Кровавое солнце инков

Государственный Этнографический музей (Инженерная улица, 4/1) дарит петербуржцам и гостям Северной столицы уникальную возможность увидеть всемирно известные экспонаты из фондов Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций в истории мира. Здесь можно будет окунуться в одновременно страшный и прекрасный мир империи инков и их предков, приблизиться к их представлениям о Боге, Власти и Вечности, которые легли в основу и заглавие выставки.

Золото инков

Государственный Этнографический музей (Инженерная улица, 4/1) дарит петербуржцам и гостям Северной столицы уникальную возможность увидеть всемирно известные экспонаты из фондов Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций в истории мира. Здесь можно будет окунуться в одновременно страшный и прекрасный мир империи инков и их предков, приблизиться к их представлениям о Боге, Власти и Вечности, которые легли в основу и заглавие выставки.

Для инков золото означало власть не в смысле возможности продавать и покупать — через него можно было связаться с божественными силами и потусторонним миром. Испанцы, которые охотились за золотом ради обогащения, уничтожили их империю. Огромное и могущественное государство доколумбовой Америки с архаическим управлением не смогло противостоять военным технологиям Старого Света.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Образ золота инков связан с самыми грандиозными мифами XVI века. Золото издревле отождествлялось с такими благами, как вечность, власть, богатство. Поиски таинственных сокровищ, преодоления препятствий и сражения на этом пути привели к глобальным переменам в мировом устройстве. Исторически сложилось так, что золото было самым притягательным для человека драгоценным материалом с незапамятных времен и одним из первых металлов, наряду с медью, которые человек стал использовать и обрабатывать. До текущей эпохи его считали наиболее надежным активом, так как оно не было подвержено коррозии и уничтожению. Поначалу золото находили при промывке речного песка, однако в 2000 году до нашей эры в Египте уже добывали золото в шахтах.

Сакральное значение золота у инков было связано с их понятиями о божественном миропорядке. Когда-то оно имело мистический ореол и в европейских культурах, но к XVI веку его практически вытеснили новые, материалистические представления.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Из материалов экспозиции можно узнать, что ювелиры империи инков виртуозно владели ремеслом обработки золота и серебра. Они ковали, расплющивали и сгибали тонкие листы специальными молоточками на камнях-наковаленках. Как и в Европе, в Новом Свете существовала технология золотого литья методом «потерянного воска» — расплавленный металл заполнял форму, из которой при нагревании вытекал воск. Модель предмета лепили из мягкого воска, а затем создавали его золотую копию. Позолоту мастера в Древней Америке наносили двумя способами — покрывали медное или серебряное изделие тонким слоем золотой фольги или, что чаще, вытравливали медь и серебро из сплава металлов с помощью кислоты при высокой температуре, оставляя на поверхности только золото, которое не вступало в химические реакции.

Слово «тумбага», которым был назван медно-золотой сплав, испанцы заимствовали не у инков, а из малайского языка. При больших пропорциях золота предметы из тумбаги внешне неотличимы от золотых. Но при большом преобладании меди вес изделия выдает подделку. В Центральных Андах на золото не скупились, в отличие от мастеров из Колумбии. Железо древним американским культурам не было знакомо, в том числе метеоритное. Это показывают недавние исследования, согласно которым все предметы из железа, бывшие в использовании у индейцев Северной Америки в XIX и даже XVIII веках, сделаны из металла европейского происхождения.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Научная часть выставки рассказывает о предметах быта и способах распространения информации у инков. Данные о количестве людей и важных в обиходе предметов — скота, продуктов, тканей, — зашифровывались в связках разноцветных шнурков с узелками, которые назывались кипу. Считывать с них точные сведения ученые пока не могут.

Музей золота Перу привез в Петербург такие украшения, как ушные подвески в стиле Фриас, названном по местности в верховьях реки Пьюры на севере побережья Перу. Погребения, где хранились драгоценности, были открыты случайно — из-за дождей, размывших грунт. Увы, большая часть этих уникальных находок была разграблена и переплавлена, и лишь три перуанских музея сейчас хранят в своих коллекциях предметы стиля Фриас — кроме Музея золота, это Провинциальный музей Пьюры и Музей археологии в Лиме.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Посетители музея узнают и о такой мрачной стороне культуры инков, как человеческие жертвоприношения. В Центральных Андах практиковалось жестокое и публичное насилие, а у ацтеков существовал истинный культ смерти. Сосуды, ткани и стены древних храмов сохранили изображения богов, держащих в руках трофейные головы пленников или совершающих казнь.

На выставке представлены ритуальные ножи туми с изящным декором и страшной функцией — отделение головы от тела. Они фигурируют в многих перуанских культурах — паракас, ламбайеке и других.

В рамках жертвоприношений создавались ритуальные захоронения, в которых было найдено много золотых и серебряных фигурок людей, лам и альпак — животных, игравших важную роль в хозяйстве и традициях инков. Именно они составляют большинство предметов, хранящихся на сегодняшний день в музейных собраниях.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Для обряда встречи правителя с божеством на Празднике Солнца у инков использовался ритуал распития чичи — похожего на пиво слабоалкогольного напитка (более воинственные племена использовали вместо нее жертвенную кровь). Верховный Инка протягивал руку с кубком в сторону, где восходило солнце, словно предлагая разделить трапезу. Для этого использовались деревянные расписные кубки с изображениями сценок из жизни народа, а также кубки из золота. Чаши, которых касался Инка, считались священными и ими не мог пользоваться никто другой. В культуре ламбайеке высшая знать пила чичу из золотых кубков, окрашенных киноварью, при погребальных и поминальных ритуалах.

Экспонаты, представленные в Этнографическом музее, впечатляют гармоничностью и пропорциональностью, изяществом форм и богатой цветовой палитрой. Смысл столь древнего искусства до сих пор не до конца изучен и понят, поэтому каждому зрителю предоставляется возможность сделать это на свой лад.

Посетить выставку «Золото Империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» можно до 1 августа. Подробности — на официальном сайте выставки.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

2 мая 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены пресс-службой музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.