«Культурный марафон» впервые пройдет в России

«Культурный марафон» впервые пройдет в России 24-25 ноября. В ходе Международного культурного форума в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная анонсированию этого федерального проекта. Его проведение предполагает два дня свободного доступа к выставкам, экскурсиям и интерактивным занятиям в четырех городах — Москве (Третьяковская галерея), Санкт-Петербурге (Русский музей), Калининграде (Музей мирового океана) и Туле (Государственный музей оружия). Организатором акции является благотворительный фонд «Система» при поддержке Министерства культуры РФ.

Михайловский замок

Фонд «Система» с момента своего основания в 2004 году является одним из наиболее значительных благотворительных организаций в России. Его программы направлены на изменение качества жизни социума с помощью новых технологий, на масштабные исследования, на преодоление социальных барьеров, на развитие современного технического образования и творческого начала в данной среде в России. Благодаря его культурным инициативам музеи могут комфортно и органично вписаться в цифровое пространство, а социальные программы для поддержки незащищенных слоев населения становятся более мобильными благодаря высоким технологиям.

Акция «Культурный марафон» в этом году приурочена к Международному дню благотворительности. Она берет свое начало от просветительской программы «Культурный выходной», предоставляющей жителям разных городов страны свободный доступ в крупные музеи на один или два дня. Целью программы предполагается знакомство с культурным наследием региона и увлекательный, развивающий досуг для детей и взрослых.

культурный марафон

«Культурные выходные» успели охватить восемь российских городов и такие площадки, как Русский музей, Государственный исторический музей и Музей военной истории (Российское военно-историческое общество) в Москве, Областной музей краеведения в Ростове, Музей изобразительных искусств в Екатеринбурге, Радищевский музей в Саратове, Национальный музей Республики Карелия, Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске, Музей Циолковского в Кирове. Эти музеи привлекли более 50 000 гостей, что значительно превышает число посетителей музеев в обычный выходной. Помимо свободного доступа, программа включает в себя также интерактивную часть: викторины, квесты, экскурсии, мастер-классы для разных возрастных категорий.

В дальнейшие планы фонда «Система» входит, кроме грядущего марафона, расширение географических границ «Культурного выходного». Директор Департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов отметил важное значение информационно-коммуникационных технологий в популяризации исторического наследия и положительном формировании культурной среды. Это касается не только экспозиций, но и разного рода развлекательных и обучающих программ.

Президент фонда «Система» Анна Янчевская заметила, что главной аудиторией проекта являются семьи с детьми, и именно для них доступность культурного отдыха часто может быть болезненным вопросом, особенно в провинции. Поэтому так важно расширение его географических пределов. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова также напомнила о финансовом аспекте похода в музей, из-за которого многие семьи ограничивают свой досуг и постоянно откладывают культурное развитие «на потом».

О том, что первый «Культурный выходной» прошел в Государственном Русском музее, напомнил его директор Владимир Гусев, заметив, что посещаемость в этот день превысила обычную в пять раз. А после мероприятия зрительский интерес к экспозициям в Михайловском замке вырос более чем на треть по сравнению с остальными филиалами музея. Роль меценатства в развитии социальной культуры была отмечена как очень важная.

В рамках будущего «Культурного марафона» посетителей ждут следующие мероприятия. 24 ноября жители и гости Тулы смогут свободно ознакомиться с уникальной экспозицией в Государственном музее оружия — коллекцией, которую собирали на Тульском оружейном заводе со II половины XVIII века. Мультимедийный и интерактивный ландшафт поможет достоверно ощутить себя внутри событий героической старины. Также предполагается посещение револьверной мастерской, Зала Славы российского оружия, проход через окоп Первой мировой войны, истории виртуальных очевидцев, возможность подержать в руках аутентичное оружие и даже пострелять из настоящих образцов в электронном тире, испытать себя в фотоохоте и в ликвидации базы террористов.

В Калининграде в этот же день Музей мирового океана приглашает всех желающих осмотреть объекты на набережной исторического флота, пройти по территории Военно-морского центра и увидеть экспозиции историко-культурных центров «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротах и «Великое посольство» в Королевских воротах, прослушать аудиопроект «Голоса океана», приобщиться к наукам в «Лаборатории воды» и поиграть в «Большую рыбалку». Еще один подарок гостям от музея — погружение «В соляном батискафе на дно пермского моря» и концерт органной музыки в экспозиции «Глубина».

В воскресенье, 25 ноября, двери для посетителей распахнут крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга. В Третьяковской галерее будет открыта выставка Архипа Куинджи из более чем 180 картин, эскизов, этюдов из музейных коллекций в России и за рубежом, а также региональных собраний. Многие из экспонатов будут настоящим открытием и для среднестатистического посетителя, и для специалиста. А Михайловский замок представит возможность бесплатно познакомиться с большой коллекцией графических работ Казимира Малевича, никогда прежде не выставлявшихся. Они охватывают эволюцию почерка художника, начиная с учебы и завершая утверждением супрематизма. Выставка озаглавлена «Неожиданный Малевич», во многом потому, что она открывает личную, скрытую сторону его жизни и карьеры (портреты близких людей, эскизы этикеток и интерьеров для клубов).

Казимир Малевич

Государственный Русский музей обладает самой большой коллекцией произведений Казимира Малевича (1878-1935), в которой представлены живописные и графические работы мастера — от самых ранних произведений до поздних реалистических портретов. В собрании музея — 101 живописное произведение Малевича, две архитектурные модели (архитектоны) и образцы прикладного искусства. Коллекция его графических работ в музее насчитывает 210 рисунков.

Казимир Малевич родился в 1878 году в Киеве. В 1907 году он переехал в Москву, тогда же впервые показал на выставке Московского товарищества художников свои импрессионистские работы, затем увлекся авангардом, был членом разных творческих объединений. В 1912-1913 годах Малевич писал картины в кубофутуристическом стиле и в декабре 1913 года принял участие в создании спектакля «Победа над Солнцем» в Санкт-Петербурге. В декорациях к этому спектаклю Малевич впервые использовал образ «Черного квадрата», и это было началом перехода к новому направлению в искусстве — супрематизму.

После Октябрьской революции Малевича назначили комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей. Первая персональная выставка художника прошла в декабре 1919 года. В 1929 году Анатолий Луначарский назначил Малевича народным комиссаром отдела изобразительного искусства. Его работы выставлялись за пределами СССР, но это стало поводом для обвинений художника в антисоветской пропаганде и шпионаже.

В 1932 году Малевич стал руководителем экспериментальной лаборатории в Русском музее. Последние годы жизни художник преимущественно создавал реалистичные портреты. Он скончался в 1935 году в Ленинграде. Его коллекцию передали в Русский музей сначала на временное хранение, потом часть работ подарила музею семья художника.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

19 ноября 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.