Красный нос Аполлона в «Свином рыле»

Аполлон Шнуров, 18-летний сын известного музыканта, шоумена, лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова, первый раз показал петербургской публике свои художественные работы. Выставка молодого живописца открылась в галерее «Свиное рыло» (набережная Фонтанки, 5/2). До этого он был участником художественной экспозиции в рамках фестиваля музыки и искусств в Барселоне. В настоящее время молодой человек учится в Испании, там и создавалась большая часть представленных работ, которые он характеризует как «электронная живопись». Его знаменитый отец тоже является родоначальником нового изобразительного жанра — «брэнд-реализм». И похоже, что талантом разыгрывать публику, иронизировать над общественными и собственными слабостями, дебютант Аполлон ему не уступает.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Все работы созданы с помощью графического планшета и компьютерных программ. По словам автора, он использует плагины (программные модули) настоящих масляных мазков, а получившиеся изображения распечатывает на холсте в единственном экземпляре. С одной стороны, Аполлон Шнуров претендует на сходство с масляной живописью и эксклюзивность каждой работы — именно с этих сторон публика привыкла представлять классическое искусство. С другой стороны, юный художник создает штампы посредством методики, разработанной еще Энди Уорхолом, складывающиеся в электронно-цифровую серию, которая, по его собственному утверждению, «ассоциируется с коммерциализированными и деперсонализированными рисунками».

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Физическое искусство, как считает Аполлон Шнуров, сдает свои позиции, так как его инструменты все легче синтезировать в цифровое воплощение, и адаптация публики к этим изменениям является лишь вопросом времени.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Содержание выставки, которую художник озаглавил Untitled.Jpg, — это портреты, а также произведения на тему социального протеста и выплеска эмоций. По его задумке, они не должны походить на дизайнерские коммерческие проекты, которые делаются для продвижения какого-либо продукта потребления. В зале «Свиного рыла» можно увидеть автопортрет в эксцентричном образе, который сейчас примерил на себя художник. Как и большинство молодых людей, он сейчас находится в поре экспериментов с внешностью и сознанием. В экспозицию также вошел и портрет Виктора Пелевина из желтого и синего цветовых пластов в минималистичном и «мистическом» стиле.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Тех, кто интересуется эмоциональным оттенком и социально-политическим подтекстом, привлечет работа «Красный угол», которая, вероятно, посвящена интересным отношениям церкви и государства в Российской империи и привычке народа возводить то и другое в ранг неприкосновенного авторитета. Название отсылает к домашнему алтарю в жилище древних славян, связанному с ритуалами языческих предков и затем позаимствованному в традициях политпросвещения советского «Красного уголка».

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Возможно, здесь публике преподносится некая гремучая смесь из разнородных архаичных атрибутов, которые общество действительно любит смешивать между собой: крещенские купания, освящение магазинных куличей и яиц, окрашенных штампованными наклейками, любовь высоких чинов к посещению всех важных церковных мероприятий.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Но все это зритель скорее домысливает самостоятельно, чем считывает с картины, которую сложно назвать действительно смелой, красноречивой и политически нахальной. Она явно служит лишь манком для тех, кто не просто любопытствует, чем же удивит искушенную питерскую публику наследник такого экстравагантного и нонконформистского творчества, но и рассчитывает увидеть предтечу молодежного бунта, неизбежного переустройства жизненного порядка, который сейчас завязан на страхах и предрассудках.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

И есть основания предполагать, что Аполлон Шнуров, как и его отец со своим бунтарским роком и новаторскими художественными идеями, весьма элегантно дурачит богемных любителей искать повсюду глубинные смыслы, особенно в непростое и переломное время, являющееся действительно благодатной почвой для смелых экспериментов. Но настоящие творческие находки всегда идут рука об руку с бездарной спекуляцией, а также — с изящным шоу иллюзиониста-сатирика, каким был тот же Энди Уорхол и отчасти Сальвадор Дали (но тот в первую очередь был все-таки художником).

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Причем есть такие артисты, которые даже не нуждаются ни в каких визуальных эффектах — им хватает в качестве инструмента обывательской доверчивости и самомнения «ценителей». На подобных слабостях играл такой персонаж дореволюционной России, как «профессор черной и белой магии Граф Калиостро», который на самом деле был «отставным штабс-капитаном Григорьевым». О реальности существования этого персонажа нет полностью достоверных фактов, историки отмечают, что бродячих фокусников в русской провинции было видимо-невидимо. Но описанные ими трюки этого артиста очень похожи на методику многих деятелей «современного искусства», и Шнуровых в том числе.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Продвижение их «провокационных» (а на деле зачастую просто смешных проектов, и сами «мастера» прекрасно об этом знают) во многом зависит от того, сколько последователей привлечет тот или иной адепт «модно-стильно-современного» круга, для которого самое страшное — это хоть на секунду показаться серым и тривиальным, как загадочная «общая масса». Не прямые ли это потомки тех купцов и мещан, которые приходили посмотреть на «лошадь, у которой хвост там, где у всех лошадей голова» или на то, как «граф Калиостро на глазах почтеннейшей публики съест живого человека»? Как отмечают писавшие об этом специалисты, никто не хотел оставаться в дураках в одиночку…

Аполлон Шнуров в Свином рыле

Так что главными «экспонатами», только на выставке уже не «Ван Гога», а Аполлона Шнурова, являются именно эти забавные ценители. Авторы идеи вновь попали в цель, и уже за это их стоит похвалить.

Аполлон Шнуров в Свином рыле

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

30 июля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , , .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.