Квест в гостях у Павла Первого

У гостей и жителей Санкт-Петербурга есть уникальная возможность посетить техно-игровой маршрут «Романтический наш император» в Центре мультимедиа Русского музея. Проект посвящен создателю и владельцу Михайловского замка Павлу I.

Инженерный замок

Маршрут «Романтический наш император» проложен на трех этажах Западного павильона Михайловского замка. В начале виртуального путешествия гостей радушно встречают сотрудники музея.

Виртуальный Русский музей

Здесь нет «классического» экскурсовода, к которому привыкли многочисленные посетители петербургских музеев. Сопровождает посетителей арт-медиатор, который по ходу экскурсии помогает обращаться с техникой и, конечно, отвечает на вопросы гостей.

Виртуальный Русский музей

Знакомство с императором Павлом I начинается в Синем зале. Здесь, расположившись в уютных креслах, посетители узнают о детстве Павла, его родителях, бабушке, а также о достижениях будущего императора в искусстве.

Виртуальный Русский музей

Затем гостей приглашают в зал, посвященный церемонии коронации Павла. Там начинается волшебство, потому что именно там «оживает» полотно Квадаля «Коронация Павла и Марии Федоровны». Гости музея переносятся в 1797 год, попадают в Успенский собор Московского кремля и наблюдают за церемонией коронации.

Виртуальный Русский музей

Под звон колоколов и церковные песнопения путешественники становятся свидетелями происходящего события, оказываясь в непосредственной близости от членов императорской семьи и первых лиц государства.

Виртуальный Русский музей

Затем гости отправляются в зал, посвященный павловским местам Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Виртуальный Русский музей

Здесь их ждет необычный экспонат — интерактивная карта города с флажками: прикосновение к ним выдает на экран подробности о том или ином пункте пребывания императора. Здесь же есть тематические кубики, которые раскроют предложенную тему и проиллюстрируют ее, если коснуться ими экрана.

Виртуальный Русский музей

На втором этаже гостей встречает фигура Павла I и приглашает в «зеркальный зал». Вот они, зеркала-императоры в полный рост. Екатерина II ростом чуть больше 1,5 метра кажется крошечной рядом с Петром I. У каждого гостя, вошедшего в этот зал, появляется улыбка на губах и неподдельный интерес в глазах. Рассматривать себя в зеркальных силуэтах императоров поистине увлекательно и необычно.

Виртуальный Русский музей

На втором этаже посетители могут посмотреть несколько фильмов, посвященных эпохе Павла I, запечатленной в произведениях художников-современников императора. Например, фильм о творчестве Боровиковского, написавшего портрет Павла I в коронационном облачении. Видеоматериал дает представление о символике портрета и архитектуре павловского времени. Это — результат кропотливой работы сотрудников музея: чтобы сделать насыщенный, информативный и интересный видеоролик длительностью пять минут требуется примерно месяц.

Виртуальный Русский музей

Отдельный зал отведен под разнообразные мультимедийные инсталляции – это техно-игровая комната. Один из удивительных экспонатов комнаты – интерактивная книга. Она рассказывает и показывает путешествие императора с женой по Европе. На левой станице книги – города, где побывал российский монарх, на правой – то, что понравилось ему и произвело неизгладимое впечатление.

Виртуальный Русский музей

Например, Павел I вдохновился собором святого Петра в Риме и по приезде приказал построить Казанский собор. Не удивительно, что гости музея с воодушевлением и интересом переворачивают страницы, узнавая все больше и больше не только о жизни царя, но и о родном городе.

Виртуальный Русский музей

Здесь же можно прогуляться по виртуальной экспозиции, посвященной Павлу I: увидеть детские прописи императора, его записки, сделанные в более зрелом возрасте. Но и это еще не все! В техно-игровой комнате есть необыкновенное зеркало, в которое можно полюбоваться на себя в роскошном платье середины восемнадцатого века.

Виртуальный Русский музей

Виртуальная примерочная, где дамы могут примерить платья, а мужчины облачиться в коронационный костюм Павла I и сделать уникальное фото, впечатляет посетителей, которые не только побывали в далеком прошлом, но могут показать друзьям и родным сделанные там снимки. В завершение маршрута путешественникам предлагается принять участие в интеллектуальной викторине, где им пригодятся все полученные знания.

Виртуальный Русский музей

По словам работников Русского музея, такая форма взаимодействия высоких технологий и произведений искусства актуальна для посетителей любой возрастной категории. Взрослые с удовольствием делают свои маленькие открытия, восполняя пробелы в знаниях по истории и искусству XVIII века.

Виртуальный Русский музей

Причем информация подается таким образом, что воспринимать и запоминать ее легко и интересно. Вместе с расширением кругозора, с увлекательным погружением в эпоху Павла I, они получают эстетическое удовольствие от архитектуры, интерьеров, произведений изобразительного искусства и интересной беседы в непринужденной обстановке.

Виртуальный Русский музей

Детям нравятся игры и загадки. Маленькие гости музея с удовольствием расчищают виртуальную листву на большом экране, чтобы увидеть, например, таинственные знаки Михайловского замка. Они увлеченно рисуют и помогают призраку замка, проходя тематический тест, вернуть красоту и величие дворца.

Виртуальный Русский музей

Сотрудники Русского музея обращают внимание на особый интерес, который проявляют школьники к техно-игровому маршруту. Вместо скучного чтения параграфов в учебнике, дети творчески взаимодействуют с «ожившими» дворцом и его обитателями. Комплексное воздействие на все органы восприятия — зрение, слух, осязание — способствует лучшему запоминанию новой информации. Такого эффекта гораздо сложнее добиться на обычных школьных уроках. В стенах Центра мультимедиа Русского музея за три часа без скуки и длительного сидения за партой дети усваивают гораздо больше.

По словам заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светланы Бирюковой, даже самые неусидчивые ученики уже с первых шагов по маршруту вовлечены в образовательный процесс.

Виртуальный Русский музей

«Технологии — это средство, — рассказала Светлана Бирюкова. — Но им необходим контент, содержание, которое нужно донести до аудитории. Если его нет, то получается зрелищное шоу без какой-либо смысловой нагрузки».

В Центре мультимедиа Русского музея современные технические возможности служат раскрытию образовательного потенциала изобразительного искусства и наиболее полному раскрытию конкретной темы. Светлана Бирюкова отметила, что материал подается не через исторические факты и их интерпретацию, а через шедевры изобразительного искусства.

«Картины — это свидетельства современников, — говорит она. — Картина не документ, но она продукт эпохи, который позволяет в эту эпоху погрузиться и изучить ее».


По словам сотрудников музея, сейчас идет работа над новым техно-игровым маршрутом. Он будет посвящен Петру Великому, а в его названии отмечена преемственность маршрутов и поколений «Петр и Павел – прадед и правнук».

11 сентября 2017.
Текст и фото: Серафима Заболотняя
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.