья Индейкина делает ставку на динамику. Но для выбранного ею формата спектакля это довольно уместно. Складывается впечатление, что на сцене идет увлекательное шоу. Деньги, роскошь, сияние огней, красивый головокружительный праздник. Похожая атмосфера царит в фильмах «Волк с Уолл-Стрит» и «99 франков». Заданный темп не снижается ни на минуту, именно поэтому три часа спектакля пролетают на одном дыхании.

Интересно наблюдать не только за происходящим на сцене, но и за видеорядом на большом экране, который является частью декораций. Время от времени зритель видит там опасную касатку, выпрыгивающую из волн — намек на хищную натуру Дюруа, или свору гончих — аллюзия к тому, как жадно главный герой стремится к своей цели.

Милый друг

На экране показано и то, что почти отсутствует на сцене, но в изобилии есть в романе — эротические моменты. Сняты они наподобие современных клипов, достаточно чувственно и эстетично. Время от времени на экране появляется фигура главного героя: сначала пламя, изображенное рядом с ним, совсем небольшое, но по мере его побед на сцене, оно становится более внушительным, пока не затмевает всю фигуру.

Несмотря на гламурность постановки, она не выглядит плоской и упрощенной. В ней много иронии, а также острых сцен, связанных с политикой и масс-медиа. Что касается главного героя, при всей своей ловкости, он нередко совершает ошибки, выкручивается из трудных, а подчас — комичных, ситуаций.

Милый друг

Спектакль «Милый друг» — игристый напиток, в котором есть все необходимые ингредиенты, чтобы понравиться зрителю — и зрелищность, и интригующая история, и яркие персонажи, и главное — юмор. Так почему бы не попробовать его в один из вечеров?

На сцене Балтийского дома в следующий раз «Милый друг» появится 4 и 23 августа.

31 июля 2017.
Текст: Катерина Корф, Антонида Пашинина Фото: Балтийский дом
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.