Лишний билетик на «Довлатова»

В 9:30 утра 1 марта на подходе к кинотеатру «Аврора» петербурженки элегантного возраста спрашивают: «Лишненького билетика нет ли?». Так в Северной столице стартовал прокат фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». Судя по данным интернет-сервиса «Яндекс. Афиша», 37 петербургских кинотеатров включили эту картину в свою афишу.

Довлатов

Кто-то стремится заработать на ажиотаже — фильм идет всего четыре дня. Например, в некоторых кинотеатрах посмотреть «Довлатова» можно аж за полторы тысячи. «Аврора» держит марку: утренний сеанс — всего 150 рублей, студентам и пенсионерам — скидки. Самый уютный и атмосферный кинотеатр в центре Санкт-Петербурга (Невский проспект, 60) показывает фильм Германа-младшего в Большом зале все четыре дня безостановочно, и билет можно купить на сайте «Авроры» без проблем. Хотя, возможно, для пожилых людей сама необходимость покупать билет через Интернет — большая проблема…

Сергей Довлатов

Эта картина — совместный проект России, Польши и Сербии — стала самым кассовым фильмом Германа-младшего еще до выхода в прокат. По данным Федеральной автоматизированной информационной системы (ЕАИС), общая стоимость предварительно проданных билетов на «Довлатова» составила 7,92 млн рублей.

Фильм рассказывает о жизни ленинградского писателя Сергея Довлатова в первой неделе ноября 1971 года. И Довлатов, и Бродский еще в Ленинграде — ни того, ни другого не публикуют. Собственно такова канва, которая обрастает подробностями коммунального быта, взаимоотношений с редакторами и друзьями, романами и смертями. Без этого никак: самые драматичные эпизоды картины — смерть художника и фарцовщика, приятеля главного героя, попытка самоубийства еще одного знакомого, которого не публикуют, и страшная находка при строительстве метро. Метростроевцы, прокладывающие тоннель, натыкаются на бомбоубежище, в котором во время Великой Отечественной войны погибла группа детского сада.

Алексей Герман-младший

Представляя свой фильм на одной из пресс-конфереций в преддверие премьеры, Алексей Герман сказал, что снятая им история — выдуманная.

«Мы решили пойти по этому пути, потому что писатель сам себя немного выдумал. И он не совсем такой, каким себя описывает. Поэтому нам показалось, что совсем уходить в экранизацию — неправильно. Довлатов был человек напряженной внутренней жизни, а его лирический герой — обаятельный пьющий человек, что не совсем соответствует реальности. Поэтому мы пошли своим путем», — рассказал он.

И действительно: кинорассказ, не смотря на все приметы эпохи, производит впечатление фантазии на тему Довлатова. Это — яркое полотно жизни начала застоя, при том что цвета в картине мало. На этом полотне нашлось место для редакции заводской газеты, в которой пытается работать журналист Довлатов, и усталому редактору литературного журнала, выторговывающему стихотворение про нефтяников в обмен на публикации рассказов. Все события разворачиваются на фоне почти руинированного Ленинграда, напрочь лишенного своего имперского величия.

Фильм украшен неожиданными ролями звездных российских актеров, которым именно у Германа удалось стать естественными и живыми. Например, Данила Козловский сыграл, пожалуй, свою лучшую роль в кино — талантливого художника, зарабатывающего фарцовкой. Или Светлана Ходченкова — актриса-неудачница, играющая роли без слов. В картине она изыскано составляет фон для большого и неповоротливого Милана Марича, сыгравшего Сергея Довлатова. Впрочем, таким же точным и выразительным было секундное появление на экране Полины Сидихиной, которая сыграла обманутую в своих чувствах любовницу писателя.

Вообще фильм густо населен народом — как большая питерская коммуналка. Да и коммуналок там предостаточно со всеми их прелестями. Творческая тусовка настолько тесна, а атмосфера брежневских заморозков такая давящая, что Довлатов едва помещается в кадр с его огромными плечами. Всем, кто его окружает, либо приходится вытеснять его за пределы видимости, либо существовать вполоборота.

В «Довлатове» представлены творцы андеграунда начала брежневского застоя, объединенные легендарным «Сайгоном». Безнадежные «творческие неудачники», как выражается главный герой, пытаются жить, зарабатывая репортажами о спуске на воду кораблей или статьями о метростроевцах. Иосиф Бродский (актер Артур Бесчастный) пишет стихи для озвучания польского фильма.

Довлатов

Довлатов трогательно любит свою дочь и жену, пытается достать то, что при советской власти называлось «дефицитом», уходит в «алкогольный протест». В фильме много юмора и иронии, которые трудно разглядеть с первого взгляда. Ленинград того времени — слишком провинциален, слишком безнадежен, крайне мрачен.

Милану Маричу удалось прожить эту ленинградскую жизнь с тем достоинством, которое отличало настоящего русского интеллигента. Он трогательный, беззащитный и бесконечно обаятельный. Ему снятся сны с участием Брежнева и Кастро, которые порой трудно отделить от реальности. Рассказывая о них, он горько шутит, и это чисто русское веселье — со слезами пополам.

Мир вещей в картине воссоздан тщательно и талантливо, так что «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля получен художником-постановщиком фильма Еленой Окопной более чем заслуженно. Она сделала невозможное, создав атмосферу на грани реальности и фантасмагории.

Елена Окопная

Мир людей в фильме кажется тягучим и тяжелым, как те 1970-е годы, в которых они существуют. А их диалоги просты и понятны, как говорится, даже доярке, но в речи часто мелькают имена и фамилии (Джойс, Кафка, Поллок), которые должны свидетельствовать о высоком интеллекте ленинградской богемы. Откуда она знает о том, что творится за железным занавесом, вообще непонятно, ведь даже на блошином рынке невозможно приобрести искомые издания…

Картина «Довлатов» производит впечатление коммерческого проекта, очень удачно притворившегося артхаусным кино. И это, в принципе, ее достоинство, поскольку фильм с успехом продан зарубежным прокатчикам: его приобрела американская компания потокового видео Netflix, а компания Alpha Violet занимается продвижением в мировом прокате. Нам есть чем гордиться: российское кино покоряет другие страны и континенты.

Зарубежному зрителю будет интересно заглянуть в советский быт, в котором не было в открытой продаже книг Набокова, пластинок Pink Floyd и даже колготок, не говоря о немецких куклах для детей. Да собственно самих героев этой картины не было — официальные власти их игнорировали, не замечали, не видели. Хотя именно в 1970-е годы пышно цвели театры Райкина и Товстоногова, организовывались квартирники и домашние выставки, началась эпоха самиздата. Культурная жизнь бурлила на кухнях. И ведь именно в 1971 году Алексей Герман-старший закончил свой фильм «Проверка на дорогах», который пролежал на полке 15 лет.

Алексей Герман-старший

Особый кинематографический язык, созданный Германом-старшим, безусловно очень украсил современного «Довлатова». Как говорится, копировать не стыдно, стыдно делать это бездарно. Пока Герману-младшему удается использовать наследие своего великого отца очень талантливо. И у него есть еще то, что отличает современного кинематографиста, — умение коммерчески продвигать проект. Хотя, может быть, все дело в команде, которую он подобрал. Как бы то ни было, «Довлатов» — очень цельное и талантливое творение, дающее надежды на новые и еще более интересные проекты Алексея Германа-младшего.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

3 марта 2018.
Текст: Юлия Иванова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.