«Манифеста 11» в Цюрихе: петербургский взгляд

Петербургские художники Надежда Ишкиняева и Владимир Колбатов побывали в Швейцарии на «Манифесте 11». Для молодых авторов большим соблазном было посетить знаменитую биеннале в центре Европы через два года после ее проведения в Эрмитаже и сравнить выставки. Своими наблюдениями они поделились с «Авангардом».

«Манифеста 11»

Деньги и звезды

С первого взгляда нам, гостям из Петербурга, импонировали снобизм и сдержанность города. Тут тебе и ансамблевость улиц, музеи, набитые мировым достоянием, и даже консерватизм местных жителей — все нам очень близко. Кроме, пожалуй, цен. Деньги — лейтмотив города. Каждый поход в магазин напоминал, что мы находимся в глобальном финансовом центре. Так что девиз нынешней биеннале What people do for money («Что люди делают за деньги») идеально отражал место и время.

«Манифесты» в Петербурге и Цюрихе роднит не только то, что оба города не принадлежат Евросоюзу. И там, и здесь приняли участие звездные художники. Если на юбилейной биеннале в Петербурге это были Франсис Алюс и Томас Хиршхорн, то на нынешней «Манифесте» — Маурицио Каттелан и его проект с параолимпийской чемпионкой, которая несколько раз в день переплывает Цюрихское озеро на инвалидной коляске, а также художник Сантьяго Серра, который укрепил выставочный зал Helmhaus, закрыл входы мешками с песком и фанерой, обеспечив полную защиту здания. Обидно, что всю инсталляцию разобрали из-за проходящего раз в три года Цюрифешта, чем-то похожего на «Алые паруса». Теперь неизвестно, смогут ли организаторы собрать инсталляцию вновь. Самый неочевидный художник — знаменитый французский писатель Мишель Уэльбек, который выставил отчет о своем полном медицинском обследовании, проведенном в одной из швейцарских клиник.

«Манифеста 11»

Похоронное бюро и бесплатный проезд

Концепция «Манифесты-11» проста и прозрачна. Каждый художник работает в коллаборации с одним из местных жителей. Организаторами заранее подготовлен список профессий, представители которых есть в городе, — из него художники выбирали себе напарников. Например, от похоронного бизнеса оказались несколько человек, с одним из которых поработала художница Дженнифер Тии. Результаты совместной работы экспонируются в двух местах: на одной из основных площадок биеннале (в арт-комплексе Löwenbräukunst, реконструированном здании бывшей пивоварни, и Helmhaus), а также параллельно в точках-сателлитах, прямо на рабочих местах представителей профессий. Эти сателлиты разбросаны по всему городу, но обязательно привязаны к остановкам трамвая. Проезд можно не оплачивать, он включен во входной билет на «Манифесту», что, безусловно, привлекает зрителей и туристов.

Каждое из 30 произведений по-настоящему раскрывается в сателлитах. Это уникальный шанс попасть в отделение полиции, пожарную часть, комнату часовщика, кабинет зубного врача, спа-салон, лодочную мастерскую… Несколько неполным показался выбор профессий, ведь все партнеры художников — представители среднего класса. Даже история проститутки-трансгендера вполне вписывается в уклад жизни буржуазного Цюриха. Все-таки в современном мире заниматься искусством — это роскошь, напарники художников — не простые рабочие, а директора собственных компаний, которые могут себе позволить потратить свободное время. Впрочем, место художника в мире профессий было вполне отрефлексировано в разделах биеннале «Профессия в мире искусства», «Искусство как вторая профессия», «Художники, перенимающие профессии».

«Манифеста 11»

Куратор и смущенные подростки

Место притяжения — плавучая платформа на Цюрихском озере «Павильон отражений». Это и бассейн, и кинотеатр с баром под открытым небом. Здесь показывают серии коротких интервью с художниками и их визави. Интересно, что профессиональных журналистов заменили подростки. Со всей непосредственностью арт-детективы задают художникам неожиданные, порой наивные вопросы. Реакция этих интервьюеров на произведения — отдельная тема. Нам запомнилась вечно смущенная девушка, работавшая с художницей Андреа Ева Дьори над ее проектом про женскую сексуальность.

Возможно, такое трепетное отношение к видео связано с тем, что куратор «Манифесты» Кристиан Янковски и сам визуальный художник. Конечно, Янковски-художник перевешивает Янковски-куратора — вся биеннале становится художественным высказыванием одного автора и выглядит для зрителя довольно цельно. Понятна и стратегия куратора: почти все авторы либо друзья, либо студенты, либо профессора, либо художники, которые повлияли на Янковски. Он и сам постоянно носится по территории выставки, как Pacman: за три дня мы несколько раз замечали Кристиана с каталогом в руках в разных павильонах.

«Манифеста 11»

Тарковский и фекалии

Основная программа открылась отрывком из фильма «Солярис» Андрея Тарковского, что приятно порадовало. В кадре — картина «Охотники на снегу» Брейгеля-старшего, которая представляет одну из самых старых профессий в мире. С этого отрывка началась историческая часть основной программы. Эта экспозиция расположена на металлических конструкциях и совершенно не годится для просмотра. Работы висят очень плотно, в какой-то момент мы растерялись от их обилия.

Вырвала нас из этого состояния работа художника Майка Буше «Груз Цюриха». Подозреваем, эта минималистская скульптура из фекалий жителей города на целый этаж никого не оставила равнодушным. Конечно, после Пьеро Мандзони остается только увеличивать объемы и страдать гигантизмом, но забавно, что и в век пост-интернета этот медиум имеет право на жизнь.

«Манифеста 11»

Бабочки и слезы художника

Диаметрально противоположной выглядит работа нашего соотечественника Евгения Антуфьева «Вечный сад», выставленная в церкви Вассеркирхе. Инсталляция включает в себя переписку Евгения с пастором Мартином Рюшем, оловянные скульптуры из бестиария Гесснера, вышивки, отсылающие к православным иконам, и огромное количество бабочек, которые заполонили даже книгу отзывов. Работа вызвала большой отклик зрителей. Кажется, что для запада всегда будет стоять жирное равно между Россией и духовной сферой, а самоколонизация остается единственным способом пробиться на международную арт-сцену.

Немного о нашем участии в «Манифесте 11». В этом году Цюрих отмечает столетие Дада — литературно-художественное течение возникло в Швейцарии в легендарном кафе «Кабаре-Вольтер» в 1916 году. В рамках биеннале в «Кабаре-Вольтер» образовалась гильдия художников. Членский взнос — перформанс, который художник должен осуществить вместе с местным жителем, что вторит концепции выставки. Для участия необходимо оформить заявку, изложить основную идею — в картинках, никакого текста! Организаторы за полчаса до начала оповещают, одобрен ваш перформанс или нет. Мы не могли пройти мимо такой возможности. Нам повезло: единственный человек, которого мы знали из местных жителей, был обладателем редкой профессии — эколог, специализирующийся на пестицидах и вредных веществах в воде. К слову, вода в Цюрихе чистейшая. Как выразился наш знакомый, «вы можете принимать душ и пить одновременно». Мы пригласили ученого на должность сомелье воды, чтобы в рамках слепой дегустации определить и классифицировать заранее приготовленные нами образцы. В ходе ироничного перформанса стало ясно, какие свойства у воды из туалетов «Манифесты» и к каким блюдам подходят слезы художника.

18 июля 2016.
Текст: Владимир Колбатов, Надежда Ишкиняева, фото: Надежда Ишкиняева и myswitzerland.com
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: , , .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.