Лишний билетик на «Довлатова»

В 9:30 утра 1 марта на подходе к кинотеатру «Аврора» петербурженки элегантного возраста спрашивают: «Лишненького билетика нет ли?». Так в Северной столице стартовал прокат фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». Судя по данным интернет-сервиса «Яндекс. Афиша», 37 петербургских кинотеатров включили эту картину в свою афишу.

Довлатов

Кто-то стремится заработать на ажиотаже — фильм идет всего четыре дня. Например, в некоторых кинотеатрах посмотреть «Довлатова» можно аж за полторы тысячи. «Аврора» держит марку: утренний сеанс — всего 150 рублей, студентам и пенсионерам — скидки. Самый уютный и атмосферный кинотеатр в центре Санкт-Петербурга (Невский проспект, 60) показывает фильм Германа-младшего в Большом зале все четыре дня безостановочно, и билет можно купить на сайте «Авроры» без проблем. Хотя, возможно, для пожилых людей сама необходимость покупать билет через Интернет — большая проблема…

Сергей Довлатов

Эта картина — совместный проект России, Польши и Сербии — стала самым кассовым фильмом Германа-младшего еще до выхода в прокат. По данным Федеральной автоматизированной информационной системы (ЕАИС), общая стоимость предварительно проданных билетов на «Довлатова» составила 7,92 млн рублей.

Фильм рассказывает о жизни ленинградского писателя Сергея Довлатова в первой неделе ноября 1971 года. И Довлатов, и Бродский еще в Ленинграде — ни того, ни другого не публикуют. Собственно такова канва, которая обрастает подробностями коммунального быта, взаимоотношений с редакторами и друзьями, романами и смертями. Без этого никак: самые драматичные эпизоды картины — смерть художника и фарцовщика, приятеля главного героя, попытка самоубийства еще одного знакомого, которого не публикуют, и страшная находка при строительстве метро. Метростроевцы, прокладывающие тоннель, натыкаются на бомбоубежище, в котором во время Великой Отечественной войны погибла группа детского сада.

Алексей Герман-младший

Представляя свой фильм на одной из пресс-конфереций в преддверие премьеры, Алексей Герман сказал, что снятая им история — выдуманная.

«Мы решили пойти по этому пути, потому что писатель сам себя немного выдумал. И он не совсем такой, каким себя описывает. Поэтому нам показалось, что совсем уходить в экранизацию — неправильно. Довлатов был человек напряженной внутренней жизни, а его лирический герой — обаятельный пьющий человек, что не совсем соответствует реальности. Поэтому мы пошли своим путем», — рассказал он.

И действительно: кинорассказ, не смотря на все приметы эпохи, производит впечатление фантазии на тему Довлатова. Это — яркое полотно жизни начала застоя, при том что цвета в картине мало. На этом полотне нашлось место для редакции заводской газеты, в которой пытается работать журналист Довлатов, и усталому редактору литературного журнала, выторговывающему стихотворение про нефтяников в обмен на публикации рассказов. Все события разворачиваются на фоне почти руинированного Ленинграда, напрочь лишенного своего имперского величия.

Фильм украшен неожиданными ролями звездных российских актеров, которым именно у Германа удалось стать естественными и живыми. Например, Данила Козловский сыграл, пожалуй, свою лучшую роль в кино — талантливого художника, зарабатывающего фарцовкой. Или Светлана Ходченкова — актриса-неудачница, играющая роли без слов. В картине она изыскано составляет фон для большого и неповоротливого Милана Марича, сыгравшего Сергея Довлатова. Впрочем, таким же точным и выразительным было секундное появление на экране Полины Сидихиной, которая сыграла обманутую в своих чувствах любовницу писателя.

Вообще фильм густо населен народом — как большая питерская коммуналка. Да и коммуналок там предостаточно со всеми их прелестями. Творческая тусовка настолько тесна, а атмосфера брежневских заморозков такая давящая, что Довлатов едва помещается в кадр с его огромными плечами. Всем, кто его окружает, либо приходится вытеснять его за пределы видимости, либо существовать вполоборота.

В «Довлатове» представлены творцы андеграунда начала брежневского застоя, объединенные легендарным «Сайгоном». Безнадежные «творческие неудачники», как выражается главный герой, пытаются жить, зарабатывая репортажами о спуске на воду кораблей или статьями о метростроевцах. Иосиф Бродский (актер Артур Бесчастный) пишет стихи для озвучания польского фильма.

Довлатов

Довлатов трогательно любит свою дочь и жену, пытается достать то, что при советской власти называлось «дефицитом», уходит в «алкогольный протест». В фильме много юмора и иронии, которые трудно разглядеть с первого взгляда. Ленинград того времени — слишком провинциален, слишком безнадежен, крайне мрачен.

Милану Маричу удалось прожить эту ленинградскую жизнь с тем достоинством, которое отличало настоящего русского интеллигента. Он трогательный, беззащитный и бесконечно обаятельный. Ему снятся сны с участием Брежнева и Кастро, которые порой трудно отделить от реальности. Рассказывая о них, он горько шутит, и это чисто русское веселье — со слезами пополам.

Мир вещей в картине воссоздан тщательно и талантливо, так что «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля получен художником-постановщиком фильма Еленой Окопной более чем заслуженно. Она сделала невозможное, создав атмосферу на грани реальности и фантасмагории.

Елена Окопная

Мир людей в фильме кажется тягучим и тяжелым, как те 1970-е годы, в которых они существуют. А их диалоги просты и понятны, как говорится, даже доярке, но в речи часто мелькают имена и фамилии (Джойс, Кафка, Поллок), которые должны свидетельствовать о высоком интеллекте ленинградской богемы. Откуда она знает о том, что творится за железным занавесом, вообще непонятно, ведь даже на блошином рынке невозможно приобрести искомые издания…

Картина «Довлатов» производит впечатление коммерческого проекта, очень удачно притворившегося артхаусным кино. И это, в принципе, ее достоинство, поскольку фильм с успехом продан зарубежным прокатчикам: его приобрела американская компания потокового видео Netflix, а компания Alpha Violet занимается продвижением в мировом прокате. Нам есть чем гордиться: российское кино покоряет другие страны и континенты.

Зарубежному зрителю будет интересно заглянуть в советский быт, в котором не было в открытой продаже книг Набокова, пластинок Pink Floyd и даже колготок, не говоря о немецких куклах для детей. Да собственно самих героев этой картины не было — официальные власти их игнорировали, не замечали, не видели. Хотя именно в 1970-е годы пышно цвели театры Райкина и Товстоногова, организовывались квартирники и домашние выставки, началась эпоха самиздата. Культурная жизнь бурлила на кухнях. И ведь именно в 1971 году Алексей Герман-старший закончил свой фильм «Проверка на дорогах», который пролежал на полке 15 лет.

Алексей Герман-старший

Особый кинематографический язык, созданный Германом-старшим, безусловно очень украсил современного «Довлатова». Как говорится, копировать не стыдно, стыдно делать это бездарно. Пока Герману-младшему удается использовать наследие своего великого отца очень талантливо. И у него есть еще то, что отличает современного кинематографиста, — умение коммерчески продвигать проект. Хотя, может быть, все дело в команде, которую он подобрал. Как бы то ни было, «Довлатов» — очень цельное и талантливое творение, дающее надежды на новые и еще более интересные проекты Алексея Германа-младшего.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

3 марта 2018.
Текст: Юлия Иванова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.