Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой». До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Премия Сергея Курехина

Петербуржцы и гости Северной столицы могут познакомиться с самыми яркими работами, представленными на премии, узнать, какие новые взгляды, техники и приемы формируются в культурной среде, какие темы заботят художников. Акцент на новизне, революционности неизбежно приводит к тому, что на Премии Сергея Курехина часто побеждают молодые художники, которые спустя несколько лет будут формировать культурные тренды. Так, обладателями награды в разные годы становились Иван Плющ, Петр Айду, Егор Крафт, Максим Свищев, Аслан Гайсумов, Александр Шишкин и многие другие.

Сергей Курехин, предоставлено пресс-службой Премии Сергея Курехина

Какие художественные проекты стали наиболее яркими за прошедший год? Какие темы поднимают художники? На какие из проектов, представленных на выставке номинантов, стоит обратить внимание? «Петербургский авангард» предлагает обзор по 10 хайлайтам Премии Курехина специально для тех, кто интересуется современным искусством.

Егор Крафт. Content Aware Studies

Сайнс-арт становится все более популярным в России. В лонг-листе Премии Курехина выделяются несколько работ в стилистике сайнс-арт, которые притягивают внимание зрителей: и формой передачи художественной идеи, и философским контекстом, в котором они созданы. Так Егор Крафт, при создании проекта Content Aware Studies, предложил новаторское использование алгоритмов машинного обучения и возможностей искусственного интеллекта, 3D-сканирования, 3D-печати применительно к идее восстановления античной скульптуры. Алгоритм, придуманный художником, также может генерировать никогда не существовавшие предметы античного искусства.

Егор Крафт. Content Aware Studies

Крафт противопоставляет эстетику классического античного искусства и генеративного метода, исследует автоматизацию художественного труда, новые формы материальной культуры и квази-археологию. Поднимает вопрос о том, насколько емко отражает суть традиционное понимание идеи авторства, подлинности и производства.

Алессандро Шараффа

В этом году на Премии Сергея Курехина представлены и зарубежные работы. Например, динамические скульптуры «Зимняя симфония» итальянского художника Алессандро Шараффы, которые, кстати, также созданы при помощи искусственного интеллекта. Автор придумал мир, в котором технологии находятся в гармонии с природой. «Зимняя симфония» притягивает внимание публики яркими визуальными решениями и возможностью взаимодействия, ведь все скульптуры интерактивны — управляются жестами.

Алессандро Шараффа

Эти произведения посвящены Северу. Алессандро побывал в Мурманске, где увидел северное сияние, что и вдохновило его на создание «Зимней симфонии». Зрителей окутывают волны света, тени, звуков. Воспользовавшись смартфоном, можно услышать звук северного сияния.

Анна Толкачева, Кочевая поэзия

Серьезными научными изысканиями в области языка подкреплена работа Анны Толкочевой «Кочевая поэзия». Проект посвящен редким исчезающим языкам ижор, саамов, нганасанов и эвенков. Произведение состоит из текстово-визуальных панорам, на каждой из которых присутствуют поэты – представители малых этнических групп, снятые на территориях исторического проживания. Панорамы интерактивны: при касании или клике на каждый смысловой элемент визуальной панорамы звучит соответствующее ему слово на родном языке — небо, тундра, дерево, брусника…

Taus Makhacheva ASMR

Проект Таус Махачевой ASMR (Автономная сенсорная меридиональная реакция) создавался для Ливерпульской биеннале.

Taus Makhacheva ASMR

Художница организовала действующий скульптурный СПА-салон.

Taus Makhacheva ASMR

В качестве косметолога там трудился опытный перформер, который в ходе процедур рассказывал о произведениях искусства, превратившихся в пыль. Все это действие сопровождалось мультимедийными инсталляциями.

Патракеев, Целение

Денис Патракеев в работе «Целение» размышляет о времени, вечности, природе, познании божественной сущности.

Патракеев, Целение

Словно романтический алхимик, он смешивает элементарные материи – воду, огонь, воздух, землю — в поисках гармонии.

Plusch

Инсталляция Ивана Плюща «Механизм бессмертия» также отсылает к метафизике. Автор находит «Механизм бессмертия» в чувственном опыте, в умении ощущать радость. Инсталляция состоит из двух частей, которые складываются в общий сюжет о парке развлечений.

Plusch

А раскрывается механизм, пробуждая в зрителях воспоминания о простом, детском счастье. Эмоции зрителей складываются в «Механизме бессмертия» в общее воспоминание о празднике, который то ли уже закончился, то ли еще не наступил.

Ася Маракулина, комната отдыха

Проект «Комната отдыха» – это собрание работ, созданных художницей Асей Маракулиной за последние несколько лет. Масштабные и миниатюрные вышивки, объекты и инсталляции, дополненные минималистичной графикой, — рефлексия автора на тему страхов, сомнений и одиночества.

Ася Маракулина, комната отдыха

В этих работах много геометрии, прямых линий, углов, квадратов, через которые художница делится со зрителями своими переживаниями, а вернее, воспоминаниями о них.

Rotaenko_Real_weapon_2

Видеоинсталляция Real Weapon Анны Ротаенко — это остроумная анимация, которая включает в себя реальные диалоги и цитаты из переписок, снятые в игровой среде GTA. Главный герой похож на Данилу Багрова «от искусства», который стремится вырваться из лживой двойственности, в данном случае — искусства в эпоху капитализма.

Север-7

«Север-7» всегда представляет неожиданные проекты. ШАРППС-7 (Школа активного рисования и перформативного позирования «Север-7») начался несколько лет назад с перформативных практик группы «Север-7», в основе которых лежала деконструкция канонов академического рисования.

Север-7

В сентябре 2018 года в пространстве галереи Ovcharenko в Москве проходила выставка-перфоманс. Там была создана среда для перформативных постановок (инсталляции), представлена живая скульптура, костюмы, отсылающие к процессу перевоплощения «модели» в перформера, а также документация практик «Школы» и самиздатовский журнал.

Мотолянец Семен

Семен Мотолянец в 2018 году был отмечен Призом от Французского института и прожил месяц в резиденции «Сите Базар» в Париже. Вероятно, после этого он вдруг осознал, что он «ничего не понял в современном искусстве». В своем ироничном проекте с таким заголовком Семен переворачивает все. Если обычно кураторы выбирают художников, то здесь наоборот, художник пригласил четырех разных кураторов разрешить свои сомнения. Кураторы работали над этой Антиперсональной выставкой Семена Мотолянеца одновременно, при этом независимо друг от друга. Тем самым была сформулирован разносторонний взгляд на творчество художника.

Мотолянец Семен

Составить свое представление о векторе развития современного искусства посетители Центра Курехина могут ежедневно, с полудня и до 21:00. Подробнее об экспозиции — на официальном сайте центра.

18 апреля 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.