Люди, которые играют в игры

Пятнадцать незнакомцев собираются в петербургской квартире за одним столом. На нем лежит нарисованная карта с границами государств. Так начинается спектакль немецкой театральной компании Rimini Protokoll «В гостях. Европа», где обычные зрители становятся крупными политиками, а результаты интерактивной игры превращаются в занимательную инфографику.

Точка доступа

Выпускников гиссенского Института прикладного театроведения, лидеров современного европейского театра Rimini Protokoll привел в Санкт-Петербург фестиваль «Точка доступа». Уже третий год подряд «Точка доступа» увлеченно и концентрированно знакомит город с искусством site-specific.

В site-specific главное — пространство, в котором происходит действие. В этом году спектакли фестиваля играются в гараже, в рабочем районе, в музее, в парке, в торговых рядах. Где угодно, но только не в театре, за редким исключением. На Новой сцене Александринского театра состоится «почти проповедь» «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», но режиссер обещает, что привычное пространство будет переосмыслено.

«В гостях. Европа» проходит в жилых квартирах, он путешествует по миру, из точки в точку. В Санкт-Петербурге кураторская группа Rimini Protokoll устроила кастинг и выбрала 10 площадок по нескольким критериям. Искали гостеприимные квартиры, чьи хозяева готовы позвать в гости почти два десятка человек, с работающей духовкой, чтобы приготовить вкусный пирог для гостей, в центре, чтобы было удобно добираться.

Точка доступа

Участники (пожалуй, это более подходящее слово, поскольку «зрители» подразумевает некоторую пассивность, а участникам здесь нужно постоянно включаться, вовлекаться в действие) приходят в гости, рассаживаются за большим столом. Ведущий рассказывает правила игры и выдает специальный аппарат с кнопками и кассовой лентой. Игра начинается!

Хитро сконструированный агрегат, по-немецки дотошный и технологичный, задает вопросы. Игрокам предстоит рассказать многое: скрывали ли они когда-нибудь свою национальность, где познакомились их бабушка и дедушка, верят ли они в демократию…

Точка доступа

У site-specific-театра есть две разновидности: променад- и environment-спектакли. В 2014 году Rimini Protokoll сделали свой первый проект в России «Remote Петербург» — аудиопрогулку по городу, начинающуюся на кладбище и заканчивающуюся у главного здания Большого драматического театра имени Товстоногова, тогда еще закрытого на реконструкцию. (Кажется, «Remote Петербург» благословил БДТ на смелые художественные эксперименты).

С тех пор предельно допустимая концентрация иммерсивных спектаклей с наушниками стремительно выросла, появились «Remote Пермь» и «Remote Москва». «В гостях. Европа» же фокусируется на месте проведения, на окружающей среде, которая становится не просто декорацией, а настоящим импульсом развития сюжета.

Все вертится вокруг стола. Стол — это место разговоров. Обычных людей, которые беседуют в том числе и о политике. Стол — это место переговоров. Политиков, которые принимают судьбоносные решения. Стол и становится здесь центральным объектом.

Точка доступа

Во время игры участникам постоянно напоминают о собраниях европейских лидеров, которые «примерно за таким же столом» о чем-то договаривались, делили пирог. Когда смотришь на людей, которые голосуют за или против применения насилия в государстве, вдруг понимаешь поразительную вещь. Мы каждый день занимаемся политикой в самом фундаментальном смысле этого слова: что-то решаем и принимаем за наше решение ответственность. За любой политикой стоят конкретные люди, прежде всего люди и больше никто. Если люди верят в человека, то их решения гуманны. А если нет? Вообще, кто все эти люди рядом с нами? Понимают ли они, что в политику можно не только и не столько играть, но и заниматься ею серьезно?

Каждый показ «В гостях. Европа» подпитывает социологическое исследование, портретируя жителей разных городов и их политическую культуру. Итоги «заседаний» собираются в инфографику, которую можно увидеть на специальном сайте. Кажется, Россия подкинет немало интересных данных и ответит, насколько она включена в европейский контекст и включена ли вообще. В конце концов, разговоры о политике на кухнях — давняя традиция, зародившаяся в годы советского эксперимента и не утратившая свою актуальность.

Точка доступа

Открытие фестиваля «Точка доступа» состоялось 20 июля.

24 июля 2017.
Текст: Артем Мельник Фото: Вадим Фролов, пресс-служба фестиваля «Точка доступа»
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.

Театр Алеко

Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

Камерный театр «Алеко», расположенный в зоне непритязательных построек на проспекте Юрия Гагарина, является одним из самых молодых, самых семейных и самых новогодних театров Санкт-Петербурга. Ведь основной его аудиторией являются дети. Причем они не только смотрят постановки и веселятся на новогодних утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.