Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.

Театр Karlsson Haus

В антураже Karlsson Haus появилось много отличительных черт — это первый в Петербурге камерный театр, где зрителей усадили на подушки, а на одну из четырех сцен, на Фурштатской улице, можно пройти через окно, как бы это сделал сам Карлсон. В активе театра много интересных работ, в том числе соавторских, дипломы «Золотого софита», «Золотой маски», зарубежных фестивалей.

Праздничные мероприятия начались со спектакля, посвященного «загадочной русской душе». 22 февраля гости посмотрели спектакль «Ваня» режиссера Алексея Лелявского. Эта постановка участвовала в таких фестивалях, как «БТК-фест «Театр актуальных кукол» в 2015 году (Санкт-Петербург), «КукАрт» (Санкт-Петербург), «Петрушка Великий» (Екатеринбург, 2016 год), «Соломенный жаворонок» (Челябинск, 2016 год). Она награждена Российской национальной театральной премией «Золотая маска» за лучшую режиссуру и работу актера (Михаил Шеломенцев) в театре кукол, Высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой Софит» как лучший спектакль и лучшая работа актера, Молодежной премией Санкт-Петербурга в области художественного творчества. Спектакль достиг признания и за рубежом. Он был отмечен на IX международном фестивале театров кукол (Минск, Белоруссия), HighFest (Ереван, Армения), на целом ряде фестивалей в Варшаве, Ломже, Жешуве, Лодзе, Бельско-Бяла (Польша), в Стара-Загора (Болгария), в Остраве (Чехия).

Театр Karlsson Haus

После показа зрители смогли пообщаться с известным филологом, фольклористом и театроведом Анной Федоровной Некрыловой, которая рассказала об обсценной лексике в лекции — «Русский мат. Научный подход». Темой лекции было противоречие между долгим запретом на нецензурные выражения в российских театрах и непреходящей прочности их позиций в быту. В соответствии с некоторыми научными исследованиями человеческого мозга, сейчас считается, что ненормативная лексика ослабляет физическую боль. В славянских ритуалах она и вовсе представляла из себя неотъемлемый компонент ритуальных обрядов.

26 февраля состоялась встреча театра со маленькими зрителями. Режиссер Анна Иванова-Брашинская показала им свою сказочную постановку-трилогию по мотивам произведений русских писателей, рассказывающую о важности таких понятий, как честь, порядочность и верность себе, о тех сложностях, противоречиях и компромиссах, с которыми сталкиваешься, когда постигаешь такие вещи в совсем юном возрасте. В трилогию вошли рассказ Антона Чехова «Дома», сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского и рассказ «Честное слово» Леонида Пантелеева.

Театр Karlsson Haus

Постановка, с одной стороны, пленяет своей визуальной составляющей и богатым музыкальным фоном. С помощью всего нескольких кукол — одна из них играет всех трех главных героев, — и магической игры с реквизитом постановщик и актеры превратили сцену в территорию настоящей романтической сказки. Одна и та же площадка молниеносно трансформируется в патриархальный семейный дом, в стеклянный сверкающий дворец и цветущий сад выдуманного царя, в казенное жилище одинокого мальчика-школяра, в роскошные подземные чертоги, в печальный и прекрасный осенний парк на Васильевском острове.

С другой стороны, спектакль поднимает очень серьезные и глубокие проблемы нравственного толка, на которых взрослые люди зачастую стремятся не акцентировать внимания, или же вообще не замечают их в калейдоскопе будничной суеты. В первой истории перед взрослым персонажем стоит дилемма — наставить своего ребенка на путь истинный с помощью красивого и увлекательного вымысла или пытаться научить его честным путем. Второе заведомо сложнее, потому что убедительного личного примера отец не способен представить сыну. И он рассказывает сыну романтическую сказку с печальным концом, которую ребенок воспринимает всерьез и дает то самое честное слово — возможно, одно из самых важных во всей его предстоящей жизни.

Театр Karlsson Haus

Вторая часть повествует об изящном и мрачном мире петербургского пансиона и подземной страны. «Черную курицу» зачастую характеризуют не столько как сказку, сколько как отсылку к рыцарским романам, мифам о потусторонних мирах, и даже к масонским мотивам. Большое количество деталей, признаков эпохи, тяжеловесный язык, настраивающий на серьезное восприятие, и атмосфера с налетом готики, — все это актерам предстояло уместить в короткий промежуток времени и ограниченный набор реквизита. Однако они достигли главного: показали, что герой сказки поступил нечестно не тогда, когда выдал тайну подземного королевства и курицы-оборотня, а когда решил распорядиться волшебным даром в угоду своей лени и легкомыслию.

В третьей истории ярко выражены мотивы одиночества, покинутости и ненужности мимолетного обещания, которое, тем не менее, приходится держать только из-за уясненных когда-то формальных установок. Они подчеркнуты фоном из пустеющего вечернего парка, листвы, разлетающейся по ветру, и сказочных спутников маленького героя.

Театр Karlsson Haus

В ходе беседы со зрителями после показа Анна Иванова-Брашинская рассказала, почему хороший спектакль не обязан детально воспроизводить литературную основу, будут ли когда- нибудь отдельные постановки по этим сюжетам и почему так важно думать над увиденным и стараться самому ответить на поставленные вопросы.

В течение праздничной для театра недели зрители увидели спектакль для взрослых Wanted Hamlet 28 февраля, а также постановки для самых маленьких — «Вероятно, чаепитие состоится», «Пой, Юсси, пой», «Муми-тролль и шляпа волшебника».

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

Театр Karlsson Haus был создан в 2005 году группой петербургских кукольников. Несмотря на негосударственный статус, быстро превратился в один из заметных кукольных театров страны. Он удостоен множества наград (в том числе «Золотой маски»), неоднократно участвовал в международных фестивалях. Летом 2016 года в Петербурге Karlsson Haus впервые провел Международную лабораторию фигуративного театра — образовательный проект для молодых кукольников.

5 марта 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фотографии предоставлены пресс-службой театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.