Люди, которые играют в игры

Пятнадцать незнакомцев собираются в петербургской квартире за одним столом. На нем лежит нарисованная карта с границами государств. Так начинается спектакль немецкой театральной компании Rimini Protokoll «В гостях. Европа», где обычные зрители становятся крупными политиками, а результаты интерактивной игры превращаются в занимательную инфографику.

Точка доступа

Выпускников гиссенского Института прикладного театроведения, лидеров современного европейского театра Rimini Protokoll привел в Санкт-Петербург фестиваль «Точка доступа». Уже третий год подряд «Точка доступа» увлеченно и концентрированно знакомит город с искусством site-specific.

В site-specific главное — пространство, в котором происходит действие. В этом году спектакли фестиваля играются в гараже, в рабочем районе, в музее, в парке, в торговых рядах. Где угодно, но только не в театре, за редким исключением. На Новой сцене Александринского театра состоится «почти проповедь» «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», но режиссер обещает, что привычное пространство будет переосмыслено.

«В гостях. Европа» проходит в жилых квартирах, он путешествует по миру, из точки в точку. В Санкт-Петербурге кураторская группа Rimini Protokoll устроила кастинг и выбрала 10 площадок по нескольким критериям. Искали гостеприимные квартиры, чьи хозяева готовы позвать в гости почти два десятка человек, с работающей духовкой, чтобы приготовить вкусный пирог для гостей, в центре, чтобы было удобно добираться.

Точка доступа

Участники (пожалуй, это более подходящее слово, поскольку «зрители» подразумевает некоторую пассивность, а участникам здесь нужно постоянно включаться, вовлекаться в действие) приходят в гости, рассаживаются за большим столом. Ведущий рассказывает правила игры и выдает специальный аппарат с кнопками и кассовой лентой. Игра начинается!

Хитро сконструированный агрегат, по-немецки дотошный и технологичный, задает вопросы. Игрокам предстоит рассказать многое: скрывали ли они когда-нибудь свою национальность, где познакомились их бабушка и дедушка, верят ли они в демократию…

Точка доступа

У site-specific-театра есть две разновидности: променад- и environment-спектакли. В 2014 году Rimini Protokoll сделали свой первый проект в России «Remote Петербург» — аудиопрогулку по городу, начинающуюся на кладбище и заканчивающуюся у главного здания Большого драматического театра имени Товстоногова, тогда еще закрытого на реконструкцию. (Кажется, «Remote Петербург» благословил БДТ на смелые художественные эксперименты).

С тех пор предельно допустимая концентрация иммерсивных спектаклей с наушниками стремительно выросла, появились «Remote Пермь» и «Remote Москва». «В гостях. Европа» же фокусируется на месте проведения, на окружающей среде, которая становится не просто декорацией, а настоящим импульсом развития сюжета.

Все вертится вокруг стола. Стол — это место разговоров. Обычных людей, которые беседуют в том числе и о политике. Стол — это место переговоров. Политиков, которые принимают судьбоносные решения. Стол и становится здесь центральным объектом.

Точка доступа

Во время игры участникам постоянно напоминают о собраниях европейских лидеров, которые «примерно за таким же столом» о чем-то договаривались, делили пирог. Когда смотришь на людей, которые голосуют за или против применения насилия в государстве, вдруг понимаешь поразительную вещь. Мы каждый день занимаемся политикой в самом фундаментальном смысле этого слова: что-то решаем и принимаем за наше решение ответственность. За любой политикой стоят конкретные люди, прежде всего люди и больше никто. Если люди верят в человека, то их решения гуманны. А если нет? Вообще, кто все эти люди рядом с нами? Понимают ли они, что в политику можно не только и не столько играть, но и заниматься ею серьезно?

Каждый показ «В гостях. Европа» подпитывает социологическое исследование, портретируя жителей разных городов и их политическую культуру. Итоги «заседаний» собираются в инфографику, которую можно увидеть на специальном сайте. Кажется, Россия подкинет немало интересных данных и ответит, насколько она включена в европейский контекст и включена ли вообще. В конце концов, разговоры о политике на кухнях — давняя традиция, зародившаяся в годы советского эксперимента и не утратившая свою актуальность.

Точка доступа

Открытие фестиваля «Точка доступа» состоялось 20 июля.

24 июля 2017.
Текст: Артем Мельник Фото: Вадим Фролов, пресс-служба фестиваля «Точка доступа»
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Мир знаний

Петербург погрузится в космологию «Мира знаний»

С 16 по 20 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XIII Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний». Почетный гость фестиваля – доктор биологических наук, бессменный ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов. Тема фестиваля – космология. Ученые, кинематографисты, представители общественных организаций и просто зрители соберутся для обсуждения актуальных проблем развития современной науки и культуры, знакомства с традициями и новыми направлениями научно-популярного кино.

Добрая мина

«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.

Юнона и Авось

«Осенний марафон» завершится рок-оперой «Юнона и Авось»

С началом ноября в Северной столице России стартовал фестиваль искусств «Осенний марафон», поддерживаемый Министерством культуры РФ и администрацией Санкт-Петербурга. Предпоследний спектакль фестиваля состоится 11 ноября, а грандиозный финал отложен до 11 декабря — в этот день на сцене БКЗ «Октябрьский» Театр Ленком покажет легендарную «Юнону и Авось».

концерт в РНБ

Музыкальное путешествие во времени

В знаменитом Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная Фонтанки, 36) 3 ноября прошел первый тематический концерт цикла «Музыка во всем» под названием «Музыка, история, архитектура». Где, как не в стенах этого величественного архитектурного ансамбля на Фонтанке, что на протяжении целого столетия строили лучшие зодчие страны, рассказывать о связи мира музыки и архитектуры?

Театр поколений

«Театр поколений» рассказывает о самурайской чести

«Театр поколений» (Лахтинская улица, 25А), находящийся на романтичной Петроградской стороне Северной столицы, еще весьма молод, поэтому его говорящее название можно рассматривать как серьезную заявку на будущее. Хотя учитывая бурную и переломную эпоху, в которой он зарождался, прошлое тоже является важной и красноречивой страницей.

Алексей Титков

Алексей Титков: Я с детства знал, что буду работать в ТЮЗе

В воскресенье, 4 ноября, в Театре юных зрителей имени Брянцева был сыгран спектакль «Бешеные деньги» в постановке Александра Кузина. В роли Василькова на сцену вышел юбиляр Алексей Титков. В тот же день артисту исполнилось 50 лет. Он беззаветно влюблен в ТЮЗ, в котором служит всю жизнь и на сцене которого сыграл более 50 ролей. Спектакль «Бешеные деньги» по Островскому – знаковый и для театра, и для Титкова. За 15 лет существования постановки актеры обрели мудрость, а их персонажи остались молодыми. Собственно, не стареет и тема: в обществе и в отношениях людей навечно переплетены любовь, расчет, статусность, искренность.