Михаил Шемякин — о разрушении Петербурга и санкциях

Михаилу Шемякину 4 мая исполняется 75 лет. Он родился в Москве, но считается петербургским художником. Россия и США с полным правом могут назвать его своим. Ему довелось побыть советским гражданином и увидеть падение режима. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почетный доктор ряда высших учебных заведений мира встретился с петербургскими журналистам и рассказал о предстоящих выставках, отношении к архитектуре Санкт-Петербурга, санкциям и современным художникам.

Михаил Шемякин

О готовящихся выставках

К юбилею я специально не готовился, просто совпало так, что пять лет я вел переговоры с Музеем современного искусства в Москве, директором которого является Василий Церетели.  Там пройдет выставка «Тротуары Парижа», которая состоялась в 2013 году в Мраморном дворце в Северной столице. В Первопрестольной я не выставлялся примерно 20 лет.

В ноябре будет открыта моя большая выставка, где я впервые покажу свои цветовые конструкторы. Зритель сможет комбинировать абстрактные элементы конструктора, создавая что-то свое. Детям, наверное, это тоже будет интересно.

Кроме того, русская публика увидит работы, которые еще никто никогда не видел: например, целый зал займут произведения под общим названием «Гербариум». Я очень много лет работаю с засушенными листьями, цветами, и делаю приблизительно то, что было представлено на петербургской выставке «Тротуары Парижа».

Михаил Шемякин

В этой технике пока работаю только я: по ночам фотографирую мусор на тротуарах — скомканные бумажки, пролитую краску, подтеки на стенках. Затем распечатываю снимки на офортной бумаге и прорисовываю, стараясь оставить оригинал почти нетронутым.

Натуру я ищу обычно ночью, потому что днем окружающие люди обращают на меня внимание и начинают выяснять, почему я фотографирую мусор. Я с женой, Сарой, проходим иной раз 10-15 километров, собирая уникальный материал. Из никчемных, казалось бы, вещей рождаются интересные серии: «Театральная», «Образы смерти», «Гражданская война» и другие.

Я работаю над театральными проектами. Сейчас завершается работа над сценарием и музыкой к детскому мюзиклу про влюбленного крысенка. Первое рабочее название — «История Машеньки, Щелкунчика и крысенка Фреди». Это будет очень потешная история, которую я надеюсь показать в Санкт-Петербурге. У меня уже готова масса рисунков, которые войдут в одноименную книжку для детей. Надеюсь закончить ее в этом году.

Михаил Шемякин

Кроме того, идет подготовка моей научной выставки — «Забинтованная фигура», которая откроется в помещении моего фонда на Садовой улице в Санкт-Петербурге (18 мая — 17 июня). Я занимаюсь этим исследованием более полувека. Его основой стал анализ и классификация образов, собранных в книгах по искусству, журналах, каталогах, фотографиях, гравюрах. Образы связаны с забинтовыванием, упаковыванием, связыванием людей и животных. В экспозицию войдут до 600 изображений: от египетских мумий — до русских икон. Думаю, что это будет одна из интереснейших выставок, которая покажет, когда это было ритуалом, когда становится болезнью, когда необходимостью…

О книгах и талантливых женщинах

Я, как профессор Академии Штиглица, уже не первый год преподаю студентам. Сейчас у меня очень талантливая группа, которую я перетащил из Воронежа. В основном у меня обучаются девушки, и только один студент — представитель мужского пола. Потому что женщины в ходе конкурса среди абитуриентов показались мне более талантливыми.

Я готовлю две книги — надеюсь, удастся сделать это к предстоящим выставкам. Одна из них посвящена русскому языку. Я занимаюсь возрождением старых русских слов. Не секрет, что сейчас русский язык беднеет, и я работаю над русскими народными говорами: разделяю все слова по категориям — еда, одежда, характер человека и так далее. Естественно, я делаю рисунки, определяющие эти слова и понятия. Получается своеобразная азбука, состоящая из слов и рисунков. Конечно, она будет интересна детям.

Второй мой литературный проект — сборник загадок. Я много лет работаю с книгой Дмитрия Садовникова «Загадки русского народа» — делаю к ней иллюстрации. Этими двумя книгами я очень дорожу. Надеюсь, что первые издания увидят свет в ноябре 2018 года.

Михаил Шемякин

О войне санкций

Конечно, санкции отражаются на людях искусства — я лучше знаком с миром художников, поэтому буду говорить о них. Я переехал во Францию, потому что из Парижа летать в Москву и Санкт-Петербург ближе, чем из США.

Во Франции я не работаю с галереями или торговцами картинами. Но есть моменты, связанные с самим бытием, которые негативно отражаются на нашей жизни именно из-за санкций. У нас возникают очень сложные проблемы с банками, например. Там говорят, что они не хотят работать с русскими деньгами.. Русские деньги — всегда под подозрением. И таких досадных недоразумений сколько угодно. Эти мелочи очень отягощают жизнь.

Что касается изобразительного искусства, то вместо того, чтобы показывать наши достижения, мы иногда отказываемся от серьезных экспозиций, потому что в нашем богатом государстве нет средств. Запад не знает таких живописцев, как Тышлер, Лабас. Один из недавних примеров — в Риме организовали выставку моего любимого художника Александра Дейнеки, и успех был головокружительный. Сейчас отношение к школе соцреализма — довольно критическое и презрительное. Он ассоциируется с квасным патриотизмом. Но на самом деле в Советской России творили многие честные художники — такие, как графики Фаворский, Митрохин, Кравченко или живописцы Тышлер, Лабас и тот же Дейнека. Если бы они жили на Западе, то они были бы очень известны.

Париж — город довольно сложный, но там проходят уникальные выставки. Я думаю, что если бы мы там регулярно показывали наших художников, то отношение к России было бы другим. Ведь в Европе даже русских художников восемнадцатого века не очень знают, а у нас были такие гениальные мастера, как Рокотов, Аргунов. Там знают в основном русский авангард — Малевич, Кандинский и все. Во многом мы должны винить сами себя.

Михаил Шемякин

О краже в Русском духовном центре в Париже

Это была прекрасная идея партриарха — создание Русского духовно-культурного центра в Париже, напротив Эйфелевой башни. Но выставочное помещение там ужасное. Я там выставлялся, и три мои работы был украдены, хотя там на входе людей обыскивают, как в аэропорту. Я спросил охрану о видеонаблюдении, которое должно было зафиксировать все, что происходит в выставочных залах. Мне ответили, что каждый вечер видео стирается. Картины так и не нашли.

На самом деле разумнее и важнее было бы организовать хорошую экспозиционную площадку, на которой могли бы выставляться русские художники. Это работало бы на имидж России, поскольку западная публика могла бы знакомиться с творчеством русских мастеров и больше узнавать о нашей стране.

К тому же такая площадка могла бы дать шанс для многих современных художников России. Например, я знаю многих прекрасных живописцев в Магадане, Красноярске, в русской глубинке. И у этих мастеров нет возможности показать свои работы широкой публике. А их нужно показывать, потому что они работают на очень серьезном международном уровне.

Михаил Шемякин

Об уничтожении планеты Земля

Любой здравомыслящий человек понимает, что есть какой-то высший разум. Для художника очень важен духовный мир, которым мы занимаемся и изучаем. Я слабо верующий человек, потому что в Библии сказано, что если у тебя вера величиной с горчичное зерно, ты можешь передвигать горы. А я даже вилку не могу передвинуть, но тем не менее я считаю, что я принадлежу христианской церкви. Она учит, что у человека есть душа, что есть ад и рай.

Я тоже пытаюсь понять, что из себя представляет человек. Пока мне кажется, что мы, люди, из себя представляем довольно мерзких и глупых существ. Потому что Бог дал нам подарок: наша Земля — это рай. Но человечество медленно, но верно превращает планету в чистилище. Мне кажется, что наших соборах надо молить Бога о прощении за то, что мы изгадили его подарок, пинаем своим грязным башмаком чрево Матери-природы, убивая животных, уничтожая леса. Мы истребляем нашу среду обитания. Наше духовенство должно говорить об этом, а не о том, что не надо ходить на митинги на Болотной площади.

Михаил Шемякин

О Бродском, Гранине и разрушении Санкт-Петербурга

Сборник стихов Иосифа Бродского я постоянно таскаю в кармане, и иногда мне кажется, что это не Бродский написал, а я. Может, потому, что мы жили в одно время в одном городе, может — потому что у нас схожие судьбы… Я когда был арестован и выслан, ровно через два месяца выслали Бродского. Это была большая операция, которую придумал Андропов. Соответствующие документы нашел мой друг Владимир Буковский, полжизни отсидевший в лагерях. Он разыскал письмо Андропова в ЦК КПСС, что в ближайшее время нужно начать очистку духовного пространства СССР и выслать за рубеж представителей творческой интеллигенции, которые отравляют своими гадостями души людей. Фактически это был второй «философский пароход».

Я жил в Ленинграде в то время, о котором мой любимый поэт написал в знаменитом стихотворении «Греческая церковь»: «Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал». Я лично наблюдал, как взорвали собор на Сенной площади. Я писал белые ночи в четыре часа утра, из моего окна был виден Исаакиевский собор, а правее находились купола Сенного собора, с которых уже сняли кресты. И вдруг вздрогнули окна, и на моих глазах Сенного собора не стало. Купола медленно ушли вниз, и появилось громадное дымное облако. Я жил в то время, когда уничтожали Санкт-Петербург беспощадно.

Михаил Шемякин

Но я был хорошо знаком с писателем Даниилом Граниным, который в одной из своих статей написал, что Ленинград от Блокады столько не пострадал, сколько от новых русских. Они стали просто истреблять исторические здания в городе. Например, госпожа Матвиенко уничтожила столько, что ее место — на скамье подсудимых, а не по правую руку от президента РФ. При Матвиенко новорусские охламоны стали сносить целые кварталы.

Дай волю этим торговцам, безграмотным богатеям, и через некоторое время от города не останется камня на камне. Петербургская сокровищница архитектуры могла бы привлекать миллионы туристов — это такое же золотое дно, как Венеция. И мы это чудо уничтожаем: я вижу, как наш город потихонечку разрушается. А торговцы живут идеями денег, для них не существует ни Санкт-Петербурге, ни культуры, ничего.

Михаил Шемякин

О современной архитектуре

Я очень люблю современную архитектуру и считаю, что она должна быть. Но в этой связи хочу вспомнить наш конфликт с главным дирижером Мариинского театра Валерием Гергиевым. Мы очень дружны не один год, Валерий — гениальный режиссер, а я восемь лет проработал в Мариинском театре. Но я одним из первых выступил против Мариинки-2, то есть — не против самой идеи, а против проекта. Я считаю преступлением то, что силуэт Мариинского театра загородила эта жуткая коробка (Мариинка-2). Пространство возле исторического здания театра испорчено бездарной архитектурой.

Я признаю, что современная архитектура может быть изысканной и уникальной, но нельзя в центре Парижа или Санкт-Петербурга сносить памятники архитектуры. При помощи искусства мы ищем гармонию. Как бы мы не уверяли себя, что актуальное современное искусство — замечательно, все равно внутри любой человек понимает, где гармония, которая нужна душе, а где произведения, которые вызывают отторжение.

Михаил Шемякин

О Доротее и гибнущих в Сирии солдатах

Моя дочь Доротея умерла от алкоголизма, она была очень больным и несчастным человеком. Мир потерял очень большого художника, и я это говорю не потому что я отец. Доротея была действительно очень необычным мастером. Сейчас я работаю над ее книгой, готовится выставка. Она очень много работала над книжными иллюстрациями: например, сделала сорок рисунков к «Голему» Густава Майринка, сколько же — к «Чуме» Альбера Камю. У нее очень интересные иллюстрации к рассказам Юрия Мамлеева. Все это я хотел бы издать.

При этом она была великолепным скульптором. Доротея — очень трагичный, интересный художник. Конечно, это очень страшно и неестественно, когда родители хоронят своих детей.

Я еще до этой личной трагедии создал Комитет по спасению русских солдат, воевавших в Афганистане. Главной моей целью было — вернуть детей их матерям. Я посещал эту страну, чтобы договориться с местными властями об освобождении наших пленных ребят. Сейчас наши молодые солдаты погибают в Сирии. Очень сочувствую их матерям, хотя что значит наше сочувствие, когда родители теряют своих детей. Восполнить эту потерю невозможно.

Михаил Шемякин

О советской власти и короткой памяти

К сожалению, у россиян — короткая память. Но и тех людей, которые тоскуют по советской власти, я очень хорошо понимаю. При советской власти не было нищих пенсионеров, которые ищут объедки в мусорных баках, и беспризорных детей. Отношение к подрастающему поколению было другое. Вот сегодня мне мальчишка сунул в машину пачку журналов с рекламой проституток. Я вижу там красивых и молодых девчонок 20-22 лет. Такого не было при советской власти. Я не скажу, что мне очень нравилось, что моих друзей и меня запихивали в сумасшедшие дома, из нас выбивали все человеческое. Было очень много страшного, но отношение к ветеранам и детям было другое.

За чертой бедности сейчас находятся 20 млн населения России. А ведь эти нищие живут в одной из самых богатых стран мира!

Не надо забывать, что было плохого в советское время, но надо обязательно вынести из него все хорошее. Когда я размышляю о тех людях, которые сегодня, к сожалению, вершат судьбы мира, я думаю, что если так будет продолжаться, то через некоторое время такие понятия, как «совесть» и «порядочность» останутся только в словарях.

Подготовила ЮЛИЯ  ИВАНОВА

27 апреля 2018.
Текст: Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.