Красный нос Аполлона в «Свином рыле»

Аполлон Шнуров, 18-летний сын известного музыканта, шоумена, лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова, первый раз показал петербургской публике свои художественные работы. Выставка молодого живописца открылась в галерее «Свиное рыло» (набережная Фонтанки, 5/2). До этого он был участником художественной экспозиции в рамках фестиваля музыки и искусств в Барселоне. В настоящее время молодой человек учится в Испании, там и создавалась большая часть представленных работ, которые он характеризует как «электронная живопись». Его знаменитый отец тоже является родоначальником нового изобразительного жанра — «брэнд-реализм». И похоже, что талантом разыгрывать публику, иронизировать над общественными и собственными слабостями, дебютант Аполлон ему не уступает.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Все работы созданы с помощью графического планшета и компьютерных программ. По словам автора, он использует плагины (программные модули) настоящих масляных мазков, а получившиеся изображения распечатывает на холсте в единственном экземпляре. С одной стороны, Аполлон Шнуров претендует на сходство с масляной живописью и эксклюзивность каждой работы — именно с этих сторон публика привыкла представлять классическое искусство. С другой стороны, юный художник создает штампы посредством методики, разработанной еще Энди Уорхолом, складывающиеся в электронно-цифровую серию, которая, по его собственному утверждению, «ассоциируется с коммерциализированными и деперсонализированными рисунками».

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Физическое искусство, как считает Аполлон Шнуров, сдает свои позиции, так как его инструменты все легче синтезировать в цифровое воплощение, и адаптация публики к этим изменениям является лишь вопросом времени.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Содержание выставки, которую художник озаглавил Untitled.Jpg, — это портреты, а также произведения на тему социального протеста и выплеска эмоций. По его задумке, они не должны походить на дизайнерские коммерческие проекты, которые делаются для продвижения какого-либо продукта потребления. В зале «Свиного рыла» можно увидеть автопортрет в эксцентричном образе, который сейчас примерил на себя художник. Как и большинство молодых людей, он сейчас находится в поре экспериментов с внешностью и сознанием. В экспозицию также вошел и портрет Виктора Пелевина из желтого и синего цветовых пластов в минималистичном и «мистическом» стиле.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Тех, кто интересуется эмоциональным оттенком и социально-политическим подтекстом, привлечет работа «Красный угол», которая, вероятно, посвящена интересным отношениям церкви и государства в Российской империи и привычке народа возводить то и другое в ранг неприкосновенного авторитета. Название отсылает к домашнему алтарю в жилище древних славян, связанному с ритуалами языческих предков и затем позаимствованному в традициях политпросвещения советского «Красного уголка».

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Возможно, здесь публике преподносится некая гремучая смесь из разнородных архаичных атрибутов, которые общество действительно любит смешивать между собой: крещенские купания, освящение магазинных куличей и яиц, окрашенных штампованными наклейками, любовь высоких чинов к посещению всех важных церковных мероприятий.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Но все это зритель скорее домысливает самостоятельно, чем считывает с картины, которую сложно назвать действительно смелой, красноречивой и политически нахальной. Она явно служит лишь манком для тех, кто не просто любопытствует, чем же удивит искушенную питерскую публику наследник такого экстравагантного и нонконформистского творчества, но и рассчитывает увидеть предтечу молодежного бунта, неизбежного переустройства жизненного порядка, который сейчас завязан на страхах и предрассудках.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

И есть основания предполагать, что Аполлон Шнуров, как и его отец со своим бунтарским роком и новаторскими художественными идеями, весьма элегантно дурачит богемных любителей искать повсюду глубинные смыслы, особенно в непростое и переломное время, являющееся действительно благодатной почвой для смелых экспериментов. Но настоящие творческие находки всегда идут рука об руку с бездарной спекуляцией, а также — с изящным шоу иллюзиониста-сатирика, каким был тот же Энди Уорхол и отчасти Сальвадор Дали (но тот в первую очередь был все-таки художником).

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Причем есть такие артисты, которые даже не нуждаются ни в каких визуальных эффектах — им хватает в качестве инструмента обывательской доверчивости и самомнения «ценителей». На подобных слабостях играл такой персонаж дореволюционной России, как «профессор черной и белой магии Граф Калиостро», который на самом деле был «отставным штабс-капитаном Григорьевым». О реальности существования этого персонажа нет полностью достоверных фактов, историки отмечают, что бродячих фокусников в русской провинции было видимо-невидимо. Но описанные ими трюки этого артиста очень похожи на методику многих деятелей «современного искусства», и Шнуровых в том числе.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Продвижение их «провокационных» (а на деле зачастую просто смешных проектов, и сами «мастера» прекрасно об этом знают) во многом зависит от того, сколько последователей привлечет тот или иной адепт «модно-стильно-современного» круга, для которого самое страшное — это хоть на секунду показаться серым и тривиальным, как загадочная «общая масса». Не прямые ли это потомки тех купцов и мещан, которые приходили посмотреть на «лошадь, у которой хвост там, где у всех лошадей голова» или на то, как «граф Калиостро на глазах почтеннейшей публики съест живого человека»? Как отмечают писавшие об этом специалисты, никто не хотел оставаться в дураках в одиночку…

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Так что главными «экспонатами», только на выставке уже не «Ван Гога», а Аполлона Шнурова, являются именно эти забавные ценители. Авторы идеи вновь попали в цель, и уже за это их стоит похвалить.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

30 июля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.