«Манифеста 11» в Цюрихе: петербургский взгляд

Петербургские художники Надежда Ишкиняева и Владимир Колбатов побывали в Швейцарии на «Манифесте 11». Для молодых авторов большим соблазном было посетить знаменитую биеннале в центре Европы через два года после ее проведения в Эрмитаже и сравнить выставки. Своими наблюдениями они поделились с «Авангардом».

«Манифеста 11»

Деньги и звезды

С первого взгляда нам, гостям из Петербурга, импонировали снобизм и сдержанность города. Тут тебе и ансамблевость улиц, музеи, набитые мировым достоянием, и даже консерватизм местных жителей — все нам очень близко. Кроме, пожалуй, цен. Деньги — лейтмотив города. Каждый поход в магазин напоминал, что мы находимся в глобальном финансовом центре. Так что девиз нынешней биеннале What people do for money («Что люди делают за деньги») идеально отражал место и время.

«Манифесты» в Петербурге и Цюрихе роднит не только то, что оба города не принадлежат Евросоюзу. И там, и здесь приняли участие звездные художники. Если на юбилейной биеннале в Петербурге это были Франсис Алюс и Томас Хиршхорн, то на нынешней «Манифесте» — Маурицио Каттелан и его проект с параолимпийской чемпионкой, которая несколько раз в день переплывает Цюрихское озеро на инвалидной коляске, а также художник Сантьяго Серра, который укрепил выставочный зал Helmhaus, закрыл входы мешками с песком и фанерой, обеспечив полную защиту здания. Обидно, что всю инсталляцию разобрали из-за проходящего раз в три года Цюрифешта, чем-то похожего на «Алые паруса». Теперь неизвестно, смогут ли организаторы собрать инсталляцию вновь. Самый неочевидный художник — знаменитый французский писатель Мишель Уэльбек, который выставил отчет о своем полном медицинском обследовании, проведенном в одной из швейцарских клиник.

«Манифеста 11»

Похоронное бюро и бесплатный проезд

Концепция «Манифесты-11» проста и прозрачна. Каждый художник работает в коллаборации с одним из местных жителей. Организаторами заранее подготовлен список профессий, представители которых есть в городе, — из него художники выбирали себе напарников. Например, от похоронного бизнеса оказались несколько человек, с одним из которых поработала художница Дженнифер Тии. Результаты совместной работы экспонируются в двух местах: на одной из основных площадок биеннале (в арт-комплексе Löwenbräukunst, реконструированном здании бывшей пивоварни, и Helmhaus), а также параллельно в точках-сателлитах, прямо на рабочих местах представителей профессий. Эти сателлиты разбросаны по всему городу, но обязательно привязаны к остановкам трамвая. Проезд можно не оплачивать, он включен во входной билет на «Манифесту», что, безусловно, привлекает зрителей и туристов.

Каждое из 30 произведений по-настоящему раскрывается в сателлитах. Это уникальный шанс попасть в отделение полиции, пожарную часть, комнату часовщика, кабинет зубного врача, спа-салон, лодочную мастерскую… Несколько неполным показался выбор профессий, ведь все партнеры художников — представители среднего класса. Даже история проститутки-трансгендера вполне вписывается в уклад жизни буржуазного Цюриха. Все-таки в современном мире заниматься искусством — это роскошь, напарники художников — не простые рабочие, а директора собственных компаний, которые могут себе позволить потратить свободное время. Впрочем, место художника в мире профессий было вполне отрефлексировано в разделах биеннале «Профессия в мире искусства», «Искусство как вторая профессия», «Художники, перенимающие профессии».

«Манифеста 11»

Куратор и смущенные подростки

Место притяжения — плавучая платформа на Цюрихском озере «Павильон отражений». Это и бассейн, и кинотеатр с баром под открытым небом. Здесь показывают серии коротких интервью с художниками и их визави. Интересно, что профессиональных журналистов заменили подростки. Со всей непосредственностью арт-детективы задают художникам неожиданные, порой наивные вопросы. Реакция этих интервьюеров на произведения — отдельная тема. Нам запомнилась вечно смущенная девушка, работавшая с художницей Андреа Ева Дьори над ее проектом про женскую сексуальность.

Возможно, такое трепетное отношение к видео связано с тем, что куратор «Манифесты» Кристиан Янковски и сам визуальный художник. Конечно, Янковски-художник перевешивает Янковски-куратора — вся биеннале становится художественным высказыванием одного автора и выглядит для зрителя довольно цельно. Понятна и стратегия куратора: почти все авторы либо друзья, либо студенты, либо профессора, либо художники, которые повлияли на Янковски. Он и сам постоянно носится по территории выставки, как Pacman: за три дня мы несколько раз замечали Кристиана с каталогом в руках в разных павильонах.

«Манифеста 11»

Тарковский и фекалии

Основная программа открылась отрывком из фильма «Солярис» Андрея Тарковского, что приятно порадовало. В кадре — картина «Охотники на снегу» Брейгеля-старшего, которая представляет одну из самых старых профессий в мире. С этого отрывка началась историческая часть основной программы. Эта экспозиция расположена на металлических конструкциях и совершенно не годится для просмотра. Работы висят очень плотно, в какой-то момент мы растерялись от их обилия.

Вырвала нас из этого состояния работа художника Майка Буше «Груз Цюриха». Подозреваем, эта минималистская скульптура из фекалий жителей города на целый этаж никого не оставила равнодушным. Конечно, после Пьеро Мандзони остается только увеличивать объемы и страдать гигантизмом, но забавно, что и в век пост-интернета этот медиум имеет право на жизнь.

«Манифеста 11»

Бабочки и слезы художника

Диаметрально противоположной выглядит работа нашего соотечественника Евгения Антуфьева «Вечный сад», выставленная в церкви Вассеркирхе. Инсталляция включает в себя переписку Евгения с пастором Мартином Рюшем, оловянные скульптуры из бестиария Гесснера, вышивки, отсылающие к православным иконам, и огромное количество бабочек, которые заполонили даже книгу отзывов. Работа вызвала большой отклик зрителей. Кажется, что для запада всегда будет стоять жирное равно между Россией и духовной сферой, а самоколонизация остается единственным способом пробиться на международную арт-сцену.

Немного о нашем участии в «Манифесте 11». В этом году Цюрих отмечает столетие Дада — литературно-художественное течение возникло в Швейцарии в легендарном кафе «Кабаре-Вольтер» в 1916 году. В рамках биеннале в «Кабаре-Вольтер» образовалась гильдия художников. Членский взнос — перформанс, который художник должен осуществить вместе с местным жителем, что вторит концепции выставки. Для участия необходимо оформить заявку, изложить основную идею — в картинках, никакого текста! Организаторы за полчаса до начала оповещают, одобрен ваш перформанс или нет. Мы не могли пройти мимо такой возможности. Нам повезло: единственный человек, которого мы знали из местных жителей, был обладателем редкой профессии — эколог, специализирующийся на пестицидах и вредных веществах в воде. К слову, вода в Цюрихе чистейшая. Как выразился наш знакомый, «вы можете принимать душ и пить одновременно». Мы пригласили ученого на должность сомелье воды, чтобы в рамках слепой дегустации определить и классифицировать заранее приготовленные нами образцы. В ходе ироничного перформанса стало ясно, какие свойства у воды из туалетов «Манифесты» и к каким блюдам подходят слезы художника.

18 июля 2016.
Текст: Владимир Колбатов, Надежда Ишкиняева, фото: Надежда Ишкиняева и myswitzerland.com
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.