#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

Карамарх, фото с сайта музея

#Из разговора соседей

– Зацени, наконец-то доделал ремонт в квартире. Обои, ламинат…
– А печь изразцовую куда дел?
– Выкинул! Какие-то чудики тут же на осколки набросились и утащили.

Карамарх, фото с сайта музея

#Смотрите под ноги

«Смотрите под ноги!» – призывают организаторы и эксперты музея «Керамарх». «И по сторонам, конечно». Ценные раритеты могут оказаться под слоем штукатурки в парадном, под обоями в квартире… и стать потом экспонатами этого единственного в своем роде музея в Государевом бастионе Петропавловской крепости.

Карамарх, фото с сайта музея

#Государев бастион#300 лет назад

…Тяжело захлопнуты своды над головой. Скрипит железная дверь, надвинулись стылые стены, сжали в сырой тесноте. Земляной пол мерзлым звоном отзывается на шаги. Сквозь зарешёченные, слепые от белой краски окна еле сочится свет. Его быстро съедает густой мрак камеры. С улицы доносятся повседневные звуки крепости. С эхом взрываются грубые окрики конвойных и лязг кандалов арестантов. Длинными раскатами гремит барабанный бой, приближается и удаляется клёкот копыт по брусчатке. И утешением объемлет эту мрачную неизбежность колокольный звон Петропавловского собора…

Карамарх, фото с сайта музея

#Государев бастион#Сегодня

Благозвучный переливчатый звон колоколов Петропавловского собора… Парусно изгибаясь парят белоснежные своды, сопровождая анфиладу залов-гротов. Глубоководный ультрамарин стен эффектно обрамляет яркую белизну тонко расписанных изразцов и садовых вазонов. Его сжимающая синяя яркость вдруг сменяется распахнутым жаром оранжевого пространства. А царственную сдержанность монохромных и трехцветных керамических диковин сменяет узорчатое великолепие изразцовых печей.

Пряничные рельефы, жизнерадостная пестрая глазурь, сахарная белая керамика материализовали солнечную атмосферу волшебной русской сказки. После широкого празднества цвета – мистический сумрак стен матово-изумрудного зала. Изощрённые растительные орнаменты модерна органично произрастают в этой подводности. Полихромная игра фактур, подвижные блики, свежие оттенки… Под ногами неоновым сиреневым, желтым, красным светом сияют витрины-кристаллы. Под их защитой – спасенные фрагменты прошлого.

Карамарх, фото с сайта музея

#История#Экспозиция#Актуальность

Безобидные грустные львы, пухлощекие дети-херувимы, забавные единороги-свистульки… Это XVIII век. Тогда неизвестные русские мастера под руководством иностранцев осваивали новые заморские технологии в керамике. В XIX веке образы повзрослели и похорошели, техника выправилась. Вспыхнули яркие имена в керамическом деле. Это были прославленные зодчие Петербурга – создатель Михайловского театра Александр Брюллов, автор проекта Мариинского дворца Андрей Штакеншнейдер и главный архитектор гостиницы «Астория» Федор Лидваль. Среди 11 тысячи предметов в собрании «Керамарха» чудом оказались созданные по их эскизам фрагменты декоративной облицовки зданий и проекты керамических печей.

Врубелевская мистическая грусть озаряет лики ангелов с огромного фриза колокольни церкви Святой Анны Кашинской. А кузнецовская фасадная керамика с Троицкой церкви на улице Марата жизнелюбиво сияет яркими красками и втягивает в зрительные переговоры своих уютных орнаментальных мотивов. В «Керамархе» тактильное ощущение материалов чередуется с аутентичными документами. Эскизы печей, сопровождающие оригиналы, увлекают сравнением «героя» с «прототипом». А на матовой поверхности стен воспроизведены архитектурные чертежи – их документальная подробность погружает в матрицу истории. Масштаб ее освоения растет, постоянно обновляясь новыми артефактами.

Размерные колебания экспонатов впечатляют: от семиметрового карнавального буйства красок и образов до хрупкой цветочной чашечки, оживившей обломок разрушенного иконостаса. С недоступной высоты спустились на экспозицию детали фасадов зданий, из небытия разрушенных домов вернулись печи, собрались вместе выжившие фрагменты церковного убранства. Почти все они свободны от витрин и максимально приближены к зрителю. В несколько прикосновений к экранам сенсорных киосков они становятся еще ближе: открывается история их спасения и восстановления.

Об этом можно услышать на экскурсиях и лекциях, посмотреть, как все было на деле – на мастер-классах, и обнаружить бесценную детскую любознательность – на интерактивных занятиях.

Карамарх, фото с сайта музея

#От автора#Личное

…На матовом фоне быстро и ловко сбегаются и разбегаются в сложных красочных узорах яркие разноцветные драгоценности. Это игрушка калейдоскоп, это Детство. Зачаровывает их еле слышный сухой шорох перед появлением новой картинки. Всегда так жаль, что она уже не повторится… И вот «Керамарх». В нём 200 доступных драгоценностей-экспонатов, перед глазами они складываются в причудливые узоры, которые можно сколько угодно рассматривать, постоянно обнаруживая новое очарование. Панно, иконы, капители, барельефы, печи, их уцелевшие фрагменты собираются по стилям и векам, и сквозь эту пестроту проступает Сама История…

Карамарх, фото с сайта музея

СЕРАФИМА КОЛОМЕЙЦЕВА
Текст был представлен на Международный молодежный конкурс имени К. Р., победитель в номинации «Путешествие по музейному Северо-Западу»

19 августа 2019.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.