«Манифеста 11» в Цюрихе: петербургский взгляд

Петербургские художники Надежда Ишкиняева и Владимир Колбатов побывали в Швейцарии на «Манифесте 11». Для молодых авторов большим соблазном было посетить знаменитую биеннале в центре Европы через два года после ее проведения в Эрмитаже и сравнить выставки. Своими наблюдениями они поделились с «Авангардом».

«Манифеста 11»

Деньги и звезды

С первого взгляда нам, гостям из Петербурга, импонировали снобизм и сдержанность города. Тут тебе и ансамблевость улиц, музеи, набитые мировым достоянием, и даже консерватизм местных жителей — все нам очень близко. Кроме, пожалуй, цен. Деньги — лейтмотив города. Каждый поход в магазин напоминал, что мы находимся в глобальном финансовом центре. Так что девиз нынешней биеннале What people do for money («Что люди делают за деньги») идеально отражал место и время.

«Манифесты» в Петербурге и Цюрихе роднит не только то, что оба города не принадлежат Евросоюзу. И там, и здесь приняли участие звездные художники. Если на юбилейной биеннале в Петербурге это были Франсис Алюс и Томас Хиршхорн, то на нынешней «Манифесте» — Маурицио Каттелан и его проект с параолимпийской чемпионкой, которая несколько раз в день переплывает Цюрихское озеро на инвалидной коляске, а также художник Сантьяго Серра, который укрепил выставочный зал Helmhaus, закрыл входы мешками с песком и фанерой, обеспечив полную защиту здания. Обидно, что всю инсталляцию разобрали из-за проходящего раз в три года Цюрифешта, чем-то похожего на «Алые паруса». Теперь неизвестно, смогут ли организаторы собрать инсталляцию вновь. Самый неочевидный художник — знаменитый французский писатель Мишель Уэльбек, который выставил отчет о своем полном медицинском обследовании, проведенном в одной из швейцарских клиник.

«Манифеста 11»

Похоронное бюро и бесплатный проезд

Концепция «Манифесты-11» проста и прозрачна. Каждый художник работает в коллаборации с одним из местных жителей. Организаторами заранее подготовлен список профессий, представители которых есть в городе, — из него художники выбирали себе напарников. Например, от похоронного бизнеса оказались несколько человек, с одним из которых поработала художница Дженнифер Тии. Результаты совместной работы экспонируются в двух местах: на одной из основных площадок биеннале (в арт-комплексе Löwenbräukunst, реконструированном здании бывшей пивоварни, и Helmhaus), а также параллельно в точках-сателлитах, прямо на рабочих местах представителей профессий. Эти сателлиты разбросаны по всему городу, но обязательно привязаны к остановкам трамвая. Проезд можно не оплачивать, он включен во входной билет на «Манифесту», что, безусловно, привлекает зрителей и туристов.

Каждое из 30 произведений по-настоящему раскрывается в сателлитах. Это уникальный шанс попасть в отделение полиции, пожарную часть, комнату часовщика, кабинет зубного врача, спа-салон, лодочную мастерскую… Несколько неполным показался выбор профессий, ведь все партнеры художников — представители среднего класса. Даже история проститутки-трансгендера вполне вписывается в уклад жизни буржуазного Цюриха. Все-таки в современном мире заниматься искусством — это роскошь, напарники художников — не простые рабочие, а директора собственных компаний, которые могут себе позволить потратить свободное время. Впрочем, место художника в мире профессий было вполне отрефлексировано в разделах биеннале «Профессия в мире искусства», «Искусство как вторая профессия», «Художники, перенимающие профессии».

«Манифеста 11»

Куратор и смущенные подростки

Место притяжения — плавучая платформа на Цюрихском озере «Павильон отражений». Это и бассейн, и кинотеатр с баром под открытым небом. Здесь показывают серии коротких интервью с художниками и их визави. Интересно, что профессиональных журналистов заменили подростки. Со всей непосредственностью арт-детективы задают художникам неожиданные, порой наивные вопросы. Реакция этих интервьюеров на произведения — отдельная тема. Нам запомнилась вечно смущенная девушка, работавшая с художницей Андреа Ева Дьори над ее проектом про женскую сексуальность.

Возможно, такое трепетное отношение к видео связано с тем, что куратор «Манифесты» Кристиан Янковски и сам визуальный художник. Конечно, Янковски-художник перевешивает Янковски-куратора — вся биеннале становится художественным высказыванием одного автора и выглядит для зрителя довольно цельно. Понятна и стратегия куратора: почти все авторы либо друзья, либо студенты, либо профессора, либо художники, которые повлияли на Янковски. Он и сам постоянно носится по территории выставки, как Pacman: за три дня мы несколько раз замечали Кристиана с каталогом в руках в разных павильонах.

«Манифеста 11»

Тарковский и фекалии

Основная программа открылась отрывком из фильма «Солярис» Андрея Тарковского, что приятно порадовало. В кадре — картина «Охотники на снегу» Брейгеля-старшего, которая представляет одну из самых старых профессий в мире. С этого отрывка началась историческая часть основной программы. Эта экспозиция расположена на металлических конструкциях и совершенно не годится для просмотра. Работы висят очень плотно, в какой-то момент мы растерялись от их обилия.

Вырвала нас из этого состояния работа художника Майка Буше «Груз Цюриха». Подозреваем, эта минималистская скульптура из фекалий жителей города на целый этаж никого не оставила равнодушным. Конечно, после Пьеро Мандзони остается только увеличивать объемы и страдать гигантизмом, но забавно, что и в век пост-интернета этот медиум имеет право на жизнь.

«Манифеста 11»

Бабочки и слезы художника

Диаметрально противоположной выглядит работа нашего соотечественника Евгения Антуфьева «Вечный сад», выставленная в церкви Вассеркирхе. Инсталляция включает в себя переписку Евгения с пастором Мартином Рюшем, оловянные скульптуры из бестиария Гесснера, вышивки, отсылающие к православным иконам, и огромное количество бабочек, которые заполонили даже книгу отзывов. Работа вызвала большой отклик зрителей. Кажется, что для запада всегда будет стоять жирное равно между Россией и духовной сферой, а самоколонизация остается единственным способом пробиться на международную арт-сцену.

Немного о нашем участии в «Манифесте 11». В этом году Цюрих отмечает столетие Дада — литературно-художественное течение возникло в Швейцарии в легендарном кафе «Кабаре-Вольтер» в 1916 году. В рамках биеннале в «Кабаре-Вольтер» образовалась гильдия художников. Членский взнос — перформанс, который художник должен осуществить вместе с местным жителем, что вторит концепции выставки. Для участия необходимо оформить заявку, изложить основную идею — в картинках, никакого текста! Организаторы за полчаса до начала оповещают, одобрен ваш перформанс или нет. Мы не могли пройти мимо такой возможности. Нам повезло: единственный человек, которого мы знали из местных жителей, был обладателем редкой профессии — эколог, специализирующийся на пестицидах и вредных веществах в воде. К слову, вода в Цюрихе чистейшая. Как выразился наш знакомый, «вы можете принимать душ и пить одновременно». Мы пригласили ученого на должность сомелье воды, чтобы в рамках слепой дегустации определить и классифицировать заранее приготовленные нами образцы. В ходе ироничного перформанса стало ясно, какие свойства у воды из туалетов «Манифесты» и к каким блюдам подходят слезы художника.

18 июля 2016.
Текст: Владимир Колбатов, Надежда Ишкиняева, фото: Надежда Ишкиняева и myswitzerland.com
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.