#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

Карамарх, фото с сайта музея

#Из разговора соседей

– Зацени, наконец-то доделал ремонт в квартире. Обои, ламинат…
– А печь изразцовую куда дел?
– Выкинул! Какие-то чудики тут же на осколки набросились и утащили.

Карамарх, фото с сайта музея

#Смотрите под ноги

«Смотрите под ноги!» – призывают организаторы и эксперты музея «Керамарх». «И по сторонам, конечно». Ценные раритеты могут оказаться под слоем штукатурки в парадном, под обоями в квартире… и стать потом экспонатами этого единственного в своем роде музея в Государевом бастионе Петропавловской крепости.

Карамарх, фото с сайта музея

#Государев бастион#300 лет назад

…Тяжело захлопнуты своды над головой. Скрипит железная дверь, надвинулись стылые стены, сжали в сырой тесноте. Земляной пол мерзлым звоном отзывается на шаги. Сквозь зарешёченные, слепые от белой краски окна еле сочится свет. Его быстро съедает густой мрак камеры. С улицы доносятся повседневные звуки крепости. С эхом взрываются грубые окрики конвойных и лязг кандалов арестантов. Длинными раскатами гремит барабанный бой, приближается и удаляется клёкот копыт по брусчатке. И утешением объемлет эту мрачную неизбежность колокольный звон Петропавловского собора…

Карамарх, фото с сайта музея

#Государев бастион#Сегодня

Благозвучный переливчатый звон колоколов Петропавловского собора… Парусно изгибаясь парят белоснежные своды, сопровождая анфиладу залов-гротов. Глубоководный ультрамарин стен эффектно обрамляет яркую белизну тонко расписанных изразцов и садовых вазонов. Его сжимающая синяя яркость вдруг сменяется распахнутым жаром оранжевого пространства. А царственную сдержанность монохромных и трехцветных керамических диковин сменяет узорчатое великолепие изразцовых печей.

Пряничные рельефы, жизнерадостная пестрая глазурь, сахарная белая керамика материализовали солнечную атмосферу волшебной русской сказки. После широкого празднества цвета – мистический сумрак стен матово-изумрудного зала. Изощрённые растительные орнаменты модерна органично произрастают в этой подводности. Полихромная игра фактур, подвижные блики, свежие оттенки… Под ногами неоновым сиреневым, желтым, красным светом сияют витрины-кристаллы. Под их защитой – спасенные фрагменты прошлого.

Карамарх, фото с сайта музея

#История#Экспозиция#Актуальность

Безобидные грустные львы, пухлощекие дети-херувимы, забавные единороги-свистульки… Это XVIII век. Тогда неизвестные русские мастера под руководством иностранцев осваивали новые заморские технологии в керамике. В XIX веке образы повзрослели и похорошели, техника выправилась. Вспыхнули яркие имена в керамическом деле. Это были прославленные зодчие Петербурга – создатель Михайловского театра Александр Брюллов, автор проекта Мариинского дворца Андрей Штакеншнейдер и главный архитектор гостиницы «Астория» Федор Лидваль. Среди 11 тысячи предметов в собрании «Керамарха» чудом оказались созданные по их эскизам фрагменты декоративной облицовки зданий и проекты керамических печей.

Врубелевская мистическая грусть озаряет лики ангелов с огромного фриза колокольни церкви Святой Анны Кашинской. А кузнецовская фасадная керамика с Троицкой церкви на улице Марата жизнелюбиво сияет яркими красками и втягивает в зрительные переговоры своих уютных орнаментальных мотивов. В «Керамархе» тактильное ощущение материалов чередуется с аутентичными документами. Эскизы печей, сопровождающие оригиналы, увлекают сравнением «героя» с «прототипом». А на матовой поверхности стен воспроизведены архитектурные чертежи – их документальная подробность погружает в матрицу истории. Масштаб ее освоения растет, постоянно обновляясь новыми артефактами.

Размерные колебания экспонатов впечатляют: от семиметрового карнавального буйства красок и образов до хрупкой цветочной чашечки, оживившей обломок разрушенного иконостаса. С недоступной высоты спустились на экспозицию детали фасадов зданий, из небытия разрушенных домов вернулись печи, собрались вместе выжившие фрагменты церковного убранства. Почти все они свободны от витрин и максимально приближены к зрителю. В несколько прикосновений к экранам сенсорных киосков они становятся еще ближе: открывается история их спасения и восстановления.

Об этом можно услышать на экскурсиях и лекциях, посмотреть, как все было на деле – на мастер-классах, и обнаружить бесценную детскую любознательность – на интерактивных занятиях.

Карамарх, фото с сайта музея

#От автора#Личное

…На матовом фоне быстро и ловко сбегаются и разбегаются в сложных красочных узорах яркие разноцветные драгоценности. Это игрушка калейдоскоп, это Детство. Зачаровывает их еле слышный сухой шорох перед появлением новой картинки. Всегда так жаль, что она уже не повторится… И вот «Керамарх». В нём 200 доступных драгоценностей-экспонатов, перед глазами они складываются в причудливые узоры, которые можно сколько угодно рассматривать, постоянно обнаруживая новое очарование. Панно, иконы, капители, барельефы, печи, их уцелевшие фрагменты собираются по стилям и векам, и сквозь эту пестроту проступает Сама История…

Карамарх, фото с сайта музея

СЕРАФИМА КОЛОМЕЙЦЕВА
Текст был представлен на Международный молодежный конкурс имени К. Р., победитель в номинации «Путешествие по музейному Северо-Западу»

19 августа 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.