Квест в гостях у Павла Первого

У гостей и жителей Санкт-Петербурга есть уникальная возможность посетить техно-игровой маршрут «Романтический наш император» в Центре мультимедиа Русского музея. Проект посвящен создателю и владельцу Михайловского замка Павлу I.

Инженерный замок

Маршрут «Романтический наш император» проложен на трех этажах Западного павильона Михайловского замка. В начале виртуального путешествия гостей радушно встречают сотрудники музея.

Виртуальный Русский музей

Здесь нет «классического» экскурсовода, к которому привыкли многочисленные посетители петербургских музеев. Сопровождает посетителей арт-медиатор, который по ходу экскурсии помогает обращаться с техникой и, конечно, отвечает на вопросы гостей.

Виртуальный Русский музей

Знакомство с императором Павлом I начинается в Синем зале. Здесь, расположившись в уютных креслах, посетители узнают о детстве Павла, его родителях, бабушке, а также о достижениях будущего императора в искусстве.

Виртуальный Русский музей

Затем гостей приглашают в зал, посвященный церемонии коронации Павла. Там начинается волшебство, потому что именно там «оживает» полотно Квадаля «Коронация Павла и Марии Федоровны». Гости музея переносятся в 1797 год, попадают в Успенский собор Московского кремля и наблюдают за церемонией коронации.

Виртуальный Русский музей

Под звон колоколов и церковные песнопения путешественники становятся свидетелями происходящего события, оказываясь в непосредственной близости от членов императорской семьи и первых лиц государства.

Виртуальный Русский музей

Затем гости отправляются в зал, посвященный павловским местам Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Виртуальный Русский музей

Здесь их ждет необычный экспонат — интерактивная карта города с флажками: прикосновение к ним выдает на экран подробности о том или ином пункте пребывания императора. Здесь же есть тематические кубики, которые раскроют предложенную тему и проиллюстрируют ее, если коснуться ими экрана.

Виртуальный Русский музей

На втором этаже гостей встречает фигура Павла I и приглашает в «зеркальный зал». Вот они, зеркала-императоры в полный рост. Екатерина II ростом чуть больше 1,5 метра кажется крошечной рядом с Петром I. У каждого гостя, вошедшего в этот зал, появляется улыбка на губах и неподдельный интерес в глазах. Рассматривать себя в зеркальных силуэтах императоров поистине увлекательно и необычно.

Виртуальный Русский музей

На втором этаже посетители могут посмотреть несколько фильмов, посвященных эпохе Павла I, запечатленной в произведениях художников-современников императора. Например, фильм о творчестве Боровиковского, написавшего портрет Павла I в коронационном облачении. Видеоматериал дает представление о символике портрета и архитектуре павловского времени. Это — результат кропотливой работы сотрудников музея: чтобы сделать насыщенный, информативный и интересный видеоролик длительностью пять минут требуется примерно месяц.

Виртуальный Русский музей

Отдельный зал отведен под разнообразные мультимедийные инсталляции – это техно-игровая комната. Один из удивительных экспонатов комнаты – интерактивная книга. Она рассказывает и показывает путешествие императора с женой по Европе. На левой станице книги – города, где побывал российский монарх, на правой – то, что понравилось ему и произвело неизгладимое впечатление.

Виртуальный Русский музей

Например, Павел I вдохновился собором святого Петра в Риме и по приезде приказал построить Казанский собор. Не удивительно, что гости музея с воодушевлением и интересом переворачивают страницы, узнавая все больше и больше не только о жизни царя, но и о родном городе.

Виртуальный Русский музей

Здесь же можно прогуляться по виртуальной экспозиции, посвященной Павлу I: увидеть детские прописи императора, его записки, сделанные в более зрелом возрасте. Но и это еще не все! В техно-игровой комнате есть необыкновенное зеркало, в которое можно полюбоваться на себя в роскошном платье середины восемнадцатого века.

Виртуальный Русский музей

Виртуальная примерочная, где дамы могут примерить платья, а мужчины облачиться в коронационный костюм Павла I и сделать уникальное фото, впечатляет посетителей, которые не только побывали в далеком прошлом, но могут показать друзьям и родным сделанные там снимки. В завершение маршрута путешественникам предлагается принять участие в интеллектуальной викторине, где им пригодятся все полученные знания.

Виртуальный Русский музей

По словам работников Русского музея, такая форма взаимодействия высоких технологий и произведений искусства актуальна для посетителей любой возрастной категории. Взрослые с удовольствием делают свои маленькие открытия, восполняя пробелы в знаниях по истории и искусству XVIII века.

Виртуальный Русский музей

Причем информация подается таким образом, что воспринимать и запоминать ее легко и интересно. Вместе с расширением кругозора, с увлекательным погружением в эпоху Павла I, они получают эстетическое удовольствие от архитектуры, интерьеров, произведений изобразительного искусства и интересной беседы в непринужденной обстановке.

Виртуальный Русский музей

Детям нравятся игры и загадки. Маленькие гости музея с удовольствием расчищают виртуальную листву на большом экране, чтобы увидеть, например, таинственные знаки Михайловского замка. Они увлеченно рисуют и помогают призраку замка, проходя тематический тест, вернуть красоту и величие дворца.

Виртуальный Русский музей

Сотрудники Русского музея обращают внимание на особый интерес, который проявляют школьники к техно-игровому маршруту. Вместо скучного чтения параграфов в учебнике, дети творчески взаимодействуют с «ожившими» дворцом и его обитателями. Комплексное воздействие на все органы восприятия — зрение, слух, осязание — способствует лучшему запоминанию новой информации. Такого эффекта гораздо сложнее добиться на обычных школьных уроках. В стенах Центра мультимедиа Русского музея за три часа без скуки и длительного сидения за партой дети усваивают гораздо больше.

По словам заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светланы Бирюковой, даже самые неусидчивые ученики уже с первых шагов по маршруту вовлечены в образовательный процесс.

Виртуальный Русский музей

«Технологии — это средство, — рассказала Светлана Бирюкова. — Но им необходим контент, содержание, которое нужно донести до аудитории. Если его нет, то получается зрелищное шоу без какой-либо смысловой нагрузки».

В Центре мультимедиа Русского музея современные технические возможности служат раскрытию образовательного потенциала изобразительного искусства и наиболее полному раскрытию конкретной темы. Светлана Бирюкова отметила, что материал подается не через исторические факты и их интерпретацию, а через шедевры изобразительного искусства.

«Картины — это свидетельства современников, — говорит она. — Картина не документ, но она продукт эпохи, который позволяет в эту эпоху погрузиться и изучить ее».


По словам сотрудников музея, сейчас идет работа над новым техно-игровым маршрутом. Он будет посвящен Петру Великому, а в его названии отмечена преемственность маршрутов и поколений «Петр и Павел – прадед и правнук».

11 сентября 2017.
Текст и фото: Серафима Заболотняя
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.