Константин Сухенко: Не я один принимал решение об увольнении Бутусова

Глава Комитета по культуре Константин Сухенко сегодня поделился с петербургскими журналистами своим видением причин увольнения режиссера Юрия Бутусова с поста художественного руководителя Театра имени Ленсовета. Юрий Бутусов работал в театре имени Ленсовета с 1996 года, а с 2011 года был его главным режиссером. Художественным руководителем театра его назначили 20 ноября 2017 года.

Юрий Бутусов

Будучи главным режиссером, Юрий Бутусов поставил спектакли «Дядя Ваня», «Все мы прекрасные люди», «Кабаре Брехт», «Макбет. Кино», «Три сестры» и другие. Режиссер хорошо известен не только в России, но и в Европе. Он четыре раза становился лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая Маска», дважды награжден петербургским «Золотым софитом».

«Мы все любим творчество Юрия Бутусова, но заявление об увольнении уже подписано… Не мной лично принималось это решение, поэтому я его не могу менять и не буду. Уверен, что Юрий Николаевич будет успешно продолжать свое дело, в том числе и в Санкт-Петербурге, ставить свои спектакли в соответствии со своей эстетикой, с его представлениями о театре. Юрий Бутусов остается ярким, самобытным, одним из лучших режиссеров нашей страны. Но к сожалению, жизнь устроена так, что не каждый талантливый режиссер может стать, например, министром культуры или руководителем театра. И в этом я не вижу ничего плохого», — отметил глава комитета.

Режиссер Юрий Бутусов ушел с поста художественного руководителя Театра имени Ленсовета в Санкт-Петербурге в начале марта 2018 года. Решение о его увольнении было принято 6 марта. Наследующий день «Театральный журнал» опубликовал открытое письмо Юрия Бутусова, в котором он объяснил причины своего ухода. По словам режиссера, директор театра Валерий Градковский и Комитет по культуре Санкт-Петербурга блокировали все его инициативы и требования на посту худрука.

Константин Сухенко напомнил, что в Санкт-Петербурге — около ста театров, но это не означает, что в каждом из них есть художественный руководитель. Театр Ленсовета долгие годы жил без худрука — только с главным режиссером. В этом театре и худрук, и директор назначаются городскими властями. «При выборе претендента учитывается мнение экспертного сообщества, коллектива театра. Мы не торопимся, а предельно бережно по отношению к театру стараемся найти решение проблемы. Единой схемы для всех театров нет, и мы не стремимся к унификации. Мы готовы вести дискуссию и вырабатывать устраивающие всех решения», — подчеркнул он.

Константин Сухенко

«Если говорить о моих личных предпочтениях, которые, естественно, не будут определяющими, то я вижу Театр Ленсовета классическим русским драматическим театром. Считаю, что там, на мой вкус, большую часть репертуара должны составлять классические постановки. Безусловно, это не отрицает каких-то новаторских экспериментов», — рассказал Константин Сухенко.

Он выразил уверенность, что в русской классической драме у театра есть больше возможностей, чем в попытках изобретать что-то новаторское и конкурировать на этом поле. «Юрий Николаевич желал создать авторский театр. Но мы даже зал в здании театра не можем переделать так, как ему хотелось… Это просто нельзя сделать в силу ограничений КГИОП», — добавил чиновник.

Константин Сухенко напомнил, что Юрий Бутусов вскоре после назначения на пост худрука уехал на два месяца, чтобы поставить спектакль в Дании. Вернувшись в начале марта, он планировал еще на два месяца уехать, поскольку у него планировалась постановка в Москве.

«Я сомневаюсь, что художественный руководитель может работать в таком режиме. К тому же Юрий Николаевич настаивал на оплате его труда за дистанционное руководство… На мой взгляд, суть конфликта обусловлена тем, что Юрий Николаевич — талантливый мастер и режиссер, но отнюдь не хозяйственный руководитель», — подчеркнул глава комитета.

Более того, по словам Константина Сухенко, режиссер в значительной степени конкретизировал и обнародовал свои требования уже после того, как было подписано его заявление об увольнении. «Если бы Юрий Николаевич хотел полемизировать и обсуждать конкретные вопросы, то полагаю, что он действовал бы иначе. Может быть, было бы даже целесообразно организовать пресс-конференцию — еще до ухода из театра. Тут был широкий выбор средств, если Юрий Бутусов действительно хотел бы бороться за свой театр. А получилось так, что свои требования он конкретизировал уже после подписания заявления об увольнении», — рассказал чиновник.

По его словам, Комитет по культуре всегда был открыт для общения и всегда шел навстречу новаторским идеям режиссера. Глава комитета подчеркнул, что «никакой ссоры, никакого напряжения или неприятия в отношении Юрия Бутусова в руководстве города, в Комитете по культуре не было и нет».

«Может быть, что-то недоработал я, как председатель комитета, может нужно было больше общаться, встречаться… Но если честно, то на мой взгляд, и со стороны Юрия Николаевича не наблюдалось большого желания сотрудничать. Сегодня остается только сожалеть о случившемся. Будем искать какой-то цивилизованный выход — прежде всего, в пользу театра и искусства», — подытожил Константин Сухенко.

Театр Ленсовета

После увольнения худрука Театра Ленсовета петербуржцы инициировали петицию в поддержку Юрия Бутусова: с 8 марта за возвращение художественного руководителя в театр проголосовали почти три тысячи человек. А в соцсетях запустили флешмоб с хештегом #ВернемБутусова. Актеры труппы написала открытое письмо, в котором выразили беспокойство за свое будущее в искусстве и попросили вернуть режиссера.

Корреспонденту «Росбалта» Юрий Бутусов 7 марта рассказал, что: «На все мои предложения, творческие инициативы по развитию театра, изменению структуры мне отвечали отказом».

По словам режиссера, при подписании контракта 20 ноября 2017 года все детали обсуждались. «Я согласился на это компромиссное решение, которое изначально было несостоятельным. Надеялся на взаимный диалог, движение и постепенные изменения, которые произойдут в театре. Я проработал в этой ситуации три месяца», — сказал он.

Юрий Бутусов отметил, что на него не оказывалось какого-либо давления. «Но театр требует единого начала, движения вперед, понимания, как будет развиваться. Сложившаяся ситуация оказывала влияние на творческую составляющую и атмосферу в коллективе», — добавил он.

Вопрос о том, где он будет работать после ухода из театра, режиссер назвал преждевременным…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

15 марта 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.