Красный нос Аполлона в «Свином рыле»

Аполлон Шнуров, 18-летний сын известного музыканта, шоумена, лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова, первый раз показал петербургской публике свои художественные работы. Выставка молодого живописца открылась в галерее «Свиное рыло» (набережная Фонтанки, 5/2). До этого он был участником художественной экспозиции в рамках фестиваля музыки и искусств в Барселоне. В настоящее время молодой человек учится в Испании, там и создавалась большая часть представленных работ, которые он характеризует как «электронная живопись». Его знаменитый отец тоже является родоначальником нового изобразительного жанра — «брэнд-реализм». И похоже, что талантом разыгрывать публику, иронизировать над общественными и собственными слабостями, дебютант Аполлон ему не уступает.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Все работы созданы с помощью графического планшета и компьютерных программ. По словам автора, он использует плагины (программные модули) настоящих масляных мазков, а получившиеся изображения распечатывает на холсте в единственном экземпляре. С одной стороны, Аполлон Шнуров претендует на сходство с масляной живописью и эксклюзивность каждой работы — именно с этих сторон публика привыкла представлять классическое искусство. С другой стороны, юный художник создает штампы посредством методики, разработанной еще Энди Уорхолом, складывающиеся в электронно-цифровую серию, которая, по его собственному утверждению, «ассоциируется с коммерциализированными и деперсонализированными рисунками».

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Физическое искусство, как считает Аполлон Шнуров, сдает свои позиции, так как его инструменты все легче синтезировать в цифровое воплощение, и адаптация публики к этим изменениям является лишь вопросом времени.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Содержание выставки, которую художник озаглавил Untitled.Jpg, — это портреты, а также произведения на тему социального протеста и выплеска эмоций. По его задумке, они не должны походить на дизайнерские коммерческие проекты, которые делаются для продвижения какого-либо продукта потребления. В зале «Свиного рыла» можно увидеть автопортрет в эксцентричном образе, который сейчас примерил на себя художник. Как и большинство молодых людей, он сейчас находится в поре экспериментов с внешностью и сознанием. В экспозицию также вошел и портрет Виктора Пелевина из желтого и синего цветовых пластов в минималистичном и «мистическом» стиле.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Тех, кто интересуется эмоциональным оттенком и социально-политическим подтекстом, привлечет работа «Красный угол», которая, вероятно, посвящена интересным отношениям церкви и государства в Российской империи и привычке народа возводить то и другое в ранг неприкосновенного авторитета. Название отсылает к домашнему алтарю в жилище древних славян, связанному с ритуалами языческих предков и затем позаимствованному в традициях политпросвещения советского «Красного уголка».

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Возможно, здесь публике преподносится некая гремучая смесь из разнородных архаичных атрибутов, которые общество действительно любит смешивать между собой: крещенские купания, освящение магазинных куличей и яиц, окрашенных штампованными наклейками, любовь высоких чинов к посещению всех важных церковных мероприятий.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Но все это зритель скорее домысливает самостоятельно, чем считывает с картины, которую сложно назвать действительно смелой, красноречивой и политически нахальной. Она явно служит лишь манком для тех, кто не просто любопытствует, чем же удивит искушенную питерскую публику наследник такого экстравагантного и нонконформистского творчества, но и рассчитывает увидеть предтечу молодежного бунта, неизбежного переустройства жизненного порядка, который сейчас завязан на страхах и предрассудках.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

И есть основания предполагать, что Аполлон Шнуров, как и его отец со своим бунтарским роком и новаторскими художественными идеями, весьма элегантно дурачит богемных любителей искать повсюду глубинные смыслы, особенно в непростое и переломное время, являющееся действительно благодатной почвой для смелых экспериментов. Но настоящие творческие находки всегда идут рука об руку с бездарной спекуляцией, а также — с изящным шоу иллюзиониста-сатирика, каким был тот же Энди Уорхол и отчасти Сальвадор Дали (но тот в первую очередь был все-таки художником).

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Причем есть такие артисты, которые даже не нуждаются ни в каких визуальных эффектах — им хватает в качестве инструмента обывательской доверчивости и самомнения «ценителей». На подобных слабостях играл такой персонаж дореволюционной России, как «профессор черной и белой магии Граф Калиостро», который на самом деле был «отставным штабс-капитаном Григорьевым». О реальности существования этого персонажа нет полностью достоверных фактов, историки отмечают, что бродячих фокусников в русской провинции было видимо-невидимо. Но описанные ими трюки этого артиста очень похожи на методику многих деятелей «современного искусства», и Шнуровых в том числе.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Продвижение их «провокационных» (а на деле зачастую просто смешных проектов, и сами «мастера» прекрасно об этом знают) во многом зависит от того, сколько последователей привлечет тот или иной адепт «модно-стильно-современного» круга, для которого самое страшное — это хоть на секунду показаться серым и тривиальным, как загадочная «общая масса». Не прямые ли это потомки тех купцов и мещан, которые приходили посмотреть на «лошадь, у которой хвост там, где у всех лошадей голова» или на то, как «граф Калиостро на глазах почтеннейшей публики съест живого человека»? Как отмечают писавшие об этом специалисты, никто не хотел оставаться в дураках в одиночку…

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Так что главными «экспонатами», только на выставке уже не «Ван Гога», а Аполлона Шнурова, являются именно эти забавные ценители. Авторы идеи вновь попали в цель, и уже за это их стоит похвалить.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

30 июля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.