«Милый друг» в джинсах от Prada

В Балтийском доме состоялась премьера «Милого друга» по пьесе Юрия Лоттина, в основу которой лег одноименный роман Ги де Мопассана. Произведение французского классика уже второй век сохраняет свою актуальность, поэтому неудивительно, что эта история, перенесенная в наше время, заиграла новыми красками...

Милый друг

Новый спектакль Балтийского дома начинается еще до того, как зритель попал в здание театра. По всему городу завлекают и одновременно вызывают недоумение афиши, с которых смотрит молодой человек, вальяжно расположившийся в кресле — аллюзия на рекламу товаров модных брендов Dior, Prada и Paco Rabanne. Игра с аудиторией, рождающая интригу… Что же представляет из себя постановка? Коммерческий спектакль, обернутый в гламурную упаковку, или удачную трактовку самобытного романа Ги де Мопассана?

Роман «Милый друг» сразу после выхода 1985 году вызвал шквал негативных эмоций из-за обилия непристойных сцен и безнравственности главного героя. Жорж Дюруа после службы в армии приезжает в Париж без гроша в кармане. У него нет ни покровителей, ни особых умений и навыков, ни хороших манер. Весь его капитал — статная фигура и привлекательное лицо.

Милый друг

Случайная встреча с бывшим сослуживцем помогает Дюруа попасть в круги высшего света. С этого момента начинается стремительная карьера бывшего солдата, который добивается вершин успеха благодаря своему обаянию и успеху у женщин.

Режиссер спектакля Наталья Индейкина переносит сюжет романа «Милый друг» в наши дни. Теперь антураж — это не издательский дом, где Дюруа работает журналистом, а целый медиахолдинг, и главный герой в нем — один из создателей популярной политической передачи. Действующие лица беспрестанно пользуются сотовыми телефонами, делают селфи, ходят в «Бургер кинг».

Милый друг

Адаптация романа XIX века под наше время у Индейкиной получилась очень уместной и органичной. Режиссер не просто наряжает героев в джинсы, ей и труппе спектакля удается создать нужную атмосферу, проанализировать, как бы изменилась эта история в реалиях XXI века.

Персонажи также трансформируются, приобретая черты современных типажей. Светская дама Клотильда де Марель в спектакле — гламурная блондинка на шпильках; владелец газеты Вальтер — успешный бизнесмен; журналист Сен-Потен — хипстер, катающийся на самокате и предпочитающий сигаретам вейп.

Милый друг

Жорж Дюруа в спектакле также отличается от своего литературного прототипа. У Мопассана Дюруа имел античный профиль и белокурые усы, которые сводили всех дам с ума. Сегодня каноны мужской красоты иные, поэтому со стороны режиссера было логично сделать Дюруа обладателем модельной внешности — парнем, каких мы видим в рекламе дорого мужского парфюма: стильная укладка, легкая щетина, высокие скулы, красивый торс. Дамы в спектакле не скромны, как барышни XIX века, мужчины не галантны: и те, и другие ведут себя более развязно, более агрессивно.

Для роли Жоржа Дюруа мало обладать привлекательной внешностью, немаловажный аспект — харизма и обаяние, внутренний огонь, который притягивает женщин. Поэтому перед исполнителем главной роли — 26-летним актером Егором Лесниковым — стояла трудная задача: создать на сцене образ пленительного мужчины, ловкого и обаятельного манипулятора женскими сердцами.

Егор Лесников

При просмотре спектакля складывается ощущение, что сам Егор Лесников не относится к категории сердцеедов, поэтому все, что он делает на сцене, — отточенная и наработанная техника. Это производит впечатление, потому что пластика актера, его мимика и интонации, действительно, очень точны. Судя по всему, Лесников проделал большую и ювелирную работу, чтобы вжиться в образ своего персонажа.

В отличие от произведения Мопассана в спектакле главный герой почти не предается рефлексии. В книге читатель постоянно наблюдает за изменениями персонажа, писатель дает понять, что его герой добивается высот не только благодаря красоте. Его Жорж Дюруа много наблюдает, анализирует, быстро учится необходимым навыкам. Именно эта трансформация и вызывает наибольший интерес в романе.

Милый друг

В постановке этого почти нет — Наталья Индейкина делает ставку на динамику. Но для выбранного ею формата спектакля это довольно уместно. Складывается впечатление, что на сцене идет увлекательное шоу. Деньги, роскошь, сияние огней, красивый головокружительный праздник. Похожая атмосфера царит в фильмах «Волк с Уолл-Стрит» и «99 франков». Заданный темп не снижается ни на минуту, именно поэтому три часа спектакля пролетают на одном дыхании.

Интересно наблюдать не только за происходящим на сцене, но и за видеорядом на большом экране, который является частью декораций. Время от времени зритель видит там опасную касатку, выпрыгивающую из волн — намек на хищную натуру Дюруа, или свору гончих — аллюзия к тому, как жадно главный герой стремится к своей цели.

Милый друг

На экране показано и то, что почти отсутствует на сцене, но в изобилии есть в романе — эротические моменты. Сняты они наподобие современных клипов, достаточно чувственно и эстетично. Время от времени на экране появляется фигура главного героя: сначала пламя, изображенное рядом с ним, совсем небольшое, но по мере его побед на сцене, оно становится более внушительным, пока не затмевает всю фигуру.

Несмотря на гламурность постановки, она не выглядит плоской и упрощенной. В ней много иронии, а также острых сцен, связанных с политикой и масс-медиа. Что касается главного героя, при всей своей ловкости, он нередко совершает ошибки, выкручивается из трудных, а подчас — комичных, ситуаций.

Милый друг

Спектакль «Милый друг» — игристый напиток, в котором есть все необходимые ингредиенты, чтобы понравиться зрителю — и зрелищность, и интригующая история, и яркие персонажи, и главное — юмор. Так почему бы не попробовать его в один из вечеров?

На сцене Балтийского дома в следующий раз «Милый друг» появится 4 и 23 августа.

31 июля 2017.
Текст: Катерина Корф Фото: Балтийский дом
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.