#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

Карамарх, фото с сайта музея

#Из разговора соседей

– Зацени, наконец-то доделал ремонт в квартире. Обои, ламинат…
– А печь изразцовую куда дел?
– Выкинул! Какие-то чудики тут же на осколки набросились и утащили.

Карамарх, фото с сайта музея

#Смотрите под ноги

«Смотрите под ноги!» – призывают организаторы и эксперты музея «Керамарх». «И по сторонам, конечно». Ценные раритеты могут оказаться под слоем штукатурки в парадном, под обоями в квартире… и стать потом экспонатами этого единственного в своем роде музея в Государевом бастионе Петропавловской крепости.

Карамарх, фото с сайта музея

#Государев бастион#300 лет назад

…Тяжело захлопнуты своды над головой. Скрипит железная дверь, надвинулись стылые стены, сжали в сырой тесноте. Земляной пол мерзлым звоном отзывается на шаги. Сквозь зарешёченные, слепые от белой краски окна еле сочится свет. Его быстро съедает густой мрак камеры. С улицы доносятся повседневные звуки крепости. С эхом взрываются грубые окрики конвойных и лязг кандалов арестантов. Длинными раскатами гремит барабанный бой, приближается и удаляется клёкот копыт по брусчатке. И утешением объемлет эту мрачную неизбежность колокольный звон Петропавловского собора…

Карамарх, фото с сайта музея

#Государев бастион#Сегодня

Благозвучный переливчатый звон колоколов Петропавловского собора… Парусно изгибаясь парят белоснежные своды, сопровождая анфиладу залов-гротов. Глубоководный ультрамарин стен эффектно обрамляет яркую белизну тонко расписанных изразцов и садовых вазонов. Его сжимающая синяя яркость вдруг сменяется распахнутым жаром оранжевого пространства. А царственную сдержанность монохромных и трехцветных керамических диковин сменяет узорчатое великолепие изразцовых печей.

Пряничные рельефы, жизнерадостная пестрая глазурь, сахарная белая керамика материализовали солнечную атмосферу волшебной русской сказки. После широкого празднества цвета – мистический сумрак стен матово-изумрудного зала. Изощрённые растительные орнаменты модерна органично произрастают в этой подводности. Полихромная игра фактур, подвижные блики, свежие оттенки… Под ногами неоновым сиреневым, желтым, красным светом сияют витрины-кристаллы. Под их защитой – спасенные фрагменты прошлого.

Карамарх, фото с сайта музея

#История#Экспозиция#Актуальность

Безобидные грустные львы, пухлощекие дети-херувимы, забавные единороги-свистульки… Это XVIII век. Тогда неизвестные русские мастера под руководством иностранцев осваивали новые заморские технологии в керамике. В XIX веке образы повзрослели и похорошели, техника выправилась. Вспыхнули яркие имена в керамическом деле. Это были прославленные зодчие Петербурга – создатель Михайловского театра Александр Брюллов, автор проекта Мариинского дворца Андрей Штакеншнейдер и главный архитектор гостиницы «Астория» Федор Лидваль. Среди 11 тысячи предметов в собрании «Керамарха» чудом оказались созданные по их эскизам фрагменты декоративной облицовки зданий и проекты керамических печей.

Врубелевская мистическая грусть озаряет лики ангелов с огромного фриза колокольни церкви Святой Анны Кашинской. А кузнецовская фасадная керамика с Троицкой церкви на улице Марата жизнелюбиво сияет яркими красками и втягивает в зрительные переговоры своих уютных орнаментальных мотивов. В «Керамархе» тактильное ощущение материалов чередуется с аутентичными документами. Эскизы печей, сопровождающие оригиналы, увлекают сравнением «героя» с «прототипом». А на матовой поверхности стен воспроизведены архитектурные чертежи – их документальная подробность погружает в матрицу истории. Масштаб ее освоения растет, постоянно обновляясь новыми артефактами.

Размерные колебания экспонатов впечатляют: от семиметрового карнавального буйства красок и образов до хрупкой цветочной чашечки, оживившей обломок разрушенного иконостаса. С недоступной высоты спустились на экспозицию детали фасадов зданий, из небытия разрушенных домов вернулись печи, собрались вместе выжившие фрагменты церковного убранства. Почти все они свободны от витрин и максимально приближены к зрителю. В несколько прикосновений к экранам сенсорных киосков они становятся еще ближе: открывается история их спасения и восстановления.

Об этом можно услышать на экскурсиях и лекциях, посмотреть, как все было на деле – на мастер-классах, и обнаружить бесценную детскую любознательность – на интерактивных занятиях.

Карамарх, фото с сайта музея

#От автора#Личное

…На матовом фоне быстро и ловко сбегаются и разбегаются в сложных красочных узорах яркие разноцветные драгоценности. Это игрушка калейдоскоп, это Детство. Зачаровывает их еле слышный сухой шорох перед появлением новой картинки. Всегда так жаль, что она уже не повторится… И вот «Керамарх». В нём 200 доступных драгоценностей-экспонатов, перед глазами они складываются в причудливые узоры, которые можно сколько угодно рассматривать, постоянно обнаруживая новое очарование. Панно, иконы, капители, барельефы, печи, их уцелевшие фрагменты собираются по стилям и векам, и сквозь эту пестроту проступает Сама История…

Карамарх, фото с сайта музея

СЕРАФИМА КОЛОМЕЙЦЕВА
Текст был представлен на Международный молодежный конкурс имени К. Р., победитель в номинации «Путешествие по музейному Северо-Западу»

19 августа 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.