Лишний билетик на «Довлатова»

В 9:30 утра 1 марта на подходе к кинотеатру «Аврора» петербурженки элегантного возраста спрашивают: «Лишненького билетика нет ли?». Так в Северной столице стартовал прокат фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». Судя по данным интернет-сервиса «Яндекс. Афиша», 37 петербургских кинотеатров включили эту картину в свою афишу.

Довлатов

Кто-то стремится заработать на ажиотаже — фильм идет всего четыре дня. Например, в некоторых кинотеатрах посмотреть «Довлатова» можно аж за полторы тысячи. «Аврора» держит марку: утренний сеанс — всего 150 рублей, студентам и пенсионерам — скидки. Самый уютный и атмосферный кинотеатр в центре Санкт-Петербурга (Невский проспект, 60) показывает фильм Германа-младшего в Большом зале все четыре дня безостановочно, и билет можно купить на сайте «Авроры» без проблем. Хотя, возможно, для пожилых людей сама необходимость покупать билет через Интернет — большая проблема…

Сергей Довлатов

Эта картина — совместный проект России, Польши и Сербии — стала самым кассовым фильмом Германа-младшего еще до выхода в прокат. По данным Федеральной автоматизированной информационной системы (ЕАИС), общая стоимость предварительно проданных билетов на «Довлатова» составила 7,92 млн рублей.

Фильм рассказывает о жизни ленинградского писателя Сергея Довлатова в первой неделе ноября 1971 года. И Довлатов, и Бродский еще в Ленинграде — ни того, ни другого не публикуют. Собственно такова канва, которая обрастает подробностями коммунального быта, взаимоотношений с редакторами и друзьями, романами и смертями. Без этого никак: самые драматичные эпизоды картины — смерть художника и фарцовщика, приятеля главного героя, попытка самоубийства еще одного знакомого, которого не публикуют, и страшная находка при строительстве метро. Метростроевцы, прокладывающие тоннель, натыкаются на бомбоубежище, в котором во время Великой Отечественной войны погибла группа детского сада.

Алексей Герман-младший

Представляя свой фильм на одной из пресс-конфереций в преддверие премьеры, Алексей Герман сказал, что снятая им история — выдуманная.

«Мы решили пойти по этому пути, потому что писатель сам себя немного выдумал. И он не совсем такой, каким себя описывает. Поэтому нам показалось, что совсем уходить в экранизацию — неправильно. Довлатов был человек напряженной внутренней жизни, а его лирический герой — обаятельный пьющий человек, что не совсем соответствует реальности. Поэтому мы пошли своим путем», — рассказал он.

И действительно: кинорассказ, не смотря на все приметы эпохи, производит впечатление фантазии на тему Довлатова. Это — яркое полотно жизни начала застоя, при том что цвета в картине мало. На этом полотне нашлось место для редакции заводской газеты, в которой пытается работать журналист Довлатов, и усталому редактору литературного журнала, выторговывающему стихотворение про нефтяников в обмен на публикации рассказов. Все события разворачиваются на фоне почти руинированного Ленинграда, напрочь лишенного своего имперского величия.

Фильм украшен неожиданными ролями звездных российских актеров, которым именно у Германа удалось стать естественными и живыми. Например, Данила Козловский сыграл, пожалуй, свою лучшую роль в кино — талантливого художника, зарабатывающего фарцовкой. Или Светлана Ходченкова — актриса-неудачница, играющая роли без слов. В картине она изыскано составляет фон для большого и неповоротливого Милана Марича, сыгравшего Сергея Довлатова. Впрочем, таким же точным и выразительным было секундное появление на экране Полины Сидихиной, которая сыграла обманутую в своих чувствах любовницу писателя.

Вообще фильм густо населен народом — как большая питерская коммуналка. Да и коммуналок там предостаточно со всеми их прелестями. Творческая тусовка настолько тесна, а атмосфера брежневских заморозков такая давящая, что Довлатов едва помещается в кадр с его огромными плечами. Всем, кто его окружает, либо приходится вытеснять его за пределы видимости, либо существовать вполоборота.

В «Довлатове» представлены творцы андеграунда начала брежневского застоя, объединенные легендарным «Сайгоном». Безнадежные «творческие неудачники», как выражается главный герой, пытаются жить, зарабатывая репортажами о спуске на воду кораблей или статьями о метростроевцах. Иосиф Бродский (актер Артур Бесчастный) пишет стихи для озвучания польского фильма.

Довлатов

Довлатов трогательно любит свою дочь и жену, пытается достать то, что при советской власти называлось «дефицитом», уходит в «алкогольный протест». В фильме много юмора и иронии, которые трудно разглядеть с первого взгляда. Ленинград того времени — слишком провинциален, слишком безнадежен, крайне мрачен.

Милану Маричу удалось прожить эту ленинградскую жизнь с тем достоинством, которое отличало настоящего русского интеллигента. Он трогательный, беззащитный и бесконечно обаятельный. Ему снятся сны с участием Брежнева и Кастро, которые порой трудно отделить от реальности. Рассказывая о них, он горько шутит, и это чисто русское веселье — со слезами пополам.

Мир вещей в картине воссоздан тщательно и талантливо, так что «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля получен художником-постановщиком фильма Еленой Окопной более чем заслуженно. Она сделала невозможное, создав атмосферу на грани реальности и фантасмагории.

Елена Окопная

Мир людей в фильме кажется тягучим и тяжелым, как те 1970-е годы, в которых они существуют. А их диалоги просты и понятны, как говорится, даже доярке, но в речи часто мелькают имена и фамилии (Джойс, Кафка, Поллок), которые должны свидетельствовать о высоком интеллекте ленинградской богемы. Откуда она знает о том, что творится за железным занавесом, вообще непонятно, ведь даже на блошином рынке невозможно приобрести искомые издания…

Картина «Довлатов» производит впечатление коммерческого проекта, очень удачно притворившегося артхаусным кино. И это, в принципе, ее достоинство, поскольку фильм с успехом продан зарубежным прокатчикам: его приобрела американская компания потокового видео Netflix, а компания Alpha Violet занимается продвижением в мировом прокате. Нам есть чем гордиться: российское кино покоряет другие страны и континенты.

Зарубежному зрителю будет интересно заглянуть в советский быт, в котором не было в открытой продаже книг Набокова, пластинок Pink Floyd и даже колготок, не говоря о немецких куклах для детей. Да собственно самих героев этой картины не было — официальные власти их игнорировали, не замечали, не видели. Хотя именно в 1970-е годы пышно цвели театры Райкина и Товстоногова, организовывались квартирники и домашние выставки, началась эпоха самиздата. Культурная жизнь бурлила на кухнях. И ведь именно в 1971 году Алексей Герман-старший закончил свой фильм «Проверка на дорогах», который пролежал на полке 15 лет.

Алексей Герман-старший

Особый кинематографический язык, созданный Германом-старшим, безусловно очень украсил современного «Довлатова». Как говорится, копировать не стыдно, стыдно делать это бездарно. Пока Герману-младшему удается использовать наследие своего великого отца очень талантливо. И у него есть еще то, что отличает современного кинематографиста, — умение коммерчески продвигать проект. Хотя, может быть, все дело в команде, которую он подобрал. Как бы то ни было, «Довлатов» — очень цельное и талантливое творение, дающее надежды на новые и еще более интересные проекты Алексея Германа-младшего.

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

3 марта 2018.
Текст: Юлия Иванова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.