«Манифеста 11» в Цюрихе: петербургский взгляд

Петербургские художники Надежда Ишкиняева и Владимир Колбатов побывали в Швейцарии на «Манифесте 11». Для молодых авторов большим соблазном было посетить знаменитую биеннале в центре Европы через два года после ее проведения в Эрмитаже и сравнить выставки. Своими наблюдениями они поделились с «Авангардом».

«Манифеста 11»

Деньги и звезды

С первого взгляда нам, гостям из Петербурга, импонировали снобизм и сдержанность города. Тут тебе и ансамблевость улиц, музеи, набитые мировым достоянием, и даже консерватизм местных жителей — все нам очень близко. Кроме, пожалуй, цен. Деньги — лейтмотив города. Каждый поход в магазин напоминал, что мы находимся в глобальном финансовом центре. Так что девиз нынешней биеннале What people do for money («Что люди делают за деньги») идеально отражал место и время.

«Манифесты» в Петербурге и Цюрихе роднит не только то, что оба города не принадлежат Евросоюзу. И там, и здесь приняли участие звездные художники. Если на юбилейной биеннале в Петербурге это были Франсис Алюс и Томас Хиршхорн, то на нынешней «Манифесте» — Маурицио Каттелан и его проект с параолимпийской чемпионкой, которая несколько раз в день переплывает Цюрихское озеро на инвалидной коляске, а также художник Сантьяго Серра, который укрепил выставочный зал Helmhaus, закрыл входы мешками с песком и фанерой, обеспечив полную защиту здания. Обидно, что всю инсталляцию разобрали из-за проходящего раз в три года Цюрифешта, чем-то похожего на «Алые паруса». Теперь неизвестно, смогут ли организаторы собрать инсталляцию вновь. Самый неочевидный художник — знаменитый французский писатель Мишель Уэльбек, который выставил отчет о своем полном медицинском обследовании, проведенном в одной из швейцарских клиник.

«Манифеста 11»

Похоронное бюро и бесплатный проезд

Концепция «Манифесты-11» проста и прозрачна. Каждый художник работает в коллаборации с одним из местных жителей. Организаторами заранее подготовлен список профессий, представители которых есть в городе, — из него художники выбирали себе напарников. Например, от похоронного бизнеса оказались несколько человек, с одним из которых поработала художница Дженнифер Тии. Результаты совместной работы экспонируются в двух местах: на одной из основных площадок биеннале (в арт-комплексе Löwenbräukunst, реконструированном здании бывшей пивоварни, и Helmhaus), а также параллельно в точках-сателлитах, прямо на рабочих местах представителей профессий. Эти сателлиты разбросаны по всему городу, но обязательно привязаны к остановкам трамвая. Проезд можно не оплачивать, он включен во входной билет на «Манифесту», что, безусловно, привлекает зрителей и туристов.

Каждое из 30 произведений по-настоящему раскрывается в сателлитах. Это уникальный шанс попасть в отделение полиции, пожарную часть, комнату часовщика, кабинет зубного врача, спа-салон, лодочную мастерскую… Несколько неполным показался выбор профессий, ведь все партнеры художников — представители среднего класса. Даже история проститутки-трансгендера вполне вписывается в уклад жизни буржуазного Цюриха. Все-таки в современном мире заниматься искусством — это роскошь, напарники художников — не простые рабочие, а директора собственных компаний, которые могут себе позволить потратить свободное время. Впрочем, место художника в мире профессий было вполне отрефлексировано в разделах биеннале «Профессия в мире искусства», «Искусство как вторая профессия», «Художники, перенимающие профессии».

«Манифеста 11»

Куратор и смущенные подростки

Место притяжения — плавучая платформа на Цюрихском озере «Павильон отражений». Это и бассейн, и кинотеатр с баром под открытым небом. Здесь показывают серии коротких интервью с художниками и их визави. Интересно, что профессиональных журналистов заменили подростки. Со всей непосредственностью арт-детективы задают художникам неожиданные, порой наивные вопросы. Реакция этих интервьюеров на произведения — отдельная тема. Нам запомнилась вечно смущенная девушка, работавшая с художницей Андреа Ева Дьори над ее проектом про женскую сексуальность.

Возможно, такое трепетное отношение к видео связано с тем, что куратор «Манифесты» Кристиан Янковски и сам визуальный художник. Конечно, Янковски-художник перевешивает Янковски-куратора — вся биеннале становится художественным высказыванием одного автора и выглядит для зрителя довольно цельно. Понятна и стратегия куратора: почти все авторы либо друзья, либо студенты, либо профессора, либо художники, которые повлияли на Янковски. Он и сам постоянно носится по территории выставки, как Pacman: за три дня мы несколько раз замечали Кристиана с каталогом в руках в разных павильонах.

«Манифеста 11»

Тарковский и фекалии

Основная программа открылась отрывком из фильма «Солярис» Андрея Тарковского, что приятно порадовало. В кадре — картина «Охотники на снегу» Брейгеля-старшего, которая представляет одну из самых старых профессий в мире. С этого отрывка началась историческая часть основной программы. Эта экспозиция расположена на металлических конструкциях и совершенно не годится для просмотра. Работы висят очень плотно, в какой-то момент мы растерялись от их обилия.

Вырвала нас из этого состояния работа художника Майка Буше «Груз Цюриха». Подозреваем, эта минималистская скульптура из фекалий жителей города на целый этаж никого не оставила равнодушным. Конечно, после Пьеро Мандзони остается только увеличивать объемы и страдать гигантизмом, но забавно, что и в век пост-интернета этот медиум имеет право на жизнь.

«Манифеста 11»

Бабочки и слезы художника

Диаметрально противоположной выглядит работа нашего соотечественника Евгения Антуфьева «Вечный сад», выставленная в церкви Вассеркирхе. Инсталляция включает в себя переписку Евгения с пастором Мартином Рюшем, оловянные скульптуры из бестиария Гесснера, вышивки, отсылающие к православным иконам, и огромное количество бабочек, которые заполонили даже книгу отзывов. Работа вызвала большой отклик зрителей. Кажется, что для запада всегда будет стоять жирное равно между Россией и духовной сферой, а самоколонизация остается единственным способом пробиться на международную арт-сцену.

Немного о нашем участии в «Манифесте 11». В этом году Цюрих отмечает столетие Дада — литературно-художественное течение возникло в Швейцарии в легендарном кафе «Кабаре-Вольтер» в 1916 году. В рамках биеннале в «Кабаре-Вольтер» образовалась гильдия художников. Членский взнос — перформанс, который художник должен осуществить вместе с местным жителем, что вторит концепции выставки. Для участия необходимо оформить заявку, изложить основную идею — в картинках, никакого текста! Организаторы за полчаса до начала оповещают, одобрен ваш перформанс или нет. Мы не могли пройти мимо такой возможности. Нам повезло: единственный человек, которого мы знали из местных жителей, был обладателем редкой профессии — эколог, специализирующийся на пестицидах и вредных веществах в воде. К слову, вода в Цюрихе чистейшая. Как выразился наш знакомый, «вы можете принимать душ и пить одновременно». Мы пригласили ученого на должность сомелье воды, чтобы в рамках слепой дегустации определить и классифицировать заранее приготовленные нами образцы. В ходе ироничного перформанса стало ясно, какие свойства у воды из туалетов «Манифесты» и к каким блюдам подходят слезы художника.

18 июля 2016.
Текст: Владимир Колбатов, Надежда Ишкиняева, фото: Надежда Ишкиняева и myswitzerland.com
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.