Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр
Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.
Игорь Шибанов поступил в мастерскую Зиновия Корогодского в 1961 году и уже с третьего курса активно участвовал в спектаклях ТЮЗа. Его знаменитыми постановками стали: «Сказки Пушкина», «Месс-Менд», «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», «Комедия ошибок», «Трень-Брень». Тонкая, игровая природа, умение чувствовать зал, органичность позволили Игорю Шибанову добиться всенародного признания.
Анализируя работу с Зиновием Корогодским, Игорь Шибанов подчеркивал включенность артистов в процесс создания спектакля, пропитанность каждого общим замыслом, желание творить сообща. Поэтому даже небольшая сценка из студенческого спектакля, в которой артист с Ириной Соколовой рассказывает сказку «Муха-Цокотуха», полна живости и убедительности: фантазийный, на одном дыхании дуэт полон свободы и любви к театру. Кстати, данный сюжет до сих пор можно найти в записи.
В интервью Игорь Шибанов часто упоминает о работе в ТЮЗе как своеобразном подвижничестве: работа с детским залом аккумулирует дополнительные актерские возможности. Желание нести свет и обогащать души юного поколения, искреннее отношение к театру, как к дому, не позволило артисту покинуть ТЮЗ с уходом мастера.
Ответственность за дело, переданная Зиновием Корогодским, приложившим много усилий к формированию своего зрителя, своим ученикам, наполняет артиста до сих пор. Вопросы детства и воспитания человека стали нравственным стержнем Игоря Шибанова. Рассуждая о детском репертуаре, артист замечает, что возраст и сказочность персонажа не имеют никакого значения для работы над ролью: важнее всего мысль, которую проносит персонаж.
Детский репертуар позволяет всегда оставаться на одной волне с подрастающим поколением, не дает быстро взрослеть. Так, Лис из спектакля «Маленький принц» Андрея Андреева был раскрыт через образ одинокого, ласкового героя, для которого самой главной ценностью оказываются человеческие отношения.
В спектакле «Конек-Горбунок», седьмым возобновлением которого занимался Владимир Тодоров, артист играет строптивого, своевольного Царя, который привык себе ни в чем не отказывать. Замечательное хоровое начало пронизывает сказку, а Игорь Шибанов задает верный тон исконно русскому, народному высказыванию, играя архетипичный образ русского царя.
В спектакле «Поллианна» Игоря Селина Игорь Шибанов исполняет роль положительного доктора Чилтона, который восхищается живостью Поллианны, заряжаясь ее энергией и светом. Артист создал трепетный образ доброго, искреннего человека, имеющего свою потаенную мечту.
В другой работе режиссера — «Щелкунчике мастера Дроссельмейера» — Игорь Шибанов играет контрастную роль Мышиного короля, зловещего и пугающего персонажа, всегда возникающего из ниоткуда и воплощающего собой человеческие страхи. Обволакивающий сознание и парализующий внимание герой расширяет вереницу необычных образов артиста.
В этом же спектакле артист играет благоразумного, вкрадчивого, обманчивого доктора Нойна, представителя «здорового сознания» мира буржуазии. Умение артиста представить диапазон характера персонажа позволяет аккумулировать аналитические способности зрителей и подталкивает к размышлениям.
Сразу три роли Игорь Шибанов исполнил в другом спектакле — «Обещание на рассвете» Владимира Гурфинкеля. Обаятельный и точный артист убедителен в каждом образе: старика-поляка по фамилии Пекельный, поверившего в будущую известность главного героя, щедрого продавца круассанов, пожилого воздыхателя Нины, мечтающего об искренней любви. Талант быстрого переключения из одного образа в другой, мастерство перевоплощения и работа по сути всегда отличали художественный дар артиста.
В постановке «В горах мое сердце» Сергея Каргина Игорь Шибанов играл актера Джаспера Мак-Грегора, наполненного философией странничества и романтизма. Его персонаж воплощал тепло и артистизм, умение наполнять людей неземной гармонией и счастьем.
В спектакле Александра Кузина «Бешеные деньги» артист играет Кучумова, легкомысленного, старого врунишку. Это — добротная, обстоятельная роль Игоря Шибанова, в которой он достигает невероятного трагикомизма: игра в увлечение Лидией начинает становиться реальностью.
Другая работа по Александру Островскому представлена в спектакле «Доходное место» Дмитрия Астрахана. Игорь Шибанов исполняет роль Юсова, изворотливого чиновника, чеховского хамелеона. Со своими подчиненными герой становится напыщенным и важным, с начальством пускается в подхалимничество. Пластичный, карикатурный идеолог чиновничьего произвола одновременно является главным шутом, в кураже исполняющим ритуальную пляску среди своих чиновников.
В «Тартюфе» Александра Кузина Игорь Шибанов исполнял главную роль — играл уставшего Тартюфа, опытного обманщика, для которого семейство Оргона становится последним «делом». Умный комедиант, хладнокровный лицемер с восхитительными манерами был пронизан особенным драматизмом: артист играл человека, имеющего свою правду и цепляющегося за жизнь.
В комедийном амплуа артисту нет равных: в спектакле Кристин Жоли «Пыль в глаза» Игорь Шибанов мастерски исполнял роль кондитера Месье Ратинуа. Характерный артист умеет работать со зрительскими эмоциями и добиваться сиюминутной актуальности сцены, балансируя на волнах острого юмора.
В «Капитанской дочке» Григория Козлова артист играл капитана Миронова — истинного патриота, готового отдать себя во имя благой цели и защиты родины. Его образ был пронизан грустью и трепетной теплотой родного дома и любви к близким.
Привязанность к дочери наполняла персонажа внутренней гармонией и счастьем. В спектакле Георгия Цхвиравы «Отцы и дети» Игорь Шибанов играет Павла Петровича — загадочного, с внутренней трагедией персонажа. Его намеренная сдержанность, желание вступить в схватку выдают в нем страстного человека, со своими принципами и жизненным укладом.
Его борьба с новым мировоззрением — в первую очередь, борьба с самим собой. Взаимоотношения отцов и детей вновь раскрываются в спектакле Адольфа Шапиро «Король Лир», где Игорь Шибанов играет верноподданного графа Глостера.
Глубоко потрясенный предательством сына, отчаявшийся персонаж выполнен в самых трагедийных красках. В любимой зрителями постановке «Денискины рассказы» Екатерины Максимовой увалень Мишка сыгран Игорем Шибановым очень точно, с ноткой ностальгии и самоиронии. Артист погружается во внутреннее состояние персонажа, деликатно и с юмором рисуя нелепого мальчишку, смущенно рассказывающего о своих проделках.
Руслан Кудашов пригласил Игоря Шибанова на роль Лепорелло в спектакле «Маленькие трагедии». Мудрый, ленивый, трусливый, живущий заботами Дон Гуана персонаж находится в тесной связке с главным героем. Сочные интонации Игоря Шибанова, удивительная степень комизма позволяют наслаждаться ролью сводника и оруженосца. В злободневной и современной постановке Николая Рощина и Андрея Калинина «Носороги» артист играет нонкомформиста Беранже, уставшего от жизни, но нашедшего в себе силы не сдаваться.
Герой все время колеблется, ищет себя, но не может пойти на уступки со своей совестью. Фильмография Игоря Шибанова насчитывает работу в 55 проектах. В кино артист играл у Алексея Балабанова («Прибытие поезда», «Замок», «Брат», «Трофим», «Про уродов и людей»), Вячеслава Мельникова («Бедный, бедный Павел»), Алексея Учителя («Космос как предчувствие»), запомнился ролью эксперта в сериале «Улица разбитых фонарей».
Прекрасный мастер дубляжа, озвучивший Энтони Хопкинса и Филиппа Нуаре, а так же работавший в диснеевских мультфильмах: «Короле льве» (роль мудрой обезьяны Рафики) и «Красавице и чудовище» (роль Когсворта, обаятельных часов), всегда относился к кино с уважением и интересом, главным своим предназначением считая работу в театре.
Ответственный за сценическую интонацию и внутренний темп спектакля, педантичный артист всегда точен и масштабен. Одаренный пластически и музыкально Игорь Шибанов раскрывает удивительный диапазон актерских возможностей. Легкое, игровое ощущение комического и умение подняться на вершины трагизма пронизывает актера. Безупречное чувство формы и художественного вкуса позволяет играть в спектаклях по мировой литературе, а так же современных постановках.
Для Игоря Шибанова успех общего дела всегда важнее личного, что подчеркивает огромную нравственную силу артиста. Пожелаем юбиляру здоровья, насыщенного диалога с зрительным залом и счастья. Благодарим за трепетное служение театру на протяжении 55 лет!
ЕЛИЗАВЕТА РОНГИНСКАЯ
После публикации стало известно, что Игорь Шибанов скончался. Это случилось 20 сентября 2019 года. Светлая память прекрасному артисту и человеку.
14 сентября 2019.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: ТЮЗ.

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни
Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность
В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF
До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Просветление от Сергея Полунина
Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле
Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.
Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.

Юлия Никитина: Су-вид — еда с чистым вкусом
Минувшим летом в Петербурге появился сервис доставки еды, приготовленной при низких температурах по технологии су-вид (Sous Vide — в переводе с французского «под вакуумом»). Аналогов гастрономическому проекту «Сувид’Or» в России и мире нет. В основе концепции — вкусные ужины, приготовленные в вакуумных пакетах в воде при температуре ниже ста градусов по Цельсию. Плюсов у таких блюд множество: все полезные вещества сохраняются, а соки из продуктов не испаряются, так как происходит равномерное прогревание. Можно не использовать масло, сокращается объем соли и приправ — в вакууме раскрываются все натуральные ароматы продукта.
Основатель этой компании «Сувид’Or» Юлия Никитина рассказала нашему корреспонденту, кому стоит включить в рацион су-видженную еду и может ли су-вид стать альтернативой джанк-фуду.