Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.

Театр Karlsson Haus

В антураже Karlsson Haus появилось много отличительных черт — это первый в Петербурге камерный театр, где зрителей усадили на подушки, а на одну из четырех сцен, на Фурштатской улице, можно пройти через окно, как бы это сделал сам Карлсон. В активе театра много интересных работ, в том числе соавторских, дипломы «Золотого софита», «Золотой маски», зарубежных фестивалей.

Праздничные мероприятия начались со спектакля, посвященного «загадочной русской душе». 22 февраля гости посмотрели спектакль «Ваня» режиссера Алексея Лелявского. Эта постановка участвовала в таких фестивалях, как «БТК-фест «Театр актуальных кукол» в 2015 году (Санкт-Петербург), «КукАрт» (Санкт-Петербург), «Петрушка Великий» (Екатеринбург, 2016 год), «Соломенный жаворонок» (Челябинск, 2016 год). Она награждена Российской национальной театральной премией «Золотая маска» за лучшую режиссуру и работу актера (Михаил Шеломенцев) в театре кукол, Высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой Софит» как лучший спектакль и лучшая работа актера, Молодежной премией Санкт-Петербурга в области художественного творчества. Спектакль достиг признания и за рубежом. Он был отмечен на IX международном фестивале театров кукол (Минск, Белоруссия), HighFest (Ереван, Армения), на целом ряде фестивалей в Варшаве, Ломже, Жешуве, Лодзе, Бельско-Бяла (Польша), в Стара-Загора (Болгария), в Остраве (Чехия).

Театр Karlsson Haus

После показа зрители смогли пообщаться с известным филологом, фольклористом и театроведом Анной Федоровной Некрыловой, которая рассказала об обсценной лексике в лекции — «Русский мат. Научный подход». Темой лекции было противоречие между долгим запретом на нецензурные выражения в российских театрах и непреходящей прочности их позиций в быту. В соответствии с некоторыми научными исследованиями человеческого мозга, сейчас считается, что ненормативная лексика ослабляет физическую боль. В славянских ритуалах она и вовсе представляла из себя неотъемлемый компонент ритуальных обрядов.

26 февраля состоялась встреча театра со маленькими зрителями. Режиссер Анна Иванова-Брашинская показала им свою сказочную постановку-трилогию по мотивам произведений русских писателей, рассказывающую о важности таких понятий, как честь, порядочность и верность себе, о тех сложностях, противоречиях и компромиссах, с которыми сталкиваешься, когда постигаешь такие вещи в совсем юном возрасте. В трилогию вошли рассказ Антона Чехова «Дома», сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского и рассказ «Честное слово» Леонида Пантелеева.

Театр Karlsson Haus

Постановка, с одной стороны, пленяет своей визуальной составляющей и богатым музыкальным фоном. С помощью всего нескольких кукол — одна из них играет всех трех главных героев, — и магической игры с реквизитом постановщик и актеры превратили сцену в территорию настоящей романтической сказки. Одна и та же площадка молниеносно трансформируется в патриархальный семейный дом, в стеклянный сверкающий дворец и цветущий сад выдуманного царя, в казенное жилище одинокого мальчика-школяра, в роскошные подземные чертоги, в печальный и прекрасный осенний парк на Васильевском острове.

С другой стороны, спектакль поднимает очень серьезные и глубокие проблемы нравственного толка, на которых взрослые люди зачастую стремятся не акцентировать внимания, или же вообще не замечают их в калейдоскопе будничной суеты. В первой истории перед взрослым персонажем стоит дилемма — наставить своего ребенка на путь истинный с помощью красивого и увлекательного вымысла или пытаться научить его честным путем. Второе заведомо сложнее, потому что убедительного личного примера отец не способен представить сыну. И он рассказывает сыну романтическую сказку с печальным концом, которую ребенок воспринимает всерьез и дает то самое честное слово — возможно, одно из самых важных во всей его предстоящей жизни.

Театр Karlsson Haus

Вторая часть повествует об изящном и мрачном мире петербургского пансиона и подземной страны. «Черную курицу» зачастую характеризуют не столько как сказку, сколько как отсылку к рыцарским романам, мифам о потусторонних мирах, и даже к масонским мотивам. Большое количество деталей, признаков эпохи, тяжеловесный язык, настраивающий на серьезное восприятие, и атмосфера с налетом готики, — все это актерам предстояло уместить в короткий промежуток времени и ограниченный набор реквизита. Однако они достигли главного: показали, что герой сказки поступил нечестно не тогда, когда выдал тайну подземного королевства и курицы-оборотня, а когда решил распорядиться волшебным даром в угоду своей лени и легкомыслию.

В третьей истории ярко выражены мотивы одиночества, покинутости и ненужности мимолетного обещания, которое, тем не менее, приходится держать только из-за уясненных когда-то формальных установок. Они подчеркнуты фоном из пустеющего вечернего парка, листвы, разлетающейся по ветру, и сказочных спутников маленького героя.

Театр Karlsson Haus

В ходе беседы со зрителями после показа Анна Иванова-Брашинская рассказала, почему хороший спектакль не обязан детально воспроизводить литературную основу, будут ли когда- нибудь отдельные постановки по этим сюжетам и почему так важно думать над увиденным и стараться самому ответить на поставленные вопросы.

В течение праздничной для театра недели зрители увидели спектакль для взрослых Wanted Hamlet 28 февраля, а также постановки для самых маленьких — «Вероятно, чаепитие состоится», «Пой, Юсси, пой», «Муми-тролль и шляпа волшебника».

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

Театр Karlsson Haus был создан в 2005 году группой петербургских кукольников. Несмотря на негосударственный статус, быстро превратился в один из заметных кукольных театров страны. Он удостоен множества наград (в том числе «Золотой маски»), неоднократно участвовал в международных фестивалях. Летом 2016 года в Петербурге Karlsson Haus впервые провел Международную лабораторию фигуративного театра — образовательный проект для молодых кукольников.

5 марта 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…