Кровавое солнце инков

Государственный Этнографический музей (Инженерная улица, 4/1) дарит петербуржцам и гостям Северной столицы уникальную возможность увидеть всемирно известные экспонаты из фондов Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций в истории мира. Здесь можно будет окунуться в одновременно страшный и прекрасный мир империи инков и их предков, приблизиться к их представлениям о Боге, Власти и Вечности, которые легли в основу и заглавие выставки.

Золото инков

Государственный Этнографический музей (Инженерная улица, 4/1) дарит петербуржцам и гостям Северной столицы уникальную возможность увидеть всемирно известные экспонаты из фондов Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций в истории мира. Здесь можно будет окунуться в одновременно страшный и прекрасный мир империи инков и их предков, приблизиться к их представлениям о Боге, Власти и Вечности, которые легли в основу и заглавие выставки.

Для инков золото означало власть не в смысле возможности продавать и покупать — через него можно было связаться с божественными силами и потусторонним миром. Испанцы, которые охотились за золотом ради обогащения, уничтожили их империю. Огромное и могущественное государство доколумбовой Америки с архаическим управлением не смогло противостоять военным технологиям Старого Света.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Образ золота инков связан с самыми грандиозными мифами XVI века. Золото издревле отождествлялось с такими благами, как вечность, власть, богатство. Поиски таинственных сокровищ, преодоления препятствий и сражения на этом пути привели к глобальным переменам в мировом устройстве. Исторически сложилось так, что золото было самым притягательным для человека драгоценным материалом с незапамятных времен и одним из первых металлов, наряду с медью, которые человек стал использовать и обрабатывать. До текущей эпохи его считали наиболее надежным активом, так как оно не было подвержено коррозии и уничтожению. Поначалу золото находили при промывке речного песка, однако в 2000 году до нашей эры в Египте уже добывали золото в шахтах.

Сакральное значение золота у инков было связано с их понятиями о божественном миропорядке. Когда-то оно имело мистический ореол и в европейских культурах, но к XVI веку его практически вытеснили новые, материалистические представления.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Из материалов экспозиции можно узнать, что ювелиры империи инков виртуозно владели ремеслом обработки золота и серебра. Они ковали, расплющивали и сгибали тонкие листы специальными молоточками на камнях-наковаленках. Как и в Европе, в Новом Свете существовала технология золотого литья методом «потерянного воска» — расплавленный металл заполнял форму, из которой при нагревании вытекал воск. Модель предмета лепили из мягкого воска, а затем создавали его золотую копию. Позолоту мастера в Древней Америке наносили двумя способами — покрывали медное или серебряное изделие тонким слоем золотой фольги или, что чаще, вытравливали медь и серебро из сплава металлов с помощью кислоты при высокой температуре, оставляя на поверхности только золото, которое не вступало в химические реакции.

Слово «тумбага», которым был назван медно-золотой сплав, испанцы заимствовали не у инков, а из малайского языка. При больших пропорциях золота предметы из тумбаги внешне неотличимы от золотых. Но при большом преобладании меди вес изделия выдает подделку. В Центральных Андах на золото не скупились, в отличие от мастеров из Колумбии. Железо древним американским культурам не было знакомо, в том числе метеоритное. Это показывают недавние исследования, согласно которым все предметы из железа, бывшие в использовании у индейцев Северной Америки в XIX и даже XVIII веках, сделаны из металла европейского происхождения.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Научная часть выставки рассказывает о предметах быта и способах распространения информации у инков. Данные о количестве людей и важных в обиходе предметов — скота, продуктов, тканей, — зашифровывались в связках разноцветных шнурков с узелками, которые назывались кипу. Считывать с них точные сведения ученые пока не могут.

Музей золота Перу привез в Петербург такие украшения, как ушные подвески в стиле Фриас, названном по местности в верховьях реки Пьюры на севере побережья Перу. Погребения, где хранились драгоценности, были открыты случайно — из-за дождей, размывших грунт. Увы, большая часть этих уникальных находок была разграблена и переплавлена, и лишь три перуанских музея сейчас хранят в своих коллекциях предметы стиля Фриас — кроме Музея золота, это Провинциальный музей Пьюры и Музей археологии в Лиме.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Посетители музея узнают и о такой мрачной стороне культуры инков, как человеческие жертвоприношения. В Центральных Андах практиковалось жестокое и публичное насилие, а у ацтеков существовал истинный культ смерти. Сосуды, ткани и стены древних храмов сохранили изображения богов, держащих в руках трофейные головы пленников или совершающих казнь.

На выставке представлены ритуальные ножи туми с изящным декором и страшной функцией — отделение головы от тела. Они фигурируют в многих перуанских культурах — паракас, ламбайеке и других.

В рамках жертвоприношений создавались ритуальные захоронения, в которых было найдено много золотых и серебряных фигурок людей, лам и альпак — животных, игравших важную роль в хозяйстве и традициях инков. Именно они составляют большинство предметов, хранящихся на сегодняшний день в музейных собраниях.

Золото инков, предоставлено Этнографическим музеем

Для обряда встречи правителя с божеством на Празднике Солнца у инков использовался ритуал распития чичи — похожего на пиво слабоалкогольного напитка (более воинственные племена использовали вместо нее жертвенную кровь). Верховный Инка протягивал руку с кубком в сторону, где восходило солнце, словно предлагая разделить трапезу. Для этого использовались деревянные расписные кубки с изображениями сценок из жизни народа, а также кубки из золота. Чаши, которых касался Инка, считались священными и ими не мог пользоваться никто другой. В культуре ламбайеке высшая знать пила чичу из золотых кубков, окрашенных киноварью, при погребальных и поминальных ритуалах.

Экспонаты, представленные в Этнографическом музее, впечатляют гармоничностью и пропорциональностью, изяществом форм и богатой цветовой палитрой. Смысл столь древнего искусства до сих пор не до конца изучен и понят, поэтому каждому зрителю предоставляется возможность сделать это на свой лад.

Посетить выставку «Золото Империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» можно до 1 августа. Подробности — на официальном сайте выставки.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

2 мая 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены пресс-службой музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…