Люди, которые играют в игры

Пятнадцать незнакомцев собираются в петербургской квартире за одним столом. На нем лежит нарисованная карта с границами государств. Так начинается спектакль немецкой театральной компании Rimini Protokoll «В гостях. Европа», где обычные зрители становятся крупными политиками, а результаты интерактивной игры превращаются в занимательную инфографику.

Точка доступа

Выпускников гиссенского Института прикладного театроведения, лидеров современного европейского театра Rimini Protokoll привел в Санкт-Петербург фестиваль «Точка доступа». Уже третий год подряд «Точка доступа» увлеченно и концентрированно знакомит город с искусством site-specific.

В site-specific главное — пространство, в котором происходит действие. В этом году спектакли фестиваля играются в гараже, в рабочем районе, в музее, в парке, в торговых рядах. Где угодно, но только не в театре, за редким исключением. На Новой сцене Александринского театра состоится «почти проповедь» «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», но режиссер обещает, что привычное пространство будет переосмыслено.

«В гостях. Европа» проходит в жилых квартирах, он путешествует по миру, из точки в точку. В Санкт-Петербурге кураторская группа Rimini Protokoll устроила кастинг и выбрала 10 площадок по нескольким критериям. Искали гостеприимные квартиры, чьи хозяева готовы позвать в гости почти два десятка человек, с работающей духовкой, чтобы приготовить вкусный пирог для гостей, в центре, чтобы было удобно добираться.

Точка доступа

Участники (пожалуй, это более подходящее слово, поскольку «зрители» подразумевает некоторую пассивность, а участникам здесь нужно постоянно включаться, вовлекаться в действие) приходят в гости, рассаживаются за большим столом. Ведущий рассказывает правила игры и выдает специальный аппарат с кнопками и кассовой лентой. Игра начинается!

Хитро сконструированный агрегат, по-немецки дотошный и технологичный, задает вопросы. Игрокам предстоит рассказать многое: скрывали ли они когда-нибудь свою национальность, где познакомились их бабушка и дедушка, верят ли они в демократию…

Точка доступа

У site-specific-театра есть две разновидности: променад- и environment-спектакли. В 2014 году Rimini Protokoll сделали свой первый проект в России «Remote Петербург» — аудиопрогулку по городу, начинающуюся на кладбище и заканчивающуюся у главного здания Большого драматического театра имени Товстоногова, тогда еще закрытого на реконструкцию. (Кажется, «Remote Петербург» благословил БДТ на смелые художественные эксперименты).

С тех пор предельно допустимая концентрация иммерсивных спектаклей с наушниками стремительно выросла, появились «Remote Пермь» и «Remote Москва». «В гостях. Европа» же фокусируется на месте проведения, на окружающей среде, которая становится не просто декорацией, а настоящим импульсом развития сюжета.

Все вертится вокруг стола. Стол — это место разговоров. Обычных людей, которые беседуют в том числе и о политике. Стол — это место переговоров. Политиков, которые принимают судьбоносные решения. Стол и становится здесь центральным объектом.

Точка доступа

Во время игры участникам постоянно напоминают о собраниях европейских лидеров, которые «примерно за таким же столом» о чем-то договаривались, делили пирог. Когда смотришь на людей, которые голосуют за или против применения насилия в государстве, вдруг понимаешь поразительную вещь. Мы каждый день занимаемся политикой в самом фундаментальном смысле этого слова: что-то решаем и принимаем за наше решение ответственность. За любой политикой стоят конкретные люди, прежде всего люди и больше никто. Если люди верят в человека, то их решения гуманны. А если нет? Вообще, кто все эти люди рядом с нами? Понимают ли они, что в политику можно не только и не столько играть, но и заниматься ею серьезно?

Каждый показ «В гостях. Европа» подпитывает социологическое исследование, портретируя жителей разных городов и их политическую культуру. Итоги «заседаний» собираются в инфографику, которую можно увидеть на специальном сайте. Кажется, Россия подкинет немало интересных данных и ответит, насколько она включена в европейский контекст и включена ли вообще. В конце концов, разговоры о политике на кухнях — давняя традиция, зародившаяся в годы советского эксперимента и не утратившая свою актуальность.

Точка доступа

Открытие фестиваля «Точка доступа» состоялось 20 июля.

24 июля 2017.
Текст: Артем Мельник Фото: Вадим Фролов, пресс-служба фестиваля «Точка доступа»
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Дмитрий Пимонов

Дмитрий Пимонов: Фантазию творца ограничить невозможно

Дмитрий Пимонов — разносторонне одаренный человек и талантливый хореограф, начавший свой творческий путь со Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Он танцевал в Городском театре Лахти (Финляндия), сотрудничал с Компанией неоклассического танца Каталонии (Испания), с Академией танца Фернанды Каноссы (Португалия), Балетной труппой казино и телевидения острова Мадейра, работал в Театре танца «Эри» (Финляндия). В 2010 году он окончил Академию Русского балета имени Вагановой по специальности хореограф. Дипломной работой Дмитрия Пимонова стала музыкально-хореографическая сюита по мотивам сказки Гофмана «Шелкунчик и Мышиный король» — совместный спектакль Академии Вагановой и Нового японского филармонического оркестра в Suntory Hall (Токио).

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.