Культурный форум подвел итоги

Санкт-Петербург с 15 по 17 ноября в седьмой раз принимал центральное событие культурной жизни России. За прошедшие годы Международный культурный форум (МКФ) стал признанной во всем мире площадкой для открытого диалога звезд драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, представителей академического сообщества из разных стран. Его основной темой стала «Культура как стратегический потенциал страны». В мероприятиях форума приняли участие 35 тысяч человек, среди которых были представители 101 иностранного государства.

МКФ

Дискуссионная программа была представлена работой 14 секций, каждая из которых охватывала одну из областей культурной деятельности, межсекционными и официальными мероприятиями, а также программой Деловой площадки. Секции форума возглавили выдающиеся деятели российской культуры. Участниками МКФ стали дирижер Валерий Гергиев, пианист Денис Мацуев, альтист Юрий Башмет; театральные режиссеры Теодорос Терзопулос, Тадаси Судзуки, Тони Сервилло, Валерий Фокин, Лев Додин, Андрей Могучий; кинорежиссеры Киёси Куросава, Паоло Дженовезе, Федор Бондарчук, Андрей Кончаловский, Алексей Учитель; актриса Клаудия Кардинале; джазовые звезды Патти Остин и Игорь Бутман; писатели Эрик Вуйяр, Евгений Водолазкин, Лев Данилкин, Павел Крусанов, Ольга Славникова; а также многие другие деятели культуры.

МКФ, Михаил Пиотровский

Программа форума включала 415 мероприятий, которые приняли 163 площадки города. Главной площадкой МКФ стал Главный штаб Государственного Эрмитажа. Деловая площадка работала в Российском этнографическом музее, Открытый лекторий «Культура 2.0» — в Центральном выставочном зале «Манеж». Мероприятия также проходили в Мариинском театре, Государственной академической капелле, кинотеатре «Аврора» и других знаковых городских пространствах.

МКФ

На общем собрании Союза музеев России, прошедшем в рамках секции «Музеи и выставочные проекты» была одобрена «Стратегия развития музеев до 2030 года». На дискуссиях секции туризма представители отрасли сформировали конкретные предложения по увеличению экспорта туристических услуг.

В 2018 году программу МКФ вошли мероприятия крупнейших театральных событий Европы и мира: Театральной олимпиады и Европейской театральной премии. Кроме того, на форуме отметили сразу несколько юбилеев, напоминающих о знаковых для российской культуры фигурах и событиях. Важной вехе в истории отечественного киноискусства — 65-летию кукольной анимации, зародившейся на киностудии «Союзмультфильм», — была посвящена выставка «В главных ролях. Кукольные эксперименты “Союзмультфильма”».

МКФ, Андрей Кончаловский

Другим юбилеем стало 200-летие со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа. Состоялась международная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене». В Музее театрального и музыкального искусства открылась выставка «Петипа. Танцемания», посвященная легендарным постановкам балетмейстера в XIX веке и их самым удачным интерпретациям в последующие столетия.

В честь 200-летия русского писателя Ивана Тургенева прошли несколько экскурсий, международная научно-практическая конференция по изучению его творчества и показы спектаклей в рамках международного театрального студенческого фестиваля TurgenevFEST.

Почетный статус «Страна-гость VII Санкт-Петербургского международного культурного форума» получили два государства — Италия и Катар. Эти страны подготовили обширные программы, включающие дискуссионные и культурные мероприятия с участием мировых звезд искусства и культуры.

МКФ

В частности, Италия прозвучала на концерте «Магия старинных фортепиано», созданных более двух веков назад итальянцами Джованни Паизиелло и Доменико Чимарозой для двора Екатерины II. Легендарный Театр Пикколо — Театр Европы представил в Санкт-Петербурге российскую премьеру спектакля «Эльвира» с участием выдающегося итальянского режиссера и актера Тони Сервилло. Торжественный вечер, приуроченный к 90-летию спасения ледоколом «Красин» полярной экспедиции Умберто Нобиле, посетили Клаудия Кардинале и другие актеры советско-итальянского фильма «Красная палатка», основанного на этих событиях. Прошли гастроли знаменитой балетной труппы Италии Aterballetto, а также лекция, показы фильмов знаменитого режиссера Паоло Дженовезе и его совместная с участниками «Квартета И» встреча со зрителями.

Катар представлен в Манеже, где открылась первая в России выставка современного катарского искусства. На экспозиции «Современный Катар: искусство и фотография» собраны более 150 картин и 370 фоторабот художников из этой страны. Состоялись показы современного катарского кино и концерт Филармонического оркестра Катара.

В 2019 году странами-гостями Санкт-Петербургского международного культурного форума станут Германия и Китай. В этом году состоялась церемония передачи международного культурно-просветительского проекта «Русские сезоны» от Италии к Германии.

МКФ, Валерий Фокин

В фестивальную программу МКФ вошли спектакли лауреатов Европейской театральной премии, балет восходящей звезды европейской хореографии Сиди Ларби Шеркауи «Паз/зл», шоу «Границы» цирковой компании «Циркус Циркор», премьера спектакля «Эльвира» Театра Пикколо — Театра Европы, фильм трижды лауреата Каннского кинофестиваля Киёси Куросавы «Предчувствие», опера Петра Чайковского «Иоланта» в постановке Андрия Жолдака и др.

МКФ, Федор Бондарчук

Открытый лекторий «Культура 2.0» устроил настоящую культурную революцию. Эксперты обсуждали роботизированное искусство, компьютерные игры как важнейший культурный пласт, сайнс-арт как форму художественного высказывания и способ популяризации научных открытий, будущее библиотек и бумажных книг в цифровую эпоху. Важным направлением работы Открытого лектория стали новые технологии в кинематографе, который быстро реагирует на популярные тренды и запросы общества. Женские образы в современной киноиндустрии, создание и развитие мобильного кино и короткометражных фильмов, воздействие молодых режиссеров на культуру были ключевыми темами для диалога.

В дни форума прошел II Международный форум-фест Jazz Across Borders (JAB), который завершился грандиозным гала-концертом с участием звезд мирового джаза. Хэдлайнерами вечера стали Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, а также одна из ведущих джазовых вокалисток мира, обладательница премии «Грэмми» Патти Остин (США).

МКФ, Патти Остин

На полях МКФ вручены две премии: «Меценат года», которая учреждена Министерством культуры РФ и вручается за наиболее весомый вклад в поддержку культурных проектов, а также Премия имени Анатолия Луначарского — награда, присуждаемая работникам культуры, представителям нетворческих профессий.

МКФ, Меценат года

20 ноября 2018.
Снимки - из фотобанка Международного культурного форума.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.